Музей-заповедник Царицыно

Музей-заповедник Царицыно

Музей-заповедник «Царицыно» – самый крупный по занимаемой площади музейно-парковый комплекс Москвы. Это единственный представитель дворцового сооружения, построенный в стиле «русской готики» — псевдоготики XVIII века.

Возводимый как «увеселительный каприз» самой Екатерины II, так и не был ею увиден в полном его великолепии. После смерти царицы строительные работы были прекращены по велению ее сына – наследника престола Павла I. А в усадьбе никто из царской семьи проживать так и не стал.

Статус памятника архитектуры, полученный в 1960 году, позволил сохранить исторический объект «Царицыно» до наших дней, предоставив возможность современному поколению созерцать грандиозность и роскошь екатерининской эпохи.

История возникновения: как появилось село Царицыно

Местность, на которой с 1775 года возникло село Царицыно, не один раз переходила от одного владельца к другому, изменяя свое название и облик построек. Одна лишь ландшафтная территория почти не подвергалась изменениям – настолько красива она в своем естественном природном виде.

Издревле, еще до основания Москвы, на этих землях проживали вятичи – воинственный и гордый народ. Будто в подтверждение тому, до настоящего времени то там, то тут находят курганы – индивидуальные или групповые захоронения этого племени.

С конца XVI века эта местность известна под названием село «Богородское», владелицей которого являлась царица Ирина – сестра Бориса Годунова. После смерти своего супруга, в 1598 году, она приняла постриг и ушла в Новодевичий монастырь, где пробыла до самой своей смерти. Ее село было полностью разрушено в период начавшегося тогда же Смутного времени, остался нетронутым лишь каскад прудов. Некогда ухоженная территория пришла в запустение и получила название: пустошь «Черная Грязь». Люди верили, что грязь, изобилующая в этом месте лечебная, потому так и прозвали заброшенное место.

В таком виде оно в 1633 году перешло во владение к боярам Стрешневым, а в 1684 году от И.Ф.Стрешнева к его внуку – Алексею Васильевичу Голицыну в качестве подарка. Здесь возводится новая усадьба: трехъярусный дом с галереями, окруженный березовыми русскими рощами и плодовыми деревьями. Отец мальчика – Василий Голицын был фаворитом царевны Софьи и после ее свержения с трона, потерял все, в том числе и это имение. Оно было конфисковано, а сами Голицыны отправлены в ссылку.

Следующий собственник села «Черная Грязь» — молдавский князь Дмитрий Кантемир. Будучи вынужденным переселиться в Россию в 1712 году, он получил эти земли от Петра I, с которым был военным союзником в противостоянии с Турцией. Здесь вместе с Кантемиром осели более 600 верных ему молдавских воинов с семьями. По его распоряжению, на вершине высокого холма был построен великолепный красочный деревянный дворец с просторными галереями под окнами, расположенными по всему периметру дома. С них открывался чудесный вид на пруды и прилегающий регулярный парк с его четко очерченными геометрическими формами и фруктовыми садами. Здание было оформлено в китайском стиле: отлогая крыша с двумя скатами, много маленьких открытых башен, обтянутых парусиною для защиты от солнца и в тоже время пропускающих через себя свежий воздух.

Место деревянной церкви занял однокупольный каменный храм «Живоносный источник», посвященный иконе Божьей Матери.

Получившие в 1723 году имение в наследство, сыновья Кантемира разбили здесь оранжерею с экзотическими фруктами, посадили плодовые сады. Имение создавало ощущение уюта, сельского умиротворения и удивляло красивыми пейзажами.

Именно в таком виде Екатерина II увидела усадьбу, полюбила ее и пожелала приобрести в собственность, что она и сделала в 1775 году. Новое владение указом Екатерины II переименовано в село Царицыно.

Царское село при Екатерине II и после ее смерти: судьба дворцового комплекса

Царицыно. Панорама Большого дворца

Создание проекта по строительству царской загородной резиденции «Царицыно» в стиле «новой готики» было поручено придворному архитектору Василию Баженову. Утвержденный план застройки включал пять дворцов для самой Екатерины II и членов ее семьи, множество построек для размещения прислуги и свиты, многочисленные декоративные сооружения и павильоны, мосты и кухонный дом. Изюминкой проекта было продуманное строительство корпусов всех зданий в геометрических формах, так любимых В.Баженовым. Это были полукруглые, восьмигранные и шестигранные, квадратные с закругленными углами помещения. Во внутреннем интерьере также играла «поэзия геометрии»: круглые, овальные, полуовальные и прямоугольные залы. Архитектор умело вписал вновь возводимые сооружения в имеющийся природный ландшафт. Он старался сохранить исторический образ и великолепие старого парка, не нарушая его целостности.

Для возведения главного особняка В.Баженов решил использовать красный кирпич в сочетании с белым камнем.

Строительство велось с 1776 по 1785 года. Проект испытывал затруднения с финансированием и работы растянулись. Приехавшая посмотреть на уже возведенные строения, Екатерина II не была довольна узкими лестницами, тяжелыми потолками и тесными залами. Ее вердикт был суров: произвести крупные разрушения особняка и возвести заново. От дальнейшего строительства действующий архитектор был отстранен. На его место был назначен ученик и помощник В.Баженова – зодчий Матвей Казаков. Он переработал план построек, стараясь не изменять его кардинально. Изменения коснулись только главного особняка – оно теперь занимало доминирующее положение.

