В Москве великое множество дворцов, усадьб и особняков, которые признаны архитектурной ценностью и являются культурным наследием.

Трудно пройти мимо оригинального особняка на улице Покровка, известного как дом-комод или дом генерала Апраскина.

Достоверно не известно имя архитектора домостроения, но почему-то его связывают с Д. Ухтомским. Обратив внимание на стиль выполнения дома, становится ясно, что зодчий был поклонником школы Б. Растрелли. Это можно судить по обильным деталям из лепнины, колонн, тяготению к округлым формам и прочему декору.

В 1760 году строение, состоящее из одного длинного корпуса из камня, принадлежало поручику Крюкову

После, владельцем дома стал граф Матвей Федорович Апраскин. Предполагается, что поводом для возведения такого шикарного дома в стиле барокко был его брак с близкой родственницей Петра III. Примечательно, что все прочие дома, возведенные последователями Растрелли, были уничтожены пожаром 1812 года. Дом Апраскина представляет московский стиль барокко XVIII века.

По его велению в 1766 году приступили к усовершенствованию домостроения. Так, возвели каменный дом в три этажа, а вдоль боковых улочек выстроили длинные флигеля в один этаж. Восточная часть такого флигеля «поглотила» бывший дом Крюкова. Замыкающим строением стал корпус с центральным проездом. Во время возведения дома новой конфигурации использовали распространенный в те времена прием барокко – замкнутый внутренний дворик.

Все работы были завершены в 1775 году, когда усадьба от Апраскина перешла во владения Трубецкого. Граф продал князю Трубецкому дом, которым его семейство владело до 1861 года.

Так, на восточном и западном флигеле был добавлен второй этаж и выполнены переходы в дом. В 1803 году эти переходы расширили, а затем еще в конце восточного флигеля организовали парадную лестницу.

Самая сложная планировка у главного дома. В этой части особняка имеются различные по конфигурации помещения. Большие овальные залы, соседствуют с прямоугольными комнатами и помещениями, где имеются изгибы стен, выступы колон, фронтоны и прочие приемы архитектуры.

Этот гостеприимный дом встречал выдающихся гостей. Сюда на уроки танцев приходили еще детьми Ольга Пушкина со своим известным братом. Уже, будучи взрослым, великий лирик бывал здесь с гостевой миссией к управляющему делами имения, В. Корнильеву.

По одной из версий именно в стенах этого особняка пришли к мнению, что брак М. Волконской с Н. Толстым является отличной идеей. Результатом этого брака стало появление на свет русского писателя Л. Толстого.

Когда наступало лето, Трубецкие всем семейством переезжали в свою летнюю резиденцию Знаменское – Садки. А городской особняк сдавался внаем. Квартировали в доме-комоде известные ученые и деятели тех лет: Д. Менделеев, Н. Жуков, К. Станиславский, В. Соловьев, А. Ремизов, Н. Астров.

Весь фасад главного дома выполнен в стиле позднего барокко. Он содержит изогнутые, витиеватые линии, плоские участки и фрагменты из лепнины. Обилие декора на убранстве главного дома делает его очень похожим по оформлению на дворцы.

Но необычное решение проекта особняка дало обывателям повод, назвать необычайное строение домом-комодом. Это название настолько пришлось по-вкусу многим, что и самим Трубецким к фамилии иронично добавили слово «комод», как прозвище.

Отличительной деталью является наличие лепнины в виде раковины в оконном проеме первого этажа. Кроме этого в глаза бросаются прочие крупные элементы, которые практически полностью заполняют пространство стен.

Оригинально выглядит криволинейное обрамление линии фасада в комплексе с полукруглыми объемными выпирающими фигурами. Колонны с ризалитами только усиливают эффект шикарного стиля барокко.

Привлекает внимание украшение из лепнины в виде ушей барочной картуши.

Множественные детали лепнины, со сложными узорами на фронтонах и картуши «вынудили» знатока русской архитектуры Б. Виппера дать определение такому убранству «торжественный парад».

Милой деталью является наличие лепнины на втором этаже картуши, изображающей головы детей.

Все внимание к себе притягивает именно главный дом, восточный и западный флигель построены в стиле раннего классицизма и ничем особенным не выделяются.

Известно, что впоследствии все задние было приобретено под гимназию, и оно подверглось некоторой перепланировке. Так, водрузили чугунную лестницу, которую можно лицезреть и в наши дни, увеличено помещение домовой церкви и пр.

Гимназия в дворцовом доме Трубецких просуществовала до начала революции 1917 года.

После революции знаменитый особняк был отдан под коммунальное заселение служащим и рабочим.

Кроме коммунального жилья дворец вмещал в себя студенческое общежитие, Дом пионеров.

Так продолжалось до 1960 года, когда после расселения граждан, в здании был размещен институт геофизики. В этот же период фасад здания подвергся реставрации. Работы проводились по сохранившимся чертежам 18 века.

Внутреннее убранство помещений не дошло до современников в первозданном виде. Оно пострадало от пожара. Но реставраторы воссоздали былую роскошь, которая сильно напоминает некоторые комнаты Зимнего дворца.

Здание является объектом культурного наследия России.

Адрес: Москва, ул. Покровка, д. 22/1, с1

КАРТА САЙТА – УЗНАЙ МОСКВУ!