Храм Василия Блаженного

Храм Василия Блаженного

Храм Василия Блаженного – ценное наследие древнерусского зодчества, жемчужина ансамбля Красной площади и символ гордости Москвы. Каждый день, тысячи москвичей и посетителей нашего города восхищаются его изысканной красотой и зачаровываются утонченными деталями его причудливого декора. Вид на Храм Василия Блаженного давно стал эталонным образцом превосходства. В сиянии утреннего солнца, в яркий полдень, во время дождя или снегопада, либо на фоне прекрасного заката неба, Покровский собор очаровывает каждого, кто оказывается на главной площади страны.

Этот храм был возведен в середине XVI века по указу Ивана Грозного, в честь завоевания Казанского ханства – куска бывшей Золотой Орды. Именно 1 октября 1552 года, в день празднования Покрова Божией Матери, начался штурм Казани, который закончился победой русского войска.

Интересный факт. Храм называется несколько иначе — Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву. Но в народе закрепилось название Храм Василия Блаженного.

История Храма Василия Блаженного

Старинная московская легенда гласит, что когда в походной церкви под Казанью на обеденной службе диакон возгласил евангельские строфы: «Да будет едино стадо и один пастырь», часть крепостной стены неприятельского города, под которую был сделан подкоп, взлетела на воздух, и русские войска вошли в Казань.

Читайте также:  Измайловский Кремль

Через два года в Москве на Красной площади был заложен храм Покрова Богородицы. Первоначально здесь, на бровке Москвы-реки, на возвышенности рядом со рвом, окружавшим средневековый Кремль и засыпанным в XIX веке, стоял белокаменный храм во имя Живоначальной Троицы, где был погребен самый чтимый на Руси юродивый Василий Блаженный. Легенда гласила, что он сам собирал в полу деньги на будущий Покровский храм, приносил на Красную площадь и бросал их через правое плечо – пятак к пятаку, копейку к копейке, и никто, даже воры, не трогали этих монет. А перед смертью, в августе 1552 года отдал их Ивану Грозному, который вскоре повелел строить на этом месте храм.

Храм Василия Блаженного 16 век
Храм Василия Блаженного 16 век

Во время походов на Казань Иван Грозный приказал ставить вокруг Троицкой церкви обетные деревянные храмы в честь тех святых, в дни памяти которых были одержаны победы в битве с неприятелем. Так, 30 августа, в день трех Патриархов Константинопольских – Александра, Иоанна и Павла – был разбит отряд татарской конницы князя Епанчи. 30 сентября, в день памяти Григория Армянского, была взята крепостная стена Казани вместе с Арской башней. 1 октября, в праздник Покрова, начался штурм города, победоносно закончившийся на следующий день, 2 октября, в праздник Киприана и Устиньи.

Интересный факт. Храм Василия Блаженного состоит из 11 церквей, сгруппированных вместе.

Другие храмы, по мнению исследователей, были связаны с царствующей династией или с местными московскими событиями: например, Василий III в декабре 1533 года перед смертью принял постриг под именем Варлаам. Храм Входа Господня в Иерусалим основан, вероятно, в честь победного возвращения Ивана Грозного с войском в Москву, что символически выразилось и в московской иконе XVI века «Церковь Воинствующая».

Читайте также:  Мавзолей Ленина
Собор Покрова на рву (храм Василия Блаженного) в Москве. 1555-1560 г.г.
Собор Покрова на рву (храм Василия Блаженного) в Москве. 1555-1560 г.г.

Все эти престолы первоначально находились в составе девяти глав-церквей Покровского собора, когда святитель Московский митрополит Макарий посоветовал царю построить здесь один собор в камне. Он же явился автором гениальной идеи нового храма. Сначала предполагалось поставить оставить семь храмов вокруг центрального восьмого, однако в процессе строительства «ради симметрии» был добавлен девятый южный придел, позднее освященный в честь Николы Великорецкого.

Покровский храм возводили в 1555-1561 годах русские зодчие Барма и Постник Яковлев, (а возможно, это был один мастер – Иван Яковлевич Барма). Известна легенда, что, увидев храм, Иван Грозный повелел ослепить мастеров, чтобы они не смогли больше нигде построить такое чудо. Будто бы на вопрос царя, может ли мастер построить другой такой же прекрасный храм или еще лучший, тот с вызовом ответил: «Могу!» – и разгневал царя. «Ты лжешь!» – вскричал Грозный и приказал лишить обоих глаз, чтобы этот храм оставался единственным. Народная молва разносила слух о том, что якобы этот храм Иван Грозный строил в честь своего отца, великого князя Василия III: «Меня-то народ и без церквей тысячу лет будет помнить, а я хочу, чтобы и родителя моего помнили». Оттого будто бы храм и называется Василием Блаженным.

Престол центрального шатра освящен во имя Покрова Богородицы, и собор полностью стал называться храмом Покрова Божией Матери, «что на Рву». (Празднование Покрова в русский церковный календарь ввел еще святой князь Андрей Боголюбский). Освящал храм митрополит Макарий в июле 1557 года в присутствии царя, однако строительство было продолжено и сыном Ивана Грозного, царем Федором Иоанновичем, при котором были обретены мощи св. Василия Блаженного, и последующими государями династии Романовых.

