Фасад этого Дворца хорошо известен не только жителям столицы, но и россиянам из других регионов, и даже иностранцам, которые никогда не были в России. Его достаточно хорошо видно из-за Кремлевской стены со стороны реки, и он запечатлен на открытках, в художественных альбомах и путеводителях.

Высота Большого Кремлевского Дворца составляет 47 метров, длина его фасадной части – 125 метров, а общая площадь всех помещений – 25 000 м2. При ближайшем рассмотрении дворец представляет собой не единую постройку, а целый архитектурный комплекс, в который входят Теремной дворец, Грановитая и Оружейная палаты, апартаменты великих князей, дворцовые церкви и ряд других сооружений, построенных в разное время.

История строительства

Решение о строительстве нового дворца на территории Кремля было принято Николаем I в первые годы правления, когда Москва еще только приходила в себя после наполеоновских войск и крупномасштабных пожаров. По задумке императора, дворец должен был стать своего рода памятником всем русским воинам. Автором проекта Кремлевского Дворца стал Константин Андреевич Тон. Также в работах по его созданию принимали участие Н. И. Чичагов, Ф. Ф. Рихтер, П. А. Герасимов, В. А. Бакарев, Н. А. Шохин и многие другие.

Главный дворец Московского Кремля

До начала строительства на месте запланированного цоколя был заложен памятный камень с лаконичной надписью «1838 г. июня 30 дня». Кроме того, под цоколь угловой части комплекса, где согласно планировке должен был быть размещен кабинет императора, была помещена табличка из меди, на которой значилось: «Заложен в царствование государя Николая I, под управлением министра Императорского двора генерала от инфантерии князя Петра Михайловича Волконского, обер-гофмейстера барона Боде. Строителем был архитектор Константин Тон».

Изначально постройка нового кремлевского дворца оценивалась в 6 миллионов рублей, однако в итоге в него было вложено почти в два раза больше.

При проектировании комплекса К. А. Тон запланировал возведение облегченных кирпичных сводов и металлических стропильных конструкций кровли. На тот момент это было первое в России здание с подобным каркасом. Также при строительстве были использованы металлические конструкции, цемент и бетон, что также стало необычным новшеством. Все эти инновационные методы позволили автору воплотить в жизнь ряд интересных идей, среди которых подвесной потолок в одном из залов дворца.

Для отопления дворцовых помещений, в подвале установили 56 больших калориферов, которые поставляли горячий воздух по тепловым каналам, расположенным в межстенном пространстве, во все уголки строения. В качестве дополнительного источника тепла использовали камины.

В сенях, коридорах, служебных помещениях и комнатах слуг пол был выложен серым ревельским камнем, белым коломенским мрамором и гжельской лещадью. В парадных же залах и императорских покоях пол был паркетным.

Мебель, двери и предметы декоративного оформления выполняли по специальным заказам на крупных известных заводах и фабриках Москвы и Санкт-Петербурга. При этом все полотна, используемые для обивки стен и драпировок, включали золотые и серебряные нити. Впоследствии технология изготовления подобных тканей была утрачена, поэтому при последней реставрации использовали обивку с цветными, а не с металлическими нитями.

Мебельные гарнитуры для дворцовых комнат делали в московских мастерских Эрнеста Блехшмидта, Федора Дункера, Александра Шмидта и других известных мебельщиков. Они также выполнили двери из ценных сортов дерева в парадных апартаментах и жилых покоях Собственной половины. Люстры и светильники парадных комнат были созданы на гальванопластической и литейной фабрике, принадлежавшей мужу княжны Марии Романовой — Максимилиану Лейхтенбергскому, и на предприятии Феликса Шопена.

Под куполом дворца поместили часы с боем. Колокола для часов были сняты с Троицкой башни и отличались чистым звуком. В самом куполе сделали 4 слуховых окна, а на его вершине установили позолоченный флагшток для императорского штандарта. При участии академика Д. М. Перевощикова и майора И. И. Ильина, купол был объединен металлическими связями с кровлей дворца. Эти связи служили громоотводами.

Новый дворцовый комплекс получил название Большого Кремлевского. После завершения строительства Николай I лично проинспектировал все помещения. По его указу участники строительных работ были вознаграждены и отмечены медалью «За строительство Кремлевского Дворца».

Освящение Большого Кремлевского Дворца состоялось на Пасху, 3 апреля 1849 года.

Дворцовый комплекс в период империи

Обслуживание Большого Кремлевского Дворца и поддержание его в надлежащем состоянии требовало не меньше сил, чем строительство. Например, ежегодно проводились работы по грунтовке и покраске крыши, исправлению штукатурки, подновлению фасада. За сохранением горностаевых пологов тронов тщательно следил купец Николай Борисович Эггерс, с которым был заключен длительный контракт. В рамках этого контракта Эггерс следил за тем, чтобы мех не терял цвет, а также за тем, чтобы его не попортила моль.

Вид внутреннего двора Большого Кремлёвского дворца. Боковой фасад дворца и церковь Спаса-на-Бору. XVIII в.

Также по мере необходимости проводились в комплексе достаточно масштабные переделки. В 1895 году, например, здесь было обустроено внутреннее и наружное электрическое освещение. Дворцовая электростанция была размещена в Александровском саду.

В 1900-02 гг. Дворец подсоединили к системе городской канализации. При этом, во избежание прорыва «канализационных газов в апартаменты дворца», городская сеть была отделена от комплекса водяным затвором. Параллельно была перестроена система водоснабжения и водостоков.

В годы Русско-японской войны часть Кремлевского дворца была переоборудована в швейную мастерскую. Здесь шили и упаковывали вещи перед отправкой на фронт.

В 1913 году в БКД была организована церемония празднования 300-летия дома Романовых.

Большой Кремлевский Дворец в советские годы

При обстрелах Кремля осенью 1917 года один снаряд повредил Верхоспасский собор, который был частью БКД. Но в целом дворцовый комплекс пострадал гораздо меньше других строений на территории крепости, и спустя несколько месяцев стал главной резиденцией правительства новой Страны Советов.

Большой Кремлевский дворец в советские годы

Здесь же расположились квартиры семей членов нового правительства и обслуживающего персонала. Согласно свидетельствам того периода, «под гобеленами XVIII века ставились самовары, на аугсбургских столах сушились детские пеленки». Правда уже вскоре заселение было приостановлено. Причина крылась в том, что в комплексе хранились многочисленные ценности Эрмитажа, дворцов Петрограда, Ливадии, Беловежской пущи, эвакуированные в Москву в 1914-1917 гг. Несмотря на новых жильцов, уже с января 1919 года Большой Кремлевский дворец стал доступен для посещения, и только за первые полтора месяца здесь побывали более 5 тысяч экскурсантов.

Большую часть созданных во дворце в впервые месяцы после революции квартир, ликвидировали в 1930-е годы, но некоторые просуществовали гораздо дольше. Последними «квартирантами» стали Лазарь Каганович (переехал из Кремля в 1957 году) и Климент Ворошилов, сменивший место жительства в 1962 г.

В 1934 году было принято решение о перестройке дворца, его адаптации для административных нужд. В результате «модернизации» было разобрано Красное крыльцо и снесен храм Спаса на Бору, возведена столовая для делегатов между Грановитой палатой и Благовещенским собором. Коснулись переделки и внутреннего устройства комплекса – Андреевский и Александровский залы дворца были объединены и стали единым Залом заседаний Верховного Совета СССР. Кроме того, было создано дополнительное помещение для президиума, изменена форма окон, которые выходили на Москву-реку. Несколькими годами позже, в 1939 году на месте, где ранее стояли императорские троны, установили статую В. И. Ленина, высеченную из мрамора.

В советские годы в Большом Кремлевском дворце проходили международные конгрессы, съезды союза писателей, художников, композиторов, архитекторов и деятелей киноиндустрии. В залах комплекса вручали верительные грамоты иностранным послам (Екатерининский зал), правительственные награды и т.д.

