Московская соборная мечеть

Московская соборная мечеть

23 сентября 2015 года стал настоящим праздником для всех мусульман Российской Федерации. Именно в этот день состоялась торжественная церемония открытия самой крупной в нашей стране соборной мечети. Кроме президента Владимира Путина и глав национальных республик России – Татарстана, Чечни, Дагестана и Ингушетии, на церемонии присутствовали иностранные делегации из Турции, Палестины, Иордании, Саудовской Аравии, Ирана, Кувейта и Катара, а также многих других стран, исповедующих ислам.

Адрес местоположения мечети

Московская соборная мечеть находится по адресу: Москва, Выползов переулок, 7. Проезд до станции метро “Проспект мира”, выход в сторону спорткомплекса “Олимпийский”.

Историческая справка о местности нахождения Московской соборной мечети

Московская соборная мечеть находится в Мещанском районе Москвы. Свое название этот московский район получил по Мещанской слободе, располагавшейся в начале нынешнего проспекта Мира и улице Гиляровского (ранее они именовались 1-й и 2-й Мещанскими).

Читайте также:  Собор Казанской иконы Божией Матери

Историческая местность, которая относится к Мещанскому району Москвы, известна с момента основания города. Именно здесь располагались владения боярина Стефана Кучки, у которого остановился князь Юрий Долгорукий.

Кучково поле – пожалуй, самое древнее из названий Москвы. Так называлась местность, расположенная между нынешними Сретенскими воротами и Лубянской площадью.

Самая первая деревянная крепость была возведена Юрием Долгоруким в устье реки Неглинной в 1156 году. Сегодня это одна из границ Мещанского района, проходящая по улице Неглинной. Кроме того, в состав Мещанского района входят такие известные московские улицы как Большая Лубянка, Кузнецкий мост, Неглинная, Сретенка и прочие. Мещанская слобода.

История Мещанской слободы восходит ко второй половине XVII в., когда в результате русско-польской войны в Москве появилось много пленных и насильственно переселенных с захваченных территорий в Россию людей.

После заключения Андрусовского перемирия 1677 г. многие из них возвратились обратно, но некоторые пожелали остаться. В Москве их стали расселять в особой слободе, названной Мещанской, от польского слова mieszczanin, т.е. горожанин.

Читайте также:  Сенатский дворец

Для слободы отвели выгонную городскую землю за Сретенскими воротами Земляного города, а также отрезали часть угодий у соседних Напрудной и Троицкой слобод. До этого здесь располагалось стрельбище для пушечной стрельбы. Земля передавалась мещанам безвозмездно, а за постройки, которые оказались на отведенной земле, они должны были платить прежним владельцам. Наделение землей от казны вело за собой ограничение права распоряжения земельным участком: мещанин мог продать, заложить, обменять только дворовое строение, а землю мог уступить только обитателю Мещанской слободы. (История московских районов, 2005)

Подлинный указ о создании Мещанской слободы утрачен. Сохранилась одна обложка, но во многих документах имеется указание, что слобода была основана в 7179 (1671) г. Вероятно, основание Мещанской слободы было осуществлено между ноябрем 1670 г. и июнем 1671 г. В первые годы своего существования она сначала подчинялась Малороссийскому приказу, затем — Приказу Владимирской четверти, и снова Малороссийскому приказу. С 1676 г. всеми ее делами заведовал Посольский Эксперт В.А. Беркович 5 приказ, во главе которого стоял видный боярин того времени Артамон Матвеев. Позже к ней была присоединена часть Троицкой слободы. В 1684 году слобода имела 692 двора. (Богоявленский, 1930)

Мещанская слобода образовалась тогда, когда слободское устройство московского посада отживало свой век и попытка восстановить это устройство, создавая новую слободу, не удалась. Как иноземная слобода, собравшая в своих пределах лиц разнообразных профессий, Мещанская слобода не специализировалась на определенных занятиях и не могла нести служб определенной профессии.

Однородность состава оказалась невыдержанной с самого начала и нарушалась во все возраставшей прогрессии, инородный и социально чуждый элемент пропинал в слободу, встречая быстро ослабевшее сопротивление. Сосредоточение управления в одном приказе, столь энергично проведенное в первые годы существования слободы, потом проводилось недостаточно последовательно. При таких условиях обособление пришлого, преимущественно белорусского, населения не могло быть соблюдено и мещане, добровольно или недобровольно собранные в Москве в одну слободу, окруженные коренным московским населением, не могли сохранить своей самобытности и скоро растворились в среде многочисленных посадских людей, населявших московские сотни и слободы.