Маленькая северо-восточная церковь Василия Блаженного, позже построенная на могиле почитаемого в Москве юродивого, дала потом всему храму другое, более распространенное название – собор Василия Блаженного. Однако она вместе с приделом Рождества Богородицы, устроенным на месте обретения мощей юродивого Иоанна Московского не вошла в главный идейно-композиционный сюжет собора, а только как бы сопутствовала ему.

Интересный факт. Храм Василия Блаженного включен в список мирового культурного наследия ЮНЕСКО.

Уникальный Покровский собор стал воинским храмом и в то же время сложнейшим символическим воплощением московской национальной идеи Третьего Рима, представляя собой архитектурный образ библейского Нового Иерусалима – Царствия Божия, описанного в Откровении Иоанна Богослова (Апокалипсисе). В нем не только молились – он сам был иконой, запечатленной в камне.

Храм Василия Блаженного или Покровский собор: сколько имен у храма

Храм Василия Блаженного - Покровский собор на Красной площади в Москве

Какое название наиболее часто звучит по отношению к данному храму? Конечно, “Василий Блаженный”. В Москве существует несколько Покровских храмов, а по всей Руси – огромное множество. Однако храмов, посвященных Василию Блаженному, существует всего несколько, а самый популярный и узнаваемый из них – находится на Красной площади в Москве.

На самом деле, это далеко не единственное «второе» имя храма. Еще в XVI-XVII веках в письменных источниках его упоминают как Троицкий, Входоиерусалимский или Иерусалимский. Однако с конца XVII века название Василия Блаженного – известного московского юродивого, который был похоронен у монастыря, настоятельно закрепилось за храмом. Через 31 год после похорон московского чудотворца над его захоронением была возведена церковь.

Судьба данного придела складывалась таким образом, что его посвящение стало популярным у всех верующих. Многие ошибочно полагают, что собор сразу был назван именем святого Василия. Однако это далеко не так. Несмотря на скромные размеры церкви по сравнению с окружающими столпами верхних церквей храма, культ святого Василия стал настолько популярным, что переплетение с его именем стало частью повседневной жизни, как официально, так и неофициально. В отличие от других церквей этого времени, где службы проходили только в летний период, в церкви Василия Блаженного служили каждый день. Посетители начали говорить, что они идут не в Покровский собор, а именно «к Василию», что означало их намерение присутствовать на службе в этом храме.

Сочетание уникальной иконографии Василия Блаженного и запоминающейся архитектуры собора, расположенного в священном центре древней столицы, утвердилось в общественном сознании как неповторимый комплекс, получивший название собора Василия Блаженного. Интересно, что в конце XIX века было объединено два названия, и храм стал называться Покровским и Василия Блаженного собором на Рву.

А начиная с XX века в повседневной жизни широко используется название храма Василия Блаженного. Таким образом, несколько названий собора отражают различные аспекты его существования на протяжении более чем четырех веков.

Из чего построен Храм Василия Блаженного?

Если задать вопрос о материале, из которого возведен Покровский собор, в ответ получишь, что это кирпичное сооружение. Конечно, собор действительно построен из кирпича, но также использован и белый камень – его ступени и пороги можно обнаружить на входе в собор, хотя на фоне всей его великолепной архитектуры не всегда обращаешь на них внимание.

В домонгольское время на Руси был в использовании каменец, который имел иное наименование – «плинфа». Это был обжаренный кирпич, широкий и плоский, приближающийся формой к квадрату. Он отличался от привычного кирпича тем, что был шире, но в то же время тоньше, его размеры составляли примерно 30,0 х 35,0 х 25,0 см.

Плинфа пришла на Русь из Византии, которая в итоге стала основным материалом для строительства множества известных монументальных памятников конца X – начала XIII века. Ее использовали при возведении храмов, жилых домов и оборонительных сооружений в таких городах, как Новгород, Смоленск, Переяславль-Русский, Полоцк, Чернигов и, конечно, Киев. Если вы посещали Киев, то, без сомнения, видели плинфу в кладке Золотых ворот, а также ее использование при строительстве фундамента Десятинной церкви и Софийского собора.

В период Ордынского ига строительство из плинфы почти полностью прекратилось, и лишь в конце XV века оно возобновилось, но с использованием совершенно нового типа кирпича. Великий князь Иван III обратился к итальянским мастерам, которые были знакомы с последними достижениями в инженерных и архитектурных методиках. Вместе с ними в Москву пришел и новый вид кирпича, который был использован для строительства Московского Кремля, Успенского собора, колокольни «Иван Великий» и других зданий. В середине XVI века по указу царя Ивана Грозного был построен Покровский собор, также из кирпича, как церковь, посвященная государю.

Данный кирпич был значительно прочнее плинфы и обладал большим удобством для строителей. Однако, его использование было связано с высокими затратами. Строить из данного материала в XV-XVI веках могли позволить себе только правители. Чтобы защитить стены от неблагоприятных воздействий окружающей среды, их покрывали штукатуркой, а затем осуществляли роспись в виде имитации кирпича. Здание из красного кирпича в XVI веке было образцом красоты, модности, роскоши и доступности только для самых состоятельных. Эта роспись также указывала на его государственный характер, свидетельствуя о его принадлежности власти.

