Кто владеет правами на произведения искусства парка «Музеон»

Кто владеет правами на произведения искусства парка «Музеон»

«Музеону» за свое почти тридцатилетнее существование была уготована судьба из склада советских монументов дорасти до крупнейшего отечественного музея скульптур, чьи экспонаты располагаются вне помещений. Причем большая часть памятников и авторских прав на эти объекты не являются собственностью «Музеона».

Парк Музеон: подробное описание парка

Этот московский объект культуры, находящийся в районе Якиманка, без преувеличения считается уникальным пространством, которое собрало архитектурные произведения минувших лет. Когда Советский Союз распался, и новая страна начала декоммунизировать все сферы своей жизни, монументы социалистическим лидерам массово сносились во всех городах России. Многие памятники вскоре оказались именно в «Музеоне», в котором к началу девяностых их собралось столько, что хватило бы на внушительную экспозицию.

«Поверженные вожди» были по-прежнему интересны существенной части населения, и это заставило московских чиновников вплотную заняться экспозицией, в частности, избавиться от работ, представляющих сомнительную культурную и историческую ценность. Как говорят очевидцы, сначала в парке искусств находилось место даже для бюстов председателей колхозов и начальников бань. 1992-й стал официальным годом основания «Музеона».

«Скульптуры являются материальными объектами, относительно которых одновременно применяется не один тип права, а два. Речь о праве собственности и авторском праве, и эти понятия далеко не равнозначны».

Собрание «Музеона» в 2015 году поступило в собственность парка Горького, и оно насчитывает примерно тысячу произведений искусства, включая памятники, созданные знаменитыми советскими скульпторами. Среди них Евгений Вучетич, Вера Мухина, Сергей Меркуров и так далее. Пресс-служба Горьковского парка отмечает, что часть экспонатов им не принадлежит. Примерно 85% памятников числятся в Музейном фонде России, а оставшиеся 15% – это имущество собственников, авторов или наследников, находящееся в парке на временном хранении.

Например, такой статус был у памятника М. Горькому, который в конце 1930-х создал Иван Шадр, а после войны доработала Вера Мухина. Когда Тверскую заставу готовили к реконструкционным работам, экспонат передали в парк на хранение. Когда же реконструкция площади была завершена, памятник писателю обосновался на своем прежнем месте. Кроме того, в «Музеоне» располагается несколько скульптур «Третьяковки».

Проблема авторских прав усугубляется еще и потому, что часть экспонатов, которые не являются «опальными» произведениями, создавались на скульптурных симпозиумах, проводившихся каждый год. С середины 1990-х «Музеон» становился площадкой для совместной работы известных мастеров и молодых дарований. Не каждое их произведение подписывалось, поэтому выяснить время появления объекта и то, кому принадлежит авторство, иногда просто невозможно.

«Для установления того, кому принадлежат права – заказчику или исполнителю, необходимо в каждой конкретной ситуации искать ответ в соответствующих заключенных договорах».

Еще сильнее запутывает вопрос правопреемства тот факт, что многие работы были созданы во времена СССР. И права собственности, и авторские права могло выкупить государство, заключив договор с автором или его наследниками. Поэтому иногда трудно понять, в каких объемах и кто конкретно стал владеть этими правами в постсоветское время.

Исходя из современного законодательства, отслеживать то, соблюдаются ли авторские права, является обязанностью самих авторов или их наследников. Но далеко не каждый понимает, каким образом осуществлять это на практике. Если скульптор еще живой, он может своими силами реставрировать свое произведение. Если он соглашается со сторонней реставрацией, то такие работы проводятся под его авторским надзором.

Так или иначе, у скульптора хотя бы нужно выяснить, какими материалами он пользовался, когда создавал памятник, и каким образом должна проводиться реставрация. Экспонаты, которые находятся в «Музеоне» по договору на временное хранение, передаются авторам по их запросам.

Авторы нередко не занимаются защитой своих прав, поскольку уверены в бесполезности этой затеи, однако необходимый набор правовых инструментов содержится в российских законах. Впрочем, некоторые скульпторы взаимодействуют с организациями, занимающимися коллективным управлением правами, чтобы решать спорные вопросы и мониторить все случаи незаконного пользования их объектами. Кроме того, они без колебаний обращаются в суды для отстаивания своих нарушенных прав.

В свете этого можно с уверенностью утверждать, что необходимо формировать прозрачные и открытые каналы, по которым собственники скульптур, авторы или их наследники могут эффективно общаться друг с другом. Такой подход будет способствовать выведению этого направления в искусстве на более качественную правовую основу.

Делитесь интересной информацией с друзьями

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

English
Deutsch
Italiano
简体中文
Русский