Станция «Три вокзала» или «Каланчевская»? Выбор за вами

Как будет называться новый пересадочный узел между МЦД-2 и МЦД-4 для пассажиров зависит от москвичей и гостей столицы. На портале «Активный гражданин» началось голосование за лучшее название новой станции Москвы.
- Предыстория площади. От каланчи до железнодорожного вокзала
Когда Москва еще только начала застраиваться, здесь были пастбища и болото, протекала речка. В XVII веке время было неспокойное, еще свежи были воспоминания о татаро-монголах, на границах молодого Московского царства тоже было тревожно и тогда царь Алексей Михайлович (годы правления: 1645 – 1676 годы) приказал построить на этом месте деревянный дворец с дозорной вышкой. По-татарски она называлась каланчой. Вот именно от первой каланчи и пошло в народе название сначала поля, а затем дворца. Потом появилась улица, площадь и переулок, которые тоже стали называть Каланчевскими.
Со временем здесь обосновались торговцы лесом. Сохранились чертежи, сделанные в конце XVIII века, там хорошо видно, что было множество маленьких торговых лавок, за которые складывали бревна и доски. Этот отрезок улицы, где протекал ручей Ольховец, назывался «Из лесного ряду к Красным воротам». Когда Москву сдали Наполеону в 1812 году, то всё сгорело в пожаре, который устроили москвичи, чтобы Москва не досталась французской армии. Об этих лавках, торговавших лесом, напоминает название переулка – Леснорядский.
Но особенно большую роль сыграла железная дорога. Несмотря на то, что торговля стройматериалами возобновилась, но прогресс внес свои коррективы. Начиная с середины XIX века Каланчевская улица стала занимать важное место в транспортной инфраструктуре древней столицы. Знаковым стало открытие в 1851 году Петербургского вокзала. Это был первый вокзал в городе, сейчас называется Ленинградским вокзалом. С тех пор площадь стала превращаться в важный железнодорожный узел страны.
Место оказалось удобным, поэтому в 1862 году на Каланчевской площади построили еще один – Ярославский вокзал. Тогда он был небольшим, но уже в 1907 году было возведено большое здание.
В стране шел бум железнодорожного строительства, поэтому в 1864 году недалеко был открыт Рязанский вокзал. Но когда дорогу достроили до Казани, то в 1912 году его переименовали в Казанский вокзал.
После революции в стране было модно переиначивать старорежимные названия в новые. В 1933 году Каланчевская площадь ушла в историю, оставшись в памяти только коренных москвичей, а на свет появилась Комсомольская площадь. Этим оказали честь комсомольцам, работавшим на первой очереди московского метро и одновременно в честь 15-летнего юбилея ВЛКСМ. Но среди жителей и гостей столицы место получила неофициальное название – Площадь Трех вокзалов или ещё проще – Три вокзала.
Современный вид Комсомольская площадь получила в середине 20-х годов. До этого, в XIX веке речки Ольховец и Чечора спрятали в трубу. Проложили Краснопрудную улицу. Позже пруд засыпали, на его месте построили склады. В начале 30-х годов под вокзалами была проложена ветка метрополитена между Ярославским и Ленинградским вокзалами построили выход со станции. В 1952 году была проведена реконструкция выхода, а на следующий год была сдана в эксплуатацию одна из сталинских высоток – гостиница Ленинградская. Таким образом архитектурная композиция бывшей Каланчевской площади стала завершенной.
- Значение Комсомольской площади для всей страны
Комсомольская площадь – уникальное место. Здесь расположено три железнодорожных крупных вокзала, две станции метро и одна высотка. О каждом из этих объектов можно рассказывать долго. Они отражают непростую историю не только Москвы, но и всей страны.
Сюда приезжают поезда из Северной столицы, с берегов Тихого океана, Сибири, Средней Азии. Можно только взглянуть на схемы движения поездов, чтобы представить себе грандиозные масштабы перевозок. А еще есть местные электрички. Через эти три вокзала в сутки проходит более 535 тысяч человек, и это только в рабочие дни. Специалисты подсчитали, что пассажиропоток через несколько лет увеличиться до 620 тысяч пассажиров.
Добавим автомобильный транспорт, здесь в сутки проезжает более 60 тысяч машин. Две улицы, своими названиями напоминающие об истории этого места: Каланчевская и Краснопрудная связывают железнотранспортный узел с Садовым и Третьим транспортным кольцами, крупнейшими автомагистралями столицы. Ходят трамваи, автобусы и такси. Недавно были восстановлены пешеходные переходы. Поэтому логистические задачи здесь приходится решать практически ежедневно.
- Московские центральные диаметры
Систему линий внеуличного железнодорожного транспорта запустили в Москве 21 ноября 2019 года. Эту систему еще называют «наземным метро», хотя таковым не является. Второй Московский центральный диаметр (Курско-Рижский) соединен с Курским вокзалом. В год этим маршрутом пользуется около 155 миллионов пассажиров.
В 2023 году планируется запустить МЦД-4 (Киевско-Горьковский диаметр), ветка тоже будет связана с Курским вокзалом.
Исходя из планов, власти задумались о том, как назвать новый транспортный узел, состоящий из двух «наземных метро» пересекающихся в районе Трех вокзалов.
- Станция «Каланчевская»
Железнодорожная станция была построена в 1865 году, когда решили связать Курский вокзал с Николаевской железной дорогой. Долгое время «Каланчевская» станция была самой обычной, пока не было принято решение, встретить на этой платформе поезд с императорской семьей. Николай II собирался короноваться в Москве, но он приехал на Белорусский вокзал. Впрочем, члены императорской семьи иногда приезжали сюда.
После революции в здании располагался городской совет Железнодорожного района. Потом станцию снова начали использовать по предназначению – здесь останавливались пригородные электрички. Проектировщики Московских центральных диаметров учли, что «Каланчевская» узловая станция и в 2017 году включили в проект. С 2012 года здесь работает МЦД-2.
Станция пока называется по традиции «Каланчевская», через нее в сутки проходит около 9 тысяч человек за день. Но по прогнозам специалистов уже через три года здесь будет проходить более 32 тысяч пассажиров. А после запуска МЦД-4 (Апрелевка – Железнодорожный) можно будет пересаживаться между станциями второго и четвертого диаметров, а также выходить на станцию метрополитена «Комсомольская», с выходом к трем вокзалам: Казанскому, Ярославскому и Ленинградскому. Архитекторы стараются, чтобы внешний вид станции соответствовал общему стилю площади. Заодно решили узнать, как лучше назвать будущую станцию.
Как проголосовать?
На московском интернет-портале портале «Активный гражданин» идет голосование, где предложено два варианта названия будущей станции: «Три вокзала», «Каланчевская» или пускай решают специалисты.
От Вашего голоса зависит, как будет называться новая станция Москвы.