В годы Великой Отечественной войны были предприняты все возможные меры для сохранения дворцового комплекса. Чтобы скрыть его от вражеских самолетов-бомбардировщиков, его маскировали, усиливали охрану. Но полностью защитить строение от разрушений все же не удалось. При первой же бомбардировке Кремля 22 июля 1941 года фугасная бомба пробила крышу и своды Георгиевского зала, уничтожила несколько квадратных метров паркета. Впоследствии, в результате взрыва у одного из подъездов снаряда весом 100 кг в окнах Екатерининского зала и Собственной половины были выбиты стекла, слетала с петель входная дверь, поврежден электрический кабель.

Несмотря на все это, уже 25 июня победного 1945 года в Большой Кремлевском дворце состоялся торжественный прием, посвященный Победе. На приеме присутствовали около трех тысяч гостей, большую часть из которых составляли военнослужащие.

День сегодняшний

Первые попытки вернуть зданию исторический облик были сделаны уже в 1968 году. Во время реставрационных работ мастера укрепили штукатурный и красочный слой росписей, покрыли позолотой отдельные детали, восстановили инкрустации, стеновую и мебельную обивку. В это же время были отреставрированы мраморные стены парадной лестницы, отремонтированы лестничные ступени и пролеты.

Большой Кремлёвский дворец в 1968г

В 1994-1999 годы по решению президента Б. Ельцина реконструкторы вернули исторический облик Андреевскому и Александровскому залам, воссоздали царское место с тронами, восстановили барельефы на фасаде.

В настоящее время в Большом Кремлевском Дворце располагаются резиденции президента России и патриарха Московского и всея Руси. Однако, несмотря на это, побывать во дворце вполне возможно – здесь регулярно проводят организованные экскурсии. В ходе этих экскурсий посетители могут осмотреть Грановитую палату, помещения Теремного дворца, Собственную половину императоров, императорский кабинет и Золотую Царицыну палату, а также парадные залы за исключением Екатерининского.

Внешний вид Большого Кремлевского Дворца

Если смотреть на здание со стороны главного фасада, оно кажется трехэтажным. Однако в здании всего два этажа, при этом первый выдается вперед и образует открытую террасу. Арочные окна, разделенные тонкими простенками, делают этот уровень дворца похожим на закрытую галерею.

Главный фасад Большого Кремлевского дворца

Цоколь комплекса облицован натуральным канем. Двухъярусный фасад второго этажа разделен пилястрами и декорирован резными белокаменными оконными наличниками в стиле XVII века.

По центру дворца над его крышей располагается трибун с золоченой балюстрадой и фигурной кровлей. На скатах этой кровли с двух противоположных сторон размещены часы, а с двух других – часовые колокола. На сегодняшний день действуют только часы.

Еще выше устроена открытая площадка с флагштоком. До 1917 года кокошники трибуна были украшены двуглавыми орлами, над которыми были расположены гербы Москвы, Петербурга, Казани, Астрахани, Польши и Тавриды.

Залы Дворца

Так как Николай I задумывал Большой Кремлевский дворец в качестве памятника всем воинам земли русской и военным достижениям русского воинства, парадные залы комплекса были названы в честь святых покровителей военных орденов Российской империи: Георгиевский, Андреевский, Александровский, Владимирский и Екатерининский.

Несмотря на то, что БКД строился по всем правилам позднего классицизма, по задумке автора парадный подъезд комплекса находится не в центре главного фасада, а в восточной части постройки. Парадная лестница состоит из 66 ступеней и выполнена из ревельского камня. Стены ее отделаны искусственным мрамором, а колонны – натуральным сердобольским.

Поднявшись по лестнице, посетители оказываются в аванзале, откуда начинается анфилада величественный залов и парадный покоев.

Аванзал

Аванзал Большого Кремлевского дворца

Небольшое квадратное помещение с достаточно скромным декором. Изюминками аванзала являются лепной орнамент потолка и камин, облицованный серо-зеленой яшмой. Также здесь установлены часы с Аполлоном на колеснице и два бронзовых канделябра.