Кирпичная кладка свода церкви Святой Троицы
Кирпичная кладка свода церкви Святой Троицы

К середине XVI века появилось уже множество разнообразных форм кирпичей. При возведении Храма Василия Блаженного были использованы кирпичи стандартного размера 25,0 х 12,0 х 6,5 см; маломерные 22,0 х 10 х 4 см, и большемерные 30,0 х 14,0 х 8,0 см. Также были использованы огромные кирпичи размерами 57 х 28 х 15 см, а также разнообразные и уникальные для каждой части архитектуры кирпичи разных форм. Именно, благодаря им, архитектурное убранство собора превратилось в нечто удивительно красивое и неповторимое.

Лекальные кирпичи южного портала центральной церкви
Лекальные кирпичи южного портала центральной церкви

Основными цветами Покровского собора являются красный и белый, так как его конструкция выполнена из красного кирпича и белого камня. Белый камень использован для создания множества архитектурных деталей, что придает собору изысканность. Лестницы, в том числе ленточная лестница, идущая вдоль несущих стен, а также фундамент и цоколь, на котором он стоит, также выполнены из белого камня. Использование каменных плит для фундамента не было случайным решением.

Белокаменный цоколь Храма Василия Блаженного
Белокаменный цоколь Храма Василия Блаженного

Кирпич – пористый материал, обладающий способностью эффективно впитывать и задерживать влагу. Особенно это проявляется в случае использования обожженного кирпича, который способен “поглощать” воду через микропоры, наподобие дерева, прекрасно прокладывающего себе путь вверх. Именно поэтому разрушение кирпичных конструкций, в таких случаях, начинается сверху, с появления высолов и грибков. Конечно, можно избежать этих проблем, если предотвратить “поглощение” воды кирпичем.

Аналогичные свойства обнаруживает и белый камень, который также является пористым материалом. Конечно, он пропитывается водой, но его поры относительно большие, а значит, влага не поднимается вверх. Таким образом, чтобы обезопасить стены от воздействия дождевой воды, достаточно начать строить их таким образом, чтобы влаге было невозможно проникнуть. Очевидно, мастера, занимавшиеся строительством соборов, хорошо знали этот секрет и применяли его.

Архитектура храма

Замысел Покровского собора основан на апокалиптической символике Небесного Иерусалима. Восемь глав, расположенных вокруг центрального девятого шатра, в плане образуют геометрическую фигуру из двух квадратов, совмещенных под углом в 45 градусов, в которой нетрудно увидеть восьмиконечную звезду.

Число 8 символизирует день Воскресения Христа, который по древнееврейскому календарному счету был восьмым днем, и грядущее Царствие Небесное – Царство «осьмого века» (или «осьмое царство»), которое наступит после Второго Пришествия Христа – после конца земной истории, связанной с апокалиптическим числом 7.

Квадрат выражает твердость и постоянство веры и является космическим символом Вселенной: его четыре равные стороны означают четыре стороны света, четыре ветра Вселенной, четыре конца креста, четыре канонических Евангелия, четырех апостолов-евангелистов, четыре равносторонние стены Небесного Иерусалима. Совмещенные квадраты символизируют проповедь Евангелий на четыре стороны света, то есть на весь мир.

Интересный факт. При виде на храм сверху можно увидеть, что церкви, которые расположены по периметру вокруг центральной, образуют четкую геометрическую фигуру – Вифлеемскую звезду, символ Пресвятой Богородицы.

Восьмиконечная звезда – напоминание о Вифлеемской звезде, указавшей волхвам путь к младенцу Христу, Спасителю мира, – символизирует всю христианскую Церковь как путеводную звезду в жизни человека к Небесному Иерусалиму. Восьмиконечная звезда является и символом Пресвятой Богородицы – Владычицы Церкви и Царицы Небесной: в православной иконографии Божию Матерь изображают в мафории (покрывале) с тремя восьмиконечными звездами на плечах и на челе в знак Ее Вечного Девства – до, во время и после Рождества Христова.

Все эти символы выражают эсхатологическую идею, заложенную в основу архитектурного собора – главного храма Третьего Рима. Престол в честь Покрова Богородицы размещен в центральном шатровом храме, который объединяет остальные главы, как бы собирая их вокруг себя. Это символизирует главенство, покровительство и заступничество Божией Матери над Церковью Христовой и над всей Русской землей. Шатер в русском храмостроительстве символизирует сень, которая с глубокой древности возводилась над священным местом в знак его Богохранимости и святости. Известный древнейший пример восходит еще к ветхозаветной истории, когда над престолом царя Соломона была сень (навес) из слоновой кости и золота. В древней христианской церкви под сенью совершалась Евхаристия.

Престолы в трех храмах на главной оси «запад-восток» освящены последовательно: в честь Входа Господня в Иерусалим (глава, ближайшая к Спасским воротам Кремля), Покрова Божией Матери (центральный шатер) и Святой Троицы в восточной главе собора, то есть в важнейшей его части, ибо в православных храмах на восток ориентированы алтари. Известный ученый М.П.Кудрявцев, чья уникальная теория градостроительства средневековой Москвы признается православными москвоведами, полагал, что именно Троицкий храм-придел был главным в идейной композиции собора. В XVI веке весь собор назывался Троицким и по нему же была тогда названа Троицкой прилегающая Торговая площадь, позднее получившая название Красной, что на древнерусском языке означало «красивая».