К моменту устройства Мещанской слободы, приписанные к ней выходцы из польских земель, в подавляющем большинстве уже много лет жили в России и успели многое перенять из русской жизни. Поселенные в слободе мещане не замкнулись в своем кругу, а завязали тесные сношения с коренными московскими жителями. (Богоявленский, 1980)

Ассимиляция мещан далеко продвинулась еще до строительства слободы, так как основное ядро обитателей Мещанской слободы перешло в Россию в 50-х годах, т. е. до водворения в слободе уже много лет проживало среди русского населения, главным образом в Москве, где завязало тесные сношения с тяглецами московских черных, дворцовых, конюшенных и других сотен и слобод. Думается, что мещане могли принести с собой в Мещанскую слободу очень немного своих национальных особенностей: может быть, большую предприимчивость в торговле, более развитую технику в ремесле, некоторые особенности дворовых построек, а в общем мещане сделались настоящими москвичами.

Поэтому история Мещанской слободы отражает историю московского посада, а так как по этой слободе сохранился материал в большом количестве, то изучение его поможет изучению истории всего посада. В Москву мещане приехали в то время, когда уже были налажены многие ремесла.

При способности русских ко всякого рода ремеслам, что засвидетельствовано иностранными путешественниками, вообще не склонными к похвалам по адресу русских, некоторые ремесла получили значительное развитие, так что, передавая свои знания и навыки москвичам, мещане сами могли найти многое, чему полезно было бы поучиться.

В лавках Мещанского ряда продавались разнообразные товары. Из представленного списка рядов, где среди торговцев были и мещане, можно усмотреть, что большинство этих рядов было на Красной площади, тут имеются и ряды, которых не могло быть на Красной площади, как, например, Житный, Лесной, Тележный, Охотный и др. Вторая группа торговцев имеет подразделения по характеру продаваемых товаров, причем выделены многочисленные торговцы съестными припасами и напитками. (Богоявленский, 1980)

Мещанская слобода также дала несколько представителей свободных профессий — артистов, живописцев, певцов, принимавших участие в «потехах» царя Алексея Михайловича. Встречается и такая профессия как лекари. Слободы и сотни были территориально податными обособленными единицами, как бы соединением нескольких городов.

Разложение слободского устройства знаменует собой образование одного большого города, в данном случае образование Москвы как единого целого, но пока еще в пределах посадского населения. Практиковался выход из слободы путем выдачи служилой кабалы. Это было запрещено, и мещане, давшие служилые кабалы, возвращались в слободу. Посольский приказ принимал меры, чтобы закрепить мещан за слободой и прекратить случаи выхода в иные слободы.

В 1679 г. мещанин Пантелей Никитин бил челом, чтобы с него не брали в Мещанской слободе поворотные деньги ввиду того, что оп продал в Мещанской слободе свой двор и нанял себе двор за Москвой-рекой. Приказ обязал просителя дать поручную запись в том, «что ему купить себе другой двор в Мещанской слободе, а из слободы никуда не выходить и за Москвой-рекой только торговым промыслом промышлять, а вовсе там не жить». С мещанского сына Анисима Федорова, который жил в Огородной слободе в работниках, была взята поручная запись, что он, отжив урочные годы, не уйдет в иную слободу, кроме Мещанской, и не запишется на какую-либо службу.

В XVII веке в Мещанской слободе были построены две церкви — Адриана и Натальи, Филиппа-митрополита, и, наконец, после присоединения к Мещанской слободе Троицкой часть мещанских дворов оказалась в приходе старой церкви преподобного Сергия.

Начало сооружения деревянной церкви Адриана и Натальи относится к 1672 г. и осуществлялось на мирские пожертвования, и, кроме того, по памяти из Посольского приказа было выдано из Большой таможни 102 руб., взысканные с мещан в качестве торговых пошлин. В феврале 1674 г. воры, взломав двери, обокрали церковь и унесли цепных предметов более чем на 160 руб. Перечисление похищенного показывает, что мещане собрали в своей церкви немало драгоценных вещей. (История московских районов, 2005)

Во время большого пожара осенью 1688 г. сгорела деревянная церковь Адриана и Натальи, и мещане на собранные деньги построили каменную, которую называли также церковью Петра и Павла. По челобитью прихожан, великие государи велели «в ту новопостроенную церковь к дверям и к окнам на затворы дать двести досок железа из того, которое собрано с кровли государственного Посольского приказа и положено на Посольском дворе в амбары».

Когда церковь погорела, управлявший слободой стольник Жадовский захватил часть церковной земли и поставил там съезжую избу и вместе с тем этой избой загородил переулок. По мирскому челобитью, съезжая изба была перенесена на старое место около Земляного вала. Придел Адриана и Наталии вновь освящен после реконструкции 3 декабря 1850 года. В 1881–1882 годах пристроены ризница и библиотека. Церковь была разрушена в 1936 году, а храмовая икона свв. Адриана и Наталии перенесена в никогда не закрывавшуюся и ныне действующую церковь Знамения в Переяславской слободе, где помещена на южной стене трапезной. (Мусорина, 2011)

Занятые своими заботами, жители Мещанской слободы не принимали участия в московских волнениях, сопровождавших борьбу царевны Софьи за трон. После окончания волнений 1682 года слободе была дана царская жалованная грамота: «А вы, будучи на Москве, нам служите верно и никаким прелестным и смутным словам не верите и к ним не приставаете и во всем показуете нам свою службу и верность и обычное повиновение и всякое послушание. И мы вас, Новомещанские слободы жителей, старосту и всех мещан за вашу верную службу жалуем и милостиво похваляем». (Муравьев, 2012)

После подавления Стрелецкого мятежа 1698 года были расформированы стрелецкие слободы, а затем упразднено и деление города на слободы, поскольку все его территории были подчинены единому городскому управлению. В Мещанской слободе самоуправление ликвидировалось в 1701 году; последним — 29-м — выборным старостой был Афанасий Гринцов. В годы царствования Петра I Мещанская слобода утратила свой ремесленно-слободской характер.

Открытая в 1701 году в Сухаревой башне Навигацкая школа сделала район культурно-учебным центром Москвы. Одетые в мундиры ученики школы, жившие в самой башне и в окрестных домах, влившись в уличную слободскую толпу, изменили ее общий облик. Частые посещения школы царем придавали району, как говорят теперь, особую престижность. В нем появились дворянские дома, здесь поселился один из ближайших сподвижников царя граф Я. В. Брюс.

В 1706 году Петр распорядился устроить на Мещанской „аптекарский огород“, ставший первым московским Ботаническим садом. И неизвестно, как бы сложилась судьба Мещанской слободы, если бы не появился Петербург. (Муравьев, 2012)

Троицкая слобода. По соседству с селом Напрудным в XVII в. располагалась Троицкая слобода, принадлежавшая Троице-Сергиеву монастырю, крупнейшему из русских обителей. Ныне о ней напоминают названия Троицких улицы и двух переулков. Слобода разместилась здесь неслучайно — именно тут к Москве подходила Троицкая дорога, которая получила свое название от Троице-Сергиева монастыря и вела из первопрестольной к этой обители. В слободе имелась приходская Троицкая церковь (2-й Троицкий пер., 10), которая была построена около 1632 г. В 1689 г. ее деревянное здание сгорело и было перестроено в камне на рубеже XVII— XVIII вв. (История московских районов, 2005)

Слобода была одной из самых больших в Москве: в 1631 г. здесь, в селе Новотроицком, как тогда именовалась слобода, значилось 106 дворов. Из описания 1646 г. становится известным, что «Живоначальныя Троицы Сергиева монастыря вотчинная Троицкая слобода, под Москвою, м Земляным городом» располагалась по обе стороны реки Неглиннои.

Помимо пяти дворов причта здесь отмечены «129 дворов безпашенных бобылей, а кормятся на Москве работою». В начале VIII в. слобода вошла в городскую черту, и в дальнейшем ее история является составной частью московской. Сухарева башня. Все четыре Мещанские улицы выходили на Сухареву площадь, где находилась главная достопримечательность Мещанской слободы – Сухарева башня, служившая первоначально воротами Земляного города. Сухарева башня хранила память о когда-то располагавшемся здесь стрелецком полку стольника и полковника Лаврентия Сухарева. Первоначально это была деревянная Сретенская башня постройки 1591–1592 годов, бывшая частью крепости так называемого Скородома, или Деревянного города. У деревянной башни Сретенских ворот Земляного города в 1613 году москвичи встречали избранного на царство Михаила Феодоровича Романова.

Крепость сгорела в 1611 году и вместо нее в конце 1630-х годов насыпали земляной вал, на котором устроили деревянную ограду с проездными башнями в ней. Во времена обострения отношений Петра I с правительницей Софьей, узнав о стрелецком заговоре, он спешно покинул Преображенское и уехал в Троице-Сергиев монастырь. Туда к нему пришли потешные полки, а из стрелецких первым встал на его сторону полк Лаврентия Сухарева.

В 1692–1695 годах император Петр I вместо деревянной башни при выезде с Сретенки на Троицкую дорогу построил каменные 2-этажные палаты со сквозным проездом под ними и трехъярусной башней. (Мусорина, 2011)

В 1692–1695 годах Петр I построил на главной дороге из Западной Европы в Москву, от Белого моря, именно в Сретенских воротах Земляного города, каменные ворота – двухэтажные палаты с трехъярусной башней над ними. В середине первого этажа палат были ворота, запиравшиеся ночью на железные засовы. Строил башню, вероятно, М. Чеглоков при непосредственном участии самого Петра. Надпись на двух мраморных досках над воротами гласила: «Повелением благочестивейших, тишайших, самодержавнейших государей, царей и великих князей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича, всея великия и малыя и белыя России самодержцев, по Стрелецкому приказу при сиденье в том приказе Ивана Борисовича Троекурова.

Следующая летопись об основании этого памятника была высечена на двух каменных досках, вставленных над воротами с южной стороны: «Построены во втором стрелецком полку по Земляному городу Сретенские ворота, а над теми вороты палаты и шатер с часами, а подле ворот по обе стороны караульные малые палаты, да Казенный амбар, а позадь ворот к Новой Мещанской слободе часовня с кельями к Николаевскому монастырю, что на Перерве, а начато то строение строить в лето 7200, а совершено 7203, а в то время будущего у того полку стольника и полковника Лаврентия Панкратиева сына Сухарева».

Стрелецкий полк, несший на башне сторожевую службу назывался по имени полковника Сухаревым полком, а Эксперт В.А. Беркович 10 место его стоянки – Сухарево, как другие стрелецкие полки и места стоянок у Земляного вала носили названия по именам их полковников Зубово, Левшино. Естественно, что и Сретенские ворота Земляного города, построенные Петром в виде каменной башни, стали называть Сухаревой башней». (Сытин, 1950)

В благодарность Сухареву за верность Петр повелел поместить на башне памятную таблицу с надписью о том, что здесь размещался полк стрелецкого полковника Лаврентия Сухарева. Жители Мещанской слободы полюбили Сухареву башню, ее называли невестой Ивана Великого и сестрой Меньшиковой башни. Вокруг башни шумел Сухаревский торг – рынок-базар. В обширных помещениях башни Петр разместил математическую и навигатскую школу, в 1715 году переведенную в Северную столицу; затем сюда перевели Адмиралтейскую контору, просуществовавшую здесь до 1806 года. При Петре в башне помещалась астрономическая обсерватория, здесь хранились научные инструменты, ценная библиотека. В нижнем этаже находился большой медный глобус, привезенный еще царю Алексею Михайловичу из Голландии.

В башне, столб которой поднимался над уровнем реки Москвы на 100 метров, работала под руководством Я. В. Брюса астрономическая обсерватория. В 1706 году в ней впервые в России научно наблюдалось солнечное затмение. Петровского сподвижника Брюса в народе почитали за чернокнижника и колдуна, а его астрономические и алхимические опыты в здании Сухаревой башни называли бесовским волхвованием.

В 1828 году, пользуясь необыкновенной крепостью кладки, в башне устроили два чугунных резервуара Мытищинского водопровода; до 1893 года она служила водонапорной башней, дававшей воду в городские фонтаны. Достойное употребление ей придумали в советское время. В 1925 году башню приспособили под Коммунальный музей. Несколько слобод района располагалось в пределах Белого города. (Мусорина, 2011)

Мещанская улица. В прошлом из существовавших 4-х номерных Мещанских улиц три получили собственные названия. Главная улица бывшей слободы, 1-я Мещанская, в 1957 году в связи с проходившим тогда в Москве Всемирным фестивалем молодежи была переименована в проспект Мира (после 1917 года она короткое время называлась 1-й Гражданской); 2-я Мещанская в 1966 году стала улицей Гиляровского, 3-я – в 1962 году – улицей Щепкина, а 4-я сохранила свое имя, превратившись в 1966 году просто в Мещанскую улицу. (Москва: энциклопедия, 1997)

На левой стороне улицы можно обратить внимание на здание под № 15, в центре фасада которого круглый фронтон, где когда-то находилось изображение креста и благословляющей руки. Это – “богадельня имени Козьмы Терентьевича Солдатенкова, в память 19 февраля 1861 года”, выстроенная архитектором Г. П. Пономаревым в 1867 году. (Романюк, 1998)

На пересечении Мещанской улицы и Лаврского переулка находится мемориальный Дом-музей В.М. Васнецова, построенный в 1893—1894 годах по его рисункам архитектором В. Н. Башкировым (по другим указаниям М.В. Приемышевым). С 1953 года в нём находится музей, посвящённый творчеству художника В. М. Васнецова, проживавшего в нём вплоть до смерти (с 1894 по 1926 годы).

Дом построен в 1894 году по эскизам и рисункам самого художника. Он представляет собой сооружение с бревенчатой пристройкой-теремом, украшенной крышей-бочкой. Окна декорированы лепными наличниками-кокошниками и колонками-дыньками. Интерьеры дома В.М. Васнецова характерны для московских домов второй половины XIX века. На первом этаже располагаются личные комнаты членов семьи, столовая и гостиная. Мебель для столовой и гостиной выполнена на заказ по рисункам В.М. Васнецова, в абрамцевких и строгановских столярно-резчицких мастерских, а также его братом А.М. Васнецовым в Вятке.

Знаменитые васнецовские “среды” собирали в гостиной дома московскую художественную интеллигенцию. Их участниками были И.Е. Репин, В.А. Серов, В.Д. Поленов, В.И. Суриков, Ф.И. Шаляпин, семьи меценатов Третьяковых и Мамонтовых.

В конце XVIII века на самом углу Мещанской и Старой Божедомки (улицы Дурова) находилось владение купца Н. И. Медведкова с большим садом и прудом, а рядом по Мещанской – владение коллежского советника, известного тогда юриста и профессора Московского университета З.А. Горюшкина, которого называли “законоискусником”.

