Царь колокол

Царь колокол

История колоколов-гигантов заканчивается отливкой в Московском Кремле знаменитого Царь-колокола, который и сегодня можно увидеть на белокаменном постаменте у колокольни Ивана Великого. Для его создания был использован металл разбитого колокола А. Григорьева с добавлением большого количества меди. Более 250 лет назад императрицей Анной Ивановной был подписан указ о его отливке. В этом указе от 26 июня 1730 года говорилось: «Мы, ревнуя изволению предков наших, указали тот колокол перелить вновь с пополнением, чтобы в нем в отделке было весу 10 тысяч пуд».

Царь колокол

Графу Миниху было поручено «отыскать в Париже искусного человека, дабы сделать план колокола купно со всеми размерениями». Миних обратился к «королевскому дел мастеру и члену Академии наук Жерменю, который по сей части «преискуснейшим почитается механиком». Этот заказ вызвал у почтенного академика явное удивление, еще более увеличивающееся после того, как он узнал определенный заранее вес колокола — 10 тысяч пудов. Однако предложение было принято, и Жермень составил необходимые проектные документы.

Читайте также:  Чайный дом на Мясницкой – от жемчуга до чая

Как отливался Царь-колокол

Отливка колокола-гиганта была произведена, однако, совсем не по французскому плану. Работы по проектированию и отливке этого колокола были в конце концов поручены «колокольных дел мастеру Ивану Федорову сыну Моторину», числившемуся на службе в Московской канцелярии артиллерии и фортификации, потомственному московскому литейщику.

Царь колокол

Иван Федорович Моторин родился в 60-х годах XVII века в семье литейного мастера Федора Моторина, владевшего небольшим литейным предприятием. С детских лет усвоив все премудрости бронзолитейного дела, Иван Федорович в 90-х годах XVII века был уже известным мастером-литейщиком и имел в Земляном городе, в Пушкинской слободе, населенной пушкарями, собственный, крупный по тем временам, литейный завод. На этом заводе производились отливки колоколов разной величины и веса для многих московских церквей.

В 1701 году, после тяжелых потерь в артиллерии, понесенных молодой русской армией в сражении со шведами под городом Нарвой, Петр I сделал заказ на срочную отливку 115 бронзовых орудийных стволов. Для выполнения этой работы из казны были выданы все необходимые материалы. В короткий срок, начинавшийся с апреля 1701 года по февраль 1702 года, на заводе Моторина было отлито 111 трехфунтовых и четыре шестифунтовых орудия.

Читайте также:  Старинная Москва: здания, возраст которых превысил 500 лет

Именно ему, артиллерийскому и колокольному мастеру Моторину, и было указано 26 ноября 1702 года приступить к отливке колокола весом в 3300 пудов для колокольни Ивана Великого. Отлитый колокол получил название «Воскресенский».

Спустя два года в 1704 году, им же был отлит колокол «Великопостный» весом 923 пуда. В 1712 году с завода Моторина был привезен в Кремль и поднят на Царскую башню кремлевской стены известный «Набатный» колокол, весивший около 2 тонн.

Царь колокол

С этим колоколом связана одна из трагических страниц истории Москвы. Во время известного восстания в Москве в 1771 году, носящего название Чумного бунта, восставший народ собрался в Кремле под удары этого колокола. Разгневанная императрица Екатерина II, не найдя организаторов восстания, тех, кто «ударил в набат», приказала наказать сам колокол — отнять у него язык. Так, без языка, и висел этот колокол на Царской башне до 1803 года, когда при ремонте кремлевских стен и башен он был снят и отправлен в кремлевский Арсенал. Оттуда, в 1821 году, колокол был перенесен в старое здание Оружейной палаты и установлен в ее вестибюле. Этот колокол находится в Оружейной палате и поныне.

Читайте также:  Новодевичий монастырь
Царь колокол

Принятое в 1730 году решение об отливке Царь-колокола начало осуществляться лишь год спустя. Московская контора артиллерии и фортификации, уполномоченная руководить этими работами, тем не менее, была лишена возможности принимать самостоятельные решения. По всякому, даже не очень существенному поводу представители конторы капитаны Глебов и Рух должны были через графа С.А.Салтыкова, управляющего Московской сенатной конторой, обращаться в Петербург, в правительствующий сенат. Такой порядок решения организационных и чисто технических вопросов приводил к задержке подготовительных работ.

