Храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»

Храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»

Практически каждый православный человек, проживающий в нашей стране считает своим духовным долгом посетить наиболее знаменательные православные святыни, расположенные в городах с длинной историей.

Московские, новгородские, ростовские и брянские храмы хранят огромное количество православных святынь, собирающих вокруг себя верующих и помогающих удовлетворить их духовные потребности.

Московские религиозные комплексы ежегодно посещают порядка 900 тысяч православных людей. Самым значимым из них является Храм Христа Спасителя. Здесь отмечаются Рождество, Пасха и многие другие православные праздники, сопровождающиеся Крестным ходом.

Естественно, количество значимых для верующих людей храмов и святынь не ограничивается одним только Храмом Христа Спасителя. В Москве очень много храмов хоть и не столь грандиозных в своей архитектуре, но с длинной историей и святынями, обладающих огромной духовной ценностью для русских людей.

Читайте также:  Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии

В частности, значимым для россиян религиозным объектом выступает Храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» или, как его ещё называют, Скорбященская церковь на Большой Ордынке.

Своим запоминающимся названием храм обязан нахождению в его стенах иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», которая, по мнению ряда экспертов, обладает чудотворными свойствами, что подкрепляется предположением об исцелении родной сестры патриарха Московского Иоахима Евфимии Папиной после молитвы к этой иконе.

Примерно в это же время икона попала в церковь, тогда носившую название Преображенская церковь, затем ставшая Скорбященской церковью на Большой Ордынке после прославления иконы Божьей Матери «Всех скорбящих Радость».

История Храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»

Сам храм впервые упоминается в летописях от 1571 года. В то время на его месте находилась деревянная церковь. По утверждениям ряда историков, ее постройка напрямую связана с походом Василия III на Казань в 1521 – 1524 годах. Другие утверждают, что эта церковь была построена силами новгородских переселенцев – ордынцев. Точных исторических данных относительно данного вопроса нет.

Читайте также:  Успенский собор

Исторически известен источник названия жителей данного района – ордынцами называли людей, живших на окраине города в направлении к выезду на тракт, ведущий в сторону поселений Золотой Орды, куда возили дань и откуда привозили пленников. Именно пленников расселяли в этом районе и стали называть их ордынцами.

В конце XVII века был построен каменных храм, названный Преображенским, в следствие приобретения иконой Божьей Матери чудотворного образа, внутри храма был установлен престол в её честь с последующим изменением названия самого храма.

В конце XVIII века благодаря вложениям московского купца Афанасия Долгова к храму была пристроена трапезная, а также трёхъярусная колокольня, являвшиеся в тот момент новшеством церковного зодчества. Данные постройки были спроектированы в стиле классицизма, на то время популярного не только в России, но и в странах западной Европы.

Официально освящение придела церкви было осуществлено 24 октября 1790 года митрополитом Московским и Коломенским Платоном.

Иконы в иконостас писал в 1788 г. иеромонах Вонифатий из Саровской пустыни. Именно его работы занимали самое видное место на стенах храма наряду со многими другими авторами как русскими, так и западными.

С тех пор берёт начало достоверно известная история святыни. В 1812 году церковь сильно пострадала от наполеоновского вторжения с последующим сожжением Москвы. После завершения оккупации города французскими войсками город постепенно начали восстанавливать. К Преображенской церкви подошли спустя 10 лет после завершения войны и в 1823 году построили на её месте ротонду с удлинённым куполом. С тех пор каких – либо значимых событий в истории храма не было.

В сентябре 1836 года новая ампирная церковь – ротонда была заново освящена свт. Филаретом после полного преобразования, связанного с перестройкой города. В честь этого события на своде храма отпечатана памятная дата нового освящения. Новая деталь, диковинная для церквей Москвы в XIX веке являлись подсвечники в форме паникадила, расположенные довольно высоко и для доступа к ним была необходимость забираться по лестнице.

В 1917 году в России грянула Великая Октябрьская революция и Гражданская война, результатом которых служит постепенное уменьшение роли религиозных объектов в духовной жизни населения и уничтожение священнослужителей, занимавшихся духовной деятельностью вопреки новым законам.

Скорбященская церковь не стала исключением и подверглась государственной кампании по изъятию ценностей у РПЦ в 1922 году. Всего было изъято порядка 65 килограмм золота и серебра с последующим закрытием в 1933 году. Удивительно, что после закрытия храм не был приспособлен под зернохранилище, архив, канцелярию или какой – либо иной государственных объект, как это было принято в тех годы, а сохранил былое убранство и интерьер. Купол храма был снят и переплавлен.

Работа учреждения восстановлена в 1948 году при настоятеле протоиерее Киприане, служившем здесь вплоть до своей смерти в 1987 году. В первой половине 50 – х годов регент Николай Матвеев создал собственный церковный хор, получивший признание на общегородском уровне и составивший костяк Московского Синодального хора, что является высшей степенью признания на общероссийском уровне.

В 1961 году жильцы элитного дома, в котором жил небезызвестный Осаф Литовский. В ходе своей работы ему постоянно мешал колокольный звон, исходящий от церкви и потребовал что-то предпринять, чтобы эти звуки не мешали ему «трудиться». В силу своего авторитетного статуса он смог добиться перемещения главного колокола внутрь храма.

Также в 1966 году в этом храме отпевали Анну Ахматову, которая очень любила при жизни посещать именно этот храм. Во времена, когда было трудно совладать со всеми жизненными проблемами она приходила в прилегающий к храму садик и просто наблюдала за окружающей средой или встречалась там с людьми, с которыми ей стоило разговаривать. Также он питала любовь к иконе Божьей Матери Всех Скорбящих Радость и постоянно носила с собой маленькую её копию, а перед сном располагала у своего изголовья вплоть до смерти.

Уже в XXI веке была проведена полная реставрация фасада и внутреннего убранства храма и открыты просветительский центр с центром духовного воспитания молодёжи.

Архитектура храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»

Поскольку храм в современном виде был построен в первой половине 19 века, то говорить о его первоначальном исполнении довольно сложно, поскольку достоверных свидетельств о внешнем виде помещений нет. Некоторые историки приводят доводы опираясь на летописные сводки 16 века и утверждают, что его внешний вид не сильно отличался от стандартных зодческих проектов тех лет, то есть высокие прямые стены из клеенного бруса с треугольной крышей, на самой высокой башне располагался купол.

Этот стиль сразу бросается в глаза своим крайне необычным видом с точки зрения русского церковного зодчества. Само помещение исполнено в византийском стиле, не лишённом яркости и лоска. Изначально прихожанам был непонятна причина выбора именно такого стиля, но спустя время подобная визуальная составляющая стала визитной карточкой церкви.

Современное здание имеет более точное и глубокое описание, поскольку после наполеоновской войны все проекты по восстановлению Москвы были архивированы и сохранены для дальнейшей возможности реновации и реконструкции.

Нынешнее здание исполнено в виде цилиндрической постройки с ионическими портиками, иными словами высокое помещение, опирающееся на колоны с возвышающимся над ним куполом. Внешние стены украшены расписной лепниной и позолоченными медальонами.

Основанием для купола служит «барабан», создающий пространство между колонами и куполом и снижающий нагрузку на колоны.

Храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»

Иконостас помещения выполнен в стиле ампир и практически не был изменён по сравнению с существовавшим до становления советской власти в стране. Пол, как и алтарь быль созданы по рисункам и чертежам Осипа Бове, занимавшегося созданием нового здания после реконструкции сожжённого города. Впрочем, это один из многих его проектов, реализованных в то время, поскольку сам Осип с братом Михаилом Бове были одними из ведущих архитекторов нового города в соответствии с требованиями того времени. Их ярко выраженная симпатия к ампиру и прочим западноевропейским стилям архитектуры изначально не была понята жителями Москвы, но теперь их детища радуют глаз своим лаконичным внешним видом, вписывающимся даже в современные улицы.

Вообще, к архитекторам неоднозначно предъявляли обвинения в излишнем употреблении стилистических моделей ампира. Многие прихожане были в некотором замешательстве, когда наблюдали крайне несвойственный обычной православной церкви стиль. Внешние характеристики отличались излишней яркостью, что тогда еще было необычно.

Много вопросов и возникало относительно внутреннего наполнения храма. Бове решил создать гибрид западной и восточноевропейской культур и создать здание, собирающее в себе все самые яркие и красивые черты христианской святыни.

Стены храма были украшены картинами и панно, исполненными в западноевропейском стиле, своды и купол здания исполнены в византийском стиле, что исторически приближает Скорбященский храм к истокам Русской Православной Церкви.

Наиболее яркой из них является работа Яна Мостарта «Се человек», располагавшаяся на промежутке между трапезной и ротондой. В своё время она собирала практически всех прихожан около себя, что замечали служители церкви и отмечали её притягательность своей композицией и изображением в полный человеческий рост.

Изначально осуждение архитектора относительно композиции здания церкви и внутреннего наполнения исходили не только от прихожан, но и от высших чинов Русской Православной Церкви, но затем такой вид был спокойно принят.

Пол выполнен из чугуна, колокольня трёхъярусная, как и была до сожжения Москвы, нисходящая с каждым высшим уровнем.

Территорию церкви огораживает чугунный забор, построенный в XIX веке, а напротив неё располагается притча и богадельня.

В годы функционирования до революции в притче проживали священнослужители и духовенство, осуществлявшие свою деятельность в данной церкви. Богадельня была предназначена для помощи бедствующим и бродягам – здесь давали временный кров тем, кто в этом нуждается и пища. Обычно такие заведения размещались именно около церквей и храмов, так как учреждения духовного назначения обычно посещали довольно часто, а бедняки в свою очередь могли получить необходимую им помощь.

Святыни храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»

1. Икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость»

Икона Божией Матери "Всех Скорбящих Радость"

Икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость» изображает Богородицу с Младенцем, над которыми парят два ангела с рипидами. Ещё одна пара ангелов изображена среди страждущих людей. Особенностью является изображение над страждующими ряда святых: слева — Сергия Радонежского и Феодора Сикеота, справа — Григория Декаполита и Варлаама Хутынского. Это указывает на патрональный характер иконы, которая вероятно была написана именно для Спасо-Преображенской церкви на Ордынке, где находился придел преподобного Варлаама Хутынского (до постройки каменного храма на его месте была деревянная церковь в его честь). Над Богородицей помещено изображение Отечества (один из иконографических вариантов икон Святой Троицы), а под её ногами картуш, заключающий в себя текст кондака иконе.

Икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость» впервые прославилась как чудотворная в 1688 году в Преображенской церкви на Ордынке. Когда и при каких обстоятельствах икона попала в храм, точных сведений нет. Скорее всего, это произошло в 1685 году, когда церковь была заново отстроена из камня на пожертвования Евдокии Васильевны Акинфовой.

Чудо, прославившее икону, по преданию, заключалось в исцелении по молитве к иконе родной сестры Патриарха Московского Иоакима Евфимии Петровой Папиной.

2. Икона Богородицы «Венецкая»

Икона помогает страдающим бездетностью супружеским парам, также к ней прибегают с молитвой об умиротворении в семейных неурядицах.

3. Чтимая икона апостола Андрея Первозванного с частичкой мощей великого святого

По преданиям, апостол исцелял многие болезни и основал множество церквей вдали от своей родной земли, в том числе и на Руси.

4. Чтимая икона мученика Лонгин Сотник

По версии церкви, Лонгин был присутствовал и на казни Христа, и на его воскресении. После того, как Лонгин принял христианство, он свидетельствовал о Сыне Бога в Каппадокии, и за это был обезглавлен. Однако после его смерти произошло чудо – слепая женщина нашла его обезглавленную голову и обрела зрение. С тех пор образ сотника Лонгина стал символом победы над глазными болезнями, и люди просят его о помощи и исцелении.

5. Чтимая икона преподобного Алексия, человека Божия

Икона «Алексий, человек Божий» является святыней, которая способна помочь православным избавиться от болезней и трудностей на жизненном пути через молитвы. Лик святого помогает утвердиться в вере и со смирением перенести невзгоды, преодолевая себя на пути к счастью и благополучию.

6. Ковчежец с мощами святых

В одном уникальном ларце хранятся многочисленные останки святых, среди которых упоминаются имена выдающихся духовных личностей:

• Иоанн Креститель – известный библейский пророк и проповедник.
• Апостолы Петр и Павел – два ключевых фигуры христианства, которые отличались своим служением и миссионерской работой.
• Апостол Симон – также известен как Симон Кананит, один из двенадцати апостолов Христа.
• Мученики Дионисий, Вонифатий, Татиана и Наталия – христианские святые, которые претерпели мученическую смерть за свою веру.
• Проповедники Серафим Саровский, Силуан Афонский и Сергий Радонежский – известные православные святые, которые обладали особыми духовными дарами и были источниками вдохновения для многих верующих.

Общее расписание богослужений в храме иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость»

В уникальной церкви, каждый день недели предлагается возможность посетить различные службы и церемонии. График проведения служб выглядит следующим образом:

  • Утренняя литургия в 8:00 проводится с понедельника по субботу.
  • Вечерняя служба в 18:00 также проводится с понедельника по субботу.
  • Воскресенье и праздники отмечаются двумя литургиями – ранней литургией в 7:00 и поздней литургией в 10:00.
  • Воскресенье и праздники также включают всенощную службу, которая начинается в 18:00.
  • В четверг в 11:30 проводится молитва за исцеление глаз перед иконой сотника Лонгина.
  • В пятницу в 18:00 проводится заупокойная всенощная служба.
  • В субботу в 15:30 предлагается молитва об исцелении от пьянства и наркозависимости перед иконой “Всех Скорбящих Радость”.
  • В воскресенье в 18:00 проводится акафист перед иконой “Всех скорбящих Радость”.

Кроме того, в церкви оказываются различные обряды, такие как крещения, венчания, панихиды и отпевания, которые проводятся по запросу прихожан. Эти церемонии заказываются регулярно, что создает постоянную живость и активность в храме.

Интересные факты про Храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»

За долгую историю существования храма накопилось множество уникальных фактов, которые делают его особенным:

  • Во время советской власти главная святая икона храма была утеряна, но точная копия, выполненная в XVIII столетии, была возвращена в храм.
  • Старинные подсвечники храма устроены необычно – чтобы зажечь свечу, приходится взбираться по переносной деревянной лестнице.
  • Архитектор Василий Баженов, который построил храм, был связан с масонами, и это отразилось в элементах и атрибутах здания.
  • Сыновьям купца Куманина был дарован дворянский титул за их щедрые пожертвования в строительство храма.
  • Осип Бове, художник и архитектор, не успел достроить храм, и его брат Михаил Бове закончил его работу.
  • Поэтесса Анна Ахматова многократно посещала храм и оставила о нем записи в своих дневниках.
  • Церковь имеет исторические ценности, такие как чугунная ограда начала XIX века, богадельня и здание дома притча середины XVIII века, которые находятся под особой охраной государства.
  • В середине прошлого столетия были записаны музыкальные произведения церковного хора храма и выпущены на грампластинках.
  • В храме с 1991 года работает иконописная мастерская, где проводится обучение молодых мастеров-иконописцев, реставрация старинных икон, создание новых образов и иконостасов, а также изготовление церковного убранства.

Таким образом данный храм стал одним из самых посещаемых мест духовного назначения в Замоскворечье, поскольку представлял собой интересную композицию с элементами традиционного русского православного зодчества, западноевропейскими направлениями и традиционным византийским стилем строительства помещений. Таким образом Храм иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость предстал перед прихожанами гибридом всех направлений христианского строительства и духовности.

Икона Всех Скорбящих Радость ежедневно собирает вокруг себя прихожан, поскольку, согласно поверьям, обладает чудотворными свойствами. Многие люди хотят прочитать ей молитву за выздоровление близких, поиск выхода из трудной жизненной ситуации и приобретение жизненных сил. Для глубоко религиозных людей эта икона значит многое, как и то место, в которой она находится. История этого места достаточно длинная и крайне значимая для всех добропорядочных христиан.

Где находится храм и как добраться

Храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» находится в Москве на улице Большая Ордынка, дом 20.

Как доехать

  1. Если вы планируете использовать общественный транспорт, вы можете добраться до станции метро Третьяковская (Калининская линия). Выйдя из метро, следуйте по указателям к улице Большая Ордынка, улице Малая Ордынка, Климентовскому переулку, Третьяковской галерее и дому-музею А.Н. Островского. Оттуда вам потребуется всего 2 минуты пешком.
  2. Если вы предпочитаете автобус, вы можете проехать до остановки “3-й Кадашевский переулок” на автобусе М5. После этого вам понадобится пройти 2 минуты пешком.
  3. Также, вы можете доехать до остановки “Метро Третьяковская” на автобусе 3н (ночной), М5 или трамвае 3, 39, 3н (ночной), А. Прибыв на эту остановку, вам останется пройти всего 2 минуты пешком.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *