В городе Москве насчитывается 7 сталинских высоток. Комплекс на Котельнической от всех остальных отличается датой начала строительства, которая приходится на 1938 год.

Корпус возвели на берегу Москвы-реки. Проект разработали архитекторы  А. К. Ростковский и Д. Н. Чечулин. Так, было положено  возведение 9-ти этажей правого крыла будущего комплекса.  В 1947 году был принят единый план строительства столицы, согласно которого  наметилось возведение 8 высотных зданий. Эти сооружения были призывны существенно преобразить столичный облик в стиле «сталинский ампир».

Возведенное раннее строение на Котельнической решено было органично включить в комплекс, с частичной перестройкой фасада. Это была 1 из запланированных 8 высоток, строительство которой было завершено в 1952 году.

К закладке фундамента было решено торжественно приступить в праздничный день 800-летия Москвы. 7-зданий было построено, а 8-ю высотку, которая в плане значилась как Дворец Советов в Зарядье, возводить передумали.

Высотка на Котельнической набережной была сооружена таким образом, чтобы она смогла находиться на пересечении всех улиц, которые  были направлены к реке. Комплекс возвели на месте слияния реки Яузы и Москвы-реки.

До тех времен отечественные архитекторы не разрабатывали проекты, высотой больше 8 этажей.  Но с поставленной задачей инженеры и архитекторы с успехом справились.

Строительство высотки курировал Л. Берия. Для ее возведения были привлечены военнопленные немцы, которые неподалеку жили в лагере «Лагпункт» на Таганке. По этому поводу среди народа ходило много легенд. Среди безобидных историй – это метки, которые заключенные оставляли на стеклах. Они царапали фразу – «строили зеки».  

Известно, что пытаясь убежать, они прыгали с высоты на фанере и разбивались. В качестве моделей для скульпторов, ваявших статуи для здания выступали также зеки. Самая жуткая история, связанная с возведением этой высотки является та, где упоминается о жестоком прорабе, который за малейшее ослушание замуровывал заключенных в стены и пол. По другой версии, как раз сам прораб и пострадал от рук заключенных. Ну, верить этому или нет –  дело читателя.

Получившееся здание устремляется ввысь на 176 метров. В комплексе изначально было 700 квартир, а лестничные клетки размещались таким образом, чтобы исключить разгул сквозняков. Помимо жилых помещений в здании расположились магазины, детский сад, химчистка, почта и кинотеатр. По корпусу можно было передвигаться, не выходя на улицу, так как коридоры всех квартир были проходными. Убранство квартир было роскошным. Их счастливым жильцам сдавали полностью оборудованными. Кухни были меблированы в белом цвете. В санузлах была установлена импортная сантехника. Светильники были выполнены из бронзы и хрусталя. В холе выстлали полы из гранита, а в квартирах дорогим паркетом. А стены и потолки украсили роскошной лепниной и изысканно расписали. Высота потолков в подъезде составляет 5 метров. В здании насчитывается 32 этажа.

Cнаружи комплекс выглядит не менее внушительно и роскошно. Особенно он выделялся в советские времена, когда большая часть архитектуры была однотипной. Центральная часть здания украшена завершениями и башенками и декорирован в большей степени. На ней установили скульптурную группу комсомольцев. До сих пор остается загадкой, по какой причине пропустили главную скульптуру комсомольцев, где у девушки оголена грудь.

Облицовку цоколя выполнили гранитом. Композиция очень органично вписалась в ландшафт советского классицизма возможно за счет приема ступенчатой структуры домостроения. Комплекс получился таким обособленным и самодостаточным, как Ватикан в Риме.

Сталин лично решал, кто будет причислен к тем счастливчикам, имеющим право на жилплощадь в этой высотке. Одно крыло было отдано работникам силовых структур, военным, партийным деятелям и работникам КГБ.  С другой стороны поселилась творческая элита.

Точная цифра квартир не была известна никогда. Изначально имелась жилплощадь без номеров, где селили различных секретных агентов. В перестроечные времена многие владельцы стали менять планировку своего жилья, объединяя их.

В этом доме мечтали жить все без исключения. Даже самому архитектору Д. Н. Чечулину удалось поселиться на Котельницкой и прожить там до конца своих дней.

Архитектор Н. Чечулин «приложил свою руку» ко многим значимым объектам столицы.  Известно, что он начал свою активную деятельность еще при Й. Сталине, а закончил при Л. Брежневе. В его послужном списке значатся такие важные московские объекты:

•          гостиничный комплекс «Пекин»;

•          гостиница «Россия»;

•          Белый дом;

•          Дом советов РСФСР;

•          вестибюли станций метро «Комсомольская», «Киевская», «Охотный ряд», «Динамо»;

•          типовые проекты школ, больниц и прочих учреждений.

В среде инженеров и архитекторов о Николае Чечулине шутливо говорили что он  «отчечулил Москву».

Кроме него здесь проживало еще очень много представителей творческой интеллигенции, артистов кино и театров. На строении расположено множество памятных досок, которые дают информацию о знаменитых людях, когда-то проживавших здесь. К примеру: Н.Богословский, К. Лучко, Н. Сац, А. Твардовский. Ф. Раневская, Н. Мордюкова, Г. Уланова, Л. Зыкина, М. Ладынина с И. Пыреьвым, К. Паустовский и прочие.

Почти все квартиры были оборудованы одинаково. Это касалось меблировки, облицовки стен, наличия бра и люстр. Кроме этого, владельцам квартир запрещалось что либо менять в обстановке и передвигать мебель. Говорят, что причиной такого негласного запрета являлась возможность «прослушки» бесед именитых квартирантов.

Интересная история заселения в элитный дом случилась со знаменитой актрисой театра и кино Фаиной Раневской. Однажды к 70-летней актрисе пришел сотрудник небезызвестных органов, и предложил сотрудничество. Актриса должна была, как добропорядочный гражданин, помогать КГБ своевременным информированием о некоторых событиях и разговорах, происходивших в актерской среде. Мудрая женщина не растерялась и выразила готовность сотрудничать, но посетовала, что в виду того, что проживает в коммунальной квартире и ее особенности разговаривать во сне, она физически не сможет выполнять возложенные на нее обязанности.

И примерно через один месяц Фаина Раневская отпраздновала новоселье в квартире на Котельнической. Но через некоторое время после ее заселения  в органы был доставлен донос, в котором было описано странное поведение Раневской, которое проявлялось в ее  частых криках по ночам. В ее речи проскальзывали выражения о борьбе с вражескими агентами и ее связи с КГБ. После такого донесения Фаину Раневскую оставили  в покое и больше не предлагали никаких способов сотрудничества. Существует мнение, что этот донос на себя она написала собственноручно, а доставить его уговорила работающего в доме слесаря за вознаграждение.

В те времена многие жильцы дружили семьями и ходили, друг к другу в гости. Из рассказов старожилов известно, что закрывать дверь на замок было не принято.  Кстати двери, ведущие у квартиры также очень оригинальны. Они выполнены из двух створок дерева и имеют отверстие под почту и оснащены дверным глазком.

Фаина Раневская была неординарной актрисой и женщиной с большим чувством юмора. Однажды ее именитый сосед Твардовский попросился в гости, точнее пройти в туалет. По нелепой случайности, он остался без ключей от своей квартиры, и пришлось обращаться с такой просьбой к знаменитой актрисе. Знакомство состоялось, и соседи еще долгое время провели тот день в беседе. На прощание Раневская сказала, что ее клозет всегда свободен для Твардовского.

К слову сказать, квартира актрисы располагалась на втором этаже, как раз над кинотеатром «Иллюзион». Это было прогрессивное заведение, где часто проводились премьеры без одобрения цензуры. Также на первом этаже была булочная, товар которой пользовался большим спросом у жильцов. По этому поводу Фаина Георгиевна шутила, что она живет над хлебом и зрелищами.

Первое место местного юмориста принадлежало Никите Богословскому, который придумывал и воплощал в жизнь розыгрыши знакомых и соседей. Однажды он нанял автовышку, и, одевшись в простыню и истерично завывая, разыграл своего соседа А. Г. Новикова перед окном.  Кроме этого был еще случай ложного вызова Богословским врачей со скорой помощи,  которых после обвинили в намерении провести ограбление в квартире Д. Шостаковича. Медработников задержала милиция, и отпустили после признания Богословского в  мелком хулиганстве.

Несмотря на роскошь и налаженную инфраструктуру, у высоток была общая проблема – тараканы. Известно, что на месте возведенной высотки раннее были расположены мучные склады. И тараканы никуда с насиженного места уходить не собирались. Так, балерины, актрисы, адмиралы, генералы, архитекторы и композиторы вели неравную борьбу с насекомым.

Эта знаменитая высотка нередко фигурировала в кинофильмах. Особенно ярко апартаменты отобразили в картине «Москва слезам не верит». Также ее можно было лицезреть в картинах «Каникулы Кроша», «Стиляги», сериале «Бригада», выпусках «Ералаш» и некогда популярного фильма «Брат 2» и пр.

В настоящее время полюбоваться знаменитым комплексом можно не только снаружи. Для того чтобы проникнуть внутрь дома, можно купить билет в музей-квартиру Г. Улановой, который открыли в 2004 году. В четырех комнатах знаменитой балерины все осталось в нетронутом виде: ее личные вещи, огромная библиотека, станок у зеркала, и предметы мебели.

Мало, что изменилось за прошедшие 60 лет. В высотке на Котельнической по-прежнему мечтает жить большая часть людей. В настоящее по этому адресу проживают: Д. Нагиев, Р. Литвинова, Е. Шифрин и еще много тех, кто не желает об этом распространяться.

Адрес: Котельническая набережная, 1/15

КАРТА САЙТА – УЗНАЙ МОСКВУ!