Только в 1731 году состоялось, наконец, решение сената, которым разрешено было «оной колокол переливать и к тому материалы и припасы покупать и подряжать из Артиллерии. Медь и олово отпускать по требованию Артиллерийской канцелярии».

Место для отливки колокола Московская канцелярия артиллерии и фортификации определила и согласовала с графом Салтыковым. Оно найдено было в Кремле во внутреннем дворе между Чудовым монастырем и колокольней Ивана Великого.

Царь колокол

К этому времени Иван Федорович Моторин закончил составление колокола, над которым он работал вместе со своим сыном Михаилом. Решение всевозможных вопросов в утверждение проекта затянулось до мая 1734 года, когда, наконец, было получено разрешение сената на начало отливки колокола.

На месте отливки колокола для установки формы была вырыта яма глубиной 10 метров, имевшая внизу диаметр больший, чем наверху, на поверхности, где ее ширина определена была также 10 метров. Стены ямы были укреплены дубовым срубом и выложены кирпичом. Сруб был дополнительно укреплен железными связями. Дно ямы укрепили двенадцатью дубовыми сваями. На последние была положена железная решетка, которая являлась основанием самой формы. На решетке установлен был глиняный «болван», который определял внутренний объем тела колокола. После просушки и соответствующей подготовки на нем была выполнена из глины форма будущего колокола. В распоряжении Московской конторы артиллерии и фортификации не оказалось специалистов-мастеров, которые могли бы выполнить замысел Ивана Федоровича Моторина, т.е. украсить тело колокола необходимыми изображениями и надписями. В связи с этим, канцелярия была вынуждена обратиться в сенат с просьбой командировать в Москву специалистов «для сделания из дерева форм для святых и для персон ее императорского величества… и прочих украшений и надписи…». Специалистов прислали, ими оказались посланные еще Петром I для обучения «пьедестальному и формовальному делу» мастера Василий Кобелев, Петр Галкин, Петр Кохтев и Петр Серебряков.

Царь колокол

После окончания работ над формой приступили к изготовлению кожуха, на котором с внутренней стороны должны были отпечататься все скульптурные изображения фигур, просушки сначала формы, а затем и кожуха. Однако эти работы были задержаны, так как для их производства требовались соответствующие распоряжения из Петербурга.

В первой половине ноября начались приготовления к отливке, печи были зажжены, вокруг печей и рабочих построек все время находилось четыреста человек с пожарными трубами. В печи загрузили 14 212 пудов 27 фунтов металла. Плавка продолжалась 36 часов, и в 1 час 13 минут 25 ноября начался выпуск металла в форму из первой печи. Металл вылился из нее за 17 минут, а уже в 2 часа 25 минут весь металл из четырех печей вышел в форму. Таким образом, на весь процесс отливки Царь-колокола потребовалось 1 час 12 минут.

Через несколько дней после окончания отливки была разобрана забутовка вокруг формы, и окружающие увидели перед собой глиняную кору кожуха, закрывавшую собой сам колокол. Затем был разобран и кожух, после чего стало видно еще прикрытую кое-где пригорелой глиной поверхность колокола.

На литейной яме были восстановлены деревянные конструкции с множеством блоков и канатов, необходимые для того, чтобы приподнять колокол с решеткой, на которой он находился, и вынуть глиняный болван из него, создавший внутреннюю форму колокола. Итак, создание гигантского колокола, которое прошло с немалыми трудностями, было завершено 25 ноября 1735 года. Царь-колокол представляет собой выдающееся произведение русского литейного искусства. Он уникален как по своему весу, так и по размерам. Вес Царь-колокола составляет 12 327 пудов 19 фунтов, то есть 201 тонну 924 килограмма. Высота его равна 6 метрам 14 сантиметрам.

После освобождения колокола от формы под деревянным шатром, сооруженном над ямой, в которой он находился, застучали молотки чеканщиков, прорабатывавших своими чеканами все скульптурные, орнаментальные и текстовые украшения колокола. Художественная обработка поверхности Царь-колокола продолжалась в 1736 году и в первой половине 1737 года.