Под руководством М.Казакова главный корпус дворца полностью разбирается и возводится заново. Строительство идет очень медленно, не хватает стройматериалов и финансовых средств, в стране идет русско-турецкая война. Но к тому времени Екатерина II уже начала строительство в новом, более полюбившемся ей имении – в настоящее время это город Отрадное Ленинградской области. К селу Царицыно она охладела. В 1796 году, после смерти Екатерины II строительство было остановлено, а затем и вовсе прекращено. Задуманный с любовью и возводимый в грандиозных масштабах, дворцово–парковый комплекс оказывается невостребованным.

В начале XIX века парк благоустраивают, создают каменные павильоны. Он становится популярным для загородных гуляний и отдыха. В корпусах зданий устраивают кофейню и гостиницу, где можно поесть, выпить пива и хорошо отдохнуть.

В 1860 году по решению императора Александра II дворцовые здания и земля начинают сдаваться в аренду дачникам. Ее облюбовывают деятели культуры: художники, композиторы, артисты. К концу XIX века это уже престижный дачный район.

Октябрьская революция 1917 года внесла свои коррективы в использование Царицыно. Дачные участки конфискуются, корпуса зданий передаются в коммунальное пользование. В 1927 году, к 10-летию событий революции в одном из корпусов открывают «Царицынский историко-художественный и краеведческий музей». Здесь представлены экспозиции из чертежей Баженова, исторические находки раскопанных курганов вятичей. Музей пользуется популярностью. В 1930-е годы вместе с переименованием музея в «Ленинский краеведческий музей садово-огородного района» меняется и характер экспозиций: демонстрируются достижения в области сельского хозяйства. Это макеты плугов, тракторов. Интерес к музею угасает и его приходится закрыть.

В годы Великой Отечественной войны комплекс используется для обороны, а по ее окончанию в зданиях размещается райисполком, архив, клуб и музыкальное училище. В 1984 году Царицынский ансамбль со всеми имеющимися постройками поступает в ведение открытого в Москве «Государственного музея декоративно-прикладного искусства народов СССР». С 1987 по 1995 года проводятся масштабные реставрационные работы, результатами которых становится восстановление почти всех сооружений Царицыно, за исключением «Большого дворца» и «Хлебного дома». Их отреставрировали в 2005-2007 годах.

2 сентября 2007 года ознаменован официальным открытием полностью реконструированного дворцово-паркового комплекса «Царицыно». Величайший памятник екатерининской эпохи получил новую жизнь.

Дворцово-парковый ансамбль «Царицыно»

«Царицыно» располагается на юго-восточной окраине Москвы и включает в себя расположенный на 405 га земли комплекс дворцов, оранжерей, пейзажный живописный исторический парк с действующими на нем прудами и павильонами, новые созданные парковые зоны с красивейшими цветниками и светомузыкальным оригинальным фонтаном.

Парк

Дворцово-парковый ансамбль «Царицыно»

На территории усадьбы располагается живописный парк с каскадом прудов. Это заповедная зона. Вход в Парк бесплатный, но действует ряд ограничительных мер: запрещен вход с животными и въезд на велосипедах. Здесь растут разные виды кедров, сосны, дубы, березы, липы. Значительная часть парка раритетная – сохранилась в первоначальном виде, существовавшем еще до перехода этих владений в собственность Екатерины II. Площадь Парка составляет более 400 га, что делает невозможным полный его осмотр за один день. Посетители не в состоянии за одно посещение обойти его от начала до конца, просто не хватит времени. Но для удобства, при входе в Парк установлена конструкция с планом, в соответствии с которым каждый может выбрать именно ту часть парка, которую хотел бы осмотреть.

Во время реконструкции 2005-2007 годов был не только восстановлен оригинальный первоначальный облик парка, но и добавлены новые элементы в виде множества скульптурных украшений, нескольких выстроенных гротов, павильонов. Для восстановительных работ были приглашены известные ландшафтные архитекторы.

По всей парковой территории проходят пешеходные дорожки. Здесь обустроены места для отдыха и установлены уютные беседки, откуда можно любоваться ландшафтом, гладью прудов и старинной архитектурой.

Посетители с удовольствием наблюдают за жителями парка: почти ручными белками, прыгающими по деревьям и лебедями с утками, плавающими в водоемах. Здесь можно прокатиться на лодке, перекусить на траве у пруда или посетить кафе. В вечернее время предусмотрена подсветка парка.

Большой дворец

Большой дворец в Царицыно

Величественное роскошное здание Большого дворца занимает доминирующее место в самом центре екатерининской усадьбы «Царицино». Окончательно его строительство было завершено лишь в 2007 году, под руководством современных архитекторов. Начиная с 1775 года, возводимый дворец то останавливался в своем строении, то был разобран до самого основания, то приходило решение о сокращении в нем ранее запланированного одного этажа для скорейшего завершения строительных работ. Но так во время правления Екатерины II Большой дворец и не был окончен. Не достроили его и после ее смерти. Взошедший на престол сын Екатерины II Павел I принял решение о нецелесообразности продолжения строительства.

Главный дворец усадьбы предстает перед посетителями во всем своем грандиозном великолепии. Его протяженность составляет 146 метров, из-за чего оно выглядит фундаментальным. Тяжеловесность и мощность дворцу придают башни и многочисленные арки. Здание состоит из двух, соединенных между собой величественным проходом крыльев, предназначенных некогда для проживания самой Екатерины и семьи ее сына – Павла I.

