Музей современного искусства на Петровке в декабре 2019 года отметил свой двадцатилетний юбилей. Вполне подходящий «возраст» для культурного заведения, шагающего в ногу со временем.

Однако «современная живопись» как художественное направление в искусстве России имеет более почтенный возраст: ей более ста лет.

Достаточно вспомнить 1915 год, когда Казимир Малевич предложил публике сыграть в интеллектуальную игру, представив на обозрение «Черный супрематический квадрат». Или выставку художников-авангардистов под названием «Бубновый валет», где москвичи впервые увидели работы Петра Кончаловского и Ильи Машкова.

Как бы там ни было, сегодня Музей современного искусства в Москве – первый в России государственный музей, который представляет произведения художников-авангардистов XX и XXI столетий.

В экспозициях музея представлены экстравагантные и скандальные образцы всех «измов» в живописи: экспрессионизма, кубизма, сюрреализма, примитивизма, концептуализма и прочих. И, конечно же, произведения актуального искусства: инсталляции, перфомансы, работы в стиле реди-мейда, опт-арта, хэппинга.

Добро пожаловать в иррациональный мир постмодернизма, где художественный образ способен принимать любые формы, воплощая творческую идею его создателя. Путешествуя по залам музея, не нужно спрашивать себя, что изображает полотно либо инсталляция. Смысл современного искусства заключается в ином: что передает художественное произведение? Какой посыл зрителю закодировал художник в своем творении? А нам остается лишь одно: откликнуться на него эмоционально, всем сердцем и глубинами подсознания.

История создания музея

Идея создания большого музея современного искусства принадлежит Зурабу Церетели, живописцу и скульптору с мировым именем, президенту Российской Академии художеств. Музей принял первых посетителей 15 декабря 1999 года. Основу музейного фонда составила личная коллекция Зураба Церетели, состоящая из 2000 работ художников XX века. В нее вошли произведения русских авангардистов: Казимира Малевича, Марка Шагала, Василия Кандинского, Нико Пиросмани.

Открытие нового музея – это не только мечта Зураба Церетели, ставшая явью, но и новый период в истории музейного дела в России. Ведь 90-ые годы прошлого столетия совпали с периодом формирования интернационального арт-пространства, бурным развитием «contemporary art» (актуального искусства) и мобильности художников. Концепция музея современного искусства заключается в коллекционировании и экспонировании арт-объектов российских и зарубежных авторов XX – XXI веков. Кроме этого, в музее проходят новые тематические выставки: до 70 в год.

Музей объединяет в себе несколько культурных площадок Москвы:

Собственно Музей современного искусства на улице Петровке, д.25

Здание в Ермолаевском переулке, д.17 – образовательный центр музея

Художественную галерею на Тверском бульваре, д.9

Выставочный зал в Российской академии художеств на Гоголевском бульваре, д.10

Московский музей современного искусства

Музей-мастерскую Зураба Церетели на Большой Грузинской улице, д.15

Музей-мастерская Зураба Церетели на Большой Грузинской улице

Выставочную площадку музея современной скульптуры Вадима Сидура на улице Новогиреевской, д. 37А.

Выставочная площадка музея современной скульптуры Вадима Сидура

Для молодых художников при музее открыта школа современного искусства «Свободные мастерские», работает художественная библиотека и научно-исследовательская лаборатория. Школьники постигают премудрости рисования в изостудии «Фантазия». С новинками и секретами современной живописи можно познакомиться на страницах журнала «Диалог искусства» – еще одного детища музея. А в книжном магазине всегда можно купить печатные издания о живописи, графике и скульптуре.

Сегодня жизнью музея руководит внук Зураба Церетели – Василий Церетели.

Что посмотреть в музее

12 000 работ современных авторов демонстрируется в залах музея. Любители зарубежного искусства могут посмотреть полотна Анри Руссо и Франсуазы Жило, скульптуры Сальвадора Дали и Армана Помодоро, графику Пабло Пикассо, Хуана Миро и Джорджо де Кирико, инсталляции Юкинори Янага. Основная часть коллекции – работы русских художников-авангардистов, возвращенные из-за рубежа на родину. Среди них картины Казимира Малевича, Натальи Гончаровой, Михаила Ларионова, Аристарха Лентулова, Марка Шагала, Павла Филонова, Владимира Татлина, Василия Кандинского; скульптуры Осипа Цадкина и Александра Архипенко.

В отдельном зале представлены работы Нико Пиросмани, известного далеко за пределами Грузии художника-примитивиста.

Отдельная экспозиция посвящена творчеству российских художников-нонконформистов, работавших в 1960 – 1980 годах: Ильи Кабакова, Виталия Комара, Александра Меламида, Владимира Яковлева, Оскара Рабина, Владимира Немухина и других.

В залах актуального искусства – работы наших современников: Бориса Орлова, Валерия Кошлякова, Олега Кулика, Дмитрия Пирогова, Виктора Пивоварова и других художников.

В музее есть выставочный зал с мягким полом. Чтобы разглядеть экспонаты, представленные в комнате, нужно направить на пол фонарик мобильного телефона – и чудо произойдет. У посетителей пользуются популярностью залы, в которых выставлены инсталляции из бытовых и промышленных предметов, различных материалов и готовых объектов.

Музейный дворик

Экспозиции главных залов продолжаются во дворе музея, где установлены бронзовые скульптуры Зураба Церетели. Кого здесь только нет: киногерои «Мимино» соседствуют с жителями провинциального грузинского городка, памятник Владимиру Высоцкому – с героями Сервантеса Дон Кихотом и Санчо Панса, а в стеклянном павильоне можно рассмотреть фрагмент витой лестницы с Эйфелевой башни Парижа. До 2010 года в музейном дворике стоял памятник Юрию Лужкову-дворнику с метлой и фонарем в руках, но после отставки мэра он исчез в неизвестном направлении.

Здание музея

Произведения актуального искусства, представленные в музее, словно вступают в полемику с самим зданием музея – старинным особняком XVIII века. В истории Москвы здание на Петровке было известно как дом Михаила Павловича Губина, богатого уральского промышленника и купца. Автор здания – Матвей Казаков, придворный архитектор Екатерины II. Особняк построен в стиле классицизма, с парадным входом со стороны заднего фасада, дабы не мешать звуками подъезжающих экипажей монахам Высоко-Петровского монастыря. Гордостью резиденции Губина был зимний сад с экзотическими для России деревьями.

В XIX столетии в доме Губина размещались пансион Циммермана, гимназия Креймана, женская школа Варвары Потоцкой, редакции журналов «Охота» и газеты «Московские ведомости». В советское время здесь работал Институт фтизиатрии и ортопедии Наркомздрава, а позже – институт ревматологии и клиника ортопедии.

Здание музея после реставрации представлено в первоначальном виде. Его классический фасад украшают 4 колонны с коринфскими портиками, над окнами разместились сюжетные скульптурные барельефы, а внутренние помещения особняка декорированы лепниной и колоннами.

Выставки в музее современного искусства постоянно обновляются: за новыми впечатлениями сюда можно приходить снова и снова. Одними из самых интересных экспозиций последних лет были выставки проектов Антонио Гауди, интерактивные технологические инсталляции Александры Дементьевой, тематическая экспозиция к двадцатилетию музея.

Отсутствие каких-либо правил в свободном искусстве вовлекает зрителей в сам творческий процесс: включайтесь в бесконечную игру под названием «Московский музей современного искусства»!

КАРТА САЙТА – УЗНАЙ МОСКВУ!