История крепостных театров: Кусково, Останкино, Люблино
Заглянем в те времена, когда XVIII столетие перевалило за середину. Петр III, царствовавший недолго, отметился одним важным документом, оказавшим существенное влияние на общественное и культурное развитие России. Документ этот – Манифест о вольности дворянства. Этот документ «обнулил» (хорошее свойство, уже тогда присущее многим законодательным актам) обязанность дворянского сословия служить четверть века в войсках или на гражданском поприще. Вопрос «Что делать?» стал как никогда актуален (жаль, господин Чернышевский слова об этом не написал). Появившееся свободное время требовало новых увлечений. Рейтинг популярных хобби возглавило театральное искусство, а точнее первая его ипостась – крепостной театр: ну не самим же аристократам лицедействовать?! Но даже в этой не совсем приглядной своей форме крепостной театр оказал ни с чем не сравнимое воздействие на историю русского театра и российской культуры в целом. Это время породило плеяду театральных гениев: воссиял талант инициатора театральных преобразований Михаила Щепкина, блистала на сцене Екатерина Семенова, о которой сам Пушкин писал: «Говоря об русской трагедии – говоришь о Семеновой …». В первой половине XIX века число частных театров в Москве достигло 53, тогда как в 80-90-х годах XVIII столетия их общее количество в Златоглавой и ее губернии едва превышало два десятка.
Шереметевы: сцена первая – Кусково
Своим появлением в усадьбе Кусково в 60-х годах XVIII века местный театр обязан графу Петру Шереметеву. Его же расцвет и всероссийская слава стали возможны стараниями сына графа, Николая Петровича. Современному искусству молодой граф обучался в Европе и настолько был им поглощен, что по возвращении в родные пенаты вдохновенно приступил к совершенствованию и реформированию находившегося в имении домашнего театра.
Особую роль отвел Николай Петрович обучению актерского состава, стремясь преобразовать «сколько можно до лучшего совершенства необработанность назначенных к театру людей». Шереметьевские танцовщики занимались с известными балетмейстерами, оркестранты постигали тонкости игры под руководством покоривших музыкальную Европу мастеров, а актерскую труппу воспитывали снискавшие славу на сцене Московского (Знаменского) публичного театра Майкла Меддокса мэтры. Подающие надежды самородки и вовсе направлялись на учебу в Санкт-Петербург.
Артистов для театра начинали обучать с малых лет: в программе были чтение, письмо, иностранные языки. Внимание уделялось не только развитию навыков изящно декламировать, но и умению искусно одеваться и иметь выправку аристократов. Труд актеров крепостного театра оплачивался, за самочувствием труппы следили доктора, порой привлекая даже личных лекарей графа. Звучные сценические имена и красивые фамилии граф придумывал лично; так в короне кусковского театра появились Гранатова, Сердоликов и Бирюзова. Супруга Шереметева, Прасковья Ивановна Жемчугова, тоже шагнула в его жизнь с театральных подмосток, а всего состав крепостной труппы насчитывал около 200 человек.
Театральная жизнь в Кусково бурлила круглый год: в усадьбе действовали четыре постоянных театральных площадки: три – в зданиях, и одно, именуемое Большим театром – в отдельном павильоне, построенном на вместительной лужайке. В летнюю пору для представлений на свежем воздухе возводился Воздушный театр. Здесь ставились маленькие пьесы в один акт и даже были написаны две оперы.
Содержание театра – дело затратное. Только для сцены Большого театра, размеры которой занимали полздания, было сшито десяток занавесов, внушительное количество декораций, а особые механизмы позволяли создать атмосферу дня или ночи, перенести зрителя в эпицентр разнообразных природных явлений или даже имитировать пожар.
По мнению авторитетных театралов того времени шереметьевский театр в усадьбе Кусково мог по праву именоваться лучшим в России, ведь здесь зрителю предлагался полный спектр театральных постановок: все жанры драматургии, оперные и балетные представления. В любом случае, храм Мельпомены в Кусково уверенно бросал вызов театрам обеих столиц.
В наши дни часть культурного наследия усадьбы потеряна: не сохранились уникальные элементы Воздушного театра. И все же, восстанавливая древние обычаи дворцовых торжеств, здесь проводятся всевозможные выставки, а стены усадебных концертных залов наполняют звуки классических музыкальных произведений.
Шереметевы: сцена вторая – Останкино
Время шло, театральным идеям графа стало тесно в маленьком кусковском имении, и вот, с 1792 года начинается летопись нового театра Шереметевых, в усадьбе Останкино.
Новый дворец в два этажа возводили из дерева, внутри должны были разместиться сцена со своим оборудованием и места для зрителей. Строительство неповторимого здания, к которому приложили свои таланты архитекторы разных мастей, заняло семь лет, а причиной долгостроя стал произвол самого Шереметева. Зачастую в угоду новому витку фантазии графа приходилось перестраивать завершенные дворцовые фрагменты, ликвидируя только что отделанные помещения, демонтируя мраморные плиты, сбивая искусную лепнину, срывая разрисованные обои, ломая вырезанные из дерева и покрытые золотом конструкции. В конце концов, завершали работу доморощенные строители из крепостных: Миронов Алексей, Дикушин Григорий и Аргунов Павел; последний нашел решение непростой проблемы обеспечения зрительного обзора сцены, придумал и реализовал конструкцию холла для зрителей. Шедеврами считаются дворцовые залы: машинный, театральный, а кроме того гримёрки актеров, построенные по проекту одаренного самоучки.
Уникальное качество новой останкинской сцены – способность за какую-то треть часа подготовить зал для проведения бала: особые конструкции скрывали сиденья для зрителей и фальш-элементы интерьера, меняли высоту осветительных приборов. Механизмы, созданные мастером-крепостным Иваном Пряхиным, позволяли изменять внушительных размеров детали оформления сцены в течение двух-трех минут.
Эталоном для останкинского театра послужили признанные театры Европы. Видимость сцены обеспечивалась из любого уголка зрительного зала на 250 мест, звук даже небольшой громкости долетал до самых отдаленных уголков помещения.
Двести актеров составляли крепостную труппу. Театр был открыт в 1797 году, это было приурочено к прибытию императора Павла I. В честь этого события была поставлена опера композитора И. Козловского на стихи П. Потемкина «Взятие Измаила или Зельмира и Смелон». Репертуар театра состоял из оперных произведений прославленных сочинителей России и зарубежья XVIII века, в том числе К.В. фон Глюка. Зданию театра не суждено было стать заурядным элементом архитектурного ансамбля останкинского имения Шереметевых; напротив, внешний облик и интерьеры остального дворца несут в себе отблеск некой «театральности». Увы, торжество Мельпомены было непродолжительным: прощальной для графа Николая Петровича Шереметева стала постановка 1801 года, подготовленная в честь посещения имения в Останкино императором Александром I. Спустя недолгое время труппа была распущена, а потомки Шереметева, владевшие усадьбой до Октябрьской революции, театром не занимались.
Останкино в наши дни – единственный и неповторимый российский театр XVIII столетия с сохранившейся сценой, зрительным залом, гримерками и неповрежденными, несмотря на почти двухвековой возраст, устройствами трансформации сцены.
Дурасовские сезоны: Люблино
Приобретено имение на границе XVIII-XIX веков пользовавшимся в ту пору известностью купцом, мануфактурщиком и благодетелем Николаем Алексеевичем Дурасовым. Новый владелец принялся за тотальную реконструкцию усадьбы. Главный дом ротондного типа, построенный в 1805 году, является образчиком стиля классицизма Европы начала XIX века. Здание крепостного театра Дурасова увидело свет в 1806 году. Следует отметить, что в имениях Николая Алексеевича существовало три частных театра. Здание в Люблино занимало одно из ведущих мест среди домашних театров того времени. Пользовался заслуженной славой певчий хор. Сопутствовал успех и театральной труппе из люблинской усадьбы: в более позднее время актеры крепостного театра Дурасова блистали на сценах московского и петербургского Императорских театров. Общее количество артистов составляло около ста человек.
Потомственный богач, в своем кругу Дурасов считался человеком легкомысленным, беззаботно тратившим целые состояния направо и налево. Забота о театре была его «пунктиком»: обучение артистов и музыкантов происходило в построенной здесь же школе. Предметом постоянных обсуждений в московских кулуарах было как устройство самого театра, так и масштабы его представлений. Здание пристройки, в котором размещались классы театральной школы, удалось сберечь до настоящего времени. Репертуар театра включал в себя как балетные постановки, так и оперы, а сами представления проходили в праздничные дни. В довоенные годы в помещениях главного дома разместили дом культуры, после Великой Отечественной войны здание приспособили для жилья, в этом статусе особняк встретил 90-е годы XX века.
С 2007 года усадьба Дурасова в Люблино имеет статус музея. Тематика экскурсий по усадьбе и ее зданиям рассчитана на любой вкус и не оставит равнодушными разные возрастные аудитории.