Метро Чертановская

Метро Чертановская

«Чертановская» – станция Московского метрополитена, расположенная в одном из южных районов столицы. В проекте архитектор Нина Алёшина стремилась воссоздать атмосферу первых подземных станций – «Кропоткинской» и «Автозаводской». Метро «Чертановская» – это один из самых ярких подземных объектов за пределами Кольцевой линии. Благодаря высоким потолкам, колоннам необычной формы и изящным светильникам станционные залы напоминают пассажирам готический замок.

Расположение станции

Станция находится в районах Чертаново Северное и Зюзино в Юго-Западном округе Москвы. Соседние станции – «Севастопольская» и «Южная».

Проектирование и строительство

Работы по сооружению станции проходили в сложных геологических условиях: в грунте под Балаклавским проспектом обнаружили большое количество плывунов. Все этапы строительства контролировала архитектор станции Н.А. Алешина. Сначала «Чертановскую» планировали возвести по проекту типовой «сороконожки» – одной из разновидностей станций метро мелкого заложения. В конструкцию колонн центрального зала и потолочного свода внесли изменения, благодаря которым «Чертановская» приобрела неповторимый вид. Уникальные колонны станции в разрезе имеют форму четырёхконечных звезд, а затем расходятся лучами по потолку. Свод построен по сложной технологии «московский односвод», созданной в СССР.

«Чертановская» введена в эксплуатацию 8 ноября 1983 года вместе с другими станциями метрополитена от «Серпуховской» до «Южной». В том же году Совет министров Советского Союза принял решение наградить «Метропроект» премией в честь памятной даты — пятьдесят лет со дня создания проектно-изыскательного института в Москве. Лучшим проектом станции Московского метрополитена последних лет признали «Чертановскую». Трёхпролётная колонная станция построена из монолитного и сборного железобетона на глубине 10,5 метров от поверхности.

Особенности названия Чертановская

В проекте стация называлась «Чертаново» по району Чертаново. Историческое название населённых пунктов на юге Москвы на правом берегу реки Чертановки произошло от слова «чертона» балтийского или финно-угорского происхождения. Учёные до сих пор не пришли к определенному мнению. Некоторые считают, что название «Чертаново» связано с именем Чертан, либо фамилией одного из первых владельцев местности. «Чертановскую» предлагали переименовать в «Чертаново» только один раз – в 1992 году, но реализацию идеи не одобрили.

Архитектура станции метро «Чертановская»

Над внутренним убранством залов и вестибюлей «Чертановской» работала известная проектировщица наземных и подземных объектов метро в Москве Нина Александровна Алёшина. В центральном зале станции в два ряда установлены 52 изящные колонны из стали. Стальные колонны традиционно не устанавливали на станциях мелкого залегания, но для «Чертановской» инженеры сделали исключение.

На колоннах и стенах вдоль путей светлая мраморная отделка. Из-за оригинальной формы колонн «Чертановскую» в кругах архитекторов неофициально называли «звёздной». На стенах закреплены узкие и высокие вставки из металла с мозаичными изображениями в тематике «Строительство новой Москвы». Тема оформления залов действительно подходит для «Чертановской», потому что неподалёку от станции в период с 1975 года по 1982 год появился микрорайон Северное Чертаново, который в момент создания назывался «образцово-перспективным жилым районом». Для возведения новостроек использовали инновационные для Советского Союза технологии и конструкции. Рядом с необычным районом хотели построить уникальную станцию, не похожую на другие подземные объекты Московского метрополитена. Н.А. Алешина, изменив типовый проект, создала удивительное пространство, где сочетается шарм классических станций метро в Москве и новейшие технологические решения.

Название станции состоит из отдельных бронзовых букв на путевых стенах. По центральной оси станционного зала проходит длинный ряд кессонов-многоугольников. Для освещения в нишах потолочного свода подвешены красивые люстры в форме башенок. На потолке со стороны платформ «Чертановской» подвешены аналогичные башнеобразные светильники меньшего размера. Половое покрытие состоит из розовых и темно-серых гранитных плит в форме ромбов, выложенных в виде геометрического орнамента. Изначально для освещения станции установили металлогалогенные лампы, но вскоре их заменили на ртутные газоразрядные.

Вестибюли станции

У станции «Чертановская» есть два вестибюля. Южный павильон расположен на поверхности, а северный – под землёй. Пассажиры выходят из подземного пространства на Чертановскую улицу, Балаклавский проспект и Симферопольский бульвар. Стены в наземном павильоне сделаны из прозрачного стекла. В южном вестибюле только одна стена рядом с эскалаторами построена из бетона. При входе в эскалаторный наклон в момент открытия станции было огромное мозаичное изображение, эскиз для которого создал советский художник И. М. Рабинович. мастер написал мозаику в начале 60-х годов для другого проекта, так и не воплощённого в жизнь. На потолке обоих вестибюлей «Чертановской» изначально была отделка из металлических панелей, но во время реконструкции тёмные детали из оформления пришлось убрать. Павильоны обогреваются батареями, закрытыми коваными декоративными решетками.

Сегодня при входе в южный наземный вестибюль внимание пассажиров притягивает большое мозаичное панно из смальты в тематике оформления станции. Авторы эскизов для мозаики – советские художники М. Н. Алексеев и Л. А. Новикова.

Пересадки в метро

Со станции «Чертановская» пассажиры не могут перейти ни на одну другую станцию Момковского метрополитена.

Интересные факты про станцию метро «Чертановская»

  1. «Чертановская» – одна из самых загруженных станций Серпуховско-Тимирязевской линии метро. Среднесуточный пассажиропоток – около 56 тысяч человек.
  2. В 1983 году вскоре после введения в эксплуатацию «Чертановская» получила Премию Совета Министров СССР – одну из важнейших премий Советского Союза.
  3. За станционным залом станции пути продолжаются и ведут в депо, которое обслуживает «Чертановскую». В конце ветки метро не хватает места для оборота составов, поэтому часть поездов не могут съехать в сторону и остаются в депо.
  4. После открытия участка Московского метрополитена от «Серпуховской» до «Южной», в составе которого находится «Чертановская», в метро стало 123 станции.

«Чертановская» находится далеко от центра Москвы и Кольцевой линии метро, но несмотря на это станция пользуется популярностью у жителей города. Неподалёку от вестибюля располагается настоящий зелёный оазис в мегаполисе – природно-исторический парк «Битцевский лес», живописные храмы, старый театр и известный музей народной игрушки «Забавушка».

Метро Москвы: всё самое интересное о Московском метрополитене

Делитесь интересной информацией с друзьями

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

English
Deutsch
Italiano
简体中文
Русский