Метро «Киевская»

Метро «Киевская»

Станций с названием «Киевская» в Московском метрополитене три. Подземные объекты построены на разных линиях и связаны пересадками. Последняя станция с интересной историей и уникальной архитектурой завершила кольцо в столичном метро, а позднее стала объектом культурного наследия России.

Расположение

Станция находится в районе Дорогомилово Западного Административного округа Москвы под Киевской улицей и Киевским вокзалом. Находится между «Краснопресненской» и «Парком культуры».

Проектирование и строительство

В 1953 году главой Коммунистической партии Советского Союза избрали Никиту Сергеевича Хрущева, который ранее был одним из главных государственных деятелей в Украинской ССР. Сразу после вступления в должность он решил запечатлеть историю Украины в Московском метрополитене.

К началу 50-х годов уже были построены две станции, названные «Киевской». Архитектура обеих станций не понравилась Н. С. Хрущеву, и глава КПСС запланировал строительство нового подземного пространства. Объявили конкурс проектов станции, и среди сорока работ лучшей стала схема архитекторов из Киева. Команда специалистов, работавших над «Киевской», находилась под руководством доктора архитектуры Евгения Ивановича Катонина.

Станция «Киевская» была построена в составе четвёртой очереди строительства Московского метрополитена. Станция стала замыкающей в Кольцевой линии и открылась для пассажиров 14 марта 1954 года.

Особенности названия

Станция названа по железнодорожному вокзалу, расположенному поблизости. Киевский вокзал был переименован из Брянского в 1934 году из-за изменения направления железной дороги.

Архитектура метро Киевская

Метро «Киевская» – это пилонная станция, состоящая из трех вытянутых помещений, разделённых рядами колонн. Над интерьером залов работали Е. И. Катонин, В. К. Скугарев и Г. Е. Голубев. Плавные переходы с пилонов в белоснежный потолочный свод параболической формы и широкие проходы между центральным и боковыми залами делают станцию изящной и просторной. Для отдыха пассажиров со стороны залов и платформ установлены большие диванчики из мрамора.

Читайте также:  Смена имени, фамилии или отчества ребенку

Всего пилонов 18, каждый из которых расширяется кверху. Проходы между пилонами украшены каймой из лепнины наподобие той, что встречается в архитектуре Украины 17 века. Главные детали оформления станции: абстракция из растительного орнамента и мозаичные панно. Мозаики из смальты и ценных камней оформлены на тему истории Украины и дружбы украинского и русского народов можно увидеть со стороны центрального зала станции. Вокруг изображений узорчатые рамки с широкой каймой из лепнины. На деталях высечен национальный украинский орнамент в виде колосков, цветов и другой растительности. Под каждой мозаикой закреплён свиток из мрамора, на котором написано название панно. Встречаются сюжеты из Переяславской рады 1654 года, Полтавской битвы 1709 года, встреч выдающихся русских и украинских писателей, борьбы за советскую власть на Украине и других значимых исторических событий.

Стены вдоль путей и нижняя часть пилонов «Киевской» оформлены в светлых тонах с использованием белого мрамора «коелга». Половое покрытие состоит из тёмных гранитных плит и красной каймы.

Для освещения залов станции по оси потолочных сводов подвешены роскошные многорожковые люстры с позолотой.

Торец станции украшает смальтовая мозаика с лепниной в форме флагов, которая обрамляет портрет В. И. Ленина. По окружности высечены слова из гимна Советского Союза, а внизу – слова В. И. Ленина о дружбе украинского и русского народов. Металлическая дверь на одной из путевых стен украшена лепниной. В этом месте находится табличка с датой постройки станции и другой важной информацией.

Вестибюли метро

У станции есть южный вестибюль на поверхности и северный, расположенный под землёй. Наземный вестибюль совмещён с «Киевской» Арбатско-Покровской линии. Павильон построили в 1953 году в здании Киевского вокзала, а через год помещение стало общим для двух станций. Проект вестибюля создали архитекторы И. Г. Таранов и Г. С. Тосунов, а конструкцию здания продумали инженеры М. В. Головинова и Л. В. Сачкова.