При разработке проекта строительства дворца был выбран стиль «псевдоготики» в совмещении с классицизмом. Готическую направленность постройки выдают изящные башенки и прямоугольные окна, обрамленные ломаными (стрельчатыми) арками.

Сочетание красного кирпича и белоснежного камня на фоне мощного здания с башенками, делают его схожим издалека с московским Кремлем, что придает ему еще больше величия в глазах посетителей.

Во дворце-музее три этажа. Попасть внутрь можно по эскалатору, который ведет вниз, в главный Вестибюль замка. Для этого нужно пройти через арку, соединяющую сам дворец с Хлебным домом, и зайти в расположенный за ней стеклянный павильон. В просторном холле дворца находятся билетные кассы, раздевалка, киоски с памятными сувенирами и кафетерий для отдыха. Здесь же можно осмотреть представленные на выставочных стендах портреты с изображенными на них основными важными деятелями, сыгравшими значительную роль в судьбе всей усадьбы «Царицыно» и Большого дворца в частности.

Цокольный этаж

Первое, куда попадаешь при осмотре дворца – две постоянные музейные выставки, расположенные на самом нижнем — цокольном этаже. Один зал представляет историческую экспозицию «Царицынские древности». Здесь можно увидеть все редкие и необычные предметы, найденные во время раскопок на территории села Царицыно в разные годы. Ранее проживавшие на этих землях древние народы, в том числе и вятичи, оставили много тайн. Большинство предметов музея найдено в курганах вятичей – местах их захоронения. Это в основном украшения и древняя посуда. Второй зал представляет декоративно-прикладную, творческую композицию «Серебряная кладовая Царицына». Здесь собраны изделия из серебра, изготовленные искусными мастерами – ювелирами XVI-XX веков: серьги, колье, браслеты, сосуды для охлаждения шампанского, иконы и много других предметов, выполненных с использованием разных ювелирных техник, присущих своему времени.

Первый этаж

Залы, расположенные на первом этаже, полностью посвящены истории имения. На отдельном столике представлен макет Большого дворца, каким он был до реставрации. На нем отчетливо видно, в какое запустение пришел замок без должного ухода.

На этом этаже самый роскошный и величественный зал дворца – Екатерининский. Он поражает огромными размерами, расписным паркетом из редких пород деревьев, украшенными позолотой стенами и потолком. Повсюду зеркала в золоченом обрамлении, тяжелые хрустальные люстры и бра, элементы декора из бронзы, оникса, мрамора и позолоты. Даже мельчайшие детали изготовлены с роскошью, соответствующей статусу императрицы. Дверные ручки оформлены в виде головы льва. Во главе зала, на красном постаменте возвышается мраморная скульптура самой владелицы дворца – Екатерины II, смотрящей на всех с гордо поднятой головой с высоты своего скульптурного роста, который составляет 2 метра 64 см. Это работа русского скульптора А.М.Опекушина. Прежде чем быть установленной в Царицыно, мраморная Екатерина II была размещена в зале Думы, хранилась в демонтированном виде в Государственном музее  изобразительных искусств А.С.Пушкина, была перевезена в Армению. И лишь спустя 50 лет, в 1952 году, она была возвращена в Россию и установлена в Екатерининском зале.

На балконе, возвышающемся над головой скульптуры, увековечено изречение императрицы: «Власть без доверия народа ничего не значит».

Большой исторический интерес представляет выставка скульптурных бюстов российских правителей: князей, императоров, царей. Их отливали из бронзы в XIX веке на Санкт-Петербургском заводе Феликса Шопена.

Второй этаж представлен двумя постоянными экспозициями. Здесь проходит историческая выставка «Быль и новь Царицына». Обходя ее, можно изучить фрагменты кирпичной кладки стен дворцового здания, сравнить части фундаментов по проекту В.Баженова и М.Казакова. Вторая выставка «Екатерина II. Золотой век Российской империи». Здесь посетителей знакомят с членами семьи великой императрицы, рассказывают о ее основных этапах жизни. Эта выставка проходит в непривычном формате. Она представлена тремя частями: постоянными предметами экспозиции, периодически меняющимся одним предметом и мультимедийной программой.

Второй этаж

Второй этаж встречает великолепием Таврического зала, убранного произведениями изобразительного искусства и скульптуры. По одну сторону зала выстроены бюсты важнейших деятелей эпохи правления Екатерины II, по другую сторону – скульптурные портреты членов семьи императрицы. Здесь предоставлена возможность за отдельную плату переодеться в костюм XVIII века и сделать неординарные фотографии на личный фотоаппарат. Строительство Таврического зала не было окончено при Екатерине II. Во многом его интерьер – предположения современных архитекторов. Потолок украшен росписями, позолотой, тремя огромными свисающими люстрами. На полу блестящий паркет из пород ценных деревьев. На стене во главе зала портрет Екатерины II. Интерьер выдержан в бордовом цвете.

Следующие залы изобилуют живописными картинами с изображенными на них императорами российской империи, начиная от Павла I и оканчивая Николаем II. Также здесь можно познакомиться с образцами шпалерного искусства XVIII века и настоящего времени.