Как и кто разбил Царь-колокол

В мае 1737 года в Кремле возник пожар огромной силы. Возле Царь-колокола вспыхнули деревянные постройки. Сбежавшийся народ пытался потушить упавшие на колокол деревянные конструкции подъемного устройства и остатки сооружений, прикрывавших яму. Опасаясь, что величественный колокол расплавится, они лили на него воду. Но это, кроме вреда, ничего не дало. Вода, попавшая на раскаленный металл, вызвала его резкое охлаждение. В теле колокола возникли трещины, и от него откололся кусок металла весом 11.5 тонны.

Надо сказать, что еще до завершения работ по отливке гиганта, Михаил Моторин предложил два проекта, рассчитанные на то, чтобы успешно поднять Царь-колокол из ямы.

Катастрофические последствия пожара 1737 года привлекли внимание к Царь-колоколу многих москвичей, которым хотелось сохранить замечательное произведение. В 1747 году литейный дел мастер Константин Слизов предложил проект воссоздания растрескавшегося колокола. В 1759 году за работу по переливке Царь-колокола готовы были взяться участники первоначальной отливки — мастера Маляров, Кохтев, Степанов. В 1797 году известный русский зодчий Матвей Федорович Казаков, по проекту которого предполагалось произвести в Кремле большие строительные работы, спустился в строительную яму, осмотрел колокол и насчитал на его теле десять больших трещин, не считая отколовшегося куска.

Однако ни одному из предполагаемых проектов не суждено было осуществиться.

Царь-колокол — уникальный объект литейного искусства

После окончания Отечественной войны 1812 года, в Кремле начали приводить в порядок территорию, восстанавливать пострадавшие сооружения. Вспомнили и о Царь-колоколе. Руководитель работ генерал Бетанкур в 1819 году поручил Монферрану осмотреть колокол и сделать с него рисунки. В 1820 году, яму, в которой по-прежнему находился колокол, расчистили, застлали досками, обнесли перилами и сделали даже лестницу, по которой можно было спускаться вниз.

Уже тогда было ясно, что Царь-колокол — уникальное произведение литейного искусства. Он был украшен рельефными изображениями и надписями. Парадный портрет императрицы Анны Ивановны подчеркивал тот факт, что колокол отлит по ее повелению. Изображения царя Алексея Михайловича напоминало о том, что новый колокол был перелит из более древнего, изготовленного еще в XVII веке во время его правления. Алексей Михайлович, также как и императрица, изображен в полный рост в парадном облачении с державой и скипетром.

Очень красивы два больших фигурных картуша, расположенные между фигурами Анны Ивановны и Алексея Михайловича. Их рисунок образуют крупные барочные завитки, растительные мотивы и ромбовидная сетка-трельяж с четырехлепестковыми цветками-розетками. Дополняют декор фигуры ангелов. Внутри картушей помещены пространные надписи об истории создания колокола.

Под изображением императрицы Анны Ивановны , на нижнем краю колокола, вылита надпись в круглом медальоне: «Лил сей колокол российский мастер Иван Федоров сын Моторин с сыном Михаилом Моториным».

Удивительно и орнаментальное убранство колокола. Это и легкий, изящный орнамент в верхней части, и два строгих пояса между изображениями святых с четким ритмом вертикально расположенных растительных гирлянд. В нижней части колокола — пояс из листьев аканта и пояс сложного по рисунку орнамента с крупными цветочными розетками.

Все орнаментальные мотивы исполнены свободно и уверенно, здесь, как и в портретах, в изображениях святых, чувствуется рука хорошего мастера.

Однако не все намеченное удалось осуществить, так как после пожара в Кремле в 1737 году работы по чеканке изображений и орнаментов были прекращены и часть украшений остались необработанными.

К сожалению, имя скульптора, создавшего прекрасный декор Царь-колокола, было со временем забыто. В XIX веке упоминались лишь имена его помощников — мастеров пьедестального дела Василия Кобелева, Петра Кохтева, Петра Галкина и Петра Серебрякова. Восстановить имя скульптора помогли архивные материалы — им оказался Федор Медведев.

Установка Царь-колокола на постамент 

Еще раз к вопросу о подъеме Царь-колокола вернулись в 1836 году. Августу Августовичу Монферрану поручили поднять колокол из ямы и поставить его на пьедестал. По своему прямому назначению использовать колокол было уже невозможно из-за многочисленных повреждений, полученных почти сто лет назад во время пожара.

Для подъема Царь-колокола по приказу Монферрана вновь были установлены над литейной ямой деревянные леса с системой блоков, канатов и воротов. На возведение лесов и других сооружений ушло почти полтора месяца. Наконец настал день подъема. В Кремле собралась огромная толпа. Вот последовала команда, и заработали вороты, натянулись канаты. Вскоре огромный колокол показался из ямы. Но тут стало ясно, что он тащит за собой часть железной решетки, на которой так долго стоял. Несколько канатов не выдержали тяжести и лопнули. Монферрану ничего не оставалось, как прекратить дальнейший подъем колокола.

Большое мужество проявил один из мастеров, участвовавших в подъеме этого гиганта. Он спустился в яму, над которой висел на столь ненадежных канатах Царь-колокол, и соорудил для него бревенчатый помост. На этот помост осторожно опустили колокол.

Монферрану и его помощникам пришлось позаботиться о новых канатах и об увеличении количества воротов. Ввиду большой тяжести колокола число воротов достигло двадцати.

Новый подъем колокола назначили на 23 июля 1836 года на 5 часов утра. На последние приготовления ушел примерно час, и в 6 часов 5 минут солдаты, занявшие свои места возле воротов, привели их в движение. На этот раз подъем Царь-колокола прошел успешно. Он занял всего 42 минуты 33 секунды.

Как только колокол был поднят над землей, яму, в которой он до того находился, накрыли бревенчатым помостом, который продолжили до самого постамента. На помосте, на деревянные полозья поставили деревянные тележки с катками и на них опустили колокол. С помощью большого числа солдат, вращавших вороты, колокол на катках передвинули к постаменту. 26 июля его установили на специально подготовленный восьмигранный постамент, где он стоит и поныне.

Восьмигранный постамент, выполненный по проекту А.А. Монферрана, сделан из блоков белого известняка и внутри сложен из красного кирпича. Все блоки связаны между собой железными скобами по горизонтальным рядам и кованными штырями по вертикали. Дополнительно постамент скреплен коваными железными полосами, верхние концы которых уходят в плоскость блоков.

На лицевой стороне постамента по распоряжению Монферрана была укреплена доска с надписью: «Колокол сей вылит в 1733 году повелением г-ни имп. Анны Иоановны. Пребыл в земле сто и три года и волею благочестивейшего г-ря имп-ра Николая I поставлен лета 1836 августа в 4 день».

Монферран, взявший на себя труд поднять из литейной ямы и установить на постамент Царь-колокол, увенчал его специальным навершием. Навершие, покоящееся на «ушах» колокола, представляет собой шар, увенчанный золоченым крестом. Навершие было установлено уже после того, как колокол подняли на пьедестал.

Важным событием в истории этого выдающегося памятника русского литейного искусства стала его реставрация, впервые проведенная советскими специалистами в 1979-1980 годах.

Все работы по реставрации Царь-колокола выполняли специалисты Военной академии имени Ф.Э. Дзержинского. Постоянную консультацию оказывали им сотрудники Всесоюзного научно-исследовательского института реставрации. Немалую помощь оказали также научные сотрудники и реставраторы Кремля.

Летом 1980 года, когда в Москве проводились XXII Олимпийские игры, москвичи впервые увидели обновленный колокол. После реставрации он стал серебристо-белым, еще большую четкость и выразительность приобрел богатый орнамент памятника.

И сегодня правительство Москвы не забывает великого прошлого столицы, реставрируя главный колокол России.

Тысячи людей ежедневно приходят в Московский Кремль. Знакомясь с его достопримечательностями, они неизменно останавливаются возле Царь-пушки и Царь-колокола. Они — частица истории Кремля, Москвы, всего нашего государства. Они ярко и выразительно дополняют архитектурный облик Кремля, прославившегося во всем мире красотой и законченностью своего ансамбля.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *