Усадьба Останкино образовалось на месте деревеньки под названием Осташково.

Впервые о ней упомянули в 1558 году в межевых книгах, как собственность Алексея Сатина служивого человека. После эти земли отошли  Василию Щелканову, начальнику Посольского приказа. Боярин занялся благоустройством территории, где был вырыт большой пруд, напротив него выстроен дом для господ и возведена деревянная церквушка, жилье для священнослужителей и прочих деловых людей.

Изначально среди знати эти земли имели репутацию вымороченного хозяйства, так как они то и дело возвращались в казну. Отмечалась нехорошая тенденция, что все, кого одаривал Иван IV этим имением, спустя некоторое время попадали в царскую немилость. Одним лишь князьям Черкасским удалось оставить эти земли в своем управлении и передать в наследство (с 1620 до 1743г.). Князья произошли из древнего кабардинского рода владетеля Инала. Прибыв в Москву, мужчины приняли православие.

Особые изменения в имении произошли в период владения Михаила Яковлевича Черкасского. В 1667 году он занялся благоустройством Останкино. Взамен деревянной церкви был выстроен кирпичный храм (1678-1683гг.). Его потомок Алексей Михайлович Черкасских из имения хозяйского назначения создал летнюю резиденцию с красивыми садами, большим господским домом и оранжереями.

В 1743 году Останкино вошло в число приданого княжны Варвары Алексеевны Черкасской и попало во владения графа Петра Борисовича Шереметева. Особого внимания в период его правления имение не удосужилось.

Своего расцвета Останкино добилось в период владения Николая Петровича Шереметева. Граф был истинным ценителем искусств, являлся высокообразованным человеком и знатоком во многих вопросах. Его страстью был театр. В своем имении Николай Петрович воплотил заветную мечту в жизнь, и построил театрально-дворцовый комплекс. Как уверяют историки, толчком к этому послужила не только любовь к искусству, а и нежные чувства к актрисе его собственного крепостного театра, Прасковье Жемчуговой.

На строительство ушло знатное количество времени (1792-1798), но полученный результат существенно преобразил имение и создал памятник архитектуры XVIII века.

К работам над проектом дворца были привлечены знаменитые зодчие XVIII века: В Бренн, Ф. Кампорези, И. Старов и крепостной архитектор И. Аргунов. Сам дворец был построен из дерева, по причине отличных акустических свойств этого материала, и облицован штукатуркой под камень.

Фасад деревянного театрального дворца был выкрашен в нежно-розовый цвет. Все здание было ярким примером классического стиля. Главный фасад украшен 6 колонами. Дворец состоит из главного театрального зала, соединяемого закрытыми галереями с Итальянским и Египетским павильоном.

Усадебный дворец украшен многочисленным декором, выполненным из дерева. Отделка залов осуществлялась под надзором резчика по дереву Споля. Использовались лишь дорогие и редкие породы дерева. На полу был паркет, а стены обиты атласом и бархатом. Мебель украшена золочением, повсюду размещены осветительные приборы, изготовленные специально для имения Останкино.

В залах дворца можно увидеть множество портретов знаменитых мастеров Европы и неизвестных художников. Также здесь были размещены подлинные античные статуи. Кроме этого имелись изделия из японского и китайского фарфора, коллекция вееров Вишневского Ф. Е. и еще много чего весьма интересного.

Торжественное открытие театра произошло 22.07.1795 года. На суд зрителей была представлена драматическая история «Зельмира и Смелон или Взятие Измаила», музыку к которой написал О. Козловский, а текст П. Потемкин. Первую партию исполнила актриса (крепостная) Прасковья Ковалева-Жемчугова, с которой граф Николай Петрович  после тайно обвенчался. В настоящее время это единственное театральное здание, построенное из дерева, датируемое XVIII веком.

В те времена московское общество считало модным посещать театральные представления и прочие культурные мероприятия. Граф Николай Петрович часто устраивал приемы в честь именитых особ. Театр мог вместить лишь 250 зрителей, которые в полной мере могли насладиться игрой талантливых актеров. Акустические свойства зала были удивительные, ведь его форма была в виде подковы, что позволяло в совершенстве наслаждаться удивительным пением и актерским мастерством театральной труппы.

Парк был разбит во французском стиле, который после стал основой Увеселительного парка. Также был заложен пейзажный парк. Он включал в себя кедровую рощу, партер, насыпную горку и «Собственный садик». Некоторая часть кедровой рощи считалась Прибавочным садом, который после перевоплотили в Английский парк. Сад засадили липами, кленами, жимолостью, калиной и дубами. Парковая часть была дополнена пятью водоемами. Кроме этого в зоне отдыха была открытая галерея, беседки, статуи, колонны и эстрада.

После смерти Николая Петровича, состояние наследовал его сын Дмитрий, которому исполнилось на тот момент 6 лет. Поэтому с 1809 и до 30-х годов XIX века имение пребывало в тени светской жизни. После ситуация изменилась  парковая зона Останкино стала пользоваться большим спросом у горожан разного сословия. Она стала излюбленным  местом для прогулок. В конце XIX века владельцы имения обустроили несколько летних дач и стали сдавать их внаем для отдыха желающим. Останкино превратилось в отличный источник дохода.

Во владениях семейства Шереметевых Останкино пробыло с 1743 года до начала Октябрьской революции. Последним владельцем имения был Александр Дмитриевич Шереметев, которому пришлось покинуть усадьбу в связи с событиями 1917 года.

В 1919 году поместье было  объявлено государственным музеем, а находящийся на его территории храм Животворящей Троицы перешел под покровительство Московского Патриархата.

Усадьба Останкино ночью

Усадьба Останкино открыта для посещения ежегодно с 19 мая. Здесь же можно посетить фестиваль под названием «Шереметевские сезоны» и полюбоваться на экспозиции дворца, насладиться коллекциями живописи, графики, осветительных приборов и древнерусских икон.

КАРТА САЙТА – УЗНАЙ МОСКВУ!