Метро «Маяковская»

Метро «Маяковская»

Метро «Маяковская» по праву входит в число самых красивых станций Московского метрополитена. Это удивительный памятник архитектуры российской столицы, знакомый каждому жителю и гостю города.

Расположение

«Маяковская» построена в Тверском районе в центре Москвы. Подземная станция находится под пересечением Тверской улицы и Садового кольца рядом с Триумфальной площадью. Соседние станции – «Белорусская» и «Тверская».

Проектирование и строительство

Впервые станцию метро под Триумфальной площадью упомянули в проекте Горьковского радиуса Московского метрополитена в начале 30-х годов 20 века. Через несколько лет в Генплане реконструкции Москвы схема была одобрена. Проектированием данного участка метро занимались архитектор С. Кравец, конструктор Р. Шейнфайн и инженер Н. Ушаков. Специалисты решили опробовать новый вариант станции глубокого заложения с продольными аркадами. Оформление «Маяковской» планировали сделать в стиле эпохи Возрождения, но комиссия не утвердила проект станции. Причина была в том, что в конструкции не были задействованы массивные колонны из стали, запланированные в первоначальном проекте. После этого над станцией работал выдающийся советский архитектор и градостроитель Алексей Душкин, у которого в то время уже был большой опыт в строительстве метрополитена. Мастер практически полностью изменил работу предыдущих авторов.

На производстве Дирижаблестрой в городе Долгопрудный по спецзаказу отлили стальные ленты для оформления «Маяковской». В то время сталь использовали только для изготовления самолётов, но в виде исключения А. Душкину разрешили использовать металлические элементы в интерьере станции. На потолочном своде сделали белые овальные ниши-купола, в которых расположились оригинальные мозаики. Автор изображений – художник А. Дейнека.

«Маяковская» открылась для пассажиров 11 сентября 1938 года вместе с другими станциями второй очереди строительства от «Сокола» до «Площади Свердлова» (в настоящее время «Театральная»).

В ноябре 1959 года для разделения пассажиропотока появился дополнительный выход со станции на противоположной стороне Тверской улицы. В 90-е в руководстве Московского метрополитена заметили, что станция перегружена, а эскалаторы пришли в негодность. Построив второй выход, было решено приступить к работам по восстановлению «Маяковской».

С 2005 по 2010 год продолжалась реконструкция станции. Строители устранили протечки, возникшие из-за близкого расположения подземных вод. Кроме того, произвели замену эскалаторов, покрытия стен, пола и потолка.

Особенности названия

Из Генерального плана реконструкции Москвы известно, что первоначально станцию планировали назвать в честь Триумфальной площади, расположенной на поверхности в месте строительства метрополитена. В 1936 году этой площади дали имя советского поэта Владимира Маяковского. С момента открытия и до сих пор станция называется «Маяковской».

Архитектура

Как и большинство станций метро 30-50-х годов, «Маяковская» оформлена в стиле «сталинская неоклассика». Архитектор Алексей Душкин добавил в интерьер станции интересные детали из стиля «ар-деко», поэтому центральный зал получился воздушным и удивительно красивым. Когда мастер подключился к работе над станцией, часть конструкций уже была построена. А. Душкин решил поднять вверх колонны и своды «Маяковской». Несмотря на то, что платформа неширокая, внутри стало достаточно просторно и светло.

Зал состоит из трёх вытянутых помещений – нефов, разделённых рядами колонн и арок с необычной стальной отделкой. По углам колонн на высоте около двух метров от пола закреплён декор из рубинового шпата. Сегодня большая часть каменной облицовки отреставрирован, и вместо родонита использованы недорогие и практичные материалы. Потолок станции покрашен в светлые тона. На арочных конструкциях из стали нарядное обрамление из фрагментов тёмного садахлинского мрамора, привезённого из Грузии.

На поточном своде 34 купольных ниши. Для освещения станционного зала в этих углублениях установили оригинальные светильники, а по периметру ниш – 16 ламп-бра. Со стороны кажется, будто на потолке светятся огромные овальные люстры. На вентиляции установлены кованые решётки с витиеватым декором.

Главное украшение центрального зала «Маяковской» – смальтовые мозаики в нишах потолочного свода. Автор эскизов – известный художник Александр Дейнека. Мозаичные панно созданы в ленинградской мастерской В. Фролова. Изображения выполнены на тему «Сутки советского неба». На голубом небесном фоне растут цветы, пролетают птицы и самолёты, плывут дирижабли, парят парашютисты и соревнуются спортсмены. Чтобы разглядеть детали мозаик, нужно встать прямо под куполом.

Сверху на стенах вдоль путей закреплена облицовка из светлого мрамора Уфалейского месторождения. Мрамор с голубым отливов сменяется тёмно-зелёным мраморовидным известняком «давалу». По низу путевых стен проходит отделка из серо-зелёного диорита и стильный стальной карниз.

Половое покрытие с момента открытие станции не изменилось. Сочетание жёлтого, красноватого и оливкового мрамора образует интересный геометрический орнамент.

В конце 50-х годов возле торцевой стены установили бюст поэта Владимира Маяковского, в честь которого названа станция. Автор мраморной скульптуры – Александр Кибальников.

Вестибюли

Оба павильона «Маяковской» расположены под землей. Первым вместе со станцией открылся для пассажиров южный вестибюль. Выход находится внутри концертного зала имени П. И. Чайковского. Оформлением помещений занимались А. Душкин, Я. Лихтенберг и Ю. Афанасьев. К эскалаторам и классам ведут две широких лестницы.

Для облицовки зала южного вестибюля использовали темно-красный гранит. Потолок кессонирован квадратами, внутри которых за решетчатыми ограждениями из бронзы подвешены лампы. С конца 1959 года из кассового зала пассажиры могли выйти к другому вестибюлю «Маяковской», расположенном в здании на Тверской улице. С 25 сентября 2005 года выход закрыт из-за угрозы обрушения дома. С того момента в течение двух лет павильон реконструировали.

Чтобы обеспечить стабильный пассажиропоток, при участии архитекторов Н. Шумакова и Г. Муна открыли второй северный вестибюль станции. Залы отделали различными сортами мрамора и нержавеющей сталью, а пол выложили гранитом. В новый павильон перенесли скульптуру Владимира Маяковского из торца станции. Для оформления кассового зала использовали необычные детали: колонны в форме лотосов и мозаичные панно на потолке. Изображения на тему неба находятся на жёлтом фоне, похожем на лист тетради в клетку. На потолке нанесены цитаты из произведений В. Маяковского. Для освещения закреплены оригинальные светильники, созданные по заказу специально для станции.

Пересадки

С «Маяковской» невозможно совершить прямой переход на другую станцию метро.

Интересные факты

  1. Во время строительства «Маяковской» впервые использовали стальные колонны вместо железобетонных. На других станциях глубокого заложения нет подобных конструкций. На колоннах отделка из полированной рифленой нержавеющей стали.
  2. В 1939 году проект Маяковской получил высшую награду на всемирной выставке, проходящей в Нью-Йорке с 30 апреля 1939 года по 27 октября 1940 года. На масштабном мероприятии были представлены разные работы в тематике «Мир завтрашнего дня».
  3. Первоначально мозаик на потолочном своде станции было 35. В 50-е годы во время сооружения гермозатвора рядом со старым выходом одно панно было уничтожено.
  4. В период Великой Отечественной войны «Маяковская» служила бомбоубежищем, где спасались жители города. Осенью 1941 года в память об Октябрьской революции на станции прошло собрание советских партийных и общественных деятелей, на котором присутствовал И. В. Сталин.
  5. Это единственная станция в столичном метрополитене, на которой до сих пор сохранился пол из мрамора.

Метро «Маяковская» – уникальный памятник культурного наследия ЮНЕСКО, известный по всему миру. Эта станция Московского метрополитена сохранила свой исторический облик по сей день. Рядом с вестибюлями «Маяковской» расположены лучшие культурные учреждения столицы: концертный зал П. И. Чайковского, Московский академический театр сатиры, театр юного зрителя, электротеатр Станиславский. Неподалёку находятся один из старейших театров в Москве – театр имени Моссовета и множество других интересных мест для насыщенного прогулочного маршрута.

Узнайте про самые необычные станции метро в Москве:

Метро Москвы: история, интересные факты и красивые станции

Метро «Охотный ряд»

Метро «Площадь Революции»

Метро «Театральная»

Метро «Тверская»

Метро «Библиотека имени Ленина»

Метро «Арбатская»

Станция метро «Кропоткинская»

Метро «Александровский сад»

Метро «Кропоткинская»

Метро «Смоленская»

Метро «Пушкинская»

Метро «Трубная»

Метро «Чистые пруды»

Метро «Лубянка»

Метро «Достоевская»

Метро «Чеховская»

Метро «Новокузнецкая»

Метро «Комсомольская»

Метро «Киевская»

Метро «Таганская»

Метро «Новослободская»

Делитесь интересной информацией с друзьями

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

English
Deutsch
Italiano
简体中文
Русский