Среди самых красивых и впечатляющих «ворот» столицы особое место занимает Северный речной вокзал – основное строение комплекса сооружений, возведенных вдоль канала имени Москвы. На сегодняшний день здание вокзала – это памятник архитектуры и один из символов города, а набережная и парк, раскинувшиеся вокруг него – отличное место для прогулок и отдыха горожан и гостей столицы.

Шедевр сталинского ампира

Изначально Северный речной вокзал назывался Химкинским по месту своего расположения. Его строительство началась в 1933 году, и велось одновременно с прокладкой канала Москва-Волга (в настоящее время канал имени Москвы). Это был первый советский речной вокзал, при проектировании которого на первое место была поставлена не функциональная, а эстетическая составляющая. Согласно задумке тандема архитекторов Алексея Рухлядева и Владимира Кринского «порт пяти морей» должен был быть похож на большой круизный лайнер. При этом создатели проекта взяли за образец внешнего оформления Дворец дожей в Венеции. 

Торжественное открытие нового речного порта состоялось в 1937 году одновременно с наполнением канала Москва-Волга водой.

Высота здания нового вокзала составляла 75 метров (со шпилем), длина фасада – 150 метров. Его центральная часть представляла собой портал с тремя арками. Колонны этих арок украшали медальоны с различными сюжетами. Диски медальонов диаметром около полуметра каждый были изготовлены на Ломоносовском фарфоровом заводе. Расписывала их художник-керамист Наталья Данько.

От центрального портала в обе стороны расходились крылья здания, опоясанные двухъярусными галереями, каждая из которых завершалась ротондой с фонтаном посередине. В одной из ротонд был установлен фонтан «Северный» или «Полярный» (архитектор Л. Кордашов), в противоположной – «Фонтан Юга» или «Черноморский фонтан» (автор И. Ефимов). Благодаря особенностям конструкции, со стороны набережной двухъярусные галереи переходили в трехъярусные.

Первый ярус центральной башни был окружен аркадами, второй – колоннами, украшенными эмблемами мореходства. 150 четырехгранных колонн первого этажа были облицованы тарусским камнем белого цвета, цоколь выполнен из красного гранита, а главные порталы – из серо-зеленого диорита.

Завершали композицию башенные часы, куранты для которых привезли в Москву из Волоколамского Воскресенского собора. У подножия башни были размещены скульптуры Южанка, Красноармеец, Северянин и Краснофлотец (автор Ромуаль Иодко).

Главными достопримечательностями здания стали широкая лестница со стороны набережной и высокий шпиль с пятиконечной звездой. Последний оборудовали специальным механизмом, который должен был поднимать конструкцию на 83 метра в сезон навигации и спускать на зимний период (но что-то пошло не так, и на деле шпиль опускался и поднимался всего пару раз за все время эксплуатации вокзала). Композиция из серпа и молота, размещенная на звезде вокзала, была украшена уральскими самоцветами.

С крыши второго этажа и центральной башни открывался великолепный вид на весь порт и канал.

Не меньше внешнего вида вокзала поражали и его внутренние интерьеры. Четыре массивные колонны разделали внутреннее пространство на три главные зоны: вестибюль, зал ожидания (северная часть) и ресторан (южная часть). Во всех помещениях была выполнена художественная отделка стен и расписаны потолки. Для удобства пассажиров внутри Северного речного вокзала работали медкабинет, библиотека, парикмахерская, душевая, почта, телеграф, газетный киоск, комната хранения багажа, а также обувная мастерская и комната матери и ребенка.

Все осветительные приборы и декоративные предметы интерьера выполнялись по спецзаказу.

Несколько десятилетий Северный речной вокзал Москвы прекрасно справлялся со своей задачей: служил воротами в столицу для тех, кто прибывал сюда по воде. Однако в конце 80-х годов XX века пассажиропоток резко сократился, а величественному зданию вокзала потребовался капитальный ремонт. К началу 2000-х некогда парадные ворота Москвы превратились в аварийную заброшенную постройку, пригодную разве что для съемок апокалиптических фильмов.

Все изменилось в 2015 году, когда у здания вокзала в очередной раз сменился «хозяин». Постройка перешла на баланс города. Тогда-то и было принято решение о его масштабной реконструкции и возвращении Северному речному вокзалу былого величия и функциональности.

Новая жизнь Северного речного вокзала

После принятия решения о восстановлении исторического здания, на Северном речном вокзале начались широкомасштабные работы. Реставрация продолжалась почти полтора года. За это время по чертежам и фотографиям мастерам удалось полностью восстановить изначальный внешний вид уникальной постройки и практически на 100% воссоздать внутреннее оформление вокзала.

В настоящее время здание Северного речного вокзала, напоминающее белоснежный трехпалубный лайнер, вновь принимает жителей и гостей столицы. А восстановленная пятиконечная звезда на шпиле, ярко сверкающая на солнце, служит своеобразным маяком для капитанов речных судов. Обновленный порт может принимать/отправлять до четырех судов одновременно (до 24 – в сутки). Его пропускная способность за навигационный сезон составляет более 1,5 миллиона пассажиров.

Как и в далеком 1937 году, сегодня в здании вокзала работает ресторан «Волга-Волга», с его галерей открываются фантастически красивые виды на канал и противоположный берег, где расположен музей ВМФ, а с его причалов отправляются круизные суда до Санкт-Петербурга, Астрахани, Ростова-на-Дону, Перми и ряда других городов. Также здесь начинаются многие экскурсионные речные прогулки по Москве.

Из новинок в здании вокзала появилась экспозиция музея Московского транспорта, посвященная роли данного порта в освоении Арктики. В центре экспозиции самолет-амфибия Сикорского Н-207.

14 августа 1937 года из района Северного речного вокзала этот борт отправился в свой первый полярный рейс. Экспозиция рассказывает о самом самолете, его экипаже и судьбе полярных летчиков. Посетители могут самостоятельно ознакомиться с архивными документами и историческими артефактами, либо послушать увлекательную экскурсию.

Набережная

В рамках реконструкции не только восстановили здание, но и благоустроили набережную. Самым необычным элементом обновленной набережной стал макет канала имени Москвы. Ручей с подсветкой, на котором установлены точные копии шлюзов канала и здания Северного речного вокзала, тянется вдоль всей набережной. В русле этого «мини-канала» дети пускают самые разнообразные корабли и лодки.

Вдоль набережной обустроены прогулочная зона и дорога для передвижения на спецтранспорте. Красоты и уюта добавляют клумбы с цветами, зеленые склоны со скамейками и искусственные камни, достаточно большие, чтобы на них можно было не только присесть отдохнуть, но и позагорать в солнечные дни.

Парк Северного речного вокзала

Здание речного порта окружено парком. Создавался он почти одновременно с самим вокзалом и был обновлен вместе с ним. Центральный вход в парк находится напротив здания Северного речного вокзала и позволяет сразу охватить взглядом всю красоту архитектурного шедевра.

У входа гостей встречает скульптура «Водный путь» (выполнена по проекту Ю. А. Куна) – девушка, держащая над головой корабль. По задумке автора руки девушки символизируют реки Москва и Волга. А линия воды, по которой плывет корабль – это символ канала, соединяющего эти две водные артерии. Основная парковая аллея начинается у самого входа и заканчивается у ступеней здания вокзала.

На поперечной аллее, на равном удалении от центра возвышаются два одинаковых фонтана «Северная чаша» и «Южная чаша». Они были установлены при обустройстве парковой зоны в 30-е годы, а в процессе реставрации приведены в порядок. Кроме того, два сухих фонтана с подсветкой (это уже новодел) расположены у самого входа в здание вокзала.

Из исторических объектов на территории парка также сохранились скульптура «Волейболисты» и памятник ученому-кораблестроителю Алексею Крылову (авторы Лев Кербель и Ю. И. Гольцев).

Помимо скульптур и фонтанов посетителей парка ждут тенистые тропинки, беседки и удобные лавочки. Для любителей активного образа жизни здесь есть площадки для игры в стритбол, пинг-понг, волейбол и т.д. А те, кто предпочитает интеллектуальные и настольные игры, обязательно оценят площадку со столами, за которыми может одновременно играть несколько человек. Не забыли благоустроители и о детях – для них в парке оборудовано несколько игровых площадок с горками, качелями и другими интересными развлечениями.

Для гостей столицы и любителей необычных вещичек на главной аллее парка установлены несколько небольших киосков по продаже сувениров. В них можно найти все что угодно: от простых магнитиков на холодильник, до фарфоровых статуэток.

Также при восстановлении парковой зоны было предусмотрено место для небольшого летнего кинотеатра и танцплощадки. А еще здесь планируется оборудовать станцию второй московской канатной дороги (свяжет ст. м. «Сходненская» с Северным речным вокзалом).

Кафе и рестораны

Помимо ресторана с историческими интерьерами и советским меню в современной интерпретации, расположенного в здании самого вокзала, проголодавшиеся москвичи и гости столицы могут перекусить в кафе на набережной. Здесь есть небольшая лавка с морепродуктами, попробовать которые можно прямо здесь за столиками. Не останутся голодными и любители русской национальной кухни – для них также есть небольшое, но уютное заведение.

Кроме того, к открытию готовится кафе у входа в здание вокзала, а вдоль аллей и на центральной площади установлены киоски с горячими напитками, сладкой выпечкой и различными бутербродами. Ну и конечно, в теплое время года здесь всегда можно найти лотки с горячей кукурузой, мороженым и хотдогами.

Интересные факты

Благодаря своей необычности и фактурности, Северный речной вокзал Москвы достаточно часто становился съемочной площадкой. Одним из наиболее знаменитых фильмов, в котором «засветилось» здание порта – музыкальная комедия Г. Александрова «Волга-Волга», снятая спустя всего несколько месяцев после открытия вокзала. Также новый символ столицы «отметился» в кинофильмах «Новая Москва» (1938 год); «Коллеги» (1962); «Горожане» (1975); «По семейным обстоятельствам» (1977) и ряде других.

А еще, как и у большинства построек с многолетней историей, есть у Северного речного вокзала Москвы своя легенда. Она гласит, что звезда, венчающая вокзальный шпиль, раньше украшала Спасскую башню Кремля. Однако как утверждают специалисты, это всего лишь миф. По словам экспертов, кремлевские звезды отличаются от пятиконечного «маяка» речного порта по своей конструкции и изготавливались на другом заводе.

Где находится и как добраться

Северный речной вокзал находится в Северном административном округе Москвы на берегу Химкинского водохранилища, по адресу: Ленинградское шоссе, 51.

Ближайшая к нему станция метро – «Речной вокзал» (Замоскворецкая линия). От станции до порта можно добраться пешком за 10 минут. Дорога проходит через парк «Дружбы», затем через подземный переход через Ленинградское шоссе, и, наконец, по центральной аллее парка Северного речного вокзала прямо до центрального входа.

Также доехать до парка и порта можно на автобусах №№ Н1 (ночной), Т6, Т43, 243, 342, 343, 350, 370, 437 (Москва-Клин), 440, 465 и 905. Кроме того, к зданию вокзала можно подъехать на легковом автомобиле (такси, каршеринг, личный транспорт). А вот по набережной, до причалов передвигаться можно только на специальном электротранспорте.

КАРТА САЙТА – УЗНАЙ МОСКВУ!