Метро Новослободская

Метро Новослободская

«Новослободская» – одна из станций Кольцевой линии Московского метрополитена. Это последняя работа Алексея Николаевича Душкина – автора самых красивых станций метро в Москве и лауреата трёх Сталинских премий второй степени. Выдающийся архитектор украсил подземный дворец яркими витражами, которые знакомы каждому жителю города. Разноцветные стёкла подсвечиваются изнутри, изображая фантастические пейзажи и причудливые узоры.

Расположение

«Новослободская» построена в Тверском районе ЦАО Москвы рядом с Новослободской и Селезнёвской улицами. Станция метро находится между «Белорусской» и «Проспектом мира».

Проектирование и строительство

Перед сооружением «Новослободской» организовали конкурс проектов. А. Н. Душкин в начале 50-х годов был членом-корреспондентом Академии архитектуры СССР. К тому моменту мастер уже несколько раз участвовал в строительстве станций метро в Москве. Алексей Душкин обратился к одному из начинающих архитекторов А. Ф. Стрелкову с идеей о совместном проекте новой станции метрополитена. Победив в конкурсе, Александр Стрелков несколько месяцев вносил завершающие штрихи в проектную схему под контролем А. Душкина. По задумке архитекторов внутреннее убранство «Новослободской» должно напоминать чудесную сказку. А. Н. Душкин хотел сделать вестибюль станции круглым, но Градостроительный совет не одобрил идею мастера, и здание получилось прямоугольным.

Станция была открыта одновременно с другими станциями четвёртой очереди строительства Московского метрополитена от «Курской» до «Белорусской» 30 января 1952 года. После введения второго по счету участка Кольцевой линии в эксплуатацию в московском метро стало 39 станций.

Весной 2003 года в подземном пространстве «Новослободской» реставрировали витражи, подвесные люстры и декоративное панно в торце станции. В результате центральный зал вопреки идее архитекторов стал слишком светлым и ярким. Изначально А. Душкин и А. Стрельцов хотели сделать «Новослободскую» похожей на грот с тёплым приглушенным освещением.

В конце ноября 2020 года произошло закрытие наземного павильона станции на капитальный ремонт. В течение года проводились ремонтные работы: старые эскалаторы заменили на современные, увеличив их количество, а наземному вестибюлю вернули исторический облик.

Особенности названия

Станция названа по одноимённой улице, под которой была построена. Новослободская улица появилась в 16-17 веках вдоль дороги на город Дмитров на территории Дмитровской новой слободы.

Архитектура

Станционных зал «Новослободской» с пилонами и тремя свода располагается на глубине 40 метров от поверхности. Узкие пилоны перед потолочным сводом становятся шире и превращаются в плавный переход. В массивных арках есть своды, расширяющиеся в верхней части пилонов. Над проходами необычной формы сделана кайма из позолоченной лепнины с рельеф ом. На всех пилонах закреплена облицовка из белого, серого и бежевого мрамора с черными вкраплениями, привезённого с Урала.

Главная деталь во внутреннем убранстве «Новослободской» – это 32 ярких и нарядных витража с эффектной подсветкой. Вокруг витражных изображений проходит узкая стальная кайма с элементами из позолоченной латуни. На каждом из пилонов станции размещено по два витража – со стороны центрального зала и путей.

А. Н. Душкин задумал сделать витражные стёкла в метро еще в 30-е годы 20 века. Первоначально архитектор хотел изготовить витражи из уранового стекла. Душкин и Стрельцов планировали использовать в оформлении «Новослободской» рельефные изображения. Изготовить подобные украшения для станции могла скульптор-монументалист Вера Мухин, которая в 50-е годы работала над стеклянными скульптурами. Государственный плановый комитет Совета Министров СССР не выделил финансирование на урановое стекло, поэтому Алексей Душкин и Александр Стрельцов предложили Павлу Корину сделать витраж из цветного стекла.

В итоге все витражные изображения были созданы в Риге местным отделением Художественного фонда СССР. Основную работу выполнили талантливые художники Х. Рысин, Э. Вейнланд, Дж. Я. Бодниекс и Э. Крастс. В Латвии до сих пор существует традиция подобного оформления окон, поэтому мастера прекрасно справились с поставленной задачей.

Оригинальное сочетание стёкол разных цветов напоминает пассажирам метрополитена сказочные цветы, растительные орнаменты и звёзды. Во внутренней части каждого витража вверху сделаны вставки в виде медальонов небольшого размера. На шести медальонах нанесены изображения со сценами из жизни людей разных профессий: архитектора, музыканта, художника, географа, агронома энергетика. На остальных медальон ах можно увидеть необычные рисунки и узоры из пятиконечных звезд.