В композиции Покровского собора можно проследить развитие глубинного сюжета на этой оси: от Входа Господня в Иерусалим, где Он совершил свой искупительный Подвиг к Им основанной Церкви, которая под Покровом Божией Матери предстоит перед Престолом Святой Троицы, и только через Христову Церковь открыт путь в Царство Святой Троицы – в Небесный Иерусалим.

Первоначально Покровский собор венчали 25 глав: 9 основных и 16 маленьких, расположенных вокруг центрального шатра, приделов и колокольни. Его цвет тоже отличался от современного: он был красно-белым с золотыми луковичными главками. Это было символическим выражением апокалиптического образа Небесного Престола в окружении 24 старцев с золотыми венцами на головах и облеченных в белые одежды. Существует версия, что это также символизировало 13 кондаков и 12 икосов Похвалы Богородицы – уставного акафиста, который читали во время Великого Поста во славу Божией Матери. Внутренняя обходная галерея собора, расписанная причудливым растительным орнаментом под Райский сад, в плане составляет двенадцатиконечный крест, что соответствует 12 вратам в стенах Небесного Иерусалима.

При всем великолепии своего внешнего облика, внутри Покровский собор совсем небольшой. Во время службы там могло поместиться немного людей. Когда на Красной площади во время больших церковных праздников совершались богослужения, она вся заполнялась народом, духовенство занимало Лобное место, куда ставили аналой, а Покровский собор становился алтарем огромного Храма под открытым небом.

Идейная композиция Красной площади, где храм Покрова главенствует, представляет собой решение самой сложной проблемы – создание образа Нерукотворного Храма Града Божия в городе земном (в Небесном Иерусалиме нет храма, а «есть только Престол Его»). Красная площадь и представляет собой такой Храм, где алтарем, престолом и надпрестольной сенью является собор Василия Блаженного, амвоном – Лобное место, наосом – само пространство площади, входом – Воскресенские ворота, а роль купола выполняло открытое небо.

В пользу этой теории, предложенной М.П. Кудрявцевым, свидетельствует и допетровский обычай празднования Входа Господня в Иерусалим (Вербное Воскресенье). Молящийся московский люд собирался на Красной площади, и туда же из Успенского собора через Спасские ворота направлялся крестный ход. В Покровском храме совершалось богослужение, и процессия возвращалась в Кремль. Впереди шествия ехал патриарх на белой лошади, которую под уздцы вел сам царь – в воспоминание о Входе Господнем в Иерусалим. Площадь действительно превращалась в огромный молящийся Храм, а ее идейная композиция развивалась от входа через Воскресенские ворота (с XVII века мимо часовни Иверской Божией Матери – Вратарницы и Заступницы) через Казанский собор – образ Церкви Воинствующей к Лобному месту – московскому символу Голгофы, и оттуда устремлялась к Покровскому собору – в Небесный Иерусалим.

Этот храм был главным символом не только на Красной площади, но и во всей Москве, являясь геометрическим центром ее градостроительного ансамбля. Его сорокашестиметровый шатер был самым высоким в средневековой столице до конца XVI века, когда Борис Годунов достроил колокольню кремлевской церкви Иоанна Лествичника до 81 метра, и в Москве появился Иван Великий.

В 1737 году Покровский храм сильно пострадал от пожара и был отреставрирован, а под его своды перенесли престолы пятнадцати церквей с Красной площади. Тогда же престол во имя трех свв. патриархов Константинопольских был переосвящен во имя Иоанна Милостивого, а престол Киприана и Иустинии – во имя св. Адриана и Наталии. Всего в соборе стало 11 престолов, включая престол Александра Свирского. Во второй половине XVIII века при Екатерине II собор реконструировали: снесли 16 маленьких глав вокруг башен, сохранив в основе восьмеричную символику, а шатровую колокольню соединили со зданием собора. Тогда же собор приобрел современную разноцветную окраску и стал настоящим московским чудом.

Храма сохранился по особому Промыслу Божиему – не один раз он оказывался на краю гибели и каждый раз оставался цел. По легенде, Наполеон хотел перенести московское чудо в Париж, а в храме пока поставили лошадей французской армии. Техника того времени оказалась бессильной перед этой задачей, и тогда перед отступлением французской армии он приказал взорвать храм вместе с Кремлем. Москвичи пытались загасить зажженные фитили, и внезапно хлынувший проливной дождь помог остановить взрыв.

В XIX веке после того, как Неглинку закрыли в трубу, из ажурной чугунной решетки с ее набережной сделали ограду Покровского храма.

После революции храм едва не стал жертвой большевистского беспредела. В сентябре 1918 года власти расстреляли настоятеля собора протоиерея Иоанна Восторгова, имущество храма конфисковали, все колокола его звонницы переплавили, а сам храм закрыли, но не снесли. В 1936 году Лазарь Каганович предложил снести Покровский собор, чтобы расчистить место для праздничных демонстраций и автомобильного движения по Красной площади. Существует легенда, что он изготовил особый макет Красной площади со съемным Покровским храмом и принес его к Сталину, показывая, как собор мешает демонстрациям и машинам. «А если бы его – р-раз!..» – и с этими словами он рывком сорвал храм с площади. Сталин посмотрел, подумал и медленно проговорил знаменитую фразу: «Лазарь! Поставь на место!..»

