Метро «Смоленская»

Метро «Смоленская»

Станция метро «Смоленская» построена в 50-годы прошлого века во время расцвета архитектуры в Московском метрополитене. Это одна из самых красивых и нарядных подземных станций в российской столице.

Расположение 

«Смоленская» находится в центре Москвы в районе Арбат рядом с улицей Смоленская площадь. Станция расположена между «Арбатской» и «Киевской».

Проектирование и строительство 

«Смоленская» – станция глубокого заложения с пилонной конструкцией и тремя сводами. Построили её по типовому проекту под Смоленской площадью на глубине 50 метров от поверхности земли. Над оформлением станции работали архитекторы Игорь Рожин и Константин Яковлев.

«Смоленская» Арбатско-Покровской линии открылась для пассажиров 5 апреля 1953 года на участке Московского метрополитена от «Площади Революции» до «Киевской». Известно, что эти станции должны были заменить некоторые из подземных объектов современной Филёвской линии, разрушенные во время Великой Отечественной войны. Однако позднее был построен новый Арбатский радиус, и повреждённые станции в течение пяти лет восстановили. Сегодня в столичном метро дублируются станции «Смоленская» и «Арбатская» – на Арбатско-Покровской и Филёвской линиях. Между одноимёнными станциями не предусмотрена прямая пересадка.

Особенности названия 

В проекте станция называлась «Смоленская площадь» в честь улицы, под которой она построена. После открытия название сократили до «Смоленской».

Архитектура 

Как и другие станции, построенные в после военный период в СССР, метро «Смоленская» роскошно украшена. Подземное пространство оформлено в классическом стиле. Декор станции отражает тему войны и историю Советского Союза. Для облицовки массивных пилонов в центральном зале использовали светлый мрамор. На каждом из четырёх углов сделано украшение в форме полуколонн с канелюрами. Вверху каждого пилона закреплен резной декоративный карниз из белого мрамора. Со стороны центрального зала и платформ на пилонах установлены бронзовые бра с пятью лампами, похожие на те, что установлены в коридоре вестибюля при подходе к эскалаторам. Для освещения станционного зала за широким карнизом под потолочным сводом подвешены светильники.

Половое покрытие станции – гранитное чёрное, обрамлённое светлым узором по периметру. В боковых залах пол выложен серым гранитом. Верхняя часть стен вдоль путей облицована белоснежной плиткой из керамики с золотым орнаментом, а нижняя – черным мрамором.

В торце зала станции пассажиры могут увидеть барельеф «Сражение», изготовленный специально для «Смоленской» скульптором Георгием Мотовиловым. На стене изображены защитники Отечества – фигуры советских солдат, держащие в руках оружие и знамёна. В середине и по бокам подземного зала есть мраморные скамейки для отдыха пассажиров. Оригинальные деревянные двери и окошки на входах в служебные помещения сохранились со времен открытия станции.

Вестибюли

У «Смоленской» только один вестибюль – восточный. Павильон расположен на поверхности на старинной улице Арбат рядом со Смоленским бульваром во внутреннем дворе дома под номером 54. Пространство между постройками задекорировано в едином стиле выдающимся архитекторами Александром Стрелковым и Олегом Великорецким. Станции «Смоленская» принадлежит арочный выход, ведущий к Садовому кольцу. Массивная арка песочного цвета украшена каннелированными пилястрами в классическом стиле. На фасаде закреплен лепной декор в виде ветвей и венков славы. Внешне композиция напоминает триумфальную арку. Всего проходов три: два из них, расположенные по краям, предназначены для входа и выхода пассажиров метрополитена. Третий проем, который находится посередине, сделан в форме круглой ниши. Изначально это углубление планировали использовать для установки четырёхметровых ваз с необычным декором в виде позолоченных или разноцветных узоров из смальты. В конечном варианте оформления станции от ваз отказались, и сейчас это место пустует.

Арка переходит в задекорированные стены, в нишах которых установлены оригинальные торшеры. Сзади вестибюль имеет полу круглую форму, а со стороны входа, где расположен кассовый зал – прямоугольную. Окна и все декоративные элементы здания сохранены в неизменном виде. Крупные детали из металла и старые деревянные двери придают зданию уникальный стиль.

На фасаде вестибюля между сводов закреплены украшения в виде четырёх лепных медальонов с героями значимых военных побед русского народа: в 1612, 1812, 1917 и 1945 годах. Медальоны создали скульптор Олег Иконников и Юрий Ушаков.

При входе в вестибюль сначала пассажиры попадают в зал с кассами метро. Стены облицованы красным мрамором, а кассы располагаются в деревянном обрамлении. На потолке в круглой узорной лепнине подвешена многорожковая люстра. На выходе из эскалаторного зала установлены гермозатворы. До станционного зала станции необходимо пройти по коридору со светло-серым мрамором на стенах и белоснежным потолком. Для освещения установлены роскошные светильники из бронзы. По периметру высокого потолочного свода идёт декоративная композиция. Фриз представлен мозаичным изображением из смальты и мрамора: над входом в эскалаторный зал – с сюжетами Отечественной войны 1812 года, а над выходом – Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Автор мозаики – известный советский художник Павел Корин.

Над эскалаторами сделан декор в виде ордена Победы в окружении знамён. На стенах изображены красные звезды с оружием и указан год окончания войны – «1945». Далее можно увидеть меч с орудиями и знамёнами, которые использовались во время Отечественной войны 1812 года.

Потолок эскалаторного зала ребристый в форме купола. В центре потолочного свода находится мозаичное изображение позолоченной советской звезды в обрамлении венка из листьев. За карнизом установлены светильники, подсвечивающие купольный свод снизу. Вентиляционные решётки и все остальные детали интерьера залов станции богато задекорированы.

Интересные факты 

  1. Когда открылся для пассажиров участок «Площадь революции» – «Киевская», то одновременно закрылись промежуточные станции от «Калининской» до «Киевской». В результате вместе с новой «Смоленской» в столичном метро стало 38 станций.
  2. На «Смоленской» впервые в московском метрополитене летом 2010 года поменяли на более современные турникеты, установленные на входе и в единственном вестибюле.
  3. Более года – с конца февраля 2020 года по начало июля 2021 на станции проводилась реконструкция. За это время «Смоленскую» капитально отремонтировали, а устаревшие эскалаторы заменили. Вестибюлю подземного дворца вернули исторический облик.
  4. «Смоленская» – это одна из немногих станций Московского метрополитена, сохранившая свой первоначальный вид. Освещение, покрытие пола и стен помещений, эскалаторный и кассовый залы выглядят так, как и в момент открытия в 1953 году.
  5. Расположение станции было утверждено в Генеральном плане реконструкции Москвы. Создатели станции предполагали, что будет построена новая большая площадь в Карманицком переулке, где и будет располагаться наземный восточный вестибюль «Смоленской». Реализация Генплана проходила очень медленно, поэтому было решено временно построить павильон во дворе дома в центре Москвы.

«Смоленская» – станция с интересным художественным оформлением на патриотическую тематику. Рядом расположена старейшая улица Москвы – Арбат. Поблизости находятся Государственный академический театр имени Евгения Вахтангова, концертный зал на Новом Арбате, Дом-музей Марины Цветаевой, Дом Правительства, киноцентр «Октябрь», Смоленский метромост и множество других памятников истории и архитектуры города. Приехав на станцию «Смоленская» Арбатско-Покровской линии каждый пассажир сможет обойти множество чудесных уголков центральной части российской столицы.

Метро Москвы: всё самое интересное о Московском метрополитене

Делитесь интересной информацией с друзьями

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

English
Deutsch
Italiano
简体中文
Русский