Дом Перцовой

Дом Перцовой

Начать историю необыкновенного дома стоит с другого строения, известного под названием «Дом-ларец», владельцем которого являлся Цветков –  известный коллекционер живописи. В процессе возведения дома-галереи в русском стиле, Цветков соревновался с известными братьями Третьяковыми. «Дом-ларец», выполненный по проекту В. Васнецова, произвел на всех приятное впечатление, но особенно им восхитился Петр Николаевич Перцов. Помимо дома, на инженера путей сообщения произвело впечатление удачное расположение строения с видом на Кремль, Москву-реку и знаменитый Храм Христа-Спасителя.

Цветков, решил поддаться уговорам Перцова и помочь ему приобрести подходящий участок земли, если тот пообещает, что возведенный им дом будет тоже выполнен в русском стиле.

Спустя некоторое время, по содействию Цветкова, Петр Николаевич приобрел участок земли за 70 000 рублей. Будучи человеком осмотрительным и практичным, участок, как и будущий дом, оформили на супругу  инженера – Зинаиду Алексеевну Перцову. Отсюда и пошло название доходного дома.

Но, прежде чем приступить к строительству, необходимо было определиться с его проектом. К этому выбору Петр Николаевич подошел со всей серьезностью. Под его руководством был организован конкурс проектов. В качестве жюри выступали выдающиеся деятели искусств: В. Поленов, В. Васнецов, Ф. Шехтель, И. Иванов-Шиц,

Читайте также:  Особняк Рябушинского

В. Суриков, С. Ноаковский. Победитель претендовал на призовой фонд. Но, несмотря на такое именитое жюри, право выбора победителя Перцов оставил за собой. По результатам конкурса, победителем стал Апполинарий Васнецов, но учредителю больше по-душе пришелся проект обладателя второго места – Сергея Малютина. Этот мастер приобрел известность, как автор первого символа русского зодчества – матрешки.

За воплощение проекта в жизнь приступили известные архитекторы – Б. Шнауберт и Н. Жуков в 1905-1907 годах. Им удалось за 11 месяцев построить произведение искусства. Дом был оборудован резными лестницами, украшен керамическими витражами с изображениями славянских Богов  и существ. В помещении были оборудованы спальные места в нишах, оригинальные курительные помещения в восточном стиле, изразцовые печи. Для отделки стен и помещений были выписаны из Нижегородских земель кустари.

Изначально построение дома планировалось с коммерческим интересом. Это был доходный дом, где сдавались внаем дорогие квартиры и те, что попроще. Причем, та сторона дома, куда выходили окна дешевых квартир, была выполнена в простом и незатейливом стиле.

Лицевая сторона доходного дома пестрила древнерусскими изразцами, изображениями необычных существ, фигурами драконов и прочих мифических существ. На крышах можно разглядеть фигурки сов, на шпиле башни застыл страж-петух.

Малютин, наравне с русским стилем, использовал выразительные детали североевропейского стиля модерн, актуального в те времена. Элементы европейской готики удачным образом сочетались с русским зодчеством. Кованые решетки на теремках-балконах, необычные панно, изображающие персонажей русской мифологии. К примеру, на фасаде дома, расположенного со стороны набережной, изображен Бог Ярило, перед глазами которого идет бой между Медведем и Быком (животные-символы Велеса и Перуна). Со стороны Соймоновского проезда можно увидеть панно, на котором изобразили вещую птицу Гамаюн, которая предзнаменовала удачу и счастье. Кроме этого достойны внимания эркер на углу, искривленные линии карнизов, драконы в роли кронштейнов.

Помимо украшения и необычной планировки, домостроение выделялось современной коммуникацией тех времен. Была проведена система водопровода и канализации. А трубы смогли скрыть в толстых стенах, подальше от взглядов квартирантов.

Когда дом был готов, Перцов с семьей занял лишь некоторую площадь, остальные помещения сдавались. В подвальном помещении с 1908 по 1910 год размещалось кабаре под названием «Летучая мышь». Здесь собирались актеры из Московского художественного театра. Руководителем театра был Н. Ф. Балиев. В подвальном помещении кабаре бывали знаменитые актеры, такие как О. Л. Книппер-Чехова, В. И. Качалов, а также режиссеры К. С. Станиславский и В. И. Немирович-Данченко. Здесь устраивались различные постановки, представления с фокусами и розыгрышами.

В этом доме семейство Перцовых прожило благополучно 15 лет. Известно, что Петр Николаевич был ответственен за ценности, находившегося рядом Храма Христа Спасителя. Во времена советской власти, все связанное с религией подвергалось гонению. В 1922 году проходил судебный процесс «церковников», по которому проходил Перцов. Он был осужден на 5 лет, а спустя 1 год амнистирован. Как часто это случалось в те времена, дом был национализирован, и Перцову пришлось искать другое жилье. Семейные помещения были заняты известным революционным деятелем Львом Троцким, который благополучно в них проживал до момента  своей эмиграции за границу.

В 1970 годах «Дом-сказка» был отдан Министерству Иностранных Дел, где в настоящее время находится одно из управлений этого госучреждения. Бывшие квартиры переоборудовали под офисные помещения, а нижние этажи, которые в далеком прошлом занимало театральное кабаре, отвели под столовую для служащих.

Дом Перцовой или «Дом сказка» очень любим не только гостями столицы, но и самими москвичами. Его по праву можно считать самым красивым доходным домом старой Москвы.

Чтобы воочию насладиться сказочным строением из красного кирпича, потребуется выйти на станции метро «Кропоткинская» и немного пройтись пешком до Соймоновского проезда.

Один комментарий к “Дом Перцовой

  1. Меня вот всегда интересовал один вопрос, касаемо всяких дворцов, усадьб, особняков и т.д. Как такое помещение с большой площадью отапливалось? Я все время когда вижу такого масштаба здания, думаю, что там стоит лютый дубак. Вот вы представьте, как там холодно зимой. Если мне в отапливаемой квартире холодно, то там уж подавно:D

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *