Метро «Александровский сад»

Метро «Александровский сад»

«Александровский сад» – конечная станция Филёвской линии метро с двумя платформами необычной формы и интересной историей. «Александровский сад» считают уникальным подземным объектом столичного метро. Существует множество причин, которые побудили инженеров и строителей сделать эту станцию Московского метрополитена неповторимой. 

Расположение 

«Александровский сад» находится по соседству с «Арбатской» Филёвской линии. Станция построена под улицей Воздвиженка рядом с крупнейшей публичной библиотекой в России. 

Проектирование и строительство 

Первоначально на месте станции планировали сделать тоннель с двумя путями для перегона электропоездов в метро. Инженеры создали проект, который одобрили в Метрострое. Строители приступили к сооружению подземного объекта, а затем руководство потребовало построить на данном участке Арбатского радиуса станцию «Улица Коминтерна». Никому из участников строительства не хотелось кардинально изменять проект и переделывать работу заново. Поэтому пришлось отказаться от привычной островной платформы по центру станционного зала. В результате получились две боковые изогнутые платформы, которые удалось разместить построенное ранее тоннеле метрополитена. 

К строительным работам приступили летом 1934 года, а спустя несколько месяцев строительство было завершено. Над созданием «Александровского сада» трудились рабочие Метростроя из шахт 31 и 32 под руководством М. Терпигорева, И. Зубкова и Г. Климова. 

Во время строительства инженеры столкнулись с непростой задачей: под одной из частей будущей станции находился мощный канализационный коллектор из керамической трубы. Материал канализационного слива был очень хрупким, и специалистам пришлось в кратчайшие сроки найти выход из сложной ситуации. Необходимо было построить станцию, не допустив утечки нечистот к домам жителей центра столицы. Каждый инженер выдвинул свою идею, а руководство Метрострое рассмотрел все варианты и потребовало переложить канализационный коллектор на сорокаметровом участке в крепкую трубу из металла. 

Станция была готова уже через полгода – в конце января, но открылась для пассажиров вместе с другими 13 станциями Московского метрополитена 15 мая 1935 года. 

В течение трёх лет после открытия станции электропоезда от «Улицы Коминтерна» ходили до «Сокольников». Позднее в 1938 году Арбатский радиус продлили на восток, и тогда движение поездов происходило до «Курской». 

Более пяти лет – с апреля 1953 по ноябрь 1958 года станция «Александровский сад», которая в тот период называлась «Калининской», была закрыта для пассажиров. Станция открылась вновь только когда была построена Филёвская линия метро. 

Особенности названия 

Станцию «Александровский сад» неоднократно переименовывали. Первоначальное название «Коминтерн» связано с тем, что в 30-х годах неподалёку располагалось здание исполкома Коммунистического Интернационала. Организация работала в доме на улице Воздвиженка, которая в том же 1935 году получила название «Улица Коминтерна». На всех схемах линий Московского метрополитена до конца 1946 года станция называлась «Улица Коминтерна». Затем её переименовали в «Калининскую», как и ближайшую улицу, в честь М. И. Калинина – председателя Президиума Верховного совета СССР. В доме, расположенном на пересечении с Моховой улицей, в те времена работала приёмная Калинина. Когда советский партийный деятель скончался, то улице и станции решили дать его имя. 

В начале 90-х годов «Калининскую» переименовали в «Воздвиженку», но новое название не просуществовало и недели. С 5 ноября 1990 года станция называется «Александровский сад» в честь одноимённого парка, расположенного на западной стороне Кремлёвской стены. 

Архитектура 

Зал «Александровского сада» отделан достаточно просто и без изысков, что выделяет его на фоне других станций первой очереди строительства Московского метрополитена. Станция получилась функциональной и лаконичной. Над созданием интерьера центрального зала работал Александр Горцкевич, который создал станцию «Библиотека имени Ленина». Платформы имеют форму дуг и расположены вдоль боковых стен станции, а посередине проходят рельсы для электропоездов. Между путями установлены массивные колонны с восемью гранями. В каждом из трёх рядов находится по 30 колонн. Архитектор намеренно не стал украшать эти элементы, чтобы сделать их более незаметными. 

Боковые колонны, расположенные на двух платформах, отделали светлым мрамором. Стены облицованы глазурованной керамической плиткой голубого оттенка. 

Потолочный свод кессонирован квадратами. В каждом кессоне раньше были подвешены круглые светильники, вместо которых во время реконструкции установили современные люминесцентные лампы. На полу изначально был асфальт, а затем покрытие заменили на гранит. Две боковые платформы соединяет арочный мостик для перехода пассажиров. 

Вестибюли 

Изначально у станции был один наземный вестибюль, общий с «Библиотекой имени Ленина», который позже был снесен. В начале 40-х годов из-за большой загруженности станции решили провести капитальную реконструкцию. Планировали расширить переходные коридоры, уменьшить подъёмы и спуски, а над путями возвести арочный переход для пассажиров. Вторая мировая война затормозила строительные работы, поэтому закончить начатое удалось только к 1946 году. Новый вестибюль разместили в здании Государственной библиотеки СССР имени В. И. Ленина. 

Затем 5 апреля 1953 года были введены в эксплуатацию станции глубокого заложения «Арбатская» и «Смоленская». «Улицу Коминтерна», которая в то время называлась «Калининской», закрыли для пассажиров. Наземный вестибюль станции передали «Арбатской». 

Пересадки 

«Александровский сад» входит в состав самого большого пересадочного узла в московском метро вместе со станциями «Библиотека имени Ленина», «Арбатская» и «Боровицкая». Из восточной части центрального зала пассажиры могут перейти на Арбатско-Покровскую и Сокольническую линии, а оттуда на Серпуховско-Тимирязевскую. 

Некоторое время было невозможно с «Александровского сада» совершить прямой переход на станцию «Библиотека имени Ленина». Для этого людям приходилось подниматься на поверхность в совместный вестибюль, построенный на время между улицами Моховая и Воздвиженка. Этот вестибюль впоследствии был утрачен. Через два года после открытия был сооружён временный переход между станциями, а в 1938 открылся участок от «Улицы Коминтерна» до «Курской», и появился переход, сохранившийся до сих пор. 

Интересные факты 

  1. Станцию «Александровский сад» построили с боковыми платформами потому что этого требовали профессор Московского института инженеров железнодорожного транспорта В. Л. Николаи и комендант Кремля Р. А.Петерсон. Они хотели, чтобы тоннель разместился между центральным выставочным залом Манеж и Отводной башней.
  2. «Александровский сад» – единственная в составе первой очереди строительства метро станция с боковыми платформами. В Московском метрополитене больше нет ни одной конечной станции, где платформы располагаются по бокам центрального зала.
  3. В Москве только одна станция с четырьмя пролётами и колоннами – это «Александровский сад».
  4. Несмотря на то, что станция конечная, пассажиры могут оставаться в вагонах и уехать в обратном направлении, так как оборот составов происходит в перекрёстном съезде перед станцией.

«Александровский сад» удивительно долго оставалась конечной. За всё время существования станция успела поочерёдно войти в состав трёх разных линий.

  1. Это станция-рекордсмен по скорости строительства. Все работы по сооружению подземного объекта заняли не более полугода. В настоящее время возведение станции метро происходит минимум один год.
  2. В 20 веке «Александровский сад» была одной из самых неудобных станций в Московском метрополитене. Объект строили в спешке и на том месте, где она первоначально не должна была находиться. Пока во время реконструкции не построили прямой переход на «Библиотеку имени Ленина» и мостик между двумя платформами станции, пассажиры вынуждены были для перехода на другую часть платформы подниматься на поверхность.
  3. В 1990 году в течение нескольких дней станция называлась «Воздвиженка». Были напечатаны схемы линий метро с новым названием и развешаны по вагонам. Затем их спешно изменили и назвали станцию в честь старинного парка в Тверском районе Москвы –Александровского сада, расположенного вдоль западной Кремлёвской стены.

Станция «Александровский сад» находится в центральной части российской столицы совсем рядом с Кремлёвской стеной, Красной площадью и множеством столичных достопримечательностей. Через выходы со станции пассажиры попадают к Александровскому саду, по которому она и получила своё нынешнее название. В этот роскошный архитектурный ансамбль входят Манеж, Итальянский грот и многочисленные памятники героям Великой Отечественной войны: Могила Неизвестного солдата, пост почётного караула, памятные знаки двенадцати городов-героев. 

Узнайте про самые необычные станции метро в Москве:

Метро Москвы: история, интересные факты и красивые станции

Метро «Охотный ряд»

Метро «Площадь Революции»

Метро «Театральная»

Метро «Библиотека имени Ленина»

Метро «Арбатская»

Станция метро «Кропоткинская»

Станция метро «Смоленская»

Метро «Пушкинская»

Метро «Тверская»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

English
Deutsch
Italiano
简体中文
Русский