Когда к власти пришёл Никита Хрущёв, с панно на станции убрали медальон с профилем И. В. Сталина. П. Корин сам внёс изменения в свою работу, и вместо медальона на стене появились белые голуби.

На торцевой стене станционного зала расположили масштабное панно из смальты под названием «Мир во всем мире». Автор эскиза – Павел Дмитриевич Корин. На декоративном панно изображена женщина с маленьким ребёнком на руках. На фоне золотистый нимб и звёзды, от которых в разные стороны расходятся солнечные лучи. Многие современники считали, что персонаж в оформлении «Новослободской» похож на жену Алексея Душкина Тамару.

Покрытие пола в залах «Новослободской» состоит из гранитных плит серого и чёрного цвета, уложенных в шахматном порядке. В каждом из витражей установили подсветку, имитирующую дневное освещение. Помимо этого архитекторы придумали подвесить к потлочному своду люстры в форме космических тарелок, чтобы сделать создать особенную атмосферу в центральном зале.

Вестибюль

У станции есть один вестибюль, расположенный на поверхности. В начале Новослободской улицы построено масштабное трёх этажное здание, внешне похожего на древнегреческий храм времён античности. Отличительная особенность этого стиля – пропорциональные колонны в портике со стороны главного фасада. Колонны по краям имеют квадратное сечение, а все остальные – круглое. На каждой из колонн множество каннелюр – вертикальных желобков. Ствол сужается кверху и переходит в капитель.

Кассовый зал имеет форму прямоугольника. Внутри установлены колоннады, похожие на те, что украшают вестибюль со стороны улицы. Помещение перед эскалаторным наклоном напоминает просторный шатер. На белом купольном потолке часто пересекаются низкие ребра, а в самом центре свода находится декоративная лепнина в виде звезды.

Пересадки

С «Новослободской» Кольцевой линии Московского метрополитена пассажиры переходят на станцию «Менделеевская» Серпуховско-Тимирязевской линии. Лестница для перехода находится в восточном конце зала.

Интересные факты

1. На «Новослободской» только в 1988 году появилась возможность пересадки на другую линию. До этого с 8 ноября 1983 года «Новослободская» была единственной беспересадочной станцией Московского метрополитена.

2. Станция признана выявленным объектом культурного наследия России и находится под охраной государства.

3. Во время строительства переходного тоннеля между станциями «Новослободская» и «Ботанический сад» был пройден рекордный по протяжённости участок пути 150 метров за один месяц.

4. Архитекторы во время работы над внутренним убранством «Новослободской» применили схему оформления, похожую на проект станции «Добрынинская». Интерьер состоит из чередующихся арок разного размера: проходы большей величины находятся со стороны путей, а маленькие арочные пролеты переходят в ниши в пилонах. В руководстве метрополитена решили, что проект станции получился очень прсотым, и Душкин решил закрыть ниши витражами. Позднее под цветными стеклами установили осветительные приборы.

5. Витражи «Новослободской» изготовили из стекол, которые хранились в кафедральном рижском соборе для строительства католических храмов.

Станция метро «Новослободская» находится на старинной улице в центре Москвы. Тверской район славится живописными парками и уникальной архитектурой. Недалеко от входа в метрополитен располагаются известные столичные рестораны и достопримечательности: Церковь Пимена Великого в Новых Воротниках, Библиотека искусств имени А. П. Боголюбова, Народный Музей Музыкальных Инструментов и многие другие интересные места.

Узнайте про самые необычные станции метро в Москве:

Метро Москвы: история, интересные факты и красивые станции

Метро «Охотный ряд»

Метро «Площадь Революции»

Метро «Театральная»

Метро «Тверская»

Метро «Библиотека имени Ленина»

Метро «Арбатская»

Станция метро «Кропоткинская»

Метро «Александровский сад»

Метро «Кропоткинская»

Метро «Смоленская»

Метро «Пушкинская»

Метро «Трубная»

Метро «Чистые пруды»

Метро «Лубянка»

Метро «Маяковская»

Метро «Достоевская»

Метро «Чеховская»

Метро «Новокузнецкая»

Метро «Комсомольская»

Метро «Киевская»

Метро «Таганская»

Метро «Славянский бульвар»

Делитесь интересной информацией с друзьями

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

English
Deutsch
Italiano
简体中文
Русский