41.Красная площадь

Красная площадь

Гости столицы свое первое знакомство с городом стараются провести на знаменитой Красной площади. Они стараются пройти через красивые Воскресенские ворота, очутиться на площади, покрытой брусчаткой и прикоснуться к атмосфере исторического прошлого Москвы.

Считается, что Красная площадь сформировалась в конце XV столетия. Согласно указу царя запрещалось возводить любые строения на расстоянии пушечного выстрела от Кремлёвских стен. На свободной территории разрешили торговать, что и дало первое название площади – Великий Торг. Лавки торговых рядов были окрашены в красный цвет, что послужило поводом для названия площади «Красной».

По другой версии, объясняющей название «Красная площадь», считается мнение, что на неё выходило Главное (Красное) крыльцо дворца князей. Многие историки считают, что первоначальное название площади было не Красная, не Пожар (после событий 1571 года), а Троицкая площадь. До половины XVI столетия здесь находился храм «Святой Троицы, что на рву».

Сейчас «сердце Москвы» окружают интересные архитектурные строения, над ним сверкают купола Покровского Собора, застыло здание Мавзолея. Появление постройки связано с одной из страниц жизни России, и строгий черно-красный фасад Мавзолея привлекает внимание, как Лобное, Царёво место. Исторические документы не подтверждают факт использования его во время публичных казней преступников государства. «Трибуна» использовалась для оглашения царских указов.

На Лобное место торжественно приходили патриарх, царь для разговора с народом в критических ситуациях. Здесь каялся и просил прощения у народа Иван Грозный. Во время церковных мероприятий с Царева места читались проповеди, проводились молебны. В те времена приделы Собора были небольшие и не вмещали желающих. После исчезновения старинного рва площадь увеличилась в размерах. На ней проводились торжественные мероприятия во времена Александра I, Петра Великого (победа в сражениях Северной войны). Здесь установили макеты военных судов, гости проезжали через макет Триумфальной арки.

Главная площадь Москвы вызывает восхищение в любое время суток на протяжении всего года. Услышать бой курантов, звон колоколов, увидеть сверкающие звезды на старинных башнях Кремля. Постоять рядом с нулевым километров или началом всех дорог России означает открыть для себя маленький кусочек древнего города.

42. Алевизов ров

Фортификационного сооружения, существовавшего в период 1508 до 1814 годов сейчас нет. Но память о нем, значение в истории Кремля живы и где-то глубоко в земле (как следует из некоторых предположений историков) под Красной площадью плещутся воды знаменитого рва. Несмотря на то, что ров засыпали в 1814 году. Используя компьютерные технологии, можно представить, как выглядела бы сейчас Красная площадь вместе с Алевизовым рвом.  

Защитное сооружение Кремлевских стен возводилось по конструкции архитектора Италии Алоизио да Карезано (Алевиза). Его длина составляла 541 м, ширина достигала от 28 до 34 м. Глубина канала равнялась 8.5-13 м.

Большую глубину рва подтвердили после вскрытия водоносных слоёв на отрезке между Спасской и Никольской башней. Он служил не только защитой от нападений врагов, но и искусственной преградой на пути губительных пожаров. Располагался ров у самой уязвимой восточной стороны Кремля и являлся соединительным звеном Неглинки и Москвы реки.

Через ров был перекинут широкий мост, длиной почти 50 м. На нём в древнем городе находились знаменитые «книжные развалы». Границы древней Красной площади проходили сразу за рвом.

Существует много легенд, загадок, связанных с этим местом. Ещё во времена правления царя Алексея Михайловича обнаружен тайный ход, приводящий в подземное помещение. Говорят, что по подземным лабиринтам бродили бездомные люди. Основные сведения об устройстве рва стали доступны после археологических раскопок в 1970-1990 годах, проходивших на Васильевском спуске и Красной площади.

Вдоль рва появлялись старинные церкви, храмы, часто называемые «у рва». Среди них и знаменитая Церковь Святой Троицы, ставшая частью знаменитого Покровского Собора. После исчезновения старинного рва на новой большой территории продолжались традиции, рожденные Александром I.

43. Собор Василия Блаженного

Собор Василия Блаженного

Покровский собор, («Обетный» Храм Ивана Грозного, Собор Василия Блаженного) считается известным архитектурным памятником и включён в список Всемирного наследия. Удивительно красивый ансамбль из нескольких отдельных церквей, завершающийся необычными куполами, возводили по обету Ивана Грозного, данному после победы 1552 года в сражениях над Казанским ханством.

На Взлобье Троицкой площади (так называлось Красная площадь) возвели 8 престольный деревянный храм. В 1561 году появился 9 престольный каменный Собор (битва продолжалась 9 дней). В этом году проходило освящение храма.