Снос храма остановило в первую очередь личное мужество архитектора П.Д.Барановского – мученика и подвижника русской культуры. Когда ему приказали готовить храм к сносу, он наотрез отказался и пригрозил покончить жизнь самоубийством, а потом отправил очень резкую телеграмму наверх. Ходили слухи о том, что якобы Барановский, приглашенный по этому вопросу в Кремль, встал перед собравшимся ЦК на колени, умоляя не разрушать храм, и это подействовало. Сталина действительно что-то остановило – решение о сносе было отменено, а Барановский поплатился несколькими годами заключения.

А в Покровском соборе открыли музей и стали водить экскурсии. В 70-е годы во время реставрации в стене обнаружили винтовую деревянную лестницу, По ней и попадают сейчас посетители музея в центральный храм, где могут видеть великолепный взмывающий в небо шатер, ценнейший иконостас и пройтись по узкому лабиринту внутренней галереи, сплошь расписанную дивными узорами.

В ноябре 1990 года в храме прошло первое всенощное бдение и литургия, а на освящении Казанского собора зазвонили его колокола. В престольный праздник Покрова 13–14 октября здесь совершается служба.

Почему купола Храма Василия Блаженного разноцветные?

Храм Василия Блаженного, который известен во всем мире, прежде всего благодаря своим многоцветным куполам, был не всегда таким. Предполагается, что сразу после его строительства, которое завершилось в 1561 году, собор украшали золотые главы. Однако сегодня только центральный и самый высокий храм сохранил этот цвет.

В исторические времена Покровский собор пострадал от нескольких сильных пожаров, и в первую очередь горели его главы, как сообщают исторические документы. В течение многих веков, главы собора окрашивались в различные цвета, но только с 1780 года они приобрели привычную расцветку, которую мы знаем сегодня.

Фр. Гильфердинг Вид на Красную площадь и Покровский собор. 1770-е годы
Фр. Гильфердинг Вид на Красную площадь и Покровский собор. 1770-е годы

Летом 1780 года архитектор Иван Яковлев, по указу Коллегии экономии, должен был описать “старые элементы” как снаружи, так и внутри Покровского собора, и определить сумму, необходимую для восстановления и исправления этих устаревших деталей, а также для закупки материалов и оплаты работы мастеров.

Осенью того же года архитектор И. Яковлев представил в Коллегию свои чертежи и опись с расчетом на сумму 16 682 рубля 89 копеек. Эти чертежи Яковлева являются самыми ранними детальными планами первого и второго этажей собора, которые сохранились до нашего времени. В список работ вошел, в том числе, ремонт главных куполов с их окрашиванием в зеленый цвет с помощью ярь-медянки на масле. Включая затраты на покупку медянки для куполов и материалов для кровли, архитектор решил повторить их прежние цвета. Зеленые купола и красные кровли Покровского собора, указанные на чертежах и в описи Яковлева, можно увидеть на картинах Ф. Гильфердинга из 1770-х годов.

Купола Храма Василия Блаженного
Купола Храма Василия Блаженного

Впрочем, в скором времени в планы архитектора вносятся изменения. Автором этих изменений становится архиепископ Московский Платон (Левшин). Он лично руководит ремонтными работами в Покровском соборе, ежегодно утверждает план работ, сокращает излишние расходы и дает детальные указания. Зимой 1781 года, “персонально осмотрев собор”, он принимает ряд важных решений. Они касаются упразднения престолов церквей, пристроенных к собору в XVII столетии, что позволяет существенно сократить расходы на ремонт. По мнению архиепископа, на возобновление собора хватило “десяти тысяч рублей”. Эту сумму выделяет императрица Екатерина II.

В начале 1783 года архиепископу Платону направили отчет о проведенных работах: кресты на церквах собора были восстановлены и покрыты золотом, а главы внутри и снаружи были исправлены. Однако работы по восстановлению глав были приостановлены. В мае того же года протопоп собора Иоанн Герасимов обратился к Платону, чтобы получить разъяснения относительно окрашивания девяти “различных” глав, за исключением главы церкви Покрова Богородицы, покрытой золотом. Во время ремонта были обнаружены следы цветной покраски на покрытии глав. Это обращение свидетельствует о том, что сохранившихся следов было недостаточно, чтобы окрасить их “в прежнем” виде самостоятельно, без представления отчета архиепископу.

Также нельзя было изменить состояние главы придела Николы Великорецкого, которая была создана в 1738 году и сохранила следы цветного окрашивания, и которая очень пострадала во время ужасного московского пожара.

Храм Василия Блаженного

Упоминаемые в архивных документах “учиненные отметки” на главах собора и желание окрасить их “по-прежнему” могут быть признаком того, что цветовое решение в 1783 году было попыткой восстановить старую покраску на основе сохранившихся следов. Известно, что в XVII веке главы какое-то время были окрашены разными цветами, по словам Павла Алеппского. Во второй половине XVIII века в Москве уже существовали другие храмы с многоцветными главами. На гравюре Дж. Кваренги мы можем увидеть, в какие цвета архиепископ Платон велел окрасить главы храма.

