Особняк Рябушинского

Особняк Рябушинского

На Малой Никитской улице в начале 1900-х годов началось строительство нового особняка. Возведение домостроения проходило под руководством архитектора Ф. О. Шехтеля.

В это время Федор Осипович находился на гребне славы и был очень востребован. Он успешно занимался не только архитектурой, но и графикой с  живописью. Русский зодчий оставил неизгладимый след в истории русской архитектуры. Он приложил свою руку творца ко многим столичным строениям – замкам, вокзалам, особнякам, театрам, храмам, часовням и даже общественным баням. Творческий человек был наделен массой талантов, которые позволяли ему созидать даже без специального образования. Являясь создателем множества столичных строений, Шехтель закончил свою жизнь практически нищим. Почетный член различных архитектурных обществ, и «автор московского модерна» был выселен из своего дома в революционную пору, и умер в обожаемой им Москве в 1926 году.

Особняк Рябушинского

К строительству особняка Рябушинского Шехтель приступил по заказу Степана Павловича, который являлся ученым, предпринимателем и меценатом. В большой семье Рябушинских было 8 детей. Все сыновья многочисленного семейства имели хорошее образование и четкие нравственные устои. Значительные средства семейство перечисляло на благотворительность

Возведенный Шехтелем прекрасный особняк не смог долгое время принадлежать семье Рябушинского. События 1917 года вынудили хозяев покинуть страну.  Сначала они уехали во французскую столицу, а спустя некоторое время Степан Павлович открыл в Италии магазин тканей. Его личное имущество и владения братьев в России были национализированы.

На строительство дома ушло два года. В 1902 году были закончены последние работы над особняком, который чудесным образом вписывался в архитектурный ансамбль улицы.

Домостроение имело два этажа, ассиметричные выступы на стенах. «Кубический» модерн был дополнен красивой облицовкой глазурованным кирпичом и совершенно разными  и оригинальными оконными проемами. Окна разнились между собой оформлением и размером. В верхней части дома имеется декоративное украшение – мозаичный фриз, растянувшийся по всему периметру. На фризе хорошо видны изображения орхидей. Прежде чем использовать это украшение дома, архитектор приобретал на рынках живые орхидеи, и делал с них в натуральную величину наброски. Чтобы мозаики могла «мерцать» в композицию были вставлены фрагменты блестящей смальты. При солнечной погоде знаменитые мозаики отражали лучи небесной звезды, что придавало особняку шикарный вид.

Дополняли общий вид дома кованые изделия – решетки балкона, оконные переплеты, входные ворота и ограда.

Место под строительство дома изначально было не совсем удобно. Особняк необходимо было грамотно вписать в угловое пространство улицы. Архитектурный дар Шефтеля, способствующий особенному видению  пространства, позволил создать удивительный проект дома Рябушинского. Большая часть помещений в доме были расположены вокруг спиралевидной лестницы. Это была очень современная и рациональная идея. Особого внимания заслуживает 12 метровая лестница «Волна». Она имеет символическое обозначение человеческой жизни, вышедшей из воды и направляющейся к Создателю. Лестница создана из серо-зеленого мрамора с резным парапетом. Светильники в виде медуз, преломление света через витражи создают волшебный и фантастический вид. Если посмотреть сверху на осветительный прибор у основания лестницы, можно обнаружить сходство с черепашьим панцирем.

Зеленоватые стены, матовые потолки, сероватый мрамор, тусклое освещение, образы волн, бури – все направленно на создание тематики  подводного мира.

У основания лестницы установлена лавочка из эстонского мрамора. Чтобы отдыхающие на лавке люди не мерзли, из ближайшей решетки шел теплый воздух. Такой кондиционер был впервые разработан и применен Шехтелем. Он функционировал вплоть до 1909 года.

В каждом помещении был в тончайших деталях продуман интерьер. Внимание уделялось дверным ручкам, обоям, паркету, формам осветительных приборов, дверям и настенным изображениям. Все убранство первого этажа имело отношение к водной стихии.

В мансарде была оборудована старообрядческая молельня. Путь к ней пролегал через узкую галерею и лестницу. Все семейство Рябушинских были старообрядцами. Их религия была уравнена в правах в 1905 году, а до тех пор она подвергалась гонениям. Молельня была тайной. Ее потолок и стены расписаны христианскими символами.

В особняке Рябушинского некоторое время жил и творил М. Горький 1931-1936 гг. Для обустройства жилья Горького правительством была создана комиссия. Ее деятельность распространялась на поиск подходящего дома, меблировку и организацию переезда писателя.

Самая большая площадь в доме приходится на гостиную. Во времена Рябушинского комнату украшал большой камин, выполненный из каррарского мрамора. Верхняя часть камина была украшена фигурой полуобнаженной дамы. За спиной женщины были распахнуты крылья бабочки. Камин являл собой произведение искусства.

Во времена проживания в доме Горького, камин был разобран. Причиной тому стало излишнее внимание молодых писателей и поэтов к полуобнаженной фигуре, нежели литературным вопросам. Разобранный камин бесследно исчез, как и оригинальные осветительные светильники, выполненные по эскизам знаменитого архитектора.

