Метро «Чистые пруды»

Метро «Чистые пруды»

«Чистые пруды» – одна из старейших в Московском метрополитене. У известной каждому жителю города станции интересная история и лаконичная архитектура, сохранившаяся с середины 30-х годов прошлого века в отличном состоянии благодаря реконструкциям.

Расположение

Станция расположена на границе Басманного и Красносельского районов Центрального административного округа Москвы вдоль Мясницкой улицы (бывшей Кировской улицы) рядом с Чистопрудным бульваром, в честь которого она была названа.

Проектирование и строительство

Строительство станции началось в 1933 году. Гидрогеологические условия под Кировской улицей доставили множество трудностей рабочим. Выработки тоннелей проходили в неустойчивом грунте с плывунами между известняком и юрскими глинами.

Первоначально станцию планировали сделать трехсводчатой. Во время строительства инженеры внесли изменения в проект, и на месте просторного центрального зала соорудили пару коротких распределительных. Первый основной, длина которого около 28 метров, расположился в южном торце «Кировской». Через проходы между пилонами пассажиры проходят от эскалаторного тоннеля к платформам. В противоположном северном торце станции находился второй аванзал.

Читайте также:  Сиреневый сад

Сооружение эскалаторного наклона – сложнейший этап в строительстве подземного объекта. Рабочим было непросто проводить выработку огромного пространства для эскалаторов среди плывунных пород. Инженеры рассматривали разные варианты проведения работ. От метода проходки под сжатым воздухом отказались из-за большой вероятности отключения электричества. Нельзя было допустить перебоев в работе насосов в центре города. В результате решили заморозить грунт с помощью наклонной скважины. Заранее провели проверку нового способа проходки на одной из шахт, чтобы убедиться в его безопасности и эффективности. Перед инженерами и строителями стояла непростая задача, но несмотря на все трудности станция была введена в эксплуатацию 15 мая 1935 вместе с другими станциями первой очереди строительства Московского метрополитена от «Сокольников» до «Парка культуры» с ответвлением до «Смоленской».

В 1971 году провели масштабную реконструкцию станции, в процессе которой объединили короткие аванзалы в один большой центральный зал. В то же время установили гермозатвор между третьим и четвёртым проходами, а в центре зала появился переход на станцию «Тургеневская» Калужско-Рижской линии.

Читайте также:  Живописный мост

Через 20 лет станцию вновь реконструировали, заменив кафельную плитку мрамором. Архитектуру постарались сохранить в первоначальном виде, поэтому рисунок на облицовке остался прежним. На стенах в коридоре станции подвесили круглые светильники, повторяющие иллюминаторы в наземном вестибюле станции.

Особенности названия

В проекте «Чистые пруды» называлась «Мясницкие ворота» в честь площади, рядом с которой она построена. После введения в эксплуатацию станция получила название «Кировская» по имени Сергея Мироновича Кирова – государственного и партийного деятеля в СССР. За год до открытия станции русский революционер был убит Леонидом Николаевым. В Советском Союзе в тот момент начались массовые репрессии, а память С. М. Кирова решили увековечить в названии станции московского метро и одной из центральных улиц столицы. 5 ноября 1990 года подземный объект переименовали в «Чистые пруды».

Архитектура станции

Первоначально на месте центрального зала станции было два небольших аванзала, по которым пассажиры переходили между боковыми платформами. Внутреннее убранство подземных помещений сильно отличалось от современного.

В 1971 году во время реконструкции «Чистых прудов» (бывшей «Кировской») вместо двух сводов сделали три, и соорудили два ряда массивных двойных пилонов.

Архитекторами станции назначили Н. Я. Колли, Н. А. Шухарева, Л. Н. Попова и А. Ф. Фокина. Для облицовки опор использовали светло-серый и темный мрамор Коелгинского и Уфалейского месторождений.

Изначально на полу был уложен асфальт, а в 1972 покрытие поменяли на розовый и серый гранит.

После открытия станции в торце центрального зала был установлена скульптура из бронзы и портрет С. М. Кирова, именем которого несколько десятилетий называлась станция. Бюст известного революционера создал выдающийся скульптор Матвей Манизер. В настоящее время фигура установлена в переходе со «Сретенского бульвара» на «Тургеневскую».