В разное время на стене помещения висели картины, соответствующие своей эпохе. Изначально стену украшала композиция Адольфа Ивона, изображающая битву на Куликовом поле. Затем ее заменила картина Ильи Репина «Прием волостных старейшин императором Александром III во дворе Петровского двора в Москве». В 1924 году в аванзале разместили «Торжественное открытие II Конгресса Коминтерна во дворце Урицкого в Ленинграде», созданное Исааком Бродским.

После многочисленных замен и изменений, на стене аванзала в 1990-е годы была размещена работа Сергея Присекина, посвященная победе Александра Невского на Чудском озере «Кто с мечом к нам придет, от меча погибнет».

Георгиевский зал

Георгиевский зал Большого Кремлевского дворца

Самый большой парадный зал во дворце. Его длина 61 м, ширина 20,5 м, высота – 17,5 метра.  Посвящен ордену Святого Георгия, учрежденному Екатериной II в 1769 году. На стенах зала можно увидеть имена кавалеров ордена, среди которых, А. Суворов, М. Кутузов, П. Багратион и многие другие известные личности.

В оформлении зала преобладает сочетание белого и золотого. Сводчатый потолок поддерживается 18 мощными пилонами, увенчанными мраморными статуями. Статуи символизируют области и царства, входящие в многонациональное государство. Пол зала покрыт подлинным паркетом, составленным из 19 пород деревьев и напоминающим оригинальный ковер.

Освещают зал шесть бронзовых ажурных люстр, покрытых позолотой, каждая из которых весит 1300 кг, и 40 настенных светильников.

Александровский зал

Александровский зал Большого Кремлевского дворца

Пожалуй, самый золотой и помпезный из всех залов БКД. Его длина – 31 метр, ширина и высота – по 20 метров. Посвящен ордену Александра Невского, учрежденного Екатериной I в 1725 году. Оформлен в русско-византийском стиле. Стены облицованы розовым искусственным мрамором, мебель обита бархатом красного цвета со звездами – в цвет орденской ленты. В качестве декора в зале присутствуют гербы губерний и областей российской империи, настенные зеркала, четыре камина, канделябры.

Интересный факт: во времена Ивана III на месте современного зала находилась Набережная или Посольская палата.

Владимирский зал

Владимирский зал Большого Кремлевского дворца

Располагается в самой старой части дворца и объединяет новый комплекс с средневековыми царскими палатами. Посвящен ордену Святого Владимира, который был учрежден Екатериной II в 1782 году.

Оформлен в древнерусском стиле, а свод зала напоминает шатровый храм. При оформлении использованы белый, розовый и бледно-зеленый цвета. Стены и пилястры облицованы белым и розовым мрамором, купол декорирован лепниной в виде ордена.

В Владимирском зале нет окон, свет в него попадает через стеклянный световой фонарь, диаметр которого 6 метров. В темное время суток помещение освещается трехтонной многоярусной люстрой, которая крепится к тому самому стеклянному фонарю. Также здесь установлено четыре торшера из темной бронзы.

Интересный факт: орденом Св. Владимира был награжден автор Большого Кремлевского дворца Константин Тон.

Андреевский зал

Андреевский зал Большого Кремлевского дворца

Самый роскошный во дворце. Назван в честь ордена Святого апостола Андрея Первозванного, учрежденного в 1698 году Петром I. Второе название – Тронный зал.

Своды и стены зала украшены золоченой лепниной, символикой ордена. В конце зала установлен трон сразу на три места – для императора, его матери и супруги. В отличие от других залов паркет в Андреевском новый, впрочем, как и многие другие элементы. Его в 90-е гг. реконструировали для возвращения исторического облика по сохранившимся фотографиям и чертежам.