Шехтелю также приписывают и авторство буфета для комнаты. Прямых докательств тому нет, но известно, что Федор Осипович был одним из первых, кто начал умело встраивать мебель в окружающий интерьер комнат.

Особняк Рябушинского в 1930 годы стал своего рода писательским клубом, куда наведывались деятели эпистолярного стиля.

В самой большой комнате (гостиной) устраивались обеды и ужины, которые иногда посещало около 100 гостей. До 1934 года здесь часто бывал Сталин со своей семьей. Но затем отношения между вождем пролетариата и Горьким ухудшились, и совместных приемов пищи в этом доме у них уже не было. Кухня располагалась в полуподвальном помещении, где в настоящее время обустроен гардероб. Блюда поставлялись из кухни на лифте, у которого был оборудован телефон для быстрой связи с поваром.

Каждая дверь в особняке имеет свой особенный макет, украшение ручки и замочной скважины.

Потолки, помимо изображений, украшены  вычурной лепниной в виде улиток и цветов.

Особого внимания достойно оформление пола. У парадного входа пол выложен мелкими мозаичными фрагментами, напоминающую водную гладь. Ручка на входной двери изображена в виде морского конька.

Витражные ширмы  здесь явно напоминают крылья стрекозы. Но самой интересной и чарующей для посетителей оказывается витражная картина. Ее особенность заключена в том, что при смене точки обозрения, меняется цвет стекол. С одной стороны они отражают синий цвет, с другой – желтый. Витражная картина является доказательством стилистики дома (модерн), которому свойственно отражать образы природы и ее непостоянство.

Кабинет хозяина украшен символом успеха и власти – лавровым листом. Изображение лавра видно на древней ручке, деревянной отделке, и витраже с самим лавровым деревом.

Стол в кабинете  был выполнен в виде подковы. После того, как истинный владелец дома уехал, большая часть мебели исчезла в неизвестном направлении. Этот факт очень печалит историков, ведь меблировку также проектировал знаменитый архитектор Шехтель.

В настоящее время по-соседству с камином разместился шкаф с коллекцией нэцкэ М. Горького. На протяжении 30 лет писатель собирал миниатюрные фигурки. У близких друзей Горького не было проблем с выбором подарка, ведь всегда можно было презентовать ему нэцкэ.

Здесь же можно увидеть другие шедевры мастеров Поднебесной – кружевные шары. Они изготовлены из цельной слоновой кости и являются ажурными шарами, которые катаются один в другом. Иногда изделие может состоять из 16 таких шаров. Такой подарок М. Горькому преподнес его коллега В. Иванов. Но автору романа «Мать» подарок не понравился, так как он считал изделие техничным и лишенным души.

В кабинете особняка в настоящее время стоит гарнитур, состоящий из стола и табурета, выполненный из железного дерева. Подарок был презентован близкими писателя и им же одобрен.

 Из-за проблем с ногами, спальную комнату со второго этажа перенесли на первый этаж. Изначально это помещение было оборудовано под малый кабинет.

Во время реставрации в лестничном пролете было обнаружено устройство для прослушивания, которое установили перед заселением М. Горького. Возможно, что именно поэтому Сталин сопротивлялся тому, чтобы знаменитый писатель был заселен в обычную квартиру, которая бы не позволила тайно установить достаточно габаритное устройство для «прослушки». А масштабы особняка это позволяли сделать без проблем.

Над лестницей оборудован балкон, металлическое обрамление которого живо напоминает голову совы. Большой оконный проем украшен синими, голубыми, зелеными и терракотовыми стеклами. Для декорирования дома использовались изображения насекомых, цветов, животных, диковинных растений и обитателей подводного мира.

Раннее, на втором этаже, при первом владельце дома, была размещена коллекция икон. С. П. Рябушинский занимался не только коллекционированием древних икон, но еще и их реставрацией. Его собрание икон было самым крупным в России. Ранее в особняке было выделено помещение под мастерскую, где мастера реставрации Тюлины восстанавливали иконы.

В советские времена в особняке Рябушинского размещался Госиздат (1919 г.) и Общество культурных связей с заграницей (1925-1931 год).  С 1931 по 1936 год здесь проживал М. Горький, а после был открыт музей его имени.

В настоящее время большая часть экспозиций в доме приурочена проживанию в особняке М. Горького, нежели его истинному владельцу Рябушинскому.

Делитесь интересной информацией с друзьями

2 комментария к “Особняк Рябушинского

  1. Неплохой особнячок отхватил себе максимка горький. Добротное здание, на самом деле, но чет не впечатлило знаете. Никакой «волшебной» атмосферы там нет: здание как здание, и ничего больше. Возможно, это я не такой эстет как другие, но моя оценка максимум 5/10!

  2. Сулейман, не соглашусь. Вы и впрямь не эстет! А мне так очень понравилось это историческое место. Есть в нём что-то таинственное и необычное. Умели же люди раньше строить)). Каждая комната оставляет свой отпечаток. Конечно, и время сыграло, здание не как новое, но и не убитое, как большинство таких памятных мест. (к сожалению)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

English
Deutsch
Italiano
简体中文
Русский