Есть предположение, что раньше здесь стояла деревянная церковь, посвящённая Святой Троицы. Существует две версии об именах создателей необычного строения: итальянские архитекторы и зодчие Руси Барма, Постник. В первозданном варианте строение простояло до 1588 года. Позже к нему пристроили церковь над могилой Василия Блаженного (знаменитого юродивого).

О его жизни существует много интересных легенд, мифов. По одной версии Блаженный находил монеты на возведение Покровского Собора и бросал деньги на территорию. Их никто не забирал. По приказу Ивана Грозного они были использованы на строительство. После смерти юродивого в 1557 году сын царя Федор Иоаннович возвести над его могилой самостоятельную церковь. Место нахождения мощей Василия Блаженного обозначили серебряной ракой. В смутные времена она исчезла. В 1672 году появился Храм Иоанна Блаженного. Он скончался через два года после смерти Василия Блаженного и завещал похоронить себя в новом соборе.

Оба строения входят в число нижних церквей собора. На общем основании (у храма нет подземных помещений) стоят все церкви. Их престолы посвящены отражению главных этапов победы, небесной защиты воинов Руси.

Каждая церковь собора имеет свое историческое название. При взгляде на ансамбль сверху, хорошо видна общая схема собора в виде восьмиконечной звезды (иногда храм называют цветком с восемью лепестками или куполами первых 8 церквей). Восьмиконечная звезда – это знак Богородицы, заступницы рода человеческого. Иногда расположение 10 куполов церквей связывают с макетом солнечной системы, где каждой церкви отводится сила воздействия конкретной планеты. При этом купол храма Покрова Пресвятой Богородицы сравнивают с солнцем, а Покровского собора с землёй. Создание необычных куполов имеет свою интересную историю.

Возрождение церковной жизни среди стен Собора произошло в 1990 году. В 1923 году здесь начал работу Музей «Покровский собор», а с 1928 года работает филиал интересного Исторического Музея. Основная реставрация церквей проведена в начале современного столетия. Высота Собора составляет 65 м. До постройки колокольни Ивана Великого в Кремле, храм считался самой высокой постройкой города.

44. Купола Собора

купола собор василия блаженного

Центральное украшение Красной площади поражает необычными куполами. Стенами церквей, их кружевной, ажурной отделкой из белого, красного камня. Архитектурный символ страны Собор Василия Блаженного хранит много нераскрытых тайн, легенд своего существования. Одной из них является необычное расположение, форма, цвет уникальных куполов.

История появления купола на нашей земле начинается с 128 года нашей эры и всегда была связана с особыми культовыми ритуалами. Купол стал важным символом мусульманской, христианской архитектуры. Для православных верующих – это образ Небесного царства. Ему соответствует конкретная форма, цвет. Золотые купола считаются символом небесной славы, синие со звездами украшают церкви Богородицы. На них звезда говорит о рождении Христа от Девы Марии. Святому Духу посвящаются купола зеленого оттенка. Серебряные оттенки соответствуют церквям, посвященным многим святым. Первоначальные купола были монохромными. Форма первых куполов (по мнению ученых) была шлемовидной. Во время пожара они сгорели.

Историки связывают появление разноцветных луковиц около XVII столетия. По какому принципу выбирался цвет, сложная форма поверхности до сих пор является загадкой. Существуют лишь предположительные версии, основанные на личном восприятии, знаниях учёных. По одной из них раскраска символизирует сады Небесного Иерусалима, наполненные диковинными растениями. Одни из них цветут, на других висят созревшие плоды, третьи украшены необыкновенной золотой листвой. Их увидел во сне блаженный Андрей Юродивый из Константинополя. На Руси юродивых считали святыми, которые брали на себя грехи, болезни людей. Даже гроб с Василием Блаженным нес царь Иоанн Васильевич Грозный.

Собор украшают 11 куполов: 9 находятся над церквями, 1 над пределом в честь Василия Блаженного и 1 над колокольней. В оригинальном ансамбле нет куполов, одинаковых по цвету, оформлению. Один похож на апельсин с зелёными и оранжевыми кусочками, на другом алыми лентами располагаются зигзаги пояса. Поверхность каждого украшалась элементами древнерусской архитектуры в виде кокошников, таинственных ниш, карнизов, окон. Купола формируют необыкновенно праздничный, торжественный образ ансамбля.

45. Тайны Собора

Собор Василия Блаженного

Может показаться, что Собор, напоминающий «расписной пряник», образовался в виде беспорядочного нагромождения церквей, разноцветных куполов. На самом деле это не так. Здания выстроены по строгой схеме традиций церковных строений. При этом среди старинных стен не все элементы понятны и кроется много интересных моментов:

1.Собор «Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву» по давним традициям сохранил своё название по небольшому пределу (пристройке), а не по самой высокой церкви. Его возвели через 25 лет после окончания возведения Собора Василия Блаженного.

