Памятник «Рабочий и колхозница»

Памятник «Рабочий и колхозница»

Памятник «Рабочий и колхозница» — визитная карточка ВДНХ, эмблема Москвы и символ советской эпохи, знак экономической мощи страны, союза пролетариата и крестьянства, совместными усилиями, создавших великую державу. Скульптура создавалась специально для советского павильона на Всемирной выставке 1937 г. в Париже, где была восторженно встречена специалистами и публикой. Ныне монументальная статуя венчает павильон у Северного входа ВДНХ. Ежегодно ее посещают сотни тысяч москвичей и гостей столицы.

Планирование композиции

Разработка проекта была поручена скульптору Вере Мухиной и архитектору Борису Иофану. Общая идея композиции принадлежала Иофану, а реализация собственно статуи — Мухиной. Их концепции работы несколько расходились.

Борис Иофан планировал павильон с двумя величественными фигурами мужчины и женщины, сливавшимися в едином порыве, как на барельефе «Марсельеза» Триумфальной арки на площади Этуаль. Они должны были венчать павильон, служивший постаментом грандиозной скульптуры высотой почти 25 метров. Обнаженный мужчина и женщина в тонкой тунике несли символы советского народа — серп и молот.

Композиции в целом не хватало легкости и гармонии. Статуи не являлись естественным продолжением павильона, изобиловавшего вертикальными линиями и острыми углами связанных колонн. Чтобы придать скульптуре больше легкости, соответствующей замыслу, Иофан предложил добавить мужской фигуре развевающуюся набедренную повязку. Это придало ансамблю порыв, эффект движения в перед. Но до полной гармонии пока не хватало множества штрихов и деталей.

Вера Мухина добавила женской фигуре шарф, будто распростертое по ветру крыло, что придало фигуре сходство с «Никой» из Лувра. Мухина не считала скульптуру лишь продолжением павильона, ее навершием и украшением, вроде гитлеровского орла казарменного вида на немецком павильоне, экспонированном на той же Парижской выставке. Она хотела создать единый гармоничный ансамбль, где все элементы дополняли друг друга и служили единой идее проекта. Павильон-пьедестал должен был подчеркивать формы скульптурной композиции, устремленной вперед в патетичном порыве.

Благодаря воздушным элементам одежды, словно отбрасываемым дующим в лицо ветром, монументальные статуи приобрели легкость и некоторую изящность, в то же время олицетворяя неуклонное и неудержимое движение вперед. Гордо поднятые головы и откинутые назад свободные руки усиливали эффект.

Читайте также:  Сенатский дворец

Установленная на тянущемся ввысь павильоне, композиция стала аллегорией устремления к высокой, благородной и гуманной цели всеобщего счастья.

Согласование проекта

Изначальный проект Иофана и Мухиной не был безоговорочно принят, и потребовалась доработка деталей. Фривольной фигуре рабочего следовало заменить набедренную повязку на фабричный фартук и брюки.

Прения вызвал шарф на фигуре работницы, показавшийся буржуазным элементом. Мухина настойчиво доказывала незаменимость этой детали ансамбля, подчеркивающей основополагающую идею порыва. В итоге пришли к компромиссу: шарф оставили, но не сдвоенный, как крылья «Ники», а одинарный.

Изготовление композиции

По утверждении проекта встал вопрос с рабочей моделью: уменьшенной копией будущей скульптуры в пропорции 1:5. Это позволяло приблизить техпроцесс к реальному и выявить все проблемы, которые могли встать при создании окончательной версии «Рабочего и колхозницы».

Однако на тщательную работу по созданию макета не оставалось времени. Здесь Мухину выручил зав лабораторией ЦНИИТмаш Петр Львов. Он взялся из метрового, созданного Мухиной, макета собрать в пятнадцать раз больший, в установленные сроки.

Затем перешел к финальному проекту. В производстве использовалась новейшая хромоникелевая сталь, точечная сварка для соединения элементов, лекала из дерева под отливку и ковку стальных деталей торсов и конечностей фигур. Для голов, как самых сложных частей ансамбля, сначала лепили глиняные шаблоны.

Открытие выставки приближалось, сроки поджимали: работа шла в авральном режиме. Монтажом занималось более 160 человек, работавших в три смены, — процесс не останавливался ни днем, ни ночью. Для сборки использовали тридцатипятиметровый кран с пятнадцатиметровой стрелой.

Только каркас ансамбля весил 63 тонны, обшивка из стальных листов толщиной 0,5 мм — еще 12 тонн. Изящный шарф колхозницы потянул на 5 тонн. Его длина составила 30 метров.

Едва успели закончить, как настало время отправки «Рабочего и колхозницы» в Париж, на выставку.

Читайте также:  Англиканская церковь Святого Андрея

Триумф на всемирной выставке в Париже и возвращение ансамбля в Москву

Во Францию статуи везли в разобранном на 65 элементов виде. Части скульптуры и оборудование для сборки заняли 28 вагонов. Бесценный эшелон сопровождали Мухина и Львов. Тем временем Иофан приступил к сборке павильона на Марсовом поле в Париже.

Сборка статуй началась до завершения отделки павильона и закончилась на два дня раньше планируемого срока. Во время переезда некоторые детали обшивки помялись, их перековывали на месте. Зазоры между панелями обшивки покрывали стальной лентой.

Советский павильон стал хитом Всемирной выставки и привлек наибольшее внимание публики и специалистов. Его фотографиями пестрили газеты всего мира, сувениры с «Рабочим и колхозницей» стали самыми продаваемыми на выставке. Советские экспонаты, выставленные в павильоне, получили 270 наград, в том числе 95 высших (гран-при).

Тем более удивительно, что Вера Мухина, казалось, осталась недовольна своей работой. Во всяком случае она так заверила журналиста в одном из интервью.

По окончании выставки памятник демонтировали и увезли назад, в Москву. В процессе демонтажа, проводившегося без главного скульптора, незнакомые с устройством ансамбля техники разделили скульптуру на 44 части, вместо 65, повредив некоторые элементы.

В Москве памятник собрали заново, обновив, наполовину, каркас. Статуи получили новую, более толстую обшивку — перевозка, на сей раз, не планировалась, и экономить на весе не было смысла. Величественный ансамбль стал главным экспонатом и украшением Всесоюзной сельхозвыставки, вскоре переименованной в ВДНХ. Скульптурная группа стала официальной эмблемой крупнейшей киностудии «Мосфильм», неоднократно изображалась на монетах.

Реставрация памятника

Композиция почти 70 лет простояла в неизменном виде. Только в 2003 г. началась длительная, растянувшаяся на шесть лет, реставрация, обошедшаяся почти в 3 миллиарда рублей.

Рентгеном просветили точки сварки в количестве более миллиона. Затем памятник разобрали на 40 частей, каждую из них тщательно очистили и обработали пастой против коррозии, коей ушло более тонны. Каждая деталь была спектрально анализирована, а результаты обсчитаны компьютерными программами. Полностью заменили старый каркас на новый, из устойчивых к коррозии металлов.

Читайте также:  Достопримечательности Москвы для детей

Под скульптуру был создан новый павильон, больше похожий на «парижский» проект Иофана. Фасад украсили подлинным гербом СССР, оформлявшим композицию в 1937 г. на выставке в Париже.

Музейно-выставочный центр «Рабочий и колхозница»

Памятник Рабочий и Колхозница

Начиная с 2017 г. в павильоне, структурно входящем в выставочный комплекс ВДНХ, проводятся лекции, конференции и выставки. Перед комплексом дают концерты под открытым небом. Крыша павильона превращена в смотровую площадку для обзора панорамы города. В здании есть лифты, пандусы для прохода между этажами. В залах просторно, воздух прекрасно вентилируется.

Постоянная экспозиция посвящена истории павильона и его скульптурного комплекса. Экспонируются макеты, редкие архивные документы, фотографии создателей и их личные вещи.

О выставках и мероприятиях центра информирует официальный сайт ВДНХ. Вход обычно бесплатный.

Как добраться

Ансамбль располагается возле главного входа ВДНХ, на территории Останкинского района Северо-Восточного административного округа Москвы. Добраться до места можно на общественном транспорте, такси или личном автомобиле.

«Рабочий и колхозница» находится в 10 минутах ходьбы от станции метро ВДНХ Калужско-Рижской линии Московского метрополитена.

В ста метрах от входа в павильон — остановка трамвая № 17 «Ул. Сергея Эйзенштейна».

Рядом автобусная остановка маршрутов №№ 33, 56, 286, 496 и других.

Для автолюбителей неподалеку есть многоярусная подземная платная автостоянка.

Чтобы посмотреть в Москве как можно больше, с пользой и интересно провести время, необходимо тщательно спланировать променад и определиться с приоритетами. Представляем Вам возможные заслуживающие внимания варианты:

Куда сходить в Москве

Красивые места в Москве

Где отметить день рождения

Смотровые площадки Москвы

Куда сходить с детьми в Москве

Где в Москве можно побывать бесплатно

Ночная Москва: 35 идей куда сходить поздним вечером

Куда сходить с девушкой: варианты идеальных свиданий

Делитесь интересной информацией с друзьями

Читайте также

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

English
Deutsch
Italiano
简体中文
Русский