Метро «Киевская»

Метро «Киевская»

Станций с названием «Киевская» в Московском метрополитене три. Подземные объекты построены на разных линиях и связаны пересадками. Последняя станция с интересной историей и уникальной архитектурой завершила кольцо в столичном метро, а позднее стала объектом культурного наследия России.

Расположение

Станция находится в районе Дорогомилово Западного Административного округа Москвы под Киевской улицей и Киевским вокзалом. Находится между «Краснопресненской» и «Парком культуры».

Проектирование и строительство

В 1953 году главой Коммунистической партии Советского Союза избрали Никиту Сергеевича Хрущева, который ранее был одним из главных государственных деятелей в Украинской ССР. Сразу после вступления в должность он решил запечатлеть историю Украины в Московском метрополитене.

К началу 50-х годов уже были построены две станции, названные «Киевской». Архитектура обеих станций не понравилась Н. С. Хрущеву, и глава КПСС запланировал строительство нового подземного пространства. Объявили конкурс проектов станции, и среди сорока работ лучшей стала схема архитекторов из Киева. Команда специалистов, работавших над «Киевской», находилась под руководством доктора архитектуры Евгения Ивановича Катонина.

Станция «Киевская» была построена в составе четвёртой очереди строительства Московского метрополитена. Станция стала замыкающей в Кольцевой линии и открылась для пассажиров 14 марта 1954 года.

Особенности названия

Станция названа по железнодорожному вокзалу, расположенному поблизости. Киевский вокзал был переименован из Брянского в 1934 году из-за изменения направления железной дороги.

Архитектура

Метро «Киевская» – это пилонная станция, состоящая из трех вытянутых помещений, разделённых рядами колонн. Над интерьером залов работали Е. И. Катонин, В. К. Скугарев и Г. Е. Голубев. Плавные переходы с пилонов в белоснежный потолочный свод параболической формы и широкие проходы между центральным и боковыми залами делают станцию изящной и просторной. Для отдыха пассажиров со стороны залов и платформ установлены большие диванчики из мрамора.

Читайте также:  Права потребителя в магазине

Всего пилонов 18, каждый из которых расширяется кверху. Проходы между пилонами украшены каймой из лепнины наподобие той, что встречается в архитектуре Украины 17 века. Главные детали оформления станции: абстракция из растительного орнамента и мозаичные панно. Мозаики из смальты и ценных камней оформлены на тему истории Украины и дружбы украинского и русского народов можно увидеть со стороны центрального зала станции. Вокруг изображений узорчатые рамки с широкой каймой из лепнины. На деталях высечен национальный украинский орнамент в виде колосков, цветов и другой растительности. Под каждой мозаикой закреплён свиток из мрамора, на котором написано название панно. Встречаются сюжеты из Переяславской рады 1654 года, Полтавской битвы 1709 года, встреч выдающихся русских и украинских писателей, борьбы за советскую власть на Украине и других значимых исторических событий.

Стены вдоль путей и нижняя часть пилонов «Киевской» оформлены в светлых тонах с использованием белого мрамора «коелга». Половое покрытие состоит из тёмных гранитных плит и красной каймы.

Для освещения залов станции по оси потолочных сводов подвешены роскошные многорожковые люстры с позолотой.

Торец станции украшает смальтовая мозаика с лепниной в форме флагов, которая обрамляет портрет В. И. Ленина. По окружности высечены слова из гимна Советского Союза, а внизу – слова В. И. Ленина о дружбе украинского и русского народов. Металлическая дверь на одной из путевых стен украшена лепниной. В этом месте находится табличка с датой постройки станции и другой важной информацией.

Вестибюли

У станции есть южный вестибюль на поверхности и северный, расположенный под землёй. Наземный вестибюль совмещён с «Киевской» Арбатско-Покровской линии. Павильон построили в 1953 году в здании Киевского вокзала, а через год помещение стало общим для двух станций. Проект вестибюля создали архитекторы И. Г. Таранов и Г. С. Тосунов, а конструкцию здания продумали инженеры М. В. Головинова и Л. В. Сачкова.