При Платоне новую расцветку получили не только главы, но и фасады. Черты «пещерного» храма с наружной покраской под дикий камень были приданы нижнему ярусу Покровского собора на Рву. Его фрагменты сегодня сохраняются на стенах архитектурной выставки справа при входе в собор. Живописное решение стен верхнего яруса храма, символизировавшее «церковь небесную», многократно возобновлялось в XIX веке, а затем постепенно исчезло к 1980-м годам. Многоцветным главам Покровского собора, «возвращенным» митрополитом Платоном, было суждено стать неотъемлемой частью самого яркого национального архитектурного символа России.

Сколько церквей в Храме Василия Блаженного?

Церкви Храма Василия Блаженного
Церкви Храма Василия Блаженного

Этот вопрос не так прост, как кажется. Ответ может быть как девять, так и десять. Пусть это звучит странно, оба ответа являются верными. Как такое возможно? Давайте разберемся в этом.

Перейдем к истории Покровского собора, или, как его чаще называют, храма Василия Блаженного. Он был построен в середине XVI века по велению и обету царя Ивана Васильевича Грозного, чтобы отметить победу над Казанским ханством. Архитектурно Покровский собор является уникальным явлением, не имеющим аналогов в мире. Задуман и построен он был как ансамбль из девяти церквей, расположенных на втором ярусе и стоящих на едином основании – подклете, который составляет первый ярус храма. Центральной частью ансамбля является шатровая церковь, посвященная Празднику Покрова Пресвятой Богородицы, от которого и произошло историческое название Покровский. Восемь остальных церквей окружают центральную церковь и соединены с ней галереями. Итак, правильным ответом является наличие девяти церквей.

Однако, при внимательном осмотре Собора Василия Блаженного, можно заметить, что он состоит не из девяти, а из десяти церквей. В конце XVI века, северо-восточной стороне собора была пристроена ещё одна церковь. Она возникла позже основного ансамбля и ее конструкция отличается от остальных: она стоит на земле. История ее появления такова: во время строительства собора умер юродивый Василий, почитаемый как провидец душ человеческих. Его похоронили у стен только что возводимого храма. В 1588 году Василий Блаженный был канонизирован, и над могилой юродивого построили церковь, которая впоследствии дала всему собору дополнительное имя – Храм Василия Блаженного. Таким образом, эта новая нижняя церковь стала десятой добавленной к общему ансамблю. Поэтому ответ “десять” на вопрос о количестве церквей в Соборе Василия Блаженного также является правильным.

Однако, в Покровском соборе скрывается неожиданный сюрприз. В его стенах находится еще одна церковь, без главы, что делает ее нахождение непростым. Этот древний храм расположен на юго-восточной стороне собора, и имеет прекрасный полукруглый алтарь, который хорошо виден издалека. В 1589 году ушел из жизни другой святой человек – Иоанн Блаженный. Его могила находится у стен собора, неподалеку от церкви Василия Блаженного, как он сам просил перед своей смертью. В 1672 году здесь была возведена небольшая церковь, которую освятили только в 1916 году, во имя Иоанна Блаженного.

Таким образом, современный ансамбль Покровского собора насчитывает одиннадцать церквей, что делает его еще более загадочным и привлекательным для исследования.

Святыни Храма Василия Блаженного 

У северо-восточной стены Покровского собора в 1557 году был похоронен московский юродивый Василий Блаженный. Согласно преданию, сам царь Иван IV почитал и боялся его «яко провидца сердец и душ человеческих».

Юродивые, отрекаясь от благ этого мира, проявляли свою безумность, не знавшую никаких пределов и ограничений. Однако на самом деле эти люди были вполне здравомыслящими и, между прочим, отважными. Они часто ошеломляли своим поведением окружающих: ходили голыми, падали в грязь, выкрикивали непристойности, однако все это было разрешено их особенным, хоть и неофициальным, призванием церкви. Большинство из них, вроде Василия, после смерти были признаны святыми. Благодаря их “особому положению” юродивые, подобно европейским шутам на дворе, имели “право” говорить правителям то, за что обычные люди могли поплатиться жизнью.

С самого начала Василий Блаженный не имел никакого отношения к задуманному Иваном Грозным собору, кроме того, что он постоянно бывал на Торгу, раскинувшемся рядом, перед Кремлевскими стенами. Он был похоронен у строящегося храма. Тем не менее сегодня множество людей называют этот собор его именем, часто даже не подозревая о настоящем названии храма.

Рака святого Василия Блаженного
Рака святого Василия Блаженного

Святой Василий родился в 1469 году в деревне Елохово, что находилась в непосредственной близости от Москвы. В юности он обучался сапожному ремеслу и скоро обнаружил в себе способность к пророчеству. В возрасте 16 лет он начал странствовать, отвергая комфорт и подвергая себя лишениям, чтобы наставлять людей на путь добра и нравственности. Он прожил долгую и счастливую жизнь, посвятив ее служению Богу.

В 1588 году высочайший церковный собор признал Василия святым и включил его в число святых. Его память была прославлена и царем Фёдором Ивановичем, который пожертвовал серебряный сундук с позолотой, украшенный драгоценными камнями и жемчугом, для его могилы. Святая рака с покровом, которые были нарядно украшены, были похоронены в храме.

Не смотря на трудности XX века и антирелигиозные кампании, рака и покров святого Василия прекрасно сохранились до сегодняшнего дня и их можно увидеть в храме.

