Метро «Библиотека имени Ленина»

Метро «Библиотека имени Ленина»

«Библиотека имени Ленина» – это уникальная станция Московского метрополитена, входящая в состав самого крупного пересадочного узла. Была введена в эксплуатацию 15 мая 1935 года совместно с другими станциями первой очереди строительства метро. Входит в состав Сокольнической линии. В настоящее время одна из популярных и многолюдных станций в Москве. В среднем суточный пассажиропоток «Библиотеки имени Ленина» – около 350 тысяч человек. 

Расположение 

«Библиотека имени Ленина» находится в центре Москвы в Тверском районе рядом с Моховой улицей. Соседние станции – «Охотный ряд» и «Кропоткинская». 

Проектирование и строительство 

Проект станции был создан архитекторами С. Сулиным и А. Гонцкевичем. «Библиотека имени Ленина» – станция мелкого заложения с одной островной платформой. На момент открытия конструкция станции выглядела очень необычно: там нет колонн и пилонов. Она стала первой в Московском метрополитене станцией с единым сводом. 

К созданию новейшей технологии привели непростые обстоятельства: в месте проведения работ под Моховой улицей обнаружили глиняно-песчаный грунт. Пришлось вести строительство закрытым способом, так как свободного пространства на поверхности катастрофически не хватало. Кроме того, власти столицы не могли допустить остановки движения транспорта по главной магистрали центра Москвы ни на один день. Все строительные работы начали в 1934 году и проводили под землёй на углу улиц Моховая и Воздвиженка. Работники Метростроя столкнулись со множеством трудностей, а из-за особенностей грунта возникла серьёзная угроза обрушения исторических зданий в центральной части города. Дорожное покрытие тех лет было недостаточно качественным, чтобы задерживать воду, и влага часто проникала в шахты. 

Строительство проходило на глубине 12 метров. Станция «Библиотека имени Ленина» сооружена по индивидуальному проекту горным способом с отделкой монолитным бетоном. 

Особенности названия 

Станцию назвали в честь расположенной неподалёку Государственной библиотеки СССР имени В. И. Ленина, которую в 1992 году переименовали в Российскую государственную библиотеку. Как и в середине прошлого века, эта библиотека считается самой крупной в России. 

Интересно, что в начале 90-х поступило предложение поменять название станции на «Моховую», но идея не была одобрена. 

Архитектура 

Создатели проекта считали, что станция должна быть такой же красивой и монументальной, как Государственная библиотека, рядом с которой построен подземный объект. Залы «Библиотеки имени Ленина» служили парадным входом в главное хранилище книг российской столицы. 

Главный свод центрального зала выполнен в светлых тонах и кессонирован квадратами с рельефом. Для освещения повешены шарообразные люстры и несколько рядов круглых светильников. Стены вдоль путей облицованы светлым керамогранитом жёлто-бежевого оттенка. Над поверхностью выступают коричневые мраморные пилястры, изображающие подобие колонн и скрывающие опоры арок свода. Там же повешены продолговатые панели в форме темно-серых прямоугольников, на которых первоначально располагались схемы Московского метрополитена. После того, как столичное метро значительно увеличилось за счёт появления большого количества новых станций, размещать изображения линий прекратили. Сейчас эти элементы декора никак не задействованы в функционале станции. 

На стене в восточном аванзале есть мозаика с портретом В. И. Ленина, выполненная знаменитым художником Г. И. Опрышко в начале 70-х годов. Изображение вождя зеркально повторяет акварель Н. А. Андреева 1922 года. 

Интерьер станции окружает множество тайн. Некоторые люди убеждены, что изначально на полу был паркет, а затем его поменяли асфальт. Этот факт не доказан, и фотографии тех лет не позволяют подтвердить его или опровергнуть. Из проверенных источников известно, что покрытие пола изначально было асфальтовым, а потом гранитным. 

В мраморной облицовке станции «Библиотека имени Ленина» встречаются древние останки различных морских обитателей. Наибольшее количество окаменелостей находится в торце центрального зала рядом с переходом на станцию «Боровицкая». Там можно увидеть древних раковин, моллюсков и гастропод, образующих в красном мраморе удивительные узоры. Материал для отделки стен привозили из Кавказа и Крыма. 

Вестибюли 

Перед пуском первых поездов были построены два вестибюля на поверхности. Северный находился на углу улиц Моховая и Воздвиженка. Для него использовали те же архитектурные решения, как и для Государственной библиотеки. Этот вестибюль был уничтожен в 70-х годах, а на его месте появился обыкновенный подземный переход. 

Южный вестибюль располагался рядом с домом Пашкова, который был отдан под Российскую государственную библиотеку. Это необычное здание со сложной конструкцией. На каждом из окон – витражные буквы «М», обозначающие метро. В середине 80-х годов вестибюль реконструировали и начали использовать для выхода пассажиров со станции «Боровицкая» Серпуховско-Тимирязевской линии. Сегодня у «Библиотеки имени Ленина» нет ни одного собственного вестибюля. Войти на станцию возможно через любой из двух перечисленных выходов. Все наземные и подземные вестибюли совмещённые. 

Пересадки 

В первое время после открытия станция не отличалась сильной загруженностью. В 1958 году в центре зала соорудили лестницу, по которой пассажиры могут перейти на Филевскую и Арбатско-Покровскую линии Московского метрополитена. Узкая восьмиметровая платформа не была рассчитана на большой пассажиропоток. Центральный транспортный узел первоначально планировали сделать на станции «Охотный ряд». 

Сейчас «Библиотека имени Ленина» – это одна из четырёх станций крупнейшего пересадочного узла в Московском метрополитене. Оборудованы переходы на три разных станции: «Арбатскую» Арбатско-Покровской линии (с 1953 года) и «Александровский сад» Филёвской линии (с 1937 года) через Восточный аванзал или по лестницам в центральном зале «Библиотеки имени Ленина», а также «Боровицкую» Серпуховско-Тимирязевской линии (с 1986 года) через западный аванзал. 

Интересные факты 

  1. «Библиотека имени Ленина» – первая односводчатая станция метро в Москве.
  2. Первый переход в Московском метрополитене был построен в 1937 году между станциями «Библиотека имени Ленина» и «Улица Коминтерна» (в настоящее время называется «Александровский сад»).
  3. Существует легенда, согласно которой в момент открытия на станции пол в центральном зале был покрыт паркетом. Подтверждений этим догадкам до сих пор не найдено.
  4. Изначально не планировали включать «Библиотеку имени Ленина» в состав транспортного узла, поэтому платформу сделали достаточно узкой – всего восемь метров шириной.
  5. Архитектор АлександрГорцкевичскончался за несколько дней до введения станции в эксплуатацию, и не смог увидеть окончательный вариант своей работы. 

Со станции метро «Библиотека имени Ленина» пассажиры выходят на старейшие улицы Москвы — Моховую и Воздвиженку. Поблизости расположены главные достопримечательности столицы: комплекс Московского Кремля, Государственный музей архитектуры имени А. В. Щусева, Музей книги, Оружейная палата, галереи всемирно известных художников, Манеж, Государственный Кремлёвский дворец и многие другие интересные места. 

Узнайте про самые необычные станции метро в Москве:

Метро Москвы: история, интересные факты и красивые станции

Метро «Охотный ряд»

Метро «Площадь Революции»

Метро «Театральная»

Метро «Арбатская»

Метро «Александровский сад»

Станция метро «Кропоткинская»

Станция метро «Смоленская»

Метро «Пушкинская»

Метро «Тверская»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

English
Deutsch
Italiano
简体中文
Русский