Площадь Революции — станция московского метро

Площадь Революции — станция московского метро

«Площадь Революции» – необычная станция метро в городе Москве, которая открылась для пассажиров 13 марта 1938 года в составе второй очереди строительства Покровского радиуса Московского метрополитена. 

Центральный зал подземного объекта похож на роскошно отделанный музей с большим количеством бронзовых статуй. «Площадь Революции» знаменита на всю страну интересными скульптурами на тему революции, гражданской войны и мирного довоенного времени в СССР. 

Расположение станции метро 

В настоящее время станция «Площадь Революции» относится к Арбатско-Покровской линии метро и располагается между «Арбатской» и «Курской» станциями. 

Особенности названия 

Станция получила своё название в честь Площади Революции, рядом с которой построена. Эта площадь до 1918 года носила название Воскресенская. Некоторые люди считают, что станцию назвали в честь Февральской революции 1917 года. Достоверно известно, что в проекте станции не было ни одного упоминания об этом историческом событии. 

Архитектура 

Созданием проекта станции «Площадь Революции» занимался выдающийся архитектор Алексей Николаевич Душкин. «Площадь Революции» имеет пилонную конструкцию. Интересно, что на пилонах совсем нет украшений. Главные детали интерьера станции находятся в проходах между ними, которые выполнены в форме арок и облицованы бордовым мрамором. Арочные своды опираются на чёрный мраморный цоколь. Диаметр арок значительно больше, чем ширина проёма, поэтому в угловых частях пилонов образовались пустые ниши. 

А. Н. Душкин планировал установить в свободное пространство уголки из бетона, и украсить их барельефами с революционной тематикой. Для изготовления украшений зала пригласили талантливого скульптора-монументалиста Матвея Генриховича Манизера, который высказал идею создания больших статуй вместо барельефов. А. Н. Душкин не поддержал задумку скульптора, но руководители строительства метрополитена в Москве прислушались к Манизеру, и в проект станции внесли изменения. В результате среди черно-красной отделки и тяжёлых конструкций центрального зала появились статуи из бронзы в тёмных тонах, изображаюзие советских людей в разные периоды времени. 

Матвей Манизер совместно с коллективом скульпторов создали фигуры революционных рабочих и солдат, крестьян и матросов с оружием, парашютисток, девушек с винтовками, пограничников с собаками, стахановцов, инженеров, птичниц, мужчин-хлеборобов, студентов, спортсменов, отцов и матерей с детьми в руках, пионеров с моделями самолётов и школьниц с глобусами. Всего было реализовано 20 разных образов. В момент открытия в центральном зале станции было 40 арок, и каждая скульптура повторялась четыре раза. 

Все скульптуры были расположены в шахматном порядке – по две в каждой арке. Если пройти от одного торца зала до другого по центру помещения, то можно было увидеть все статуи без повторений. С западной стороны начинались образы на тему Октябрьской революции 1917 года и гражданской войны (1917-1922). В двух арках располагались статуи рабочего-красногвардейца с ручной гранатой, солдата Красной Армии с винтовкой, революционного матроса с наганом и простого крестьянина, который отстаивает свое право на землю.  

Далее установлены четыре скульптуры, изображающие людей из периода становления обороны Советского Союза после гражданской войны: парашютистка, девушка «Ворошиловский стрелок», пограничник, охраняющий государственную границу и краснофлотец.  

Затем пассажиры и туристы могут увидеть фигуры по теме труда и образования в СССР: рабочий Метростроя с инструментом, изобретатель, держащий шестеренку (ранее в руках у молодого инженера также был циркуль), колхозница с петухом и курицей, комбайнёр, студент и студентка и книгами. Завершают композицию статуи на тему досуга и семейных ценностей советского народа. Здесь можно встретить спортсменов – метательницу диска и футболиста, скульптуры женщин и мужчин с детьми на руках. Последними стоят юные авиамоделисты и географы. 

Статуи в последней арке установлены только с одной стороны – от платформ. Потому что в конце 40-х годов был открыт восточный вестибюль, и проход замуровали. Тогда пришлось демонтировать четыре фигуры. Сейчас на станции «Площадь Революции» 76 бронзовых скульптур. 

Всё статуи расположены в хронологическом порядке. Благодаря этому каждый пассажир может пройти по центральному залу станции и наблюдать изменения в жизни людей в Советском Союзе с конца 1917 года до момента открытия станции в 1938 году. 

Торец центрального зала первоначально украсили барельефом «Сталин и Ленин», автором которого был Матвей Манизер. Тема изображения связана с культом личности Сталина, который достиг своего пика в СССР в конце 30-х годов. Когда был открыт второй выход со станции, этот барельеф переместили на «Павелецкую» Кольцевой линии. 

Освещается центральный зал двумя рядами подвесных люстр с красивыми подвесками из хрусталя. Освещение специально продумано так, чтобы было хорошо видно все скульптуры. 

Необычная облицовка сделана между арками на стенах пилонов: здесь закреплены узорные решётки для вентиляции и украшения в виде развёрнутых свитков с обрамлением из орнамента. 

Изначально пол в центральном зале сделали из мрамора, а затем покрытие поменяли на гранитное. В боковых залах асфальт на полу также заменили на плиты из гранита. 

Вестибюли 

На поверхности сооружены два вестибюля: западный и восточный. Западный вестибюль одновременно служит вестибюлем для другой станции Московского метрополитена – «Театральная» Замоскворецкой линии (бывшая «Площадь Свердлова»). Их этого выхода пассажиры попадают на Площадь революции. Западный вестибюль был открыт в 1938 году, а проектированием помещения занимался архитектор Алексей Душкин, которому удалось создать классический лаконичный интерьер. 

Из восточного вестибюля предусмотрен выход к Богоявленскому переулку, откуда можно попасть на Никольскую улицу. С 2008 года в течение двух лет вестибюль был отреставрирован. Торжественное открытие выпало на день, когда в Москве случились террористические акты в метро, поэтому праздник не состоялся, и мероприятие прошло в штатном режиме. 

Пересадки со станции 

С «Площади Революции» пассажиры могут перейти на станцию «Театральная» Замоскворецкой линии через совместный западный вестибюль, расположенный на поверхности. 

Изначально перейти на «Театральную» с «Площади Революции» было возможно только через западный вестибюль. Затем в 1946 году построили ещё один лестничной переход в торец «Театральной», вход в который располагался в центре перронного зала станции «Курская». В настоящее время переход служит для пересадки с Арбатско-Покровской на Замоскворецкую линию. 

В 1974 году в Мовковском метрополитене соорудили переход для прохода пассажиров из центрального зала «Театральной» в западный торец «Площади Революции». Сегодня через этот переход можно сделать пересадку с Замоскворецкой линии на Арбатско- Покровскую. Пассажиропотоки эти станций полностью разделены.
Интересно, что в пересадочный узел вместе с этими станциями входит «Охотный ряд» Сокольнической линии, однако напрямую перейти на эту станцию с «Площади Революции» невозможно. 

Интересные факты 

  1. Образы всех статуй повторяются: 18 скульптур – по четыре раза, а оставшиеся две – дважды. Четыре статуи, которые располагались в центральном зале возле крайних проходов были повреждены во время строительства второго выхода, когда замуровывали проходы в торцевой части зала в 1946 году.
  2. Во время Великой Отечественной войны в период с 1941-1944 годах бронзовые фигуры находились год в эвакуации в Средней Азии. Во время перевозки большая частьизваяний сильно пострадали. Ни одну из скульптур не удалось довезти до Москвы в целом состоянии. Позднее пришлось собирать скульптуры заново из разных рук, голов и ног. Только благодаря тому, что все фигуры дублировались несколькораз, удалось восстановить коллекцию статуй полностью. 
  3. В нишах центрального зала «Площади Революции» было недостаточно места, чтобы расположить фигуры людей в полный рост. В итоге каждая из статуи изображает сидящих или присевших на колено людей. По этому поводу среди современников ходила шутка о том, что сгорбившиеся фигуры символизируют советский народ под властью коммуниста: люди либо «сидят», либо стоят на коленях.
  4. До сих пор среди гостей и жителей города ходят легенды о том, что скульптуры со станции «Площадь Революции» приносят удачу. Стало популярным мнение, что если потрогать различные части статуй, то загаданное желание непременно сбудется.Впервые об этой традиции стало известно от студентов МГТУ имени Баумана, которые придумали, что для успешной сдачи зачётов и экзаменов следует потереть нос собаке, которая находится рядом со скульптурой пограничника. Для финансового успеха нужно проделать то же действие с наганом, который находится в руках у матроса. Студентка с книгой окажет помощь в любовных делах своей туфелькой, а отцу или матери с ребёнком приходят те, чьи мечты связаны с детьми.
  5. Некоторые образы были списаны с реальных людей, которым пришлось позировать перед скульпторами около шести месяцев по несколько часов ежедневно. Это были матросы из военно-морского училищаОлимпийРудаков и Алексей Никитенко, преподаватель Института Физкультуры и известный спортсмен Аркадий Гидрат, который стал прототипом студента с книгой, а позже погиб на войне. 

«Площадь Революции» – это одна из самых красивых, нарядных и таинственных станций Московского метрополитена. За всё время существования её внутреннее убранство осталось практически неизменным. В бешеном столичном ритме жизни эта многофигурная композиция в столичном метро дарит веру в чудо. 

Метро Москвы: всё самое интересное о Московском метрополитене

Делитесь интересной информацией с друзьями

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

English
Deutsch
Italiano
简体中文
Русский