Станция оформлена в стиле «сталинский ампир» с элементами «ар-деко». Стены вдоль путей до конца 90-х годов были отделаны белоснежным плиточным фризом из керамики, а затем облицовку поменяли на светлый мрамор. По низу идёт широкая гранитная полоса чёрного цвета. В торце одного из боковых залов сохранился небольшой участок стены со старой плиткой. Потолочный свод белый с простым орнаментом из лепнины.

Для освещения залов станции изначально установили трубчатые светильники, а сейчас за карнизами пилонов закреплены люминесцентные лампы.

В боковых проходах на платформы в послевоенные годы установили гермозатворы.

Вестибюли

У станции «Чистые пруды» есть один вестибюль на поверхности. Здание имеет необычную форму куба. Такие же кубические павильоны были на станциях «Комсомольская» и «Смоленская», но до настоящего момента ни один из них не сохранился.

Ранее фасад здания был бетонным, а над козырьком павильона висели круглые светильники. Позднее входную группу оформили профилями из алюминия. На боковых стенах окна-иллюминаторы. Снаружи вестибюля есть памятная табличка, где указана дата открытия и смены названия станции, имя архитектора и другие важные факты об этом памятнике истории и культуры. Вход и выход из вестибюля находятся с двух сторон здания. Пассажиры могут выйти со станции на Чистопрудный бульвар, площадь Мясницкие ворота и Мясницкую улицу.

Пересадки

По эскалаторам в центре станционного зала пассажиры переходят на «Тургеневскую» Калужско-Рижской линии. В начале 2008 года появилась возможность совершить переход со станции «Чистые пруды» на «Сретенский бульвар» Люблинско-Дмитровской линии.

Интересные факты

  1. Наземный вестибюль «Чистых прудов» сейчас единственный в столичном метро с кубической оригинальной конструкцией.
  2. Глубина заложения станции – 35 метров от поверхности. На момент строительства это был самый большой показатель среди всех станций Московского метрополитена.
  3. Во время Великой Отечественной войны на станции располагались отделы Генерального штаба и Противовоздушная оборона Советского Союза. Поезда в тот период не останавливались на «Кировской», а платформу отгородили от проходящих составов щитами из фанеры. В распределительном зале перед входом в эскалаторный тоннель соорудили мощную железобетонную стену, чтобы уменьшить воздействие ударной волны на случай авианалетов. В начале войны до окончания строительства нового бункера для ставки Верховного главнокомандующего в помещениях под платформами станции находился узел связи и встречались по рабочим вопросам И. В. Сталин и начальник Генерального штаба Б. М. Шапошников. Ночью после прекращения движения поездов, пока напряжение с контактного рельса ещё не сняли, на первый путь приходил поезд, где отдыхали и работали государственные деятели. Вагоны закрывали подземный тоннель и служили для защиты в чрезвычайных ситуациях.
  4. В 1947 году на «Чистых прудах» (с 30-х по 90-е годы 20 века называлась «Калининской») в первый раз в столичном метро установили люминесцентные лампы вместо ламп накаливания.
  5. На здании наземного вестибюля станции с момента открытия и до сих пор закреплена большая вывеска «МЕТРО». Эта историческая деталь все реже встречается в Московском метрополитене. Вывеска с крупными буквами сохранилась только с одной стороны вестибюля.

Станция «Чистые пруды» появилась в Московском метрополитене одной из первых. С тех пор внешний облик подземного пространства практически не изменился, а недавно его признали объектом культурного наследия России регионального значения. Станция находится в удивительно красивом месте Москвы рядом с зелёным бульваром и живописным прудом. Неподалёку находится скульптура автора знаменитой пьесы «Горе от ума» – Александра Сергеевича Грибоедова и особняк, в котором жил писатель. Туристов и жителей столицы впечатляет своей красотой церковь Архангела Гавриила, а незабываемые эмоции подарит Московский театр «Современник».

Метро Москвы: всё самое интересное о Московском метрополитене

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *