Древняя постройка Москвы находится в Таганском районе столицы по улице Гончарной, 29. Сюда спешат паломники, чтобы на Успение помолиться за своих детей, попросить помощи у Иконы Божией Матери «Троеручица». Это здесь хранится самое раннее изображения герба России в виде двуглавого орла, выполненное знаменитым Степаном Полубесом.

Первое упоминание о постройке относят к XVII столетию. Это небольшая деревянная церковь, построенная в слободе гончаров на территории Заяузья. Плотность жителей у холма Таганки быстро увеличивалась за счет появления разных ремесленных слобод. Все они имели свои церкви. Судьба каждой наполнена важными событиями, имеет взлеты и падения своей деятельности. Так, и Успенская церковь в 1654 году превратилась в каменный однопрестольный Храм. Он не прекращал деятельность в Советские годы. Внутреннее убранство церкви сохранилось и сейчас. В 1946 году совместным заключением Русской, Болгарской церквей старинную церковь передали Болгарскому Подворью Православных. Это стало живой связью двух родственных церквей.

Церкви разных ремесленных районов Заяузья объединяла история древнейшего места Москвы. Этим местом была Таганская площадь (центр Заяузья) и прилегающие окрестности. Та самая Таганка, где в знаменитой тюрьме (сейчас её нет) Трахтенберг составил «Словарь воровской речи», где купчиха Платова построила кинотеатр (электротеатр) «Вулкан», а позже появился знаменитый театр на Таганке, где роль Гамлета играл Высоцкий. На Таганке начинался Владимирский тракт, по которому шли в Сибирь каторжники. Легенды и реальные события до сих пор живут в улочках, домах, подземельях, таинственном бункере Сталина, в высотках вдоль Котельнической набережной. Здесь в богатых усадьбах, домах купцов рождались будущие династии: Морозовы, Шелапутины, Хлудовы. Естественным желанием туристов, жителей города является потребность пройти по обновленной Таганке, посетить её достопримечательности. А красивые купола Храма Успения Пресвятой Богородицы, как неповторимые элементы русского зодчества, привлекут к себе внимание в первую очередь.

История храма, его убранство

К сожалению, нет информации об архитекторе первоначальной постройки. Основные строения появились в конце 1702 года. Вместо прежнего притвора построили трапезную, два придела: Тихона, епископа Амафунтского. В конце 1774 года появилась колокольня из трёх ярусов. По церковным традициям колокольни возводились рядом с церквями и были высокими постройками окрестностей (это было до появления высотных зданий). Услышать колокольный звон можно было в отдаленных местах района. Первые колокола над соборами Руси появились в X столетии (после принятия христианства). Крупные колокола научились отливать в середине XV века на своих новых заводах. Колокола крепились на звонницах (простых перекладинах), закреплённых на опорах. Важным элементом в облике соборов колокольни определились в XIX столетии, когда их ввели в общую конструкцию постройки (а не в виде отдельно стоящей башни). Колокола, используемые православной церковью Руси, подразделяются на три типа: благовестники (большие), подзвонные (средние), зазвонные (малые). Начальным колоколом Старого Света считается ассирийский колокольчик IX столетия до н.э. Знаменитый элемент хранится в экспозициях Британского музея. Мелодии колоколов Храма Успения Пресвятой Богородицы созывают верующих на молитвы, богослужения по воскресеньям, праздникам в обычные дни. Доносящиеся звуки подтверждают продолжение жизни в красивой, небольшой церкви и наполняют улицы современного мегаполиса атмосферой уверенности, спокойствия.

Узнать Собор легко по пяти ярким луковичным куполам. Шестой купол (над колокольней) имеет форму шатра. По традициям православия цвет куполов определяет основное назначение церкви. В роли символа веры элемент «купол» пришел из архитектурного стиля Византии, определяющего вечность. Цвет куполов не был случайностью или мог свободно изменяться по желанию архитектора. Наоборот, даже взглянув, на строение издали, можно по количеству, цвету, форме колоколов определить, кому посвящён храм: Господу, Богородице, конкретному святому, важному празднику. 

Послания архитекторов заложены в строения Храмов и сохраняют вечно неповторимую историю каждого здания. Отличительными элементами русской церковной архитектуры считаются купола в форме, похожей на луковицу. Она воспроизводит горящую свечу, несет в себе смысл молитвы, обращённой к небесам. Немеркнущий образ Богородицы (Света Небесного) связан с возведением купола в форме шатра над колокольней. Прежние технологии строительства, материалы, используемые в древности, не всегда позволяли выполнить каменную конструкцию луковицы. На деревянных строениях возводить шатер было проще. Шестой купол на храме Успения Пресвятой Богородицы подчеркивает связь с первой деревянной церковью, стоящей на этом месте. Храм является пятиглавым строением. Его купола считают символом Великого Христа, евангелистов Луки, Марка, Матфея, Иоанна. Цвет купола бывает золотым, синим, зеленым, серебряным, черным, разноцветного исполнения.

Над Храмом в Гончарах сверкают золотой (он самый большой) и синие разноразмерные купола. Золото – это символ небесной славы, царственности. Храмы, украшенные золотыми луковицами, посвящаются Иисусу Христу, двунадесятым праздникам, украшают Главные Соборы Русской православной церкви. Золото принесли волхвы в качестве даров новорожденному Христу. Четыре голубых купола, украшенных звездами, посвящаются Богородице. Необыкновенный синий цвет считается символом чистоты, непорочности Девы Марии. Сверкающие звезды – это Вифлеемская звезда, означающая рождение Христа. Только синие колокола Троицкого Собора Санкт-Петербурга возводились не в честь Богородицы. Их цвет выбран по цвету синей формы Измайловского полка Императора. Вечную жизнь Святого Духа подтверждают зеленые оттенки куполов.

Тяжёлый период Успенский храм пережил в 1812 году, когда войска Наполеона разграбили и сожгли дворы прихода. Восстановление, частичная перестройка Храма выполнилась к 1836 году. Сооружены новые кресты, главы, к колокольне пристроен новый портал. Внутренний дизайн изменили за счет объединения в общий четверик пространства трапезной и придела. Звезды на главах появились в конце XIX столетия. С точки зрения архитектурного стиля Храма – это гармонично соединённые элементы, существующие в период возведения. Традиции русской храмовой архитектуры возникли на примерах православных церквей Византии. Систему купольной базилики Византии не удалось использовать сразу из-за отсутствия опыта в возведении каменных построек. За основу проектов будущих церквей был взят 4, 6 столпный крестово-купольный тип. Символика здания выражала для верующих путь, начало Царства Небесного за счет интересных архитектурных форм. Их брали из разных архитектурных стилей, обогащали, дополняли, создавая конкретный облик Собора. Стили не исчезали механически, а плавно переходили друг в друга. Так, Елизаветинское барокко с шедеврами, созданными Растрелли, постепенно перешло в Петровское. Оно выразилось в строениях Петербурга (архитектурный стиль стал сильно отличаться от традиций Византии).  В Москве в этот период популярным стилем являлось Нарышкинское барокко. Многочисленные элементы декораций внешнего и внутреннего оформления соборов, церквей создавали яркий, интересный образ невидимого, небесного, божественного. Площадь украшений с многоярусными кокошниками, витыми столбиками, карнизами, наличниками, изразцами была большой.

Появление уникальных изразцов на Храме Успения Пресвятой Богородицы связано с работой знаменитого мастера Степана Полубеса. Родом из Белоруссии (Мстиславль) он нашел свою вторую Родину в Заяузье на Гончарной слободе. Недалеко от церкви у него была мастерская по изготовлению изразцов. Это старинное украшение из керамики, выполненное в виде коробки из обожженной глины. Лицевая часть покрывалась росписью, эмалями. На тыльной стороне находились приспособления для крепления изразцов к нужным местам.  В это время на Руси делали разные элементы, но технологии создания ярких многоцветных красок на них не было. Полихромные покрытия за счет оловянных покрытий умели делать мастера (ценинники) из Белоруссии. В эпоху расцвета русского полихромного элемента впервые в изразцовом искусстве появилась раппортная композиция со знаменитым «павлиньим глазом» Полубеса. Это стилизованный цветок граната, похожий на глазок в пере павлина. Орнамент из «павлиньего глаза» стал визитной карточкой мастера.

Примеры изразцов, созданных мастером:

Для Храма Успения (глава придела Тихона Амафунтского) Степан Полубес создал четыре полутораметровых рельефа евангелистов. Они раскрашены желтым, белым, зеленым, коричневым цветом. Такие масштабные произведения больше никто не выполнял.  Его красочные жар птицы, павлины, виноградные кисти, тюльпанцы похожи на чудо в обычной жизни. Предел, трапезную украшают фризы, панно из полихромных изразцов. На южной стороне храма находятся отдельные вставки. Въездные ворота, северная часть строения оформлена изразцами мастера. Фасад церкви украшает редкий список с иконы Афонской Божией Матери.

Элементы украшения Храма:

За нарядными стенами старорусской церкви скрывается уютный внутренний дворик.

Храм Успения Пресвятой Богородицы в Гончарах

Здесь можно отдохнуть и ещё раз полюбоваться небольшой, но очень красивой церковью.

Святыни

Сверкающие купола, колокольный звон вызывают трепет в душе православного человека. Наряд здания, таинственные блики иконостаса, покрытого золотом и необыкновенным видом дверей с цветами, большое количество икон приглашают войти и прикоснуться к Божественному миру, поклониться святыням церкви. Их здесь три: Иконы Божией Матери «Троеручица», «Казанская» и Ковчег-мощевик.

1.Икона Божией Матери «Троеручица»

Основная святыня храма. Чудотворная икона широко почитаема у православных среди многих чудотворных икон Богоматери. Название «Троеручица» и серебряное исполнения третьей руки она получила в знак благодарности за помощь в исцелении.

Молитвы преподобного Дамаскина Иоанна (ему отсекли руку на основании вражеской клеветы) с просьбой вернуть руку для создания творений, прославляющих Богоматерь, были услышаны. Во время сна она явилась к нему и сказала «Ты исцелен, трудись же прилежно этой рукой».

История появления иконы связана с именем Патриарха Никона. Список выполнили в 1716 году и привезли в Собор. Для свободного доступа к иконе сделан специальный список и разместили на наружной западной стене в красивом киоте, украшенным изразцами. К святыне приходят с молитвами, просьбами защиты своих детей. Дни празднования 11 июля, 25 июля.

2.Икона Божией Матери «Казанская»

Покровительница православных христиан Руси, наиболее почитаемая икона с могучей чудотворной силой. С иконы выполнено много списков, ставших достоянием храмов Руси. На всей территории икона чтится, у неё просят помощи, заступничества во время невзгод, болезней с особой молитвой. С иконой благословляют молодоженов, её размещают в детских помещениях. Дни праздников в честь Божией Матери отмечаются 21 июля, 4 ноября.

3.Ковчег-мощевик

Согласно православной вере, мощи святых, прошедших жизненный путь в праведности, мощи нетленны. Они имеют чудотворные свойства, а души святых помогают страждущим. Миллионы христиан возносят молитвы, стремятся припасть к мощам. Во всех храмах существуют мощи, находящиеся под Престолом. Их не выносят для поклонения. Частицы мощей святых, предназначенные для этого, находятся в красивых ковчегах и считаются великими святынями. Изначально останки святых хранили в пещерах монастырей. Позже ковчеги стали изготавливать монахи, достигшие высокого уровня духовности и ставшие уникальными мастерами рукоделия. Первые ковчеги для мощей они выполняли из редких древесных пород. Внешне ковчег выглядел в форме ларца, миниатюрного гроба, креста, иконы. В него помещали мощи одного или многих святых. Сейчас изделие выполняют опытные ювелиры, резчики по дереву, украшая его орнаментами, картинами на библейские сюжеты. Ковчег стал настоящим произведением искусств. Во время освящения епископом ковчег находится под престолом. Почитаемую святыню священнослужитель переносит на голове. В мощевике Храма Успения Пресвятой Богородицы находятся мощи 21 святого. Часть из них не имеет подписей. По традициям Православной церкви в ковчеге хранят элементы, необходимые в ритуальных действиях крещения: сосуды с елеем, миром, кисточки, губки, ножницы. При этом он является одновременным символом ясель и гроба Иисуса Христа. 

В Храме работает Воскресная школа, активно ведётся приходская деятельность. Найти старинное здание просто, доехав на метро до остановки «Таганская». Ежедневно в Храме проходит Литургия в 8 часов утра и 17 вечера. В воскресенье и по праздникам первое богослужение проводится в 9 часов утра. Посетить церковь предлагается самостоятельно и вместе с организованными экскурсиями.