Церковь святого Иоанна Блаженного и икона Богоматери Знамение на фасаде церкви святой Троицы
Церковь святого Иоанна Блаженного и икона Богоматери Знамение на фасаде церкви святой Троицы

В юго-восточной части собора, под спудом, покоятся мощи еще одного знаменитого юродивого – святого Иоанна Московского, известного также как Большой Колпак. Он скончался в 1589 году. Круглый год он передвигался по улицам без обуви, одетый в простую валяную одежду с огромным капюшоном, отсюда и его прозвище. В дополнение к этому, он носил длинные волосы, тяжелый железный крест на груди, вериги, кольца на пальцах и железный колпак. Он остро критиковал грехи Бориса Годунова еще до того, как тот стал царем, и пророчил ему нелегкую судьбу. В 1672 году святой Иоанн был причислен к числу канонизированных подвижников. Над его могилой была установлена роскошная рельефная оправа, в которой висели его вериги, весом более 30 кг.

До 1929 года в Покровском соборе нижние церкви, посвящённые Василию Блаженному и Иоанну Московскому, существовали как единое целое. Окна между ними позволяли прихожанам видеть одно алтарное пространство, где они могли молиться перед святыми образами. Вначале верующие преклоняли колени перед иконой Василия Блаженного, а затем обращались к иконе Иоанна Московского. До сегодняшнего дня верующие имеют возможность поклониться мощам этих праведных святых. К 2018 году интерьер церкви Иоанна Московского был полностью восстановлен, включая вериги, которые, согласно преданию, принадлежали святому, а также золочёные украшения и другие ценные останки, которые чудом сохранились до настоящего времени.

Блаженные Василий и Иоанн изображены на многих иконах храма в качестве святых покровителей Москвы и ее жителей. В конце XVII века на восточной стене придела Святой Троицы была создана фресковая икона Богоматери Знамение, размером 2,84 х 2,84 метра. Она вскоре стала очень почитаемой и затем признана чудотворной. Это стало причиной составления списка святых на деревянной основе в 1780-х годах. Небольшие изменения в составе святых были внесены на полях списка, но Василий и Иоанн остались неизменными. Ранее этот список был размещен над входом в придел святого Василия Блаженного, а теперь он может быть увиден на первом этаже собора как часть экспозиции.

В конце XVIII века мастера создали новую великолепную фронтальную икону “Покров Пресвятой Богородицы с предстоящими Василием и Иоанном Блаженными”, размером 2,5 х 3,5 м, которая была установлена на южной стене колокольни собора. С тех пор она стала неотъемлемой частью музейной экспозиции и занимает почетное место в центральном храме собора.

Эти святыни придают собору уникальность как архитектурно-церковному памятнику, который также является местом погребения известных московских юродивых. Сегодня каждый желающий может посетить Покровский храм и ощутить непревзойденную духовную силу и благотворное воздействие, которое они оказывают на душу и мысли человека.

Расписание богослужений

Регулярные богослужения проводятся в приделе Василия Блаженного: по воскресеньям и православным праздникам – в 10-00.

Службы в других церквях собора проходят в дни престольных и великих праздников:

  • Покрова Пресвятой Богородицы – 14 октября;
  • Рождества Пресвятой Богородицы – 21 сентября;
  • равноапостольного Григория Армянского – 13 октября;
  • преподобных Адриана и Наталии – 8 сентября;
  • святителя Иоанна Милостивого – 25 ноября;
  • преподобного Александра Свирского – 30 апреля и 12 сентября;
  • преподобного Варлаама Хутынского – 2 июля и 19 ноября;
  • Входа Господня в Иерусалим (Вербного воскресенья) и Троицы Живоначальной – согласно датам в Пасхалии.

Во время проведения богослужений в Храм Василия Блаженного можно попасть бесплатно, но исключительно в те пределы, в которых проходят службы.

Архитектурные «двойники» Храма Василия Блаженного

Бесподобный, уникальный, мистический, символический… Да-да, уважаемые господа, мы говорим о знаменитом по всему миру архитектурном произведении искусства – Покровском соборе. Не случайно мы назвали его бесподобным. Но признайтесь, сложно поверить, что никому в мире никогда не приходило на ум вдохновиться для создания чего-то подобного. Существуют ли храмы, похожие на Покровский собор? Об этом мы сейчас расскажем.

Спас на Крови, г. Санкт-Петербург

Спас на Крови, г. Санкт-Петербург

Возведенный в период с 1883 по 1907 годы на месте убийства императора Александра II, храм представляет собой великолепный образец так называемого “русского стиля”, который приобрел популярность в период смены веков. Многие художники, скульпторы и архитекторы того времени были вдохновлены русскими старинными традициями. Храм в Санкт-Петербурге не стал исключением: в его архитектуре сочетаются разные образы православных святынь из Москвы и Ярославля.

Храм Спаса на Крови великолепно украшен и наполнен разнообразными деталями ярких цветов – мозаикой, орнаментальными фризами и иконами.

Внешняя фасад храма украшен надписями, которые рассказывают о великих победах страны при царствовании Александра II Освободителя. Он имеет девять глав, так же как и Покровский собор, которые образуют несимметричный живописный ансамбль. Некоторые главы украшены эмалью, другие покрыты золотом.

Каждый посетитель сразу обращает внимание на удивительное сходство храма с собором Василия Блаженного, что находится на Красной площади в Москве.

