Метро «Пушкинская»

Метро «Пушкинская»

«Пушкинская» – одна из самых загруженных станций Московского метрополитена. Светлое подземное пространство с красивым декором, входящее в состав Таганско-Краснопресненской линии метро. Название станции происходит от имени одного из самых авторитетных литературных деятелей начала 19 века Александра Сергеевича Пушкина. 

Расположение 

Станция находится рядом с Пушкинской площадью в Тверском районе в центре города Москвы. «Пушкинская» располагается между станциями «Баррикадная» и «Кузнецкий мост». Из вестибюлей пассажиры выходят на Пушкинскую площадь, Тверскую улицу, Страстной и Тверской бульвары. 

Проектирование и строительство 

История создания станции связана с проектом участка Горьковского радиуса, проходящего под Пушкинской площадью. В начале 30-х годов запланировали в промежутке между «Площадью Свердлова» ( в настоящее время называется «Театральная») и «Маяковской» соорудить две станции: «Моссовет» и «Страстная площадь». Через пару лет от строительства одной из станций отказались, а другой дали современное название «Пушкинская площадь». В 1935 году в руководстве Метростроя запретили реализацию проектов обеих станций. 

На этапе проектирования Таганско-Краснопресненская линия называлась Ждановско-Краснопресненской. Строительство станций было запланировано на 1957 год, но по неизвестным причинам в 50-60 годы работы на этом участке так и не начались. 

Позднее в 1966 году был введён в эксплуатацию участок Ждановского радиуса от «Таганской» до «Ждановской». Долгое время инженеры обдумывали схему соединения соседних радиусов Московского метрополитена. В итоге к концу 70-х годов появился окончательный проект Ждановско- Краснопресненской линии в том составе, который пассажиры наблюдают и сегодня. 

В то же время запланировали закончить до 1975 года строительство участка от «Площади Ногина» (сейчас «Китай-город») до «Баррикадной». Строителям пришлось проходить тоннели в сложных геологических условиях. Перед архитекторами стояла непростая задача: разработать новейшую технологию возведения подземных станций. В результате «Пушкинская» получилась колонной трёхсводчатой станцией глубокого заложения. У этой станции более широкий центральный зал и пространство между колоннами, чем у других подземных объектов Ждановско-Краснопресненской линии. 

Для реализации необычного проекта использовали тюбинги с диаметром около десяти метров. В результате средний зал станции оказался значительно шире и выше, чем в типичной конструкции. Благодаря установке лотковых плит было потрачено в процессе строительства на 950 тонн меньше чугуна, а труд рабочих стал легче. Используя разработанный метод и новую технику, строители закончили возведение «Пушкинской» в течение двух лет – на шесть месяцев быстрее, чем предполагали. 

Во время проходки подземного тоннеля до станции «Кузнецкий мост» решили применить в качестве эксперимента щит. Новая конструкция оказалась ненадёжной. Через несколько десятков метров пути, убрав щит, рабочие завершили возведение станции с помощью проверенной технологии. 

«Пушкинская» открылась для пассажиров 17 декабря 1975 года вместе со станцией «Кузнецкий мост». Построенный участок соединил Ждановский и Краснопресненский радиусы столичного метро в одну линию. В тот момент в Московском метрополитене стало 99 станций. 

Особенности названия 

В проекте станция называлась «Площадь Пушкина» в честь площади на поверхности, названной именем гения русской и мировой литературы, драматурга и поэта А. С. Пушкина. 

Архитектура 

У «Пушкинской» особенная конструкция, поэтому залы станции очень светлые и просторные. Над созданием внутреннего убранства трудился архитектор Юрий Вдовин. Расстояние между соседними колоннами 5,25 метров, ширина зала более восьми, а высота – не менее шести метров. Огромные колонны, расширяющиеся кверху, составляют оригинальную аркадную композицию. Арки украшены горизонтальными декоративными композициями с рельефом в виде цветочных розеток и веток пальмы. Архитекторы решили установить в центральном зале станции каннелированные колонны, чтобы сделать элементы конструкции станционного пространства визуально легче и красивее. В середине зала в рядах колонн находится вход на лестницу для перехода на соседние станции. В интерьере «Пушкинской» преобладают светлые оттенки и Пушкинская тема. 

На стенах вдоль путей закреплены восемь медных декоративных панно. На чеканках высечены изображения населенных пунктов, где родился, вырос, учился и творил поэт: Москва, Санкт-Петербург, Царскосельский лицей, усадьба Михайловское и Могила А. Пушкина на территории Святогорского монастыря в Псковской области. В память об удивительном таланте Александра Пушкина на каждой чеканке процитированы стихи поэта. 

Для освещения станции художник-монументалист Василий Бубнов придумал необычные светильники. Люстры изготовлены в форме конусов и дополнены 20 лампочками в виде свечей. Они напоминают всесвещники, которые используют в церкви. На стенах закреплены юра в виде четырёсвечных канделябров. Пол выложен гранитными плитами. 

Для облицовки колонн, стен в торцах центрального зала и вдоль путей станции «Пушкинская» использовали белый коелгинский мрамор. 

В распределительном зале рядом со входом в подземный вестибюль на массивной башенке, отделанной белым мрамором, установлена скульптура Александра Пушкина. Автор бронзового бюста – заслуженный скульптор РСФСР Марк Шмаков вдохновился портретом поэта, написанным Орестом Кипренским. Рядом со скульптурой недавно повесили табличку с QR-кодом из электронной библиотеки метрополитена. Просканировав код, каждый пассажир может бесплатно скачать произведения русского классика. 

Вестибюли 

У станции два вестибюля, расположенные под землёй. Западный вестибюль – общий для «Пушкинской» и «Тверской». В составе архитектурного ансамбля два просторных зала прямоугольный формы. Помещения связаны двумя широкими и короткими проходами, между которыми находятся помещения для сотрудников метрополитена и кассовый зал. Над кассами и эскалаторами рельефные потолочные своды с крупными перекрытиями. В центральной части залов установлены опоры-колонны. В кассовом зале с прямыми углами, а в эскалатор ном – закругленные. Между колоннами находятся проходы с турникетами на обе станции: «Пушкинскую» и «Тверскую». Для облицовки стен вестибюля использовали светло-серый и белоснежный мрамор из Коелгинского месторождения. Одна стена торгового центра «Тверской пассаж» с необычной мраморной отделкой выходит в подземный вестибюль. Пол станции тёмный гранитный с добавлением серого диабаза и диорита. 

Восточный вестибюль «Пушкинской» совмещён со станцией метро «Чеховская». Подземное помещение имеет форму прямоугольника с кессонированным потолком. Массивные колонны и стены залов отделаны светлым газганским мрамором. Вестибюль выходит в подземный переход под Страстным бульваром и к Пушкинской площади. 

Авторы вестибюлей: Николай Демчинский и Юлия Колесникова. 

Пересадки 

Станция входит в состав пересадочного узла, куда помимо «Пушкинской» входят «Тверская» и «Чеховская». Возможен переход на Замоскворецкую и Серпуховско-Тимирязевскую линии. По задумке авторов, все три станции названы в честь выдающихся русских писателей и поэтов: А. С. Пушкина, А. П. Чехова и Максима Горького. Только в начале 90-х годов «Горьковскую» переименовали в «Тверскую». 

Интересные факты 

  1. На Таганско-Краснопресненской линии самая большая глубина заложения у станции «Пушкинская» – 51 метр от поверхности. 
  2. В 1977 году архитектор Вдовин Юрий Викторович за проект станции «Пушкинская» был награждён одной из важнейших премий Советского Союза – Премией совета министров СССР.
  3. Вечером 8 августа 2000 года в подземном переходе под Пушкинской площадью был совершен террористические акт. В результате трагедии погибли 13 человек. Общее количество раненых людей превышало сто. Виновных во взрыве так и не нашли.
  4. В среднем в течение суток «Пушкинскую» посещают 110 тысяч человек. По загруженности на Таганско-Краснопресненской линии она уступает только станциям «Выхино» и «Тушинская». 
  5. Писатель Дмитрий Глуховский в романе «Метро 2033» повествует о том, как живут люди в столичном метрополитене после ядерной войны, которая охватила весь мир. В произведении можно встретить упоминание о «Пушкинской» . По сюжету произведения станция возглавляет «новый Четвёртый Рейх», в котором собираются русские неонацисты. 

Станция «Пушкинская» находится в центре Москвы рядом с главными достопримечательностями города. Поблизости много мест, где люди интересно и познавательно проводят время: МХАТ имени Горького, Московский государственный театр Ленком, Театр имени А. С. Пушкина, детский музыкальный театр юного актёра и Государственный центральный музей современной истории России. 

Для прогулок москвичи и гости столицы с удовольствием выбирают Сад Эрмитаж – парк культуры и отдыха, признанный памятником садово-паркового искусства. 

Узнайте про самые необычные станции метро в Москве:

Метро Москвы: история, интересные факты и красивые станции

Метро «Охотный ряд»

Метро «Площадь Революции»

Метро «Театральная»

Метро «Библиотека имени Ленина»

Метро «Арбатская»

Станция метро «Кропоткинская»

Метро «Александровский сад»

Метро «Кропоткинская»

Метро «Смоленская»

Метро «Тверская»

Метро «Трубная»

Метро «Чистые пруды»

Метро «Лубянка»

Метро «Маяковская»

Метро «Достоевская»

Метро «Чеховская»

Метро «Новокузнецкая»

Метро «Комсомольская»

Метро «Киевская»

Метро «Таганская»

Метро «Новослободская»

Метро «Славянский бульвар»

Делитесь интересной информацией с друзьями

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

English
Deutsch
Italiano
简体中文
Русский