Лефортовский дворец

Лефортовский дворец

Рядом с главным учебным корпусом МГТУ им. Баумана, на берегу Яузы есть с виду ничем не примечательное здание. Со стороны реки от посторонних взглядов его скрывают забор и разросшиеся деревья, а со стороны дороги – простой фасад желтого цвета и надежно запертая решетка. И мало кто знает, что здесь когда-то происходили значимые и даже знаковые для страны события.

А ведь именно здесь Петр I устраивал свои знаменитые «посиделки» с друзьями и соратниками, стриг бороды боярам и укорачивал рукава их кафтанов. Здесь умер советник, учитель и друг юного царя-реформатора Франц Лефорт. Другой его друг – Александр Меньшиков прятал в местных подвалах свои сокровища. Здесь умер император Петр II, а тайный совет принимал решение о том, какие условия необходимо выставить Анне Иоанновне в обмен на русский императорский престол.

Здание это – Лефортовский дворец, который был свое время первым зданием в Москве, построенным в стиле новой архитектуры.

История строительства

Строительство дворцового комплекса в Немецкой слободе на правом берегу Яузы началось в 1696 году. Постройку заказал Петр I для своего друга и наставника адмирала Франца Лефорта в награду за взятие Азова. Все строительные работы производились за счет казны.

Руководителем работ был назначен Дмитрий Васильевич Аксамитов. О ходе строительных работ архитектор отчитывался перед царственным заказчиком, который в этот период находился в отъезде (Великое посольство), в письмах. Из этих посланий-отчетов следует, что изначально дворец состоял из одного корпуса, расположенного вдоль реки. В 1698 году строители приступили ко второму этапу возведения комплекса, однако в это время в Москву в срочном порядке вернулся Петр, и последующие работы уже велись под его пристальным личным наблюдением.

Ансамбль Лефортовского дворца

В плане строение представляло собой три квадрата, каждый из которых имел собственную крышу в виде пирамиды. В единый ансамбль все три части объединялись сенями-аванзалами.

Во втором этаже центрального корпуса располагал просторный зал (300 кв. метров), вмещавший полторы тысячи человек, а с каждой стороны от него было по четыре комнаты. В этом зале впервые появились «в свете» русские женщины, которым ранее доступ на светские мероприятия был закрыт.

Из сеней второго этажа можно было выйти на открытые галереи, в которых установили 50 небольших орудий для запуска фейерверков. На нижнем этаже, в свою очередь, располагались, в основном хозяйственные помещения. Под залом же согласно задумке архитектора, были обустроены три сквозных проезда. Из арок этих проездов поднимались две парадные лестницы. Перед дворцом был обустроен парк с прудами.

Внутри дворец выглядел не менее эффектно. Стены главного зала были обиты сукном красного цвета и украшены зеркалами, картинами и голландскими изразцами. В отделке других комнат использовались парча и кожа. Все жилые помещения были обставлены европейской мебелью, китайскими предметами и картинами.

12 февраля 1699 года, несмотря на то, что внутреннее оформление еще не было полностью завершено, во дворце пышно отпраздновали новоселье. Во время праздничных мероприятий был проведен «потешный» обряд освещения во имя Вакха, который высмеивал старый уклад жизни.

Однако вволю насладиться подарком своего царственного друга Лефорту не довелось – спустя три недели после новоселья он скончался. После смерти Лефорта, несмотря на искреннюю скорбь по поводу кончины друга, император продолжил использовать дворец для торжественных мероприятий, принятия послов и военных советов. В 1702 году здесь была организована свадьба царского шута Феофилакта Шанского.

Дворец Меньшикова

В 1707 году Петр I пожаловал Лефортовский дворец Александру Даниловичу Меньшикову, у которого незадолго до этого сгорело имение, находившееся в Семеновской слободе. Кроме того, император пожаловал своему другу 2 тысячи рублей на перестройку дворца.