Интересна судьба этого профессора, вышедшего из самых низов. Он еще почти ребенком начал служить в канцелярии, а потом в Сыскном приказе. После долгих лет хождения на службу мог надеяться на маленькую пенсию, но так велика была жажда выбиться в люди, что уже взрослым, женатым он продолжал учиться. И в конце концов Горюшкин стал таким знатоком законов, что его пригласили преподавать в Московский университет. “Он был оракулом для многих; к нему прибегали за советами в затруднительных случаях и запутанных делах вельможи, сенаторы и профессоры”, – вспоминал современник. Дома у Горюшкина был заведен небольшой театр, он собрал ценную коллекцию древних документов, которыми пользовался Карамзин при написании “Истории Государства Российского”. (Романюк, 1998)

После 1812 года владения и Горюшкина, и Медведкова разделились на несколько мелких участков. На одном из них теперь находится дом (№ 26/21) в стиле модерн, построенный в 1905 году (архитектор Д. Топарев) и занятый посольством африканского государства Буркино-Фасо.

Выползов переулок. О Выползовом переулке (Выползовой улице) известно с 1703 года, однако точных сведений о происхождении его нет. Предположительно, название закрепилось либо по фамилии одного из домовладельцев, либо по названию былого поселения. Деревня Выползово показана на «Плане местности между реками Химкой и Лихоборкой по Тверской дороге» XVII века. Название, как предполагают исследователи аналогичных топонимов в других городах, может указывать на сравнительно протяжённое тупиковое ответвление улицы. Переулок также указывался в 1793 году как Полозовский, что может быть связано с фамилией домовладельца середины XVIII века копииста герольдмейстерской конторы Григория Андреевича Полозова. (Миллер, 1938)

Выползов переулок начинается от улицы Дурова и идет на север вплоть до спортивного комплекса «Олимпийский». Слева по переулку находится Московская мечеть (д. 7), построенная в 1904 году. (Гаврилов, 2007)

История создания Московской соборной мечети

Начиная с 1894 года, мусульманская община неоднократно обращалась к московским властям с просьбой разрешить построить в городе вторую мечеть. Но неизменно получала отказ.

В 1902 году московский мещанин С. Бакиров и касимовский купец Х. Акбулатов подали заверенное Оренбургским магометанским духовным собранием прошение о передаче принадлежащих им земель на участке Мещанской части по Выползовому переулку “для постройки на этом участке второй магометанской мечети”.

В декабре 1903 года московские власти во главе с генерал-губернатором Москвы великим князем Сергеем Александровичем проект одобрили. Финансирование строительства мечети полностью взял на себя купец Салех Юсупович Ерзин (после революции он потерял все, что нажил, но эмигрировать не захотел, поэтому работал сторожем в Театре им. Вахтангова на Арбате). В журнале “Зодчий” (№32 за 1904 г.) в разделе “информация” появилась справка: “Магометанская община в Москве приступила к сооружению второй мечети, приобретя за 35000 руб. участок земли. Проект выполнил архитектор Николай Алексеевич Жуков в Византийском стиле с хорами на 2000 молящихся”. Сроки, за которые была воздвигнута мечеть, поразили всех — огромное здание Соборной мечети построили за пять месяцев. И 27 ноября 1904 года первый имам новой мечети Бадриддин хазрат Алимов обратился к властям с просьбой разрешить начать в мечети богослужение.

В годы репрессий — закрывались мечети, имамы подвергались гонениям, уничтожалась религиозная литература. Несколько имамов Соборной мечети тоже были репрессированы. Но это была одна из немногих мечетей страны, избежавших закрытия в годы Советской власти. Чем это можно объяснить? Несмотря на жесткую позицию по отношению к религии, коммунистическая партия и Советское государство учитывали, что мусульмане, глубоко преданные своей религии, составляют значительную часть населения страны. В первые годы революции игнорирование данного факта привело к резкому противостоянию мусульман Советской власти. Ставя на первое место политические интересы, власти пошли на значительные уступки мусульманам. Выражалось это не только в сохранении определенного количества мечетей (около 100 до 50-х гг. и около 300 по всей стране к концу 80-х гг.), в том числе и Московской Соборной. Например, если собственность других религиозных организаций была национализирована сразу после октябрьской революции, то принадлежавшие мусульманским организациям пахотные земли, торговые заведения, дороги и т.д. были ликвидированы только через десять лет.

Состав прихожан мечети в годы войны изменился — больше стало женщин, детей и стариков, а со временем появились инвалиды, вернувшиеся с фронтов. Несмотря на трудности, мусульмане находили возможность помогать другим. В общине проводился сбор одежды и продуктов для фронта, поддерживались семьи, кормильцы которых воевали или погибли.

Мусульмане Москвы особенно гордились своим заметным вкладом в строительство танковой колонны. За это мусульманам столицы была адресована правительственная телеграмма: “Благодарю за заботу о бронетанковых силах Красной Армии. Примите мой привет и благодарность Красной Армии. И. Сталин”.

На пике установления нормальных рабочих отношений между властями и исламскими общинами в середине 1940-х гг., что было связано с активной прогосударственной позицией мусульманских религиозных деятелей во главе с муфтием ЦДУМ А. Расулевым в годы войны, были созданы муфтияты в Ташкенте, Баку и Буйнакске. Более того, к началу 1946 г. Совет по делам религиозных культов поддержал проект «создания единого административно-консультативного религиозного центра мусульман СССР с местопребыванием его в Москве», с которым выступили руководители новосозданных муфтиятов – Среднеазиатского духовного управления мусульман (САДУМ), ДУМ Закавказья и ДУМ Северного Кавказа.

Таким образом, произошло изменение государственной политики в отношении религии и частичная нормализация отношений властей к мусульманам Москвы. Соборная мечеть в годы войны стабильно действовала и собирала по пятницам по 900–1200 человек, а в праздничные дни – до 5–6 тыс. верующих. Стабильное положение сохранялось и в первые послевоенные годы. В 1946–1947 гг. число прихожан мечети по пятницам составляло более 1 тыс. человек, по праздникам – около 13 тыс. (10 тыс. мужчин и около 2–3 тыс. женщин) – рабочих, служащих, работников торговых сетей, а также и группу молодых прихожан.

В 1949 г. было образовано Религиозное общество мусульман (РОМ) г. Москвы, которое сразу же заключило договор с властями о бессрочном и бесплатном пользовании зданием мечети.

К началу 1950-х гг. благожелательное отношение властей вновь сменилось на идеологический и политико-административный диктат. В те годы отчетливо проявилось негласное противостояние двух тенденций в советской политике – идеологической и прагматической. Прагматические подходы во внешней политике, возобладавшие после смерти Сталина, оказывались все сильнее идеологических догм. Это обстоятельство впоследствии обеспечило выживание московской мусульманской общины и Соборной мечети Москвы как религиозного и социального института в условиях хрущевской антирелигиозной кампании конца 1950-х – начала1960-х гг.

Со второй половины 1950-х гг. огромную роль приобрела международная деятельность Соборной мечети Москвы. Начало работы имам-хатыбом Камаритдина Салихова (1956 г.) совпало с визитами в Москву глав мусульманских государств: шахиншаха Ирана Реза-шаха Пехлеви, президента Индонезии А. Сукарно, президента Сирии Ш. Куатли, наследного принца Йемена Мухаммада аль-Бадра, которые в том числе посещали для богослужения Соборную мечеть. Об интенсивности международных встреч конца 1950-х – начала 1960-х гг. может свидетельствовать то, что только в 1961 г. Московскую Соборную мечеть посетили представители Йемена, Индонезии, Ливии, делегаты Всемирного форума молодежи из Цейлона, Индонезии, Ямайки, Китая. Нередко в один день мечеть посещало несколько делегаций.

В те годы РОМ г. Москвы неоднократно ставило перед властями вопрос о передаче в пользование прихода одного из трех домов-флигелей, находящихся во дворе мечети и возведенных на средства мусульман еще в дореволюционный период (ныне на их месте административное здание муфтията). Общество намеревалось переоборудовать возвращенный дом под служебные и представительские функции. Пытаясь поддержать реноме Советского государства в глазах многочисленных иностранных гостей из дружественных стран Востока, отдельные чиновники-прагматики поддержали этот запрос, и в августе 1958 г. Обществу было разрешено построить на старом фундаменте новое кирпичное здание площадью в 250 кв. м.

Несмотря на идеологический диктат, РОМ удалось упрочить положение мечети, которая получила статус центра мухтасибата Духовного управления мусульман европейской части СССР и Сибири (ДУМЕС) по Московской и Горьковской областям, Чувашской и Мордовской АССР. Чиновники-прагматики проявляли повышенный интерес в привлечении имамов Соборной мечети к работе по укреплению международных связей СССР. В этих условиях административно-идеологический диктат государства в отношении мечети стал неизбежно ослабевать, хотя властные структуры, которые отвечали за идеологию, были крайне враждебно настроены по отношению к столичным мусульманам.

В конце 1970-х гг., накануне московской Олимпиады-80, вместе с председателем «двадцатки» мечети Абдулкадыром Валитовым имам-хатыб Ахметзян Мустафин спас здание Московской Соборной мечети, которое власти намеревались снести в связи со строительством олимпийского спортивного комплекса. Согласно планам реконструкции города, в 1979 г. Московская соборная мечеть – единственная в Центральной России, должна была быть снесена как мешающая строительству спорткомплекса «Олимпийский».  Кроме того, идеологическое наполнение Олимпиады-80 не допускало наличия мусульманской мечети бок о бок с объектом международного значения в стране победившего социализма. Она была даже исключена из планов города и не отмечалась на картах до 1985–1987 гг. Мобилизовав мусульманский дипломатический корпус и пожилых мусульман – ветеранов войны и труда, духовенство отстояло мечеть.

Московская Соборная мечеть оставалась центром притяжения для всех мусульман города независимо от их национальности. Стоит учитывать, что в 1970-е гг. среди прихожан мечети было большое количество студентов московских вузов, прибывших на учебу в СССР из стран мусульманского мира. Однако в целом мечеть имела особое, не только культовое, но и институциональное значение для татарской общины города. Как и у всех мусульман, у московских татар этническая и конфессиональная идентичность были взаимосвязаны, и татарское самосознание одновременно означало принадлежность к мусульманской религии. В значительной мере именно Московская Соборная мечеть способствовала сохранению этнического самосознания у татар столицы. К примеру, торжественные проповеди имамов Ахметзяна Мустафина и Ризаутдина Басырова в Московской Соборной мечети были для прихожан образцами владения татарским языком. Во дворе мечети в Выползовом переулке звучала татарская речь, здесь встречались земляки и знакомые.

В последние годы жизни Р. Басыров содействовал возрождению религиозной жизни мусульман Москвы. В 1987 г. он, самый уважаемый из имамов Москвы, представил прихожанам Московской соборной мечети нового предстоятеля – Равиля Гайнутдина. Назначение молодого выпускника Бухарского медресе «Мир-и-Араб» новым имам-хатыбом совпало с качественно новым этапом в жизни Соборной мечети Москвы и всей мусульманской уммы страны, что было связано с изменением всей общественно-политической обстановки.

Для восстановления попранных позиций религиозного образования уже в первый сезон своей работы, в октябре 1987 г., Р. Гайнутдин открыл для всех желающих – от школьников до докторов наук – медресе по обучению основам ислама при Соборной мечети. Он же стал главным преподавателем, взяв на себя ключевой идеологический и богословский курс по основам ислама.  Многие московские мусульмане первые сведения о своей религии почерпнули именно там.

Московской соборной мечети суждено было стать стартовой площадкой для множества необходимых российской умме начинаний и инициатив в области образования, просвещения, воспитания подрастающего поколения, книгоиздания, государственно-конфессионального взаимодействия, организации религиозной жизни и консолидации мусульманских общин.

В 1994 г. по инициативе Р. Гайнутдина был учрежден Московский высший духовный исламский колледж для подготовки специалистов по исламу на регулярной основе, а в 1995 г. – Московский исламский университет, перерегистрированный в 2012 г. в качестве аккредитованного теологического вуза – Московского исламского института.

Как по статусу (являясь главной мечетью столицы), так и по масштабу выполняемых задач, за считанные годы Московская Соборная мечеть была признана главным мусульманским храмом Российской Федерации.

С новейшей эпохой связано возникновение на базе Соборной мечети значимых в жизни российских мусульман религиозных организаций, поскольку именно эта мечеть исполняла роль координатора и главного центра мусульманских общин, официальных и нелегальных, на огромных пространствах Центральной России.

В 1994 г. на учредительном съезде мусульманских религиозных объединений и общин Европейской части России Р. Гайнутдин был избран муфтием – председателем Духовного управления мусульман Центрально-Европейского региона России. В 1998 г. оно было переименовано в Духовное управление мусульман Европейской части России, а в 2014 г. перерегистрировано Министерством юстиции РФ в качестве Духовного управления мусульман Российской Федерации (ДУМ РФ).

В 1996 г. в условиях административного кризиса и хаоса в среде российских религиозных мусульманских учреждений по инициативе муфтия Р. Гайнутдина был учрежден Совет муфтиев России (СМР), в который в качестве сопредседателей входят руководители крупнейших Духовных управлений мусульман страны. За короткий период ДУМ РФ и СМР стали авторитетными органами, представляющими интересы мусульман страны.

Создание нового комплекса Московской соборной мечети

В 2005 году Духовное управление мусульман Российской Федерации (ДУМ РФ) инициировало крупномасштабную реконструкцию мечети. 7 сентября того же года Равиль Гайнутдин заявил, что здание 1904 года не будет снесено, а будет реконструировано.

Вскоре произошла закладка первого камня в основание нового комплекса Соборной мечети. План реконструкции был поддержан правительством Москвы.

Автором проекта выступил архитектор Ильяс Тажиев. Главным художником мечети стал член-корреспондент Российской академии художеств Фиринат Халиков.

Финансирование проектирования и строительства было возложено на ДУМ РФ.  Спонсировали реконструкцию предприниматель Сулейман Керимов, правительства Турции и Казахстана.

30 июня 2008 года президиум Историко-культурного экспертного совета при Москомнаследии решил причислить мечеть к объектам культурного наследия. Однако в 2009-м это решение отменили, а мечеть запланировали разобрать. Причиной отмены решения называлась неточная ориентация мечети на Мекку. Централизованные исламские организации России выразили несогласие с планами разбора мечети. Под открытым письмом мэру Москвы Сергею Собянину поставили подписи глава Центрального духовного управления мусульман (ЦДУМ) России муфтий Талгат Таджуддин, первый зампред ЦДУМ, муфтий Москвы и Центрального региона России Альбир Крганов, председатель Исламского объединенного центра мусульманских организаций России Шавкат Авясов, лидеры Российской ассоциации исламского согласия. Среди несогласных со сносом здания был также Ильяс Тажиев.

В апреле 2010 года авторы проекта реконструкции и строительства Московской соборной мечети архитекторы Ильяс Тажиев и Алексей Колентеев обратились за адвокатской помощью в связи с нарушением договора заказчиком, инвестором и пользователем данного объекта ДУМ РФ.