Читайте также:  Как открыть ИП

Когда в 1958 году был введён в эксплуатацию Филевский радиус Московского метрополитена, у пассажиров появилась возможность перейти с Кольцевой линии в подземный вестибюль «Киевской» Филёвской линии. Для размещения касс переделали цокольный этаж железнодорожного вокзала. На подходе к эскалаторам оборудовано просторное помещение в форме полукруга с восемью колоннами в древнегреческом стиле. Колонны поддерживают огромный купольный свод. На одной из стен эскалаторного зала расположилась мозаика «Торжество людей советской Украины». Автор эскиза для панно – талантливый художник Г. И. Опрышко. Он изобразил украинцев с улыбками на лицах, которые подносят к гербу Украинской ССР плоды своего труда.

Для облицовки южного вестибюля использовали бело-серый мрамор в сочетании с декором из разноцветных сортов камня. Пассажиры выходят на улицу по эскалаторам, а через переход попадают на станцию «Киевская» Арбатско-Покровской линии.

Второй вестибюль станции был открыт в 1972 году. Павильон общий для одноимённых станций Кольцевой и Филёвской линий. Один из выходов на поверхность декорирован французкими архитекторами.

Пересадки

«Киевская» входит в состав пересадочного узла, состоящего из трёх одноимённых станций Кольцевой, Арбатско-Покровской и Филёвской линий Московского метрополитена.

Интересные факты

1. «Киевская» – единственная станция Кольцевой линии Московского метрополитена, которая находится за пределами ЦАО Москвы.

2. В 2009 году на станции установили новые турникеты. Подобная конструкция впервые была установлена в Московском метрополитене на «Киевской» Кольцевой линии.

3. Станция глубокого заложения построена на глубине 53 метра от поверхности.

4. Один из лестничных сходов в подземное пространство в 2006 году оформили художники из Франции. В процессе работы специалисты вдохновились архитектурой Парижского метрополитена. Дизайн первых в Париже входных павильонов метро в начале 20 века создал художник-декоратор Эктор Гимар. Российские архитекторы стремились повторить работы мастера в стилях «ар-нуво» и «модерн». Позднее Московский метрополитен подарил Парижскому метрополитену витражную мозаику «Курочка ряба», которую установили на станции Мадлен.

Читайте также:  Москва ДТИ. Что это за заказное письмо?

5. На «Киевской» Кольцевой линии находилось самое большое количество изображений И. В. Сталина. На мозаичных панно было семь профилей вождя, а возле торцевой стены центрального зала стояла массивная скульптура Ленина и Сталина, сделанная из белого мрамора.

В начале 60-х годов во время развенчания культа личности И. В. Сталина, вместо барельефа появился портрет В. И. Ленина, а все фигуры вождя с мозаик убрали. Остался только фигура Сталина на панно «Воссоединение всего украинского народа».

6. «Киевская» Кольцевой линии – памятник истории и культуры России. Станция метро находится под охраной государства. Надпись об этом можно увидеть на мраморной табличке вместе с именами художников и архитекторов, принимавших участие в создании подземного дворца. Перед эскалаторами на Кольцевую линию сохранилась раритетная табличка с названием станции.

7. Идеи для оформления станции архитекторы позаимствовали у Л. М. Полякова автора «Арбатской» Арбатско-Покровской линии Московского метрополитена.

На станции метро «Киевская» в Москве всегда шумно и многолюдно. Рядом с вестибюлями на Европы установлен памятник «Похищение Европы» бельгийского скульптора-авангардиста Оливье Стребеля, знаменитый фонтан и пешеходный Бородинский мост через Москву-реку, который соединяет Смоленскую улицу с Большой Дорогомиловской улицей и Киевским вокзалом. Железнодорожный вокзал и одноимённая станция Московского метрополитена – это удивительные памятники архитектуры и инженерного искусства России.

Метро Москвы: всё самое интересное о Московском метрополитене

Делитесь интересной информацией с друзьями

Читайте также

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

English
Deutsch
Italiano
简体中文
Русский