Получив здание в свое распоряжение, Меньшиков доверил его переделку архитектору Франческо Фонтана (по другим данным Джованни Фонтана). В результате новых строительных работ вокруг дворца по периметру галерей была возведена открытая аркада, появилась въездная арка, выходившая на улицу под названием Коровий Брод (в настоящее время она называется 2-й Бауманской). Согласно документам, на сооружение  аркады ушло 760 возов кирпича и 416 возов пильных досок. После строительства в ней расположились более 100 жилых помещений + несколько десятков хозяйственных.

Дальнейшая судьба дворца

Меньшиков, так же как и его предшественник, не долго владел дворцом. В 1727 году он впал в немилость и был сослан в Раненбург, а после — в Березов. Дворец на Яузе был вновь переименован в Лефортовский и вернулся в казну.

Лефортовский дворец

Перед коронацией Петра II в дворцовом комплексе были проведены масштабные ремонтные работы. А вскоре после венчания на престол император, не любивший новую столицу на Неве, окончательно перебрался в Лефортовский дворец. Осенью 1728 года, после смерти своей сестры молодой государь ненадолго покинул дворец, но спустя некоторое время вновь вернулся сюда.

В ноябре 1729 в стенах дворца состоялось обручение монарха с княжной Екатериной Долгоруковой, а в январе 1730 года здесь же Петр II скончался от оспы. После его смерти во дворце отметилась Анна Иоанновна – здесь она уничтожила бумаги по ограничению собственной власти, подписанные ранее.

В 1738 году во время Троицкого пожара здание Лефортовского дворца сильно пострадало, после чего его восстанавливал Федор Шанин под руководством Бартоломео Растрелли. В рамках реставрации были возведены новые перекрытия, уложен пол, произведена замена дверей и окон. Кроме того, обновлены были и фасады главного корпуса. В 1740 году знаменитый просторный зал по распоряжению обер-гофмаршала Рейнгольда Левенвольда разделили перекрытиями на несколько комнат. При этом точных данных обо всех произведенных во дворце работах в этот период не сохранилось.

Некоторое время в Лефортовском дворце жила  Елизавета Петровна, прибывшая в Москву на коронацию. Затем императрица передала здание в распоряжение лейб-компанейцев (гренадерской роты) и в 92 дворцовых помещениях расквартировались офицеры и казармы, разместились следственная комиссия и канцелярии, помещения, в которых шили новые армейские мундиры. Некоторые комнаты были отведены под придворные службы: кондитерскую, мастерскую по починке серебряной посуды, квартиры прачек и кастелянш.

В 1754 году случился очередной пожар, который разрушил все четыре корпуса Лефортовского дворца. Восстанавливал его в 1757 году архитектор Иван Жеребцов, а спустя 9 лет в его помещениях перед приездом в первопрестольную императрицы Екатерины II в его помещениях были произведены незначительные ремонтные работы. Капитально ремонтировать дворец не стали, так как в нем планировали разместить не саму царствующую особу, а «нижних придворных служителей».

В период эпидемии чумы (1771 год) Лефортовский дворец использовали как лазарет и карантин. А после победы над болезнью в нем был произведен ремонт, после чего сюда заселились театральные актеры. В конце XVIII века за очередную перестройку дворца взялся Матвей Казаков, но его проект так и не был полностью реализован.

Новое назначение

В январе 1806 года в пустующий на тот момент дворцовый комплекс были перевезены документы упраздненной в 1797 г. Военной конторы. А во время Отечественной войны 1812 года здесь был размещен госпиталь для раненых. В том же году Лефортовский дворец сильно пострадал в пламени пожара, все архивные документы, хранившиеся в нем, были уничтожены огнем. После пожара обитателями некогда одного из самых ярких зданий Москвы стали те, кто остался без крова над головой и птицы. Жители города старались обходить это место стороной, особенно в темное время суток.

В 1826 г. сильно обветшавший дворец по распоряжению Николая I был передан Московскому военному госпиталю. При этом в нижних этажах были оборудованы квартиры инвалидов, работавших в госпитале в качестве прислуги.

Денежные средства на восстановление дворца были найдены только в 1838-40 года. Реставрационные работы проходили под руководством архитектора Тона, который надстроил центральную часть третьим этажом. После завершения ремонтных работ здесь были расквартированы офицеры, чиновники и учителя 1-го и 2-го Московских кадетских корпусов.

