Метро «Чистые пруды»

Метро «Чистые пруды»

«Чистые пруды» – одна из старейших в Московском метрополитене. У известной каждому жителю города станции интересная история и лаконичная архитектура, сохранившаяся с середины 30-х годов прошлого века в отличном состоянии благодаря реконструкциям.

Расположение

Станция расположена на границе Басманного и Красносельского районов Центрального административного округа Москвы вдоль Мясницкой улицы (бывшей Кировской улицы) рядом с Чистопрудным бульваром, в честь которого она была названа.

Проектирование и строительство

Строительство станции началось в 1933 году. Гидрогеологические условия под Кировской улицей доставили множество трудностей рабочим. Выработки тоннелей проходили в неустойчивом грунте с плывунами между известняком и юрскими глинами.

Первоначально станцию планировали сделать трехсводчатой. Во время строительства инженеры внесли изменения в проект, и на месте просторного центрального зала соорудили пару коротких распределительных. Первый основной, длина которого около 28 метров, расположился в южном торце «Кировской». Через проходы между пилонами пассажиры проходят от эскалаторного тоннеля к платформам. В противоположном северном торце станции находился второй аванзал.

Сооружение эскалаторного наклона – сложнейший этап в строительстве подземного объекта. Рабочим было непросто проводить выработку огромного пространства для эскалаторов среди плывунных пород. Инженеры рассматривали разные варианты проведения работ. От метода проходки под сжатым воздухом отказались из-за большой вероятности отключения электричества. Нельзя было допустить перебоев в работе насосов в центре города. В результате решили заморозить грунт с помощью наклонной скважины. Заранее провели проверку нового способа проходки на одной из шахт, чтобы убедиться в его безопасности и эффективности. Перед инженерами и строителями стояла непростая задача, но несмотря на все трудности станция была введена в эксплуатацию 15 мая 1935 вместе с другими станциями первой очереди строительства Московского метрополитена от «Сокольников» до «Парка культуры» с ответвлением до «Смоленской».

В 1971 году провели масштабную реконструкцию станции, в процессе которой объединили короткие аванзалы в один большой центральный зал. В то же время установили гермозатвор между третьим и четвёртым проходами, а в центре зала появился переход на станцию «Тургеневская» Калужско-Рижской линии.

Через 20 лет станцию вновь реконструировали, заменив кафельную плитку мрамором. Архитектуру постарались сохранить в первоначальном виде, поэтому рисунок на облицовке остался прежним. На стенах в коридоре станции подвесили круглые светильники, повторяющие иллюминаторы в наземном вестибюле станции.

Особенности названия

В проекте «Чистые пруды» называлась «Мясницкие ворота» в честь площади, рядом с которой она построена. После введения в эксплуатацию станция получила название «Кировская» по имени Сергея Мироновича Кирова – государственного и партийного деятеля в СССР. За год до открытия станции русский революционер был убит Леонидом Николаевым. В Советском Союзе в тот момент начались массовые репрессии, а память С. М. Кирова решили увековечить в названии станции московского метро и одной из центральных улиц столицы. 5 ноября 1990 года подземный объект переименовали в «Чистые пруды».

Архитектура

Первоначально на месте центрального зала станции было два небольших аванзала, по которым пассажиры переходили между боковыми платформами. Внутреннее убранство подземных помещений сильно отличалось от современного.

В 1971 году во время реконструкции «Чистых прудов» (бывшей «Кировской») вместо двух сводов сделали три, и соорудили два ряда массивных двойных пилонов.

Архитекторами станции назначили Н. Я. Колли, Н. А. Шухарева, Л. Н. Попова и А. Ф. Фокина. Для облицовки опор использовали светло-серый и темный мрамор Коелгинского и Уфалейского месторождений.

Изначально на полу был уложен асфальт, а в 1972 покрытие поменяли на розовый и серый гранит.

После открытия станции в торце центрального зала был установлена скульптура из бронзы и портрет С. М. Кирова, именем которого несколько десятилетий называлась станция. Бюст известного революционера создал выдающийся скульптор Матвей Манизер. В настоящее время фигура установлена в переходе со «Сретенского бульвара» на «Тургеневскую».

Станция оформлена в стиле «сталинский ампир» с элементами «ар-деко». Стены вдоль путей до конца 90-х годов были отделаны белоснежным плиточным фризом из керамики, а затем облицовку поменяли на светлый мрамор. По низу идёт широкая гранитная полоса чёрного цвета. В торце одного из боковых залов сохранился небольшой участок стены со старой плиткой. Потолочный свод белый с простым орнаментом из лепнины.