Третий этаж

Залы третьего этажа предназначены для проведения конференций и концертов. Названы они по имени архитекторов Большого Дворца – Баженовский и Казаковский. Здесь же имеется кафетерий.

Малый дворец

Малый дворец в Царицыно

Это строительное сооружение получило и второе название: Полуциркулярный дворец. Виной тому необычная форма здания, в виде полуротонды с невысоким куполом. Малый дворец представляет собой наименьшую по занимаемой площади дворцовую постройку. Его площадь составляет всего 240 м². Возведен он по проекту Василия Баженова. Дворец был построен с 1776 по 1778 года и был предназначен для личного пользования императрицы. Об этом свидетельствует вензель Екатерины II, украшающий фасад здания с восточной стороны. Им отмечали сооружения, имеющие особенное значение. Главное внутреннее помещение составляет овальный зал, из которого можно перейти в будуар аналогичной формы, но размером поменьше. Здесь есть и небольшие комнаты для прислуги и бытовых нужд. Сейчас большие комнаты используют для проведения выставок.

Особый интерес представляет не сам фасад здания, он выполнен без особой помпезности и похож на обычный павильон в саду. Купол дворца, как и другие замковые постройки Царицыно, венчает фигурный парапет из стилизованных зубцов и колонок, обелисков, прорезных узоров из белого камня и красного кирпича. Фасад нарядно убран белокаменными орнаментами и накладными деталями. Окна и двери обрамлены белым камнем, что делает их зрительно еще более вытянутыми.

Самым примечательным становится место его расположения. На высоком холме, рядом с Верхним Царицынским прудом и Фигурным мостом. К сожалению, на сегодняшний день холм стал пологим, и уже не сохранилось той красоты, которая была задумана мастерами XVIII века изначально. Прогулочные тропинки с живописными пейзажами вели вверх по ступенчатому конусообразному холму, созданному садовниками высотой в 20 метров, а заканчивались они у дверей Малого дворца. С высоты холма открывался необычайно завораживающий дух вид. За время своего существования насыпная пирамида у подножия Малого дворца значительно потеряла свою форму, а на склонах выросли деревья, закрывающие фасад самого здания. Сейчас со стороны торца здания оформлена смотровая площадка, с которой можно рассмотреть окрестности.

Хлебный дом

Хлебный дом

Двухэтажное массивное здание в форме квадрата с закругленными углами. Общая площадь составляет более 4000 м². В нем планировалось размещение не только кухонных помещений. Цокольный этаж должны были занять погреба и ледники. На первом и втором этажах предполагалось размещение трех кухонь, кондитерских, подсобных помещений и жилых комнат для служащих кухонного здания. В центре корпуса обустроен внутренний двор для удобства въезда груженых дровами и продуктами упряжек с лошадьми.

Дом имеет анфиладное построение – все помещения располагаются строго поочередно одна за другой.

Фасады здания убраны сдержанно, на лицевой стороне корпуса отчетливо выделяются белокаменные горельефы с изображением солонки и каравая хлеба. Это послужило тому, что здание стали называть Хлебным домом.

Строительство кухонного комплекса проходило с 1784 по 1785 года. Дом был готов к использованию, правда вместо постоянной кровли и фигурного парапета временно была установленная лубяная крыша. Только через два года ее сменило постоянное железное покрытие. Это было сделано уже при руководстве строительством Матвея Казакова.

Реконструированный Хлебный дом был торжественно открыт для посещения 2 сентября 2006 года. Это событие приурочили к празднованию очередного Дня города Москвы.

Помещения Кухонного корпуса используют как залы для размещения выставочных экспозиций. В атриуме – внутреннем дворе, покрытом стеклянным куполом, стоит орган. Здесь проводят концерты, как правило, органной музыки. До реставрации, еще в XIX-XX веках в здании  в свое время размещались: коммунальные квартиры, земское училище, богодельня и больница, дачная гостиница. Расположение помещений в здании очень удобное и потому они никогда не пустовали.

Оперный дом

Оперный дом в Царицыно

Средний дворец, как называл его архитектор В.Баженов, сравнивая его по масштабам с Большим и Малым дворцами, не планировался для проведения концертов. Название «Оперный» появилось только в начале XIX века, когда рассматривался вопрос об использовании здания в качестве места для проведения музыкальных мероприятий. Но этого так и не произошло, а название укрепилось. Сам В.Баженов называл его в плане по месту расположения: «дворец, что на луговине сбоку саду, по горе ж в роще».

Средний дворец был возведен на одной линии с Малым. Его внешняя отделка – полностью заслуга архитектора. А вот оформление внутреннего декора уже было поручено его ученику – М.Казакову. Баженов передал ему готовое помещение с просто оштукатуренными стенами, подготовленными для декора в любом стиле, и установленными по углам для интерьера высокими в несколько ярусов изразцовыми бело-синими печами.

Оперный дом имел назначение к проведению в нем небольших придворных праздников и официальных деловых встреч. Об этом говорят небольшие по размеру помещения: парадный зал и примыкающие к нему два тесных квадратных аванзала. Кроме того, на это указывает символика на парапете боковых фасадов здания: геральдические ажурные фигуры двуглавых орлов, придающие зданию строгость и официальность.

Высота парадного зала достигает 10 метров, его планировка схожа с театральной и концертной. На полу – простая керамическая плитка, широкие двери аванзалов распахиваются непосредственно в парк. В этом доме императрица могла и просто проводить время после прогулки: выпить чаю, побеседовать в узком кругу, поиграть партию в карты или отдохнуть.

Оперный дом получился у Баженова одним из самых сложно декорированных и потому интересных сооружений. Тщательность, с которой проработан декор фасада, придает ему легкость и некоторую праздничную нарядность. Восточная сторона здания убрана парапетом с рисунком, напоминающим театральные занавеси, дополненные элементами звезд, планетарных знаков, окружностей.

После смерти императрицы здание Оперного театра не использовалось: ему не нашли применения. До 2007 года здесь были выставлены основные экспозиции музея-заповедника. Но, как только были завершены все глобальные реставрационные работы в Большом замке, экспозиции были перемещены туда. А в Оперном дворце проводят временные выставки.

Первый Кавалерский корпус

Первый Кавалерский корпус в Царицыно

Невысокое одноэтажное здание, полностью построенное в 1784-1785 годах по проекту и под неукоснительным руководством В.Баженова. Корпус возведен у самого края Большого оврага и имеет четкую форму буквы «Г», продолжая баженовский геометрический танец уже построенных зданий. Фасад здания убран нарядным ажурным парапетом, белокаменным, выполненным в форме кокошника, фронтоном. У входа кирпичные колонны.

Целевое назначение данного корпуса осталось неизвестным. Предположительно, оно предназначалось для служебного персонала, так как это самая миниатюрная по площади постройка из всего дворцово-усадебного ансамбля села Царицыно. В помещении три комнаты: центральная угловая и две примыкающие к ней с разных сторон. Соединение комнат между собой — анфиладное по внешнему краю угла.

За время своего существования Первый Кавалерский неоднократно претерпевал внутреннюю перепланировку и использовался для различных целей. Он сдавался в аренду состоятельным лицам как дачный загородный дом. Его стены вмещали Дом Советов, Музыкальное училище, Детский дом. В 2007 году реставрационными работами зданию был возвращен первоначальный исторически задуманный его создателем вид и внутренняя планировка. В настоящее время здесь располагается администрация действующего музея-заповедника.

Второй Кавалерский корпус

Второй Кавалерский корпус в Царицыно

Недалеко от церковных ворот разместилось восьмигранное необычное здание. Его так и называли в свое время «Восьмигранник». Это невысокое одноэтажное помещение, притягивающее внешним оформлением. Главного фасада здесь нет, их несколько: расположенных по направлению к разным сторонам света. Все они декорированы четырехколонными необычно украшенными портиками. Здесь муфты, расположенные горизонтально, чередуются с вертикально размещенными накладками. Фасады венчают фронтоны в форме кокошников с отделкой в виде лучей солнца, звезд, трилистников и полукругов. Входы незаметны на первый взгляд, они устроены на диагональных сторонах здания. Первоначально их было целых восемь: с каждой стороны восьмиугольника по одному.

Возводился Второй Кавалерский одновременно с Первым, с 1784 по 1785 года. Баженов успел завершить свое детище незадолго до отстранения от дальнейшего строительства в Царицыно.

Здание планировалось для размещения простых людей – официантов. Баженов негласно называл этот корпус Лакейским. Здесь, при планировке внутренних помещений он применил принцип проживания в общежитии: когда каждый живет вроде бы отдельно, но в тоже время вместе со всеми. По центру размещен круглый зал, огражденный куполом. От него отходят восемь блоков по две комнаты в каждом: большие прямоугольной формы и маленькие в виде треугольника. Комнаты сообщаются друг с другом, с соседними блоками и с центральным залом. На первоначальном плане архитектора в просторных залах были нарисованы кровати, подтверждающие тот факт, что здесь планировалось размещать людей для проживания.

Более двухсот лет Второму Кавалерскому корпусу не находилось никакого применения, он пустовал и обветшал. Была идея о перепланировке здания под баню, но как хорошо для современных людей, что она не была воплощена в реальность.

В 1994 году здание было восстановлено. Это были колоссальные работы, до настоящего времени в павильоне сохранились только стены фасада, все остальное было разрушено временем. Постройка была отреставрирована и представлена для посетителей в первозданном виде, согласно проекту Баженова. Сейчас здесь проводятся музейные выставки.

Третий Кавалерский корпус

Третий Кавалерский корпус в Царицыно

Расположенный на мысу рядом с Большим и Фигурным мостами, недалеко от Среднего Царицынского пруда, Третий Кавалерский отчетливо выделяется на переднем плане береговой панорамы, начиная ряд других сооружений, выстроенных вдоль «церковного рва».

Дополняя Первый и Второй Кавалерский корпуса, он значительно отличается от них по своему внешнему и внутреннему строению.

Здание имеет форму прямоугольника с закругленными углами с утопающей в нем наполовину ротондой посредине. С внешней стороны корпуса ротонда выступает лишь одной своей половиной, вторая полностью скрыта в прямоугольном помещении. Главный фасад здания плоский, декорированный небольшим килевидным – полукруглым с внешним заострением над центром дуги кокошником и направлен в сторону прудов и живописных пейзажей Царицыно. Сторона с выпуклой полуротондой обращена внутрь усадьбы, к другим зданиям архитектурного ансамбля. Сооружение так умело вписано в местность, что вызывает каждый раз новые зрительные эффекты при его осмотре с разных сторон. Этому способствует сочетание прямых и округлых форм здания.