В 1865-г часть здания была передана в ведение Окружного инженерного управления Московского военного округа и в помещениях дворца разместили отделение архива Инспекторского департамента Военного министерства. На его базе организовали Московский Общий архив Главного штаба, получивший название Лефортовского.

Изначально одновременно с архивом в дворцовом комплексе размещались и другие организации, в том числе, военно-гласное судопроизводство, классы Военно-фельдшерской школы, квартиры чиновников 2-й Московской инженерной дистанции, госпитального и ряда других ведомств. Однако по мере роста архива, под него освобождались все новые и новые помещения, другие организации постепенно переезжали из дворца.

В 1913-14 гг. в здании теперь уже полностью принадлежавшем архиву, был начат капитальный ремонт, так как прогнившие балки и полы не выдерживали огромного скопления документов. Однако Первая мировая война и революция помешали довести начатое до конца.

В Советский период в Лефортовском дворце продолжили собирать и хранить документы. При этом некоторые корпуса использовали под жилые помещения, в которых в большей части проживали работники архива. Среди известных жильцов этого периода – кинорежиссер Сергей Васильев и актер Лев Дуров. Также в течение нескольких лет здесь располагались лаборатории МГТУ им. Баумана

В этот период в здании периодически проводились ремонтные работы, но масштабная реконструкция была организована только после Второй мировой войны. Причем в послевоенной реконструкции участвовали не только архитекторы, но и археологи под руководством Николая Соболева.

С 1995 года здание Лефортовского дворца, в котором располагается Российский государственный военно-исторический архив, было признано особо ценным объектом культурного наследия. В 2014 здесь снова развернулись реставрационные работы. Их результатом стало  частичное восстановление некоторых архитектурных элементов, относящихся к разным историческим эпохам.

Где находится и как добраться

Адрес Лефортовского дворца: улица 2-я Бауманская, д. 3. Ближайшая станция метро «Бауманская» Арбатско-Покровской линии. Проще всего до дворца пройти по Бауманской улице до Старокирочного переулка, затем на Лефортовской площади свернуть направо.

Ориентиром для тех, кто впервые оказался в этом районе может служить главный корпус МГТУ им. Баумана, расположенный по-соседству.

Экскурсии по историческому зданию

Случись Францу Яковлевичу Лефорту – первому хозяину Лефортовского дворца увидеть комплекс сегодня, он ни за что бы не признал в нем тот дом, который подарил ему царственный друг. В результате пожаров и постоянных перестроек здание сильно изменилось, не сохранилось ничего и из первоначального внутреннего убранства дворца.

В настоящее время это одно из самых закрытых мест Москвы, однако, попасть в него все же возможно – в здании архива регулярно проводятся групповые экскурсии. Стоимость обзорных экскурсий – 3329 рублей, тематических – 5325 рублей. Прием посетителей осуществляется по предварительной записи.

Легенды дворца

С первых дней постройки вокруг Лефортовского дворца ходило немало легенд. Например, считали, что во дворце собирались члены Нептунова общества («мировое правительство»), в котором состояли Петр I, Лефорт, Меншиков, Яков Брюс и другие.

Бытовало мнение и о том, что перед смертью Лефорт спрятал в дворцовых подвалах не только сокровища, но и артефакты, связанные с масонством.

А еще говорили (многие верят в это и сейчас), что где-то во дворце хранится сундук с несметными богатствами, припрятанными светлейшим князем Меншиковым перед арестом.

Но пока все это только легенды – ни строители, ни археологи при реконструкциях не нашли во дворце ничего из вышеперечисленного. Стены дворца и духи его предыдущих обитателей надежно хранят свои тайны.

Делитесь интересной информацией с друзьями

Один комментарий к “Лефортовский дворец

  1. Верно подмечено, что дворец не примечательный. Прогуливались мимо и случайно его заметили, с виду вообще не скажешь, что это здание хранит в себе такую богатую историю. В тот день прошли мимо и забыли, сейчас наткнулась на статью и посмотрела совершенно новым взглядом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

English
Deutsch
Italiano
简体中文
Русский