2.Нет точной информации об авторах, превращавших здание в каменную композицию. Автором проекта принято считать Постника Яковлева из Пскова (его часто называли Иван Яковлевич Барма по прозвищу Постник). Согласно основной легенде, царь Иван, удивлённый внешним видом постройки, приказал ослепить всех участников строительства. Нигде, никогда не должна была появиться такая красота. Существует версия этого события, что по царскому указу от 15.12. 1555 Постник был направлен для возведения Кремля Казани. Не доказано был это один человек или нет.

3.Собор, стоящий на песчаном спуске к реке, не мог строиться на глубоком фундаменте. Опорой здания служил знаменитый архитектурный элемент «Подклет». «Клеть» означал «Дом». «Подклеть» это пространство и укрепления, находящиеся под постройкой. На Руси «Подклет» был нижним этажом жилого дома для хозяйственных целей. У Покровского Собора этот этаж сделан высотой 6 м, толщина стен составляет 3 м. Могучие перекрытия подклета из известняка (эффективно впитывает влагу) держат на себе все постройки комплекса.

4.Существует неполная информация о том, как выглядел первоначально Покровский собор. Неизвестно где проходила опоясывающая галерея. Она была открытая, не имела шатровых входов, росписей с растительным орнаментом. Эти элементы возникли в конце XVII столетия. Стены выполнялись из кирпича красного цвета. Снаружи их окрашивали с целью защиты от непогоды.

5.Во времена войны с Наполеоном собор избежал пожара (огонь затушил дождь). В годы Советской власти его не снесли по предложению Лазаря Кагановича. Он хотел расширить Красную площадь, уничтожив Собор. По легенде Каганович показал Сталину макет площади без собора. Сталин воскликнул» Лазарь, поставь на место», тем самым сохранил уникальную достопримечательность.

6.Собор строился без предварительного создания чертежей. Его макет был изготовлен из обычных жердей. В стенах собора проделаны потайные отверстия для циркуляции воздуха. Здания живые и дышат. Необычная акустика обеспечивается множеством глиняных горшков, вмонтированных в стенах церквей.

7.Храм входит в небольшое число строений с росписей от низа до самого верха. Он имеет интересные арки, выложенные из кирпичей с крупными отверстиями. Через них проходит металлическая скрепка, соединяющая кирпичи. Интересным фактом является крепление центрального купола на кирпичах, выложенных по спирали

46. Здание ГУМА на Красной площади

Здание ГУМА на Красной площади

Здание ГУМА находится напротив Мавзолея. Сложно найти людей среди поколения наших бабушек, которые бы не стремились в это здание во время кратковременных командировок. В стране, где почти ничего не было, это место было мечтой, чтобы купить одежду детям. Иногда даже удивляться архитектурными элементами здания времени не было. Как всегда, местом встречи был знаменитый фонтан. До сих пор этот магазин является любимым у жителей России.

Именно в нем впервые в 2018 году предоставил современную услугу возврата средств Tax Free для граждан из других стран. Сегодня торговые линии ГУМА заполнены предложениями модных бутиков по любому виду товаров. Здесь же проходят выставки, работают кафе, кинозал.

В истории пассажа, возведенного по проекту Померанцева в 1893 году, много тяжелых событий, связанных с уничтожением, разрушением объекта, «портящего вид Красной площади» по мнению представителей действующей власти.

Начиная с XV столетия, на этой территории велась торговля. Здесь находились Верхние торговые ряды. Товары распределялись по их характеру: Кафтанный, Колокольный. Первые каменные постройки построили при Борисе Годунове. В начале XIX столетия в Европе появились крытые торговые улицы.

Аналогом ГУМА считается Миланская галерея Виктора Эммануила (1877 год). Но наш пассаж благодаря проекту Померанцева стал настоящим городом с застеклёнными зданиями, удобными мостиками для переходов между галереями, собственной артезианской скважиной, электростанцией, ресторанами. В подвальных помещениях были залы для оптовой торговли, свои телеграф, банк, ателье. Архитектура здания отражала дух особенного купечества России. Появился «русский стиль» среди направлений европейских универмагов.

47. Исторический музей

Исторический музей

Красивое здание по архитектурному исполнению дополняет ансамбль Кремля, Красной площади. Стоит оно напротив Храма Василия Блаженного с северной стороны площади. Возведение здания задумано с целью создания места сбора памятников «знаменательных событий России».

По указанию Александра II в 1872 году было выделено место под постройку Музея Его Императорского Высочества. Проект здания разработали архитекторы Шервуд, Семенов. После окончания строительства в 1881 году здание стали называть Музей Императорский Российский Исторический.

Оформление внешних и внутренних стен, потолков выполнено с элементами фресковой живописи, скульптуры, мотивов русского зодчества. Их создавали знаменитые мастера России. Первоначальной коллекцией музея стали экземпляры Политехнической выставки 1872 года. Среди них основное место занимали артефакты Крымской войны.

Первые 11 залов начали работать после торжественного открытия в 1883 году в день коронации Александра III. В экспозициях отражалась история России с древнейшего времени до начала XIII столетия. В каждом зале отражались исторические события конкретной эпохи (каменного века, палеолита, неолита, Бронзовой, Железной эры). Среди экспозиций зала Восточной Европы и античного мира предлагается увидеть украшение, оружие древних скифов, Боспорского царства, уникальный свод склепа из кургана Куль – Оба (Крым, раскопки XIX века). А также Таманский саркофаг из розового мрамора, выполненный в IV веке до нашей эры. Коллекция пополнялась экспонатами, привозимыми из всех уголков страны.

Сейчас в национальном Музее страны находится 39 залов на двух этажах и экспозиции содержат около 5 млн. экспонатов. В архивах хранится свыше 15 млн. листов, содержащих интересные исторические документы. В музее проходят экскурсии, интерактивные путешествия, театрализованные представления, работают исторический, археологический кружки. В состав Музея входит несколько филиалов, расположенных в разных районах города.

 48.Манежная площадь

Манежная площадь

Фасад здания Исторического музея выходит на одну из самых больших площадей Москвы. В древние времена здесь находилось Занеглименье (за рекой Неглинка) и первое подгородное поселение на правом берегу реки датируется XII, XIII столетиями.

Только в конце XVIII столетия после большого пожара в историческом центре Москвы было принято решение о создании нескольких новых площадей. Прокладывали новые дороги, сносили старые постройки, реки прятали в глубокие подземные коллекторы. Вдоль западной стены Кремля родился знаменитый Александровский парк.

В это же время началось строительство Манежа. По указу Александра I на свободной территории построили Экзерциргауз (старинное название Манежа). Это был крытый павильон, предназначенный для строевой подготовки. Открытие будущего Манежа проходило в честь празднования пятилетней победы в войне с Наполеоном. На открытии присутствовал царь.

С 1831 года Здание стали использовать для проведения выставок, праздничных гуляний, концертов. В разное время здание Манежа использовалось в роли казармы, гаража правительственных машин.

Площадь перед зданием стала называться Манежной (в народе Манежка) с 1931 года. Строительство метрополитена ускорило снесение многих старых кварталов и расширение размеров площади.

 С 1967 года Манежку называли площадью 50-летия Октября. Старое название ей вернули в 1990 году. Основные преобразования на площади прошли при подготовке города к празднованию своего 850 – летия. На ней появились интересные фонтаны, прогулочные зоны. Центральный фонтан называется «Гейзер». В нем стоит скульптурная композиция «Времена года». Главной скульптурой площади считается памятник Жукову, стоящий перед зданием музея. В центре площади виден огромный стеклянный купол современного торгового центра под землей. Это одно из любимых мест гуляний, митингов. Особенно интересно находиться здесь в вечернее время, когда площадь оживает благодаря оригинальной подсветке.

49.ТЦ «Охотный ряд»

ТЦ «Охотный ряд»

Один из самых популярных торговых центров города находится в его сердце: рядом с Красной площадью, Александровским садом, Кремлем, Манежной площадью. Он открылся в 1997 году. Постройка имеет три подземных этажа и 1 этаж расположен над землёй. Каждый уровень оформлен под стили разных эпох. Нижний этаж соответствует виду XVII столетия. Средний оформлен стилем классицизма, верхний соответствует требованиям стиля модерн.

Через уровни проходят два атриума (архитектурный прием, создающий пространство, большое количество света) с фонтанами, закрытыми стеклянными куполами. В центральном атриуме находится фонтан с изображением богини охоты Дианы и ей спутниц. Вода струится из огромной чаши, расположенной над фигурами.

Надземный уровень торгового центра создан в виде террас, лестниц, балюстрад и имеет вид старинных торговых рядов России. Это напоминает о прошлом этого места, где находились торговые ряды, заполненные дичью, добытой охотниками из окрестных лесов.

Сейчас в торговом центре есть любой товар, выпускаемый знаменитыми фирмами, имеющий высокое качество. Комплекс в надземной части украшает сквер с фонтанами, скульптурами на темы русских сказок: «Иван царевич и Царевна лягушка», «Аленушка», «Журавль и лисица», «Старик и золотая рыбка».

Главной достопримечательностью торговых рядов считается фонтан «Часы мира». На прозрачном куполе изображена карта Северного полушария. Она постоянно вращается, совершая полный оборот за 24 часа. В любой момент можно узнать точное время в любом городе мира. Центр купола украшает фигура Георгия Победоносца или Покровителя Москвы. Её автором (и многочисленных сказочных скульптур) является Зураб Церетели. На территории торгового центра много кафе, ресторанов, что даёт возможность отдохнуть во время прогулки.

50.Александровский сад

Александровский сад

После пожара 1812 года были разработаны многочисленные проекты по восстановлению Москвы. Ими занимались известные архитекторы того времени. Среди них было имя Осипа Ивановича Бове. Большой театр, Триумфальная Арка в районе Парка Победы, Театральная площадь, Александровский сад, много церквей, здание первой больницы города были созданы по разработкам архитектора России.

