Метро «Комсомольская»

Метро «Комсомольская»

Известная многим москвичам и туристам «Комсомольская» Кольцевой линии – это одна из самых красивых станций Московского метрополитена. Рядом с подземным объектом расположены главные железнодорожные вокзалы российской столицы, куда регулярно прибывают люди со всей страны. Богато украшенная станция имеет уникальную конструкцию и множество интересных деталей.  

Расположение  

«Комсомольская» Кольцевой линии находится на территории Красносельского района Москвы под Комсомольской площадью. Соседние станции метро – «Проспект мира» и «Курская».  

Проектирование и строительство  

Станция входит в состав самого большого пересадочного узла в Московском метрополитене. «Комсомольская» была построена первой из нескольких станций, расположенных на площади трёх вокзалов.  

Решение о строительстве Кольцевой линии метро приняли в 1934 году, а работы по возведению станций четвёртой очереди начались только в 1943 году. Линию замкнули в кольцо в четыре этапа, завершающие станции открылись 14 марта 1954 года.  

«Комсомольская» была введена в эксплуатацию 30 января 1952 года вместе с другими станциями второго участка Кольцевой линии Московского метрополитена. Колонную станцию глубокого заложения возвели на глубине 37 метров от поверхности.  

В первоначальном проекте у «Комсомольской» было три вестибюля, но на данный момент построен только один.  

Особенности названия  

Станция метро «Комсомольская» была названа в честь одноимённой площади, на которой расположился наземный павильон. В начале 90-х годов в Московский метрополитен поступило предложение поменять название «Комсомольской» на «Каланчевскую», а через год – на станцию «Три вокзала». Ни один из двух проектов не был одобрен руководством метро.  

Архитектура  

Станция построена по проекту Александра Щусева. Ещё в 1949 году мастер подготовил эскиз «Комсомольской» с колоннами и тремя сводами, за счёт чего центральный зал  получился необыкновенно широким и высоким. В интерьере станции преобладает популярный в СССР в 50-е годы стиль «сталинский ампир», в котором гармонично сочетаются детали из «классического», «имперского» стилей и «московского барокко». По задумке архитекторов А. Щусева, В. Кокорина и А. Заболотной на станции гости столицы должны получить свое первое впечатление о Москве в торжественной и нарядной обстановке. Основное архитектурное направление «Комсомольской» – русское зодчества 18 века.  

Всего на станции 68 восьмиугольных колонн. Аркады состоят из двух колонных рядов, соединённых изящными арками. Изначально создатели «Комсомольской» хотели установить узкие колонны, но в итоге остановились на толщине 80 сантиметров. На потолочном своде закреплены белые лепные украшения и большие смальтовые мозаики с ценными камнями, оформленные Павлом Кориным. Выдающийся художник также создал витражи для станции «Новослободская».  

Тема восьми мозаичных панно – знаковые события в истории России. Изображения олицетворяет  высказывание И. В. Сталина, которое вождь произнёс на параде 7 ноября 1941 года, отправляя советских солдат в зону боевых действий. Цитата из его речи запечатлена на доске из мрамора, которую пассажиры могут увидеть возле центрального зала «Комсомольской».  

Всего мозаик восемь: Александр Невский, в руке которого находится знамя с изображённым Христом, Дмитрий Донской во время подготовки к Куликовской битве, Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский, собирающие на Красной площади ополчение, Александр Суворов во время Швейцарского похода и Михаил Кутузов на Бородинском сражении. Другие три панно отличаются по сюжету и были изменены в 60-е годы прошлого века.  

На первой мозаике изобразили И. В. Сталина 7 ноября 1941 года. В руках стоящего на Мавзолее вождя – знамя с профилем В. И. Ленина. Перед ним преклонился советский солдат, а сзади располагались члены Политбюро: В. М. Молотов, Л. П. Берия и Л. М. Каганович. На фоне – Московский Кремль и бойцы, отправляющиеся на фронт. На следующем панно в лепной рамке можно было увидеть взятие советской армией Рейхстага в мае 1945 года. Улыбающиеся солдаты изображены на фоне руин и красных знамён с профилями И. В. Сталина и В. И. Ленина.  

На завершающей мозаике – Парад Победы 24 июня 1945 года. На трибуне Мавзолея стоит Иосиф Виссарионович Сталин, а вокруг него члены Политбюро и военачальники. Рядом с почётным караулом советские солдаты бросают знамёна фашистской Германии.  

Спустя 9 лет после введения «Комсомольской» в эксплуатацию на 22 съезде КПСС приняли решение о переделке мозаичных панно на станции из-за развенчан я культа И. В. Сталина. Мозаиками занимался создатель панно Павел Корин. На изображении «Взятие Рейхстага» пропал профиль вождя со знамени. 

Остальные работы изменить было непросто, поэтому мозаику пришлось полностью перекладывать. На месте И. В. Сталина изобразил и В. И. Ленина, а советские солдаты превратились в красногвардейцев. На панно с Парадом Победы пришлось заменить всех государственных деятелей на большую фигуру женщины, стоящую на знамёнах на фоне Спасской башни Кремля. Она держит в руках ветвь оливы, серп и молот и олицетворяет Родину-мать.  

Для украшения станции возле свода был сделан ряд позолоченные барельефов в виде мечей, пулемётов, ружья и прочего, по которым можно было отследить развитие русского оружия с древних времен и до 50-х годов 20 века. В 1965 году скульптуры убрали, а вместо них закрепили эмблемы по эскизам Павла Корина.  

Для облицовки колонн и стен вдоль путей использовали светло-бежевым мрамором «газган». Пол покрыт красноватыми гранитными плитами, а потолок выкрашен в жёлтый цвет.  

Для освещения станционного зала по центральной оси потолка подвешены массивные многорожковые люстры в форме колец большого диаметра. В боковых залах установлены аналогичные светильники меньшего размера. 

На торцевой стене закреплена мозаика с гербом Советского Союза, от которого влево и вправо расходится крупный растительный орнамент. Первоначально в торце центрального зала планировали сделать второй выход со станции, но идея до сих пор не реализована. Сейчас в этой части станции находится дверь в служебное помещение и установлен бюст В. И. Ленина на квадратном мраморном постаменте.  

Вестибюли  

У станции «Комсомольская» Кольцевой линии один наземный вестибюль. В северном торце центрального зала расположен лестничный ход, который ведёт в аванзал. В небольшом помещении нарядный потолок в форме купола со смальтовым покрытием. В центре свода мозаика с изображением красной пятиконечной звезды с золотистыми лучами по периметру. 

Для освещения аванзала подвешена большая люстра со множеством ламп. Через просторный переход пассажиры попадают к эскалаторам станции, а дальше – на поверхность в павильон в виде восьмиугольника с куполообразным потолком, украшенным лепниной и барельефами. Известный скульптор Георгий Мотовилов специально для «Комсомольской» создал фигуры трубящих горнистов. Для облицовки стен использовали светлый газганский мрамор, привезенный для станции из Узбекистана.  

Освещается вестибюль двумя люстрами, похожими на поликандилы в церквях. В каждом углу павильона установлены массивные напольные светильники.  

В наземном павильоне соединяются эскалаторные тоннели обеих станций пересадочного узла. Пассажиры входят на станцию со стороны Комсомольской площади, а выходят к Ярославскому и Ленинградскому вокзалам. В здании вестибюля два этажа, построенные в форме креста. Наверху расположен огромный купол серого цвета, увенчанный высоким шпилем с пятиконечной звездой и изображением серпа и молота.  

Пересадки  

С «Комсомольской» Кольцевой линии возможно перейти на одноимённую станцию Сокольнической линии. В центре перронного зала установлены четыре эскалатора, которые ведут в нижний зал и протяжённый коридор. Стену в переходе украшает мозаика в флорентийской технике. Эскизы для ордена Победы в обрамлении из лаврового века и георгиевской ленты подготовил Павел Корин.  

Интересные факты  

  1. В 1952 годуархитектор«Комсомольской» А. В. Щусев посмертно получил Сталинскую премию второй степени за совместный с П. Д. Кориным проект внутреннего убранства станции.  
  2. При строительстве«Комсомольской»использовали новейшие технологии, благодаря которым построенный центральный зал стал самым большим в Московском метрополитене того времени.  
  3. С моментавведения в эксплуатацию и сих пор на станции исправно работают старые эскалаторы.  
  4. Вскоре после составления проекта станции в 1949 году Алексей Щусев умер, и работу архитектора продолжили его ученики Алиса Заболотная и Виктор Кокорин. 
  5. Когда открылась«Комсомольская» Кольцевой линии, на станции помимо панно с подвигами великих русских предков были установлены и другие мозаики. В 1961 году культ Сталина был развенчан, и появилась необходимость изменить три последние мозаичные панно. Полностью переделка завершилась в 1964 году, так как работы проводились только в ночное время, чтобы не создавать неудобства для пассажиров Московского метрополитена.  

«Комсомольская» Кольцевой линии Московского метрополитена – станция с нарядным и торжественным интерьером, впечатляющая своим внутренним убранством жителей России и иностранных государств уже более 65 лет. Несмотря на большое количество различных украшений, станция выглядит изящно и гармонично. В просторных залах пассажиры часто забывают, что находятся в метро.  

Подземный дворец расположен в непосредственной близости к главным железнодорожными вокзалам Москвы – Ярославскому, Казанскому и Ленинградскому. Рядом расположен необычный архитектурный ансамбль Храма Апостолов Петра и Павла, легендарный универмаг «Московский», Аптекарский огород, многочисленные кафе и  рестораны с прекрасным видом на город.  

Жители и гости столицы могут в любое время года прогуляться в саду имени Баумана – бывшей усадьбе Голицыных, которую посещали А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь и другие известные писатели.  

Узнайте про самые необычные станции метро в Москве:

Метро Москвы: история, интересные факты и красивые станции

Метро «Охотный ряд»

Метро «Площадь Революции»

Метро «Театральная»

Метро «Тверская»

Метро «Библиотека имени Ленина»

Метро «Арбатская»

Станция метро «Кропоткинская»

Метро «Александровский сад»

Метро «Кропоткинская»

Метро «Смоленская»

Метро «Пушкинская»

Метро «Трубная»

Метро «Чистые пруды»

Метро «Лубянка»

Метро «Маяковская»

Метро «Достоевская»

Метро «Чеховская»

Метро «Новокузнецкая»

Метро «Киевская»

Метро «Таганская»

Метро «Новослободская»

Делитесь интересной информацией с друзьями

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

English
Deutsch
Italiano
简体中文
Русский