Николаевский собор, г. Ницца

Николаевский собор, г. Ницца

Если вы когда-либо посещали Ниццу, город на побережье Франции, вы наверняка обращали внимание на впечатляющую Александро-Невскую кафедральную церковь, одну из самых красивых православных святынь в Европе. И здесь мы видим необычайную связь между этой кафедральной церковью, императором Александром II и архитектурными последователями русского чуда. Ведь этот пятиглавый храм был построен в далекие 1903-1912 годы на память Цесаревича Николая, сына императора Александра II, который скончался в Ницце в 1865 году. Русский император овладел домом, где произошло это событие, и вскоре находящийся на территории усадьбы храм был заложен.

Он возвышается в соответствии с традицией московских церквей XVII века, используя светло-коричневый немецкий кирпич, однако отделка выполнена местными материалами – розовым гранитом и голубой керамической плиткой. Пять венчающих его золочёных глав украшены разноцветной черепицей. К западу от собора так же, как и в Покровском соборе, примыкают колокольня и два высоких крыльца, увенчанные шатрами и украшенные золочёными орлами. Эти два храма объединяет богатство декоративных элементов на фасадах, которые их связывает.

Парк «Мамонт», Маньчжурия

Парк «Мамонт», Маньчжурия

Парк “Мамонт” – это уникальный туристический комплекс в Китае, который привлекает внимание своей палеонтологической тематикой. Благодаря множеству великолепных скульптур мамонтов, носорогов, тигров и других древних животных, посетители могут увлекательно погрузиться в далекое прошлое. Помимо этого, здесь можно насладиться видом искусственного водопада, взобраться на колесо обозрения или прогуляться по обзорной башне, открывающей великолепные панорамы во всех направлениях, включая вид на знаменитый храм Василия Блаженного в Москве. Хоть копия храма не имеет православных крестов, она все же точно передает архитектурную композицию и уникальный дизайн оригинала. При подходе к храму, посетителям также открывается удивительный детский музей техники, который внутри сооружения. В общем, парк “Мамонт” является не только интересным местом отдыха, но и настоящей культурной достопримечательностью, где история и развлечения сочетаются в идеальном соотношении.

Церковь в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали», г. Саратов

Церковь в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали», г. Саратов

Построенная в 1903 году небольшая каменная шатровая церковь несет в себе значительное сходство с впечатляющим Покровским собором. Здесь мы можем увидеть ряды кокошников и, самое главное, центральный шатр, окруженный маленькими башенками с фигурными куполами, которые повторяют высоту шпиля московского храма. Можно сказать, что эта церковь является уменьшенной копией оригинала в два с половиной раза. Находится она в самом сердце города Саратова и является частью архиерейского комплекса усадьбы.

Церковь Преображения Господня на острове Кижи

Церковь Преображения Господня на острове Кижи

На острове возвышается самое величественное сооружение – церковь Преображения Господня, которая заслуженно вошла в список самых красивых храмов мира. История церкви началась с первоначального постройки, но она была разрушена молнией. Тем не менее, в 1714 году восстановлен новый храм, выполненный из дерева, который достигает высоты 37 метров и построен практически без использования гвоздей. Эта чудо-церковь является воплощением мастерства искусства, которое русский Север мог создавать на протяжении многих веков. Основные объемы церкви выполнены из сосны, а отдельные детали из осины и березы. План церкви имеет форму восьмиугольника, который символизирует восьмигранник, такую же форму имеют и большие церкви Покровского собора.

Изысканность храма свидетельствует о высоком мастерстве кижских ремесленников. Множество куполов, их всего 22, плотно расположенных друг к другу, создают сказочный облик этой отдаленной северной архитектурной “сестры”, так же, как и главы храма Василия Блаженного.

Преображенская церковь считается летней, без отопления: службы в ней проводятся только в теплое время года. Напомним, что Покровский собор также был построен как летний храм, и до сих пор его второй этаж не отапливается. Наконец, храм Преображения и собор Покрова на Красной площади были одновременно включены в список культурного наследия ЮНЕСКО в 1990 году.

Описанный перечень «двойников» Храма Василия Блаженного можно продолжить. Выдающийся памятник архитектуры XVI века стал источником великого вдохновения для зодчих последующих столетий. Богатство декора, поражающие примеры сочетания декоративных элементов, созданных мастерами, которые воплотили это архитектурное чудо, снова и снова приводят к переосмыслению мотивов при разработке новых сооружений. Благодаря своей уникальности, образ храма Василия Блаженного распространился по всему свету, напоминая о красоте Москвы на Красной площади.

2 комментария для “Храм Василия Блаженного

  1. Собор Василия блаженного знает, наверное, каждый человек. поистине историческое место в сердце Москвы. особенно мне нравится, как собор выглядит зимой, на фоне снега, он очень выделяется. на прошедший новый год попасть туда было нельзя, видимо, из-за карантина. а так мы стараемся сохранить нашу семейную традицию и отмечать каждый новый год на красной площади:)

  2. Всегда удивлялась архитектуре этого храма. На фотографии сверху он выглядит как какое-то вкусное пирожное что ли) Очень красиво и мощно выглядит. Сколько же сил наверное возложено на этот храм. Просто чудо!) Всем советую посетить Красную площадь и посмотреть на этот храм.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *