Метро «Кропоткинская»

Метро «Кропоткинская»

Метро «Кропоткинская» была открыта одной из первых в Московском метрополитене. Станция привлекает внимание необычной архитектурой в стиле Древнего Египта. Залы подземного дворца похожи на музей с произведениями искусства, каждое из которых – часть культурного наследия народов СССР. «Кропоткинская» Сокольнической линии построена по проекту, который в 30-х годах признали лучшим на выставках в Бельгии и во Франции.  

Расположение  

«Кропоткинская» находится в районе Хамовники ЦАО Москвы под пересечением улицы Волхонка и Бульварного кольца напротив Храма Христа Спасителя. Станция расположена между «Парком культуры» и «Библиотекой имени Ленина».  

Проектирование и строительство 

Подземное пространство «Дворца Советов» (первое название «Кропоткинской») получилось удивительно просторным для станции первой очереди строительства Московского метрополитена. Рядом планировали возвести огромную новостройку, увенчанную стометровой статуей В. И. Ленина. Проект здания долгое время переделывали и дополняли. Сначала задумали построить в этом месте пару однопутных тоннелей, а затем после сооружения Дворца Советов переделать данный участок в станцию.  

В начале лета 1934 года власти вынесли окончательное решение, и утвердили проект станции. Уже через шесть месяцев в январе 1935 года все работы были завершены, и подземный объект был сдан в эксплуатацию.  

Для возведения станции «Дворец Советов» открытым способом на поверхности вырыли большой котлован. Перегонные тоннели от станции «Библиотека имени Ленина» строили в траншеях, так как наверху находится плотная жилая застройка – множество исторических и жилых зданий центра столицы. 

Строителям с большим трудом удалось провести выработку грунта возле входа в Музей изящных искусств, который сейчас называется Государственным музеем изобразительных искусств имени А. С. Пушкина

Рабочие не могли допустить даже малейшего проседания части фундамента или стены постройки. Для предотвращения разрушения по периметру здания музея заложили стены, состоящие из отдельных колодцев. Сооружать станцию приходилось в непростых условиях. После окончания строительства геодезисты исследовали местность и выяснили, что осадка с разных сторон строения не превышает полутора  миллиметров, что говорит о высоком качестве проделанной работы.  

При возведении станций метро открытым способом часто возникают сложности с переносом центральных коммуникаций города, проходящих под землёй. Специалисты вынуждены были работать максимально аккуратно, чтобы не повредить газовые и канализационные трубы домов в центре Москвы.  

Несмотря на то, что «Кропоткинская» была построена невероятно быстро, она открылась для пассажиров вместе с другими станциями первой очереди 15 мая 1935 года.  

Особенности названия  

Проектное название – «Кропоткинские ворота».  

В момент открытия станция называлась «Дворец Советов» в честь монументальной постройки, которую планировали возвести на месте разрушенного Храма Христа Спасителя. В этом здании должны были проводить сессии представителей Верховного Совета СССР и проходить различные массовые мероприятия. Проект так и не был реализован, но в течение 22 лет станция носила имя «Дворец Советов». Затем в 1957 году после решения властей станцию переименовали в «Кропоткинскую» в честь известного русского революционера-анархиста и географа Петра Кропоткина, который родился в центре Москвы.   

В конце 2008 года скончался Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй. 

Тогда представители одного общественного движения предложили поменять название станции на «Патриаршую», но руководство Московского метрополитена эту идею не одобрило.  

Архитектура  

По конструкции «Кропоткинская» – колонная трёхпролетная станция мелкого заложения. Она построена по индивидуальному проекту из монолитного бетона на глубине 13 метров от поверхности.  

Внутреннее убранство станции лаконичное и необыкновенно красивое. Станцию полностью отделали в рекордный срок – за полтора месяца.  В центральном зале установлены два ряда колонн с десятью гранями. В месте соединения с потолочным колонны расширяются и образуют форму пятиконечных звёзд. Чтобы придать станции такой вид, использовали необычную фигурную опалубку. В капителях колонн спрятаны специальные лампы, которые рассеивают свет по белому потолку.  

Стены изначально облицовали стильной метлахской плиткой из керамики в форме сот. Во время реконструкции отделку заменили на белый мрамор Коелгинского месторождения.  

На полу станции был асфальт, который позже заменили на розово-серое гранитное покрытие.  

В первое время после открытия «Кропоткинской» на ступеньках лестницы стояли кадки с цветами, похожими на пальмы. Архитекторы А. Н. Душкин и Я. Г. Лихтенберг утверждали, что для оформления станции вдохновились видом святилища древнеегипетского бога Амона-Ра.  

До сегодняшнего дня в залах станции сохранились прежние стиль и атмосфера.  

Вестибюли  

У станции «Кропоткинская» два вестибюля. Наземный западный вестибюль расположен в начале Гоголевского бульвара. Это изящное здание полукруглой формы проектировал советский архитектор Самуил Кравец. В широком, просторном и светлом помещении пассажирам находиться приятно и комфортно. 

Изначально выйти со станции было возможно только через наземный вестибюль. Затем в 1957 году построили дополнительный выход, который в проекте располагался внутри здания Дворца Советов. В конце 50-х годов от идеи строительства огромной высотки окончательно отказались. Вырытый котлован переделали в плавательный бассейн «Москва», который был достроен к 1960 году.  

В середине 90-х годов столичные власти решили восстановить Храм Христа Спасителя, и бассейн пришлось закрыть. В то же время открылся восточный вестибюль станции «Кропоткинская», архитектуру которого создал А. Рыжков. Коридоры ведут пассажиров в подземные переходы к улице Волхонка, Всесвятскому переулку и величественном храму в центре Москвы.  

Пересадки  

Сейчас на «Кропоткинской» небольшой поток пассажиров, в отличие от других станций Московского метрополитена. Возможна только одна пересадка – на «Остоженку» Калининской линии метро.  

Интересные факты  

  1. 3 мая2005 года в Московском монетном дворе выпустили 10 000 монет, на одной стороне которых высечено рельефное изображение вестибюля станции метро «Кропоткинская», и указана дата постройки – «1935 г.». Над созданием монет работали художник В. Ерохин и скульптор Е. Тользин. 
  2. Центральный зал станции планировали построить на цокольном этаже грандиозного Дворца Советов. Высотное здание начали строить в 1939 году. До начала Великой Отечественной войны успели возвести семь этажей. Во время военных действий пришлось разрушить каркас постройки из металла и изготовить из него противотанковые ежи.  
  3. Макет станции получил Гран-при на двух международных выставках: в Брюсселе в год открытия и спустя два года в Париже. В 1941 году создатели «Кропоткинской» были награждены высшей формы поощрения за достижения в области архитектуры и строительства в СССР – Премии имени Сталина.  
  4. По одной из легенд, в процессе согласования проекта станции руководитель строительства метро в Москве был недоволен тем, что архитектура станции похожа на храм бога Амона. Автор идеи Алексей Душкин ответил Лазарю Кагановичу, что в Древнем Египте строили святилища для фараонов, а в Советском Союзе возвели подземный дворец для простого народа.  
  5. Существует мнение, что для отделки залов «Кропоткинской» использовали мрамор, оставшийся от храма Христа Спасителя после разрушения.  

«Кропоткинская» – одна из самых необычных станций метро советского времени. Из вестибюлей пассажиры попадают на площадь Пречистенские ворота, Гагаринский переулок и Гоголевский бульвар. Неподалёку находятся Московский государственный театр, Театр современной драматургии и Центр оперного пения Галины Вишневской, где обучают артистов и показывают спектакли. 

Дети и взрослые с пользой проведут время в Пушкинском музее и его особенном отделе –  Музее личных коллекций, получат незабываемые впечатления в Музее истории шоколада и какао «МИШКа» и крупнейшем российском музее фотографии и мультимедийного искусства. Рядом со станцией «Кропоткинская» есть множество мест, где москвичи и гости города могут поужинать и приятно провести время.  

Узнайте про самые необычные станции метро в Москве:

Метро Москвы: история, интересные факты и красивые станции

Метро «Охотный ряд»

Метро «Площадь Революции»

Метро «Театральная»

Метро «Библиотека имени Ленина»

Метро «Арбатская»

Станция метро «Кропоткинская»

Метро «Александровский сад»

Станция метро «Смоленская»

Метро «Пушкинская»

Метро «Тверская»

Метро «Трубная»

Метро «Чистые пруды»

Метро «Лубянка»

Метро «Маяковская»

Метро «Достоевская»

Метро «Чеховская»

Метро «Новокузнецкая»

Метро «Комсомольская»

Метро «Киевская»

Метро «Таганская»

Метро «Новослободская»

Метро «Славянский бульвар»

Делитесь интересной информацией с друзьями

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

English
Deutsch
Italiano
简体中文
Русский