Вначале сад назывался Кремлевским и только в 1856 году его стали называть Александровский.  В честь императора Александра, отдавшего приказ о его создании. Торжественное открытие сада произошло в августе 1821 года. Даже не верится, что два века назад здесь, в самом центре столицы, несла свои воды Неглинка. Сейчас создана искусственная река с фонтанами, символизирующая древнюю реку. Она находится в северной части Манежной площади и отделяет её от Александровского сада.

Между Верхним и Средним садом находится самый старый Троицкий мост, уцелевший с давних времён. Все необходимые кассы для осмотра Кремля находятся на территории Среднего Сада.

После войны с Наполеоном большую часть реки убрали в трубы, и на этом месте родился Александровский сад. После реконструкции 2013 года он приобрел свой дореволюционный вид.

Сад (как и раньше) стоит из трёх ярусов, верхнего, среднего, нижнего. Верхний сад начинается у Арсенальной башни и тянется до Троицкого моста. Рядом со зданием Исторического музея находится главный вход в сад через чугунные ворота с элементами военной символики. Рядом с ним находится могила Неизвестного солдата и главный пост караула страны. В 1966 году сюда перенесли останки Неизвестного Солдата из братской могилы на Ленинградском шоссе. Вечный огонь у нового архитектурного ансамбля зажигал Брежнев. Пост у могилы несут военнослужащие Президентского полка.

Интересной достопримечательностью Сада является «Итальянский грот или Руины». Элементы его конструкции собраны из обломков зданий, разрушенных Наполеоном. В нём оборудована смотровая площадка для обзора большой территории сада. Недалеко от грота в 1914 году установлен обелиск в честь 300-летия дома Романовых. Он был сильно повреждён в годы советской власти, но в 2013 году приобрел свой изначальный вид. Многие памятники сада утрачены. В Верхнем саду всегда много туристов. Нижняя часть начинается у Боровицкой башни. Здесь нет прогулочных маршрутов, и он закрыт для посетителей.

51. Церковь Великомученицы Варвары

Церковь Великомученицы Варвары

Вблизи Васильевского спуска на древнейшей улице Москвы находится красивый однокупольный храм, построенный в стиле классицизма. Его украшают нарядные архитектурные элементы в виде четырёх колонных портиков, трёхъярусной колокольни. Над зданием располагается мощный позолоченный купол Стены, барабан покрыты росписью.

Предполагается, что первая церковь в честь почитаемой на Руси Святой Варвары стояла в XIV столетии чуть южнее. Оно возводилось по проекту знаменитого архитектора Алевиза Фрязина. Во время пожаров 1730, 1812 годов года церковь сильно разрушалась, но её всегда восстанавливали.

Современный вид здания с незначительными дополнениями соответствует варианту восстановления в 1800 году по проекту Родиона Казакова. В 1967 году заново родилась прежняя колокольня, глава Храма.

В 2015 году отреставрированы лепной декор фасадов, капители, пилястры, розетки, другие декоративные элементы на основании архивных документов. Фасад покрашен в теплый розовый цвет, элементы лепнины имеют табачные оттенки с золочением сусальным золотом.

В 2016 году церковь стала победителем конкурса «Московская реставрация» за организацию реставрационных работ. Сюда вновь потянулись вереницы людей, находящихся в опасности, которым с древних времён помогает Святая Варвара.

52. Храм зачатия праведной Анны «на углу»

Храм зачатия праведной Анны «на углу»

Во время осмотра современных строений парка «Зарядье» привлекает внимание небольшая церковь, как – будто притаившаяся «в углу» за зданием Большого амфитеатра. На стене старейшего храма Москвы висит табличка «Памятник архитектуры. Церковь Зачатия Анны. Начало XVI века. Пределы и гульбище XVII века. Охраняется государством».

Расположение церкви в этом месте было чрезвычайно выигрышным на территории древнего города.  Она возвышалась над Великой улицей у входа в Китай-город. Вид церкви дополнял панораму Кремля. Во время реставрационных работ удалось убрать наслоения, созданные, начиная с XVIII столетия и возродить архитектурные элементы XVI века, сохранить поздние постройки.

Найдены и восстановлены три первоначальных портала, имеющие завершение, характерное для раннемосковского стиля. Над юго-западным участком кровли найдены её первоначальные участки, выполненные из чернолощеной черепицы.

Первое упоминание единственной церкви Москвы, освящённой в честь этого церковного праздника, найдено в летописи, описывающей пожар 1493 года. Деревянная церковь полностью сгорела. Называлась деревянная постройка «церковь Анны на Востром конце».

Каменное здание возвели в 1626 году. Об этом указано в переписной книге. Главный престол выполнен в честь зачатия Пресвятой Богородицы Анной. Отмечается праздник зачатия 22 декабря. Позже в церкви возвели придел Мины. Создание и сохранение церкви связано с легендой о рождении Матери Иисуса Христа. Бог услышал молитвы родителей Пресвятой Богородицы (Анны и Иоакима), которые долгое время не имели детей. Ангел Господень явился к ним и сообщил о зачатии Пресвятой Девы. Вечная история рода человеческого, как нельзя лучше сохраняется в таких древних строениях.

53. Лазаревский институт

Интересным фактом из истории города является здание, стоящее больше 200 лет на Армянском переулке, 2/6. В нём с XVIII столетия находился известный институт Восточных языков (Армянское Лазаревское училище, Переднеазиатский институт, Центральный институт живых восточных языков).

Достойным продолжателем традиций, заложенных в этом учебном заведении, стали современный МГИМО, Институт восточных языков.

Могущество России всегда было связано с интересами других стран. Международные связи формировались, поддерживались работой дипломатов, послов, военных служб. Специалисты, знающие языки, историю, культуру чужих государств нужны были всегда.

Идея создания элитного училища для детей армянских семей принадлежит князьям из рода Лазаревых. Вход в училище представителям других национальностей был не запрещён. В программу обучения входили основные дисциплины и восточные языки (персидский, армянский, турецкий, грузинский, татарский, арабский). Выпускники работали переводчиками, дипломатами и имели высокую репутацию в посольствах восточных стран, создавая образ уникально учебного учреждения.

Лазаревский институт считали сокровищницей России. В коллекции Минералогического кабинета хранились интересные образцы минералов, найденные в разных странах планеты. В богатейшей библиотеке Лазаревых находилась первая рукопись Армении (Евангелия 887 года), древние книги, 150 старинных рукописей Армении. В Нумизматической коллекции насчитывалось  свыше 6000 образцов монет, медалей из разных эпох и многих стран.

В стенах института побывали Пушкин, Лермонтов, Грибоедов, Жуковский, Гоголь. Воспитанником институты был Тургенев. Айвазовский в знак дружбы с Лазаревым подарил институту картину «Вид города Феодосии». После революции институт закрыли. Здесь работала театральная студия Вахтангова, размещался дом культуры советской Армении. Полная реставрация всего ансамбля зданий прошла в 1980 году. 

Сейчас в здании находится посольство Армении. А перед главным фасадом установлен барельеф знаменитого основателя учебного учреждения.

54.Дворец съездов в Кремле

Дворец съездов в Кремле

Необходимость возведения здания для органов государственной власти обсуждалась с 1920 года. Первым вариантом грандиозной постройки был Дворец Советов. В период 1935, 1938 годов его даже начали возводить, но по многим причинам проект реализовать не удалось.

В 1959 году Никита Сергеевич Хрущев (первый секретарь коммунистической партии) утвердил решение о возведении Дворца съездов на территории Кремля. Открытие здания, выполненного в стиле модернизма, произошло в 1961 году в честь XXII съезда партии.

Архитектурный стиль дворца резко выделялся на фоне старинных построек, отражающих исторические этапы жизни страны. Из-за его вида Кремль был исключён из списка наследия Юнеско и только в 1990 году его внесли заново.

Может быть, стройное, пропорциональное здание из стекла, строгих зеркальных проемов, облицовки из белоснежного мрамора должно было находиться в другом месте. Ведь для его возведения снесены уникальные достопримечательности Кремля: старое здание Оружейной палаты цариц, царевен, фундаменты Царе Борисово двора, северное крыло Патриаршего двора.

Но это тоже наша история, наша память. Здесь проходили партийные съезды, инаугурация первого президента России Бориса Ельцина. В 2008 году прошел III съезд партии «Справедливая Россия». В Государственном Кремлевском дворце насчитывается свыше 800 помещений. В центральной части располагается огромный зрительный зал. Он вмещает 6000 зрителей, оборудован оригинальными системами освещения, акустики.

Огромная сцена отделяется от зала декоративным металлическим занавесом. Трибуна и президиум находятся на специальной платформе, которая убирается и образуется место для оркестра.

Здание имеет большие подземные помещения. Среди них Банкетный зал Дворца. Во времена СССР в престижном зале чаще всего проходили концерты хореографических ансамблей, оперы, представления классического балета. С 1990 года в святилище КПСС можно было услышать исполнителей западного рока. С 1962 года во дворце проходят новогодние представления для детей, устанавливается главная «кремлевская елка».

55.Палаты Натальи Кирилловны Нарышкиной

Палаты Натальи Кирилловны Нарышкиной

Уникальную находку Кремля сделали во время подготовки территории для возведения Дворца Съездов. Во время археологических работ открылись руины знаменитых палат матери Петра I Натальи Нарышкиной.

Сложно не оценить её влияние на воспитание будущего царя. Это благодаря её уникальному чутью, способностям обучать и воспитывать сына появился первый царь – реформатор, прорубивший окно в Европу. Построивший самый красивый город мира среди болот и бескрайнего водного царства, создал знаменитый флот России. Его раннее детство прошло в палатах, стоящих с северной стороны Теремного дворца. Их построили в 1674 году.

После пожаров 1715, 1722 годов дворец перестраивался, восстанавливался. Пожар 1722 года для него был последним, а в 1753 году оставшееся строение было разрушено в связи с возведением Кремлевского Дворца по проекту Растрелли.

Палаты для Нарышкиной (второй жены царя Алексея Михайловича) построены через два года после рождения сына и располагалась на склоне холма среди заднего Государева двора. С восточной стороны постройка имела 4 этажа. В западной части находилось 5 этажей. Переходы соединяли палаты с хоромами царевен, Теремным дворцом.

Архитектурный стиль дворца соответствовал традициям древних деревянных строений. Жилые помещения размещались на двухъярусном подклете из камня и трёхъярусной деревянной композиции. В едином ансамбле находились домовая церковь Святого Петра и Павла, трапезная, небольшой висячий сад. Документальное упоминание о палатах Нарышкиной известно из сохранившихся документов Кремля 1671 года. Археологические раскопки XX столетия приостановили, входы в подземелья замуровали, наложили гриф «Секретно».

56.Теремной дворец

Теремной дворец

Территория Боровицкого холма постоянно застраивалась дворцами, усадьбами, которые постепенно разрушались временем, пожарами, войнами. На их месте появлялись новые постройки. В конце XV столетия по глобальной реконструкции под руководством Ивана III появились кирпичные строения, здания Государева Двора. В разрушительный период смутного времени Кремлевский дворец царя пришел в негодность.

В 1630 году первый представитель царского рода Романовых (Михаил Фёдорович) принял решение о возведении новых царских палат. Роскошные покои, поражающие своей красотой были названы Теремной дворец. За основу знаменитые зодчие Шарутин, Огурцов, Константинов взяли фундамент, стены прежнего дворца Ивана III.

Над двумя прежними ярусами построили три новых, и на вершине появился сказочный теремок. Здесь было гульбище, проходили заседания Боярской Думы. В первоначальном украшении дворца крыша была расписана красками из серебра, покрыта сусальным золотом. Ярусы дворца занимали пять этажей. У каждого из них были свои функции.

На нижних трёх (первый ярус) располагались помещения для хозяйственных нужд. Здесь хранились продукты, работали ювелиры, швеи, кружевницы, оружейники. Покои царя находились на третьем и четвертом этажах (второй ярус).

Каждая палата имела свое название: «Опочивальня», «Проходные сени», «Крестовая палата», «Престольная» (в ней находился ящик для подачи прошений). Все они были расписаны уникальными орнаментами. Особенной красотой выделялись Золотая и Престольная палата.

Внутреннее убранство покоев, сверкающих при жизни царя, не сохранилось. Но во время реконструкции 1837 года были восстановлены росписи, изразцовые печи, резная мебель из дерева. В 1992 году прошла реставрация внешнего облика дворца. Сейчас необыкновенно красивое здание входит в комплекс Большого Кремлевского Дворца и считается резиденцией президента страны. Посетить его можно только во время экскурсии по специальному разрешению комендатуры.

57.Верхоспасский собор

Верхоспасский собор

Вместе с Теремным дворцом по древней традиции русских князей к нему пристраивались домовые церкви. Члены царских семей не могли посещать церкви прихожан. Первой появилась церковь Екатерины, потом церковь для царевичей, освящённая во имя Спаса Нерукотворного.

В 1654 году возведена церковь святой Евдокии. Во время реконструкции дворца XVII столетия все три домовых храм объединили под одну крышу, украсили 11 позолоченными главками и стали называть Верхоспасским Собором.  При этом архитектор Осип Старцев создал уникальную композицию из трёх совмещённых пяти глав. Образовался необычный, живописный вид из богато оформленных барабанов, ажурных крестов.

На восточной стороне собора все церкви объединяются обходной галереей, спрятанной в арке над двумя пилонами. Собор соединяется с помещениями дворца через площадку, имеющую золоченую кованую решетку. По ней Собор называют «Спас за Золотой решеткой».

Внутри храма сохранился многоярусный иконостас, иконы XVII века, частично вскрытые старинные росписи. Среди них икона Спаса Нерукотворного в окружении 20 композиций, называемых «житийными клеймами». Собор Спаса Нерукотворного возведён зодчими, строившими Теремной дворец, на одном из самых древних участков Кремля. По мнению археологов здесь находилось деревянное жилище Юлия Долгорукого и, может быть, самый первый храм древней Руси – церковь Рождества Иоанна Предтечи «под бором». Богослужения в Верхоспасском храме не проводятся. Вместе с Теремным дворцом он входит в ансамбль резиденции президента.

58.Потешный дворец

Потешный дворец

Среди уникальных строений, спрятанных за Кремлёвской стеной много красивых дворцов, соборов. Среди них возвышается только одно строение, рассказывающее о боярской жизни. Это Потешный дворец. Находится он недалеко от Троицкой башни.

Жилые хоромы, напоминающие сказочный дворец построили в середине XVII столетия по царскому указу для известного боярина, дипломата Ильи Милославского. Он был отцом первой жены Алексея Михайловича Марии Милославской. Она умерла при родах в 1669 году. Второй женой стала Нарышкина, мать Петра I.

После смерти Милославского дворец перешел во владения государя и появился каменный переход, соединяющий здания. Во дворце стали проводить весёлые представления для царской семьи и его стали называть Потешным.

Царские потехи считаются первыми театральными постановками страны. Основателем представлений стал Артамон Матвеев. Он попал к царю в возрасте 12 лет и был предан ему всю жизнь. Матвеев собрал в Потешном дворце первую театральную группу. Здесь впервые прошла постановка балета Орфей и Эвридика.

Представления продолжались до 1676 года, когда от сердечного приступа скончался Алексей Михайлович. Главный организатор попал в опалу, началась другая жизнь дворца. Нарышкина вместе с маленьким Петром I уехала в село Преображенское. Вернулась она сюда в 1679 году.

Здание часто реставрировалось. В нем находилась канцелярия коменданта Москвы. В 1918 году в одном из гаражей, стоящих во дворе, расстреляли Фанни Каплан. Сейчас дворец имеет три этажа и глубокий подвал. В общий ансамбль входит бывшая домовая церковь Милославских храм Похвалы Богородицы, возведённый вместе с дворцом в 1651 году. В восстановленном здании находится служба Коменданта Кремля. Для посещения здание закрыто.    

59.Оружейная палата и Алмазный фонд

Оружейная палата и Алмазный фонд

Любовь к богатству, неслыханной роскоши присуща русским царям, князьям с давних времен. Богатые недра, умельцы по выполнению любых работ в царских мастерских позволяли создавать уникальные произведения в идее украшений, необычных видов оружия. Изделия всегда представляли государственную ценность, хранились в специальных помещениях и являлись гордостью России.

Увидеть уникальные экспонаты предлагается в главной сокровищнице кремля Оружейной палате. В Алмазном фонде, сформированном на её территории. Здание Оружейной палаты появилось в 1851 году по проекту архитектора К. А. Тона. В нем разместился один из первых Музеев Москвы и до сих пор он считается одним из самых интересных для гостей и жителей столицы, интересующихся древней историей России.

В 10 залах созданы экспозиции из 4000 уникальных предметов, созданных, начиная с IV столетия. Среди них знаменитая шапка Мономаха, скипетр и держава Михаила Фёдоровича, карета Екатерины II. Трон Бориса Годунова, коллекции оружия, военной техники, старинные доспехи, изготовленные из 6000 колец. Ружья ручной работы со специальными устройствами для выстрелов. Богатство Алмазного фонда сравнивают только с сокровищами Британской короны. Ни в каком другом музее мира таких сокровищ нет. Короны династии Романовых считаются уникальными. В Алмазном фонде хранятся редкие алмазы «Орлов», «Шах», звезда ордена Андрея Первозданного и бриллиантовый знак.

60.Кремль в Измайлово

Кремль в Измайлово

Не все места древнего Кремля открыты для посетителей. Любая экскурсия по его территории проходит необыкновенно интересно и создаёт представление о древней жизни Москвы.

Окунуться в волшебный мир прошлых времён в любое время можно на территории уникального комплекса «Кремль в Измайлово». Он вырос на месте мастерских, действующих во времена Алексея Михайловича, «допетровского» периода города по типу Вернисажа Измайлово.

Необычный культурный центр развлечений создан в лучшем архитектурном стиле вариантов Кремля, возводимых на Русской земле в разные исторические эпохи. Здание старинного дворца (резиденции царей) выполнено на основе чертежей, рисунков XVI XVII столетий.

Здесь есть Храм Святителя Николая, Дворец русской трапезы. Они украшены царскими элементами, созданными фантазией современных художников.  С красивых балконов можно любоваться главной площадью Кремля, где построены интересные Музеи: Хлеба, Русской водки, Народной игрушки, флота России, музей миниатюр «Всемирная история в пластилине» и другие зоны развлечений, демонстрирующий историю государства.

Во время прогулки предлагается самостоятельно испечь хлеб по старинным рецептам, свалять красивую игрушку, поработать кузнецом или гончаром. Поездки с детьми в оригинальный Московский Кремль всегда вызывают радость, восхищение.

100 Интересных фактов о Москве:Часть 1Часть 2Часть 4Часть 5

КАРТА САЙТА – УЗНАЙ МОСКВУ!