11 сентября 2011 года старое здание мечети было снесено. В Совете муфтиев России заявили, что причиной поспешного сноса старого здания стало разрушение одной из стен.

Открытие перестроенной мечети состоялось 23 сентября 2015 года. На церемонии присутствовали президенты России Владимир Путин, Турции Реджеп Эрдоган, Палестины Махмуд Аббас, а также делегации из Азербайджана, Иордании, Ирана, Казахстана, Катара, Кувейта, Кыргызстана, Саудовской Аравии, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана, главы российских мусульманских регионов Рустам Минниханов, Рамзан Кадыров, Рамазан Абдулатипов, Юнус-бек Евкуров, представители христианских религиозных организаций — митрополит Иларион, католический архиепископ Паоло Пецци, глава евангелистов Сергей Ряховский.

В память о торжественном событии на мечети установлена мемориальная доска.

Московская соборная мечеть в наши дни

Новая мечеть представляет собой шестиэтажное основное здание в византийском стиле с несколькими разноразмерными минаретами, башенками и куполами. Высота покрытого сусальным золотом главного купола составляет 46 метров, диаметр — 27 метров.

Два главных минарета имеют высоту по 78 метров, что делает мечеть самой высокой в России. Их форма символизирует многовековую дружбу российских народов: минареты похожи одновременно и на башни Московского Кремля, и на башню Сююмбике Казанского Кремля.

Малый минарет расположен над исторической частью комплекса, его венчает полумесяц, сохранившийся от старого здания. Крыша и башенки окрашены в голубовато-зелёный цвет, как и у первой Московской мечети. На золочение купола и минаретов было использовано 12 килограммов сусального золота — таким образом проектировщики сделали отсылку к образу Москвы златоглавой.

Общая площадь сооружения — 18 900 м². До реконструкции площадь мечети равнялась 964 м². Вместимость может достигать 10 000 молящихся.

Для богослужения предназначены три из шести этажей. Главный молельный зал находится на третьем этаже. Малый молельный зал, расположенный в левом крыле, повторяет облик старой мечети. Женский молельный зал находится на самом верхнем уровне и имеет отдельный вход.

Первый этаж отдан под технические помещения, там же расположены зал для омовения и гардероб, на втором этаже находится конференц-зал с кабинами для синхронного перевода и Музей ислама. В здании установлены семь лифтов, что делает мечеть доступной для людей с ограниченными возможностями, на этажах находятся экраны для видеотрансляции молитв.

В основание мечети для укрепления конструкций была вбита 131 свая, поскольку рядом находится метро и под зданием протекает подземная река Напрудная. Стены старой мечети были разобраны и сложены заново из современных материалов, таким образом старое здание было вписано в новый комплекс.

Для отделки здания использовался канадский мрамор, способный выдержать перепады температур. Во внутреннем оформлении мечети использованы традиционные татарские орнаменты. Стены, потолки и купол изнутри расписаны аятами из Корана.

Правительство Турции передало в дар парадные резные двери, люстру для главного зала и молельные коврики. Турецкие мастера участвовали в росписи стен мечети. Для освещения использовано около 320 различных настенных и потолочных светильников. В центральном зале под куполом находится полуторатонная хрустальная люстра, также подаренная правительством Турции.

В мечети проводятся индивидуальные и групповые экскурсии.

Ежедневно в мечети проходит традиционная для Ислама религиозная служба. Больше всего верующих собирается на пятничные намазы. Когда настает время намаза для Москвы, мусульмане вместе читают молитвы. Посетители могут пообщаться с имамом, обсудить с ним любой тревожащий их вопрос.

Советы посетителям

Побывать в мечети может каждый – для этого не обязательно быть мусульманином. В Московской Соборной мечети каждый желающий может ознакомиться с устоями ислама, узнать много интересного об этой религии.

При посещении Московской Соборной Мечети следует соблюдать следующие правила:

  • запрещается проведение экскурсий лицами, не являющимися экскурсоводами Московской Соборной мечети;
  • не разрешено производить фото, видео, аудио съемку экскурсовода;
  • не допускается производить фото, видео, аудио съемку прихожан;
  • нельзя громко говорить на территории и в самой мечети;
  • внешний вид мужчин и женщин должен соответствовать правилам посещения мечет
  • запрещено заходить за ограждения внутри мечети;
  • категорический не допускается нахождение в обуви внутри мечети;
  • посещение мечети группой более 10 человек должно быть согласовано заранее

Источники:

dumrf.ru

mihrab.ru

Гаврилов Ю.А., Шевченко А.Г. Московская соборная мечеть. История становления // Россия реформирующаяся. Ежегодник / Отв. Ред. М.К. Горшков. – Вып.6. – М.: Институт социологии РАН, 2007. С. 398-405.

Хайретдинов Д.З. МОСКОВСКАЯ СОБОРНАЯ МЕЧЕТЬ: ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ. Ислам в современном мире. 2015;11(3):17-32

Вопросы и ответы о Москве. Задайте свой вопрос в интересующей рубрике!