К Третьему Корпусу у Екатерины II было особое отношение. Именно в план его постройки она лично вносила свои корректировки. Здесь же, у его стен были установлены некогда добытые в победном бою при Чесме турецкие пушки. Именно это место Екатерина II выбрала и для созерцания фейерверка летом 1775 года, до начала строительства особенного сооружения.

Дворец с круглой залой, как называл его В.Баженов, был возведен в 1776-1779 годах. До настоящего времени точно не установлено предполагаемое назначение построенного павильона. Существуют предположения, что он создавался для увеселений Екатерины II или для оборудования там мыльни – лично для нее и для графа Григория Потемкина, который негласно был фаворитом императрицы. Внутренняя планировка помещений отличалась особенностью, которой не было больше ни в одном из построенных строений в Царицыно. Она состояла из большого круглого зала и двух боковых комнат, не имеющих сообщения между собой. Возможно, именно эти изменения коснулись проекта Баженова по воле императрицы.

Расположение корпуса на высоте предоставляет огромные возможности любоваться окрестностями. Отсюда из самых окон открывается широкий обзор. Еще более полно насладиться красотами окружающей территории можно поднявшись на крышу. Там установлена башенка-бельведер. С виду она кажется хрупкой, но на самом деле это мощное сооружение. Его сдерживают четыре крепких опоры и массивный фундамент в виде кольца, установленный под полом главного круглого зала. Благодаря «дозорной» башне, этот корпус выигрывал среди других малых сооружений усадьбы и выглядел более солидно.

Внешний облик здания выполнен в графичном сдержанном убранстве. Здесь кладка в шашку, филенки вокруг высоких оконных проемов, колончатый ажурный парапет, неброский кокошник над входной дверью. Простота и лаконичность выбранного стиля оформления корпуса типична для сооружений XVIII века.

XIX век привнес в первоначальную внутреннюю планировку дома ряд изменений. Его переоборудовали под трактир. Позже там размещались гостиница, дачные комнаты. С 1927 года в течение десяти лет эту площадь занимал историко-художественный музей, затем краеведческий с коллекциями мебели, живописи, предметов убранства дворца. Здесь располагался и Дом культуры. В начале XX века рядом с ним стали появляться дополнительные надворные постройки: курятник, сараи, конюшня, оранжерея.

Реставрационные работы по восстановлению Третьего Кавалерского корпуса длились целых 8 лет и пришли к завершению в 2004 году. Сейчас в нем показывают экспозицию музея под названием «Дачное Царицыно». Для открытия данной выставки потребовалось более десяти лет тщательной подготовки. Сотрудники музея разыскивали потомков лиц, снимавших дачные комнаты в Царицыно, просили передать в фонд музея имеющиеся у них документы и материалы того времени. Из документально подтвержденных материалов были получены фотографии, негативы, дневники, предметы, используемые в бытовой жизни. В общей сложности было собрано более 320 важных экспонатов, около 200 фотографий. Многие из них появились на выставке впервые.

Оранжерейный комплекс Царицыно

Оранжерейный комплекс Царицыно

Это единственный в столице Оранжерейный комплекс с историей своего существования в 250 лет. Его неповторимость заключается в том, что только здесь до настоящего времени выращивают те же экзотические растения, что и при самой Екатерине II. В любое время года, даже в лютый холод в комплексе царствует тропический рай. Восторг и хорошее настроение от посещения этого волшебного места гарантированы каждому.

За Большим оврагом Царицыно вырастают не одна, а целых три оранжереи.

Первая – «Зимний сад императрицы»

Это мир пальм, здесь они представлены в нескольких видах. Царица оранжереи, пальма считается эмблемой великой силы и нежной красоты. Органично соседствуют с нею красивые цветущие растения и декоративно-лиственные представители растительного мира. Это плющи, рододендроны, араукарии, фуксии, пассифлор, многочисленные виды герани, оригинальные гибискусы с яркими огромными цветами. Особенно Зимний сад с его сочетанием тропических и субтропических растений со всего мира выглядит великолепно во время цветения. Оранжерея была разобрана полностью в конце XIX века, восстановлена с нуля во время масштабной реконструкции 2008 года.

Вторая – «Страна запахов и вкусов»

Стойкий аромат и ярко выраженные вкусовые качества – вот то, что объединило вместе всех представителей второй оранжереи. Апельсины и розмарины чередуются с различными видами перцев, переплетаются в воздухе с запахами ананасов и бананов. Здесь можно увидеть Момордику харанцию – банан индийского происхождения из семейства тыквенных.

Третья – «Виноградная оранжерея»

Создана белокаменная оранжерея в начале XIX века с четкой целью – выращивание в ней самых лучших сортов винограда. В тяжелые для царицынской усадьбы времена Виноградная оранжерея вмещала в себя дачные комнаты и коммунальные квартиры. К началу реконструкции была практически превращена в руины. В 2008 году оранжерею удалось восстановить.

Несмотря на прямое название, сейчас здесь растет не только виноград. Рядом с ним хорошо себя чувствуют гранат, инжир, цитрусовые: лимоны, мандарины, апельсины. Непременными участниками оранжерейной выставки становятся кактусы, гастерии, алоэ, агава – любимые растения дизайнеров ландшафта.

Храм иконы Божией Матери «Живоносный источник»

Храм иконы Божией Матери «Живоносный источник» в Царицыно

Деревянная церковь существовала еще в XVII веке в пустоши «Черная грязь». Она была построена по велению князя Голицына. Выбранное название связано с местным, протекающим в тех местах издревле целебным ключом. Получив во владение земли «Черной грязи» ее новый владелец – Дмитрий Кантемир решает на месте деревянного храма выстроить каменный. Посвящение он оставил прежним. Его сын, получив  имение в наследство, задумал строительство в 1760-х годах нового, дошедшего до нашего времени храма. Божия Матерь помогала бездетным родить ребенка, а Матвей Дмитриевич Кантемир был именно таким человеком.

Для строительства храма  был выбран стиль «елизаветинского барокко». Фасад здания выполнен в строгости. Из украшений здесь только карнизы, пилястры и фигурные наличники. Внутри стены расписаны по штукатурке.

В 1939 году храм был закрыт и лишь в 1990 году его вернули обратно верующим. Сегодня здание храма используется для размещения в нем приходской библиотеки, воскресной школы, просветительского центра, православной гимназии.

Во время строительства загородной резиденции «Царицыно», Екатерина II выразила пожелание сохранить без изменений этот храм, хоть он и отличался простотой и скромностью в сравнении с грядущими постройками. Существовало предание, что Живоносный источник дарит всем попросившим у него исцеление и спокойствие.

Павильон «Миловида»

Павильон «Миловида» в Царицыно

Павильон представляет собой изящную проходную галерею с арками и четырьмя небольшими угловыми помещениями. Здание построено в стиле ампир в начале XIX века под руководством архитектора И.В. Еготова и располагается недалеко от Фигурных ворот. В кабинеты-помещения можно зайти и отдохнуть. Они уютные, с крышей и большим окном. Отсюда открывается один из самых лучших видов на залив Среднего Царицынского пруда и искусственно созданный на нем остров. Именно поэтому сооружению было дано такое «говорящее» Миловидное название.

По первоначально построенному проекту «Миловида» имела богатое скульптурное убранство. У входа посетителей встречали роскошные скульптуры дельфинов и сфинксов. Несколько скульптурных фигур располагались внутри помещения. Кровля тоже не пустовала: на ней можно было увидеть четыре бюста, три статуи и две вазы. Со временем не осталось ни одной статуи.

С 1870 по 1880 года угловые домики использовались как чайные. В 1990 году «Миловида» пострадала в результате сильного пожара. Ее восстановление было осуществлено только в 2006 году.

По внутренней стороне галереи установлены колонны и расписные узорами своды. В настоящее время угловые помещения приспособлены под рабочие охранные пункты музея-заповедника.

Беседка «Храм Цереры»

Беседка «Храм Цереры»

Небольшое строительное сооружение, построенное в 1805 году в Царицыно на вершине высокого холма с видом на реку Язвенку. Оно имеет и второе название – «Золотой сноп». Архитектором выступил Иван Еготов. Похожие беседки в форме ротонды с выстроенными по кругу колоннами и куполом удобны и встречаются во многих парках. «Храм Цереры» отличается своей стройностью и изящностью построения. Его колонны наклоняются к центру ротонды примерно на 5 см, и так сооружение выглядит более утонченным, а пропорции кажутся более совершенными.

В центре беседки установлена фигура древнеримской Богини Цереры. В правой руке она держит сноп золотых колосьев и серп. В сочетании с ее изображением, на куполе также установлен золотой сноп. Отсюда и появилось второе название беседки.

Скульптурная фигура в «Храме Цереры» оказалась непостоянным элементом. Ее пришлось дважды заменять. Первый раз это случилось в 1929 году, с одновременной реставрацией бельведера. Обветшалые и устаревшие от времени детали, в том числе и статую, заменили на новые. В 2007 году под куполом беседки установили еще одну новую Цереру взамен прежней, пострадавшей в Великую Отечественную войну, скульптор – Александр Бурганов.

Павильон Нерастанкино

Павильон Нерастанкино

Был построен в 1803 году архитектором И.В. Еготовым в стиле «классицизма». Целью строительства павильона, как и многих других подобных сооружений на территории екатерининской усадьбы, было создание мест отдыха для гуляющих в парке граждан.

Этот павильон — галерея был одним из самых любимых и романтичных для посетителей. Садовые кресла, в которые можно было присесть, и окружающая тишина способствовали размышлениям и умиротворению. Павильон получил негласное название «храма меланхолии». Существует версия о том, что грустное название ему дано не только за это. По старинным записям название павильона звучит как «Миростанкино» за находящиеся неподалеку захоронения вятичей. Это должно было располагать к появлению мыслей о недолговечности и ценности жизни.

Отсюда открывается вид на арку «Русалкины ворота» и на Верхний Царицынский пруд.

«Нерастанкино» имеет протяженную прямоугольную форму со сквозным проходом в центре. Павильон украшен простыми колоннами и невысоким куполом. В нишах здания белокаменные вазы. Это единственное украшение сооружения, все остальное оформление строгое и без излишеств.

Реставрация обветшалого строения была произведена в 2006-2007 годах. К сожалению, павильон не был восстановлен полностью в историческом его виде. Скульптуры, украшавшие главный фасад здания, навсегда были утрачены.

Башня-Руина

Башня-Руина в Царицыно

Искусственно созданное в 1804 году на высоком берегу Верхнего пруда увеселительное строение. Представляет собой полуразрушенную башню, окруженную руинами белого камня  и красного кирпича. Древность стены призвана подчеркнуть кладка из грубого необработанного камня с кирпичными вкраплениями. Парковая затея архитектора Ивана Еготова имитировала часть крепостной стены с угловой оборонительной башней и смотровой площадкой разрушенной средневековой крепости. По оригинальной задумке, на верхней части фрагмента башни был сооружен ажурный бельведер, к которому прямо по крутому гребню стены вела лестница с перилами. Со временем все обветшало и некоторые ступени обвалились, за что поднимавшиеся вверх посетители прозвали ее «чертовой лестницей». Спускаться с нее было чрезвычайно трудно и страшно.

Реставрационные работы 2006-2007 годов восстановили саму башню-руину, смотровую площадку, укрепили лестницу, но башня-бельведер осталась в далеком прошлом.

Галерея с аркой

Галерея между Большим дворцом и Хлебным домом

Построена в конце XVIII века. Спроектировал ее архитектор В.И.Баженов исключительно для декора и создания целостности сооружений «Хлебного дома» и дворца «Их Императорских высочеств», которое было впоследствии разобрано и на его месте выстроен «Большой дворец». В итоге, выстроенная Галерея с аркой соединила новый дворец с Хлебным корпусом.

Состоит галерея из двух расположенных рядом стен. Между ними оставлен проход, ограниченный у обоих концов стенами зданий, а по центру – устоями ворот. Декор галереи выполнен в торжественном нарядном стиле. У ее парадной стороны важно выставлены колонны. На воротах арки с длинными шипами и небольшие двухъярусные башни.

Внешне  Галерея похожа на переходы из одного здания в другое, но на самом деле это не так. Функционального назначения эта постройка не несет.

К середине XX века конструкция была почти полностью разрушена, утратив большинство конструктивных и декоративных ее элементов.

Пруды «Царицыно»

Пруды «Царицыно»

Каскад прудов в Царицыно был создан еще до приобретения имения в собственность Екатериной II. Он существовал еще при Годуновых и составлял в длину 8 км. При князе Голицыне территории прудов были расширены и по центру создан искусственный остров прямоугольной формы. Этот остров существует до настоящего времени, правда, приобрел более округлые очертания.

Пруды Царицыно занимают в Царицынском архитектурно-парковом ансамбле особое место. На них были ориентированы все возводимые строительные сооружения. Пруд в своем верхнем течении напоминает тихую спокойную реку, но в местах своего расширения, преимущественно у дворцов, образует широкую водную зеркальную гладь. В конце XVIII- начале XIX веков по всему пруду периодически встречались насыпанные острова, где можно было увидеть элементы декора: вольер с птицами, статую Нептуна. По водной глади можно было прокатиться на лодках, осматривая великолепные береговые пейзажи.

Водный комплекс музея-заповедника составляют Верхний и Нижний Царицынские пруды. Средняя глубина прудов составляет до 3 метров. Площадь водной поверхности Нижнего пруда значительно больше – 53 га против 17 га Верхнего пруда.

Берега водоемов оборудованы местами для времяпрепровождения и отдыха посетителей. Здесь чистые пляжи, есть причалы для лодок.

Светомузыкальный фонтан

Светомузыкальный фонтан в Царицыно

Одна из главных и популярных достопримечательностей музея-заповедника. Открытие фонтана было приурочено ко Дню города 2007 года.

Это единственный в столице светомузыкальный фонтан, созданный в естественном водоеме.

Струи фонтана изменяют направление, подсветку и силу напора под воздействием музыки. Музыкальных композиций всего четыре, здесь играют «Вальс цветов», «Марш», композиции П.Мориа. Более 800 струй воды одновременно поднимаются под музыку вверх, достигая в высоту до 15 метров. Вечером включается специальная подсветка – более 3000 светильников, расположенных под водой, подсвечивают бьющие струи, образуя невероятно фантастическое зрелище музыки, света и волшебной игры воды.

Работа всего фонтана регулируется специальным компьютером. А вся конструкция фонтана располагается на подъемном механизме. При отключении объекта, он погружается под воду. Это сделано для сохранения красоты природного исторически сложившегося ландшафта усадьбы Царицыно.

Развлечения в музее-заповеднике

В Царицыно предлагается посмотреть постоянные или временно действующие выставки, прогуляться по парку, понаблюдать за животными и птицами. Здесь можно провести время, катаясь на электромобиле, на катамаране, сапборде или лодке с аудиогидом, рассказывающим о самых интересных моментах в существовании Царицына.

В летнее время в парке активно работают три оборудованные зоны отдыха: у Верхнего пруда, у светодинамичного фонтана, у оврага на противоположной стороне от Хлебного дома.

Особое внимание спортивной молодежи привлекают оборудованные спортивные площадки, где можно сыграть в футбол, бадминтон, попробовать свои силы на территории Веревочного парка площадью более 500 м² высотой в  три этажа.

Здесь имеется и танцевальная площадка, где проходят уроки танцев, мастер-классы, занятия йогой.

Как добраться до музея-заповедника Царицыно

Музей располагается по адресу: г.Москва, улица Дольская д.1

Ближайшее метро: «Царицыно», «Орехово».

Рядом с парком есть оборудованные платные стоянки для прибывающих на личном транспорте.

Делитесь интересной информацией с друзьями

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

English
Deutsch
Italiano
简体中文
Русский