Читайте также:  Что подарить маме на Новый год

Когда в 1958 году был введён в эксплуатацию Филевский радиус Московского метрополитена, у пассажиров появилась возможность перейти с Кольцевой линии в подземный вестибюль «Киевской» Филёвской линии. Для размещения касс переделали цокольный этаж железнодорожного вокзала. На подходе к эскалаторам оборудовано просторное помещение в форме полукруга с восемью колоннами в древнегреческом стиле. Колонны поддерживают огромный купольный свод. На одной из стен эскалаторного зала расположилась мозаика «Торжество людей советской Украины». Автор эскиза для панно – талантливый художник Г. И. Опрышко. Он изобразил украинцев с улыбками на лицах, которые подносят к гербу Украинской ССР плоды своего труда.

Для облицовки южного вестибюля использовали бело-серый мрамор в сочетании с декором из разноцветных сортов камня. Пассажиры выходят на улицу по эскалаторам, а через переход попадают на станцию «Киевская» Арбатско-Покровской линии.

Второй вестибюль станции был открыт в 1972 году. Павильон общий для одноимённых станций Кольцевой и Филёвской линий. Один из выходов на поверхность декорирован французкими архитекторами.

Пересадки

«Киевская» входит в состав пересадочного узла, состоящего из трёх одноимённых станций Кольцевой, Арбатско-Покровской и Филёвской линий Московского метрополитена.

Интересные факты

  1. «Киевская» – единственная станция Кольцевой линии Московского метрополитена, которая находится за пределами ЦАО Москвы.
  2. В 2009 году на станции установили новые турникеты. Подобная конструкция впервые была установлена в Московском метрополитене на «Киевской» Кольцевой линии.
  3. Станция глубокого заложения построена на глубине 53 метра от поверхности.
  4. Один из лестничных сходов в подземное пространство в 2006 году оформили художники из Франции. В процессе работы специалисты вдохновились архитектурой Парижского метрополитена. Дизайн первых в Париже входных павильонов метро в начале 20 века создал художник-декоратор Эктор Гимар. Российские архитекторы стремились повторить работы мастера в стилях «ар-нуво» и «модерн». Позднее Московский метрополитен подарил Парижскому метрополитену витражную мозаику «Курочка ряба», которую установили на станции Мадлен.
  5. На «Киевской» Кольцевой линии находилось самое большое количество изображений И. В. Сталина. На мозаичных панно было семь профилей вождя, а возле торцевой стены центрального зала стояла массивная скульптура Ленина и Сталина, сделанная из белого мрамора.
  6. В начале 60-х годов во время развенчания культа личности И. В. Сталина, вместо барельефа появился портрет В. И. Ленина, а все фигуры вождя с мозаик убрали. Остался только фигура Сталина на панно «Воссоединение всего украинского народа».
  7. «Киевская» Кольцевой линии – памятник истории и культуры России. Станция метро находится под охраной государства. Надпись об этом можно увидеть на мраморной табличке вместе с именами художников и архитекторов, принимавших участие в создании подземного дворца. Перед эскалаторами на Кольцевую линию сохранилась раритетная табличка с названием станции.
  8. Идеи для оформления станции архитекторы позаимствовали у Л. М. Полякова автора «Арбатской» Арбатско-Покровской линии Московского метрополитена.
Читайте также:  Компенсация за детский сад

На станции метро «Киевская» в Москве всегда шумно и многолюдно. Рядом с вестибюлями на Европы установлен памятник «Похищение Европы» бельгийского скульптора-авангардиста Оливье Стребеля, знаменитый фонтан и пешеходный Бородинский мост через Москву-реку, который соединяет Смоленскую улицу с Большой Дорогомиловской улицей и Киевским вокзалом. Железнодорожный вокзал и одноимённая станция Московского метрополитена – это удивительные памятники архитектуры и инженерного искусства России.

Метро Москвы: всё самое интересное о Московском метрополитене

Ещё интересное о Москве

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *