Начать историю необыкновенного дома стоит с другого строения, известного под названием «Дом-ларец», владельцем которого являлся Цветков –  известный коллекционер живописи. В процессе возведения дома-галереи в русском стиле, Цветков соревновался с известными братьями Третьяковыми. «Дом-ларец», выполненный по проекту В. Васнецова, произвел на всех приятное впечатление, но особенно им восхитился Петр Николаевич Перцов. Помимо дома, на инженера путей сообщения произвело впечатление удачное расположение строения с видом на Кремль, Москву-реку и знаменитый Храм Христа-Спасителя.

Цветков, решил поддаться уговорам Перцова и помочь ему приобрести подходящий участок земли, если тот пообещает, что возведенный им дом будет тоже выполнен в русском стиле.

Спустя некоторое время, по содействию Цветкова, Петр Николаевич приобрел участок земли за 70 000 рублей. Будучи человеком осмотрительным и практичным, участок, как и будущий дом, оформили на супругу  инженера – Зинаиду Алексеевну Перцову. Отсюда и пошло название доходного дома.

Но, прежде чем приступить к строительству, необходимо было определиться с его проектом. К этому выбору Петр Николаевич подошел со всей серьезностью. Под его руководством был организован конкурс проектов. В качестве жюри выступали выдающиеся деятели искусств: В. Поленов, В. Васнецов, Ф. Шехтель, И. Иванов-Шиц,

В. Суриков, С. Ноаковский. Победитель претендовал на призовой фонд. Но, несмотря на такое именитое жюри, право выбора победителя Перцов оставил за собой. По результатам конкурса, победителем стал Апполинарий Васнецов, но учредителю больше по-душе пришелся проект обладателя второго места – Сергея Малютина. Этот мастер приобрел известность, как автор первого символа русского зодчества – матрешки.

За воплощение проекта в жизнь приступили известные архитекторы – Б. Шнауберт и Н. Жуков в 1905-1907 годах. Им удалось за 11 месяцев построить произведение искусства. Дом был оборудован резными лестницами, украшен керамическими витражами с изображениями славянских Богов  и существ. В помещении были оборудованы спальные места в нишах, оригинальные курительные помещения в восточном стиле, изразцовые печи. Для отделки стен и помещений были выписаны из Нижегородских земель кустари.

Изначально построение дома планировалось с коммерческим интересом. Это был доходный дом, где сдавались внаем дорогие квартиры и те, что попроще. Причем, та сторона дома, куда выходили окна дешевых квартир, была выполнена в простом и незатейливом стиле.

Лицевая сторона доходного дома пестрила древнерусскими изразцами, изображениями необычных существ, фигурами драконов и прочих мифических существ. На крышах можно разглядеть фигурки сов, на шпиле башни застыл страж-петух.

Малютин, наравне с русским стилем, использовал выразительные детали североевропейского стиля модерн, актуального в те времена. Элементы европейской готики удачным образом сочетались с русским зодчеством. Кованые решетки на теремках-балконах, необычные панно, изображающие персонажей русской мифологии. К примеру, на фасаде дома, расположенного со стороны набережной, изображен Бог Ярило, перед глазами которого идет бой между Медведем и Быком (животные-символы Велеса и Перуна). Со стороны Соймоновского проезда можно увидеть панно, на котором изобразили вещую птицу Гамаюн, которая предзнаменовала удачу и счастье. Кроме этого достойны внимания эркер на углу, искривленные линии карнизов, драконы в роли кронштейнов.

Помимо украшения и необычной планировки, домостроение выделялось современной коммуникацией тех времен. Была проведена система водопровода и канализации. А трубы смогли скрыть в толстых стенах, подальше от взглядов квартирантов.

Когда дом был готов, Перцов с семьей занял лишь некоторую площадь, остальные помещения сдавались. В подвальном помещении с 1908 по 1910 год размещалось кабаре под названием «Летучая мышь». Здесь собирались актеры из Московского художественного театра. Руководителем театра был Н. Ф. Балиев. В подвальном помещении кабаре бывали знаменитые актеры, такие как О. Л. Книппер-Чехова, В. И. Качалов, а также режиссеры К. С. Станиславский и В. И. Немирович-Данченко. Здесь устраивались различные постановки, представления с фокусами и розыгрышами.

В этом доме семейство Перцовых прожило благополучно 15 лет. Известно, что Петр Николаевич был ответственен за ценности, находившегося рядом Храма Христа Спасителя. Во времена советской власти, все связанное с религией подвергалось гонению. В 1922 году проходил судебный процесс «церковников», по которому проходил Перцов. Он был осужден на 5 лет, а спустя 1 год амнистирован. Как часто это случалось в те времена, дом был национализирован, и Перцову пришлось искать другое жилье. Семейные помещения были заняты известным революционным деятелем Львом Троцким, который благополучно в них проживал до момента  своей эмиграции за границу.

В 1970 годах «Дом-сказка» был отдан Министерству Иностранных Дел, где в настоящее время находится одно из управлений этого госучреждения. Бывшие квартиры переоборудовали под офисные помещения, а нижние этажи, которые в далеком прошлом занимало театральное кабаре, отвели под столовую для служащих.

Дом Перцовой или «Дом сказка» очень любим не только гостями столицы, но и самими москвичами. Его по праву можно считать самым красивым доходным домом старой Москвы.

Чтобы воочию насладиться сказочным строением из красного кирпича, потребуется выйти на станции метро «Кропоткинская» и немного пройтись пешком до Соймоновского проезда.

КАРТА САЙТА – УЗНАЙ МОСКВУ!