Для освещения залов станции изначально установили трубчатые светильники, а сейчас за карнизами пилонов закреплены люминесцентные лампы.

В боковых проходах на платформы в послевоенные годы установили гермозатворы.

Вестибюли

У станции «Чистые пруды» есть один вестибюль на поверхности. Здание имеет необычную форму куба. Такие же кубические павильоны были на станциях «Комсомольская» и «Смоленская», но до настоящего момента ни один из них не сохранился.

Ранее фасад здания был бетонным, а над козырьком павильона висели круглые светильники. Позднее входную группу оформили профилями из алюминия. На боковых стенах окна-иллюминаторы. Снаружи вестибюля есть памятная табличка, где указана дата открытия и смены названия станции, имя архитектора и другие важные факты об этом памятнике истории и культуры. Вход и выход из вестибюля находятся с двух сторон здания. Пассажиры могут выйти со станции на Чистопрудный бульвар, площадь Мясницкие ворота и Мясницкую улицу.

Пересадки

По эскалаторам в центре станционного зала пассажиры переходят на «Тургеневскую» Калужско-Рижской линии. В начале 2008 года появилась возможность совершить переход со станции «Чистые пруды» на «Сретенский бульвар» Люблинско-Дмитровской линии.

Интересные факты

  1. Наземный вестибюль «Чистых прудов» сейчас единственный в столичном метро с кубической оригинальной конструкцией.

  2. Глубина заложения станции – 35 метров от поверхности. На момент строительства это был самый большой показатель среди всех станций Московского метрополитена.

  3. Во время Великой Отечественной войны на станции располагались отделы Генерального штаба и Противовоздушная оборона Советского Союза. Поезда в тот период не останавливались на «Кировской», а платформу отгородили от проходящих составов щитами из фанеры. В распределительном зале перед входом в эскалаторный тоннель соорудили мощную железобетонную стену, чтобы уменьшить воздействие ударной волны на случай авианалетов. В начале войны до окончания строительства нового бункера для ставки Верховного главнокомандующего в помещениях под платформами станции находился узел связи и встречались по рабочим вопросам И. В. Сталин и начальник Генерального штаба Б. М. Шапошников. Ночью после прекращения движения поездов, пока напряжение с контактного рельса ещё не сняли, на первый путь приходил поезд, где отдыхали и работали государственные деятели. Вагоны закрывали подземный тоннель и служили для защиты в чрезвычайных ситуациях.

  4. В 1947 году на «Чистых прудах» (с 30-х по 90-е годы 20 века называлась «Калининской») в первый раз в столичном метро установили люминесцентные лампы вместо ламп накаливания.

  5. На здании наземного вестибюля станции с момента открытия и до сих пор закреплена большая вывеска «МЕТРО». Эта историческая деталь все реже встречается в Московском метрополитене. Вывеска с крупными буквами сохранилась только с одной стороны вестибюля.

Станция «Чистые пруды» появилась в Московском метрополитене одной из первых. С тех пор внешний облик подземного пространства практически не изменился, а недавно его признали объектом культурного наследия России регионального значения. Станция находится в удивительно красивом месте Москвы рядом с зелёным бульваром и живописным прудом. Неподалёку находится скульптура автора знаменитой пьесы «Горе от ума» – Александра Сергеевича Грибоедова и особняк, в котором жил писатель. Туристов и жителей столицы впечатляет своей красотой церковь Архангела Гавриила, а незабываемые эмоции подарит Московский театр «Современник».

Узнайте про самые необычные станции метро в Москве:

Метро Москвы: история, интересные факты и красивые станции

Метро «Охотный ряд»

Метро «Площадь Революции»

Метро «Театральная»

Метро «Тверская»

Метро «Библиотека имени Ленина»

Метро «Арбатская»

Станция метро «Кропоткинская»

Метро «Александровский сад»

Метро «Кропоткинская»

Метро «Смоленская»

Метро «Пушкинская»

Метро «Трубная»

Метро «Лубянка»

Метро «Маяковская»

Метро «Достоевская»

Метро «Чеховская»

Метро «Новокузнецкая»

Метро «Комсомольская»

Метро «Киевская»

Метро «Таганская»

Метро «Новослободская»

Делитесь интересной информацией с друзьями

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

English
Deutsch
Italiano
简体中文
Русский