Кавалергардский зал

Кавалергардский зал Большого Кремлевского дворца

Соединен с Андреевским. Во время пребывания императора во дворце в нем располагался почетный военный караул. Так как в личной охране государя были преимущественно черкесы, мебель для зала делали из чинары. Стены помещения облицованы белым искусственным мрамором, у окон установили камин с бронзовыми часами.

В 1930 г. зал перестроили – в нем на время проведения политических съездов размещались сотрудники НКВД.

Екатерининский зал

Екатерининский зал Большого Кремлевского дворца

Служил тронным залом императриц. Назван в честь ордена Святой Екатерины, учрежденного в 1714 году. По сторонам от двери на массивных столбах расположены пилястры, украшенные малахитовыми мозаичными узорами. Стены украшены филигранными орденскими рельефами со стразами.

Изначально в зале не было мебели, а во время торжеств здесь собирались кавалерственные и придворные дамы. Впоследствии помещение использовали для проведения переговоров на высшем уровне.

Другие покои и помещения дворца

Помимо парадных залов во дворце располагались и личные покои императорской семьи. Их оформление разработали Ф. Ф. Рихтер, Н. И. Чичагов и В. А. Бакарев. Всего в настоящее время на Собственной половине БКД находится более 400 предметов интерьера и декоративно-прикладного искусства. В эту зону входят несколько помещений, каждое из которых выдержано в собственном стиле:

Столовая, в которой проходили чаепития и обеды императорской семьи. Здесь расположены 4 черных лакированных стола и стулья, обитые кожей вишневого цвета. Вся мебель XVIII века. Стены столовой облицованы искусственным мрамором, а в нишах установлены вазы и мраморные скульптуры.

Гостиная императрицы (Зеленая гостиная), где принимали узкий круг гостей, которые беседовали и играли. Выполнена гостиная в стиле рококо. В оформлении преобладают пастельные тона, при этом мебель, плафоны, рамы и даже панели обильно украшены золотом.

Личный кабинет императрицы, предназначавшийся для чтения и отдыха. Оформлен в темно-малиновых тонах. По личному желанию Александры Федоровны двери кабинета, и мебель в нем была сделаны из ценных пород дерева в стиле французского мебельщика А. Буля и декорированы пластинами черепашьего панциря, перламутром и медью.

Будуар императрицы. Оформлен в серебристо-розовой гамме. Обставлен мебелью из орехового дерева, выполненной в мастерской Питера Гамбса. Стены будуара обиты шелковой тканью пастельных тонов. В помещении установлен камин, облицованный пластинами зеленого малахита и украшенный бронзовыми часами, на которых отмечаются лунные фазы.

Кабинет императрицы и будуар объединены Камерюнгферской комнатой – небольшим помещением, где дежурили фрейлины. Стены комнаты обшиты панелями из орехового дерева и украшены мозаикой.

Императорская опочивальня. Выдержана в сине-перламутровых тонах. В качестве ее оформления мастера использовали две колонны, сделанные из цельных кусков мрамора. Кроме того, в комнате установлен камин из каррарского мрамора, украшенный часами в виде шара с накладными цифрами, звездами и фигурками амуров по бокам. Часовой механизм установлен на золоченой подставке с литыми женскими фигурами.

Кабинет императора, который соединяется с тремя административными помещениями – Дежурной, Приемной и Фельдъегерской комнатами. Окна императорского кабинета выходят на Храм Христа Спасителя. Стены кабинета отделаны ясенем для лучшей звукоизоляции. В комнате расположен камин белого цвета из каррарского мрамора. В первые годы по стенам кабинета были развешаны картины, посвященные войне 1812 года, а на потолке красовалась бронзовая люстра. Однако по желанию Николая II картины были сняты, а люстру заменили простым многоламповым светильником.

Несмотря на все катаклизмы, переделки и реставрации, все помещения сохранили атмосферу того времени, когда здесь жили представители императорской семьи, устраивались великолепные балы и смотры. И мысленно перенестись в ту эпоху может каждый, кому посчастливится побывать здесь с экскурсией.

КАРТА САЙТА – УЗНАЙ МОСКВУ!