Как строили метро Москвы в 1960-е годы

Как строили метро Москвы в 1960-е годы

После окончания Великой Отечественной войны перед Москвой стояло много стратегических задач. Согласно пятилетнему плану развития народного хозяйства, в 1946 году в столице должны были уделить внимание восстановлению тяжелой промышленности, развитию жилищного строительства и улучшению транспортной инфраструктуры. Продолжили и работы по строительству метро (они не прекращались и в годы войны), хотя тогда оно было менее популярно, чем сейчас. Например, в 1948 году 57 процентов пассажиров пользовались трамваем и только 33 процента — метро. Общая протяженность линий составляла 40 километров, на них было всего 29 станций. Для сравнения: сейчас в столице более 250 станций метро.

Необходимость строительства метро и активного расширения жилищного фонда была связана с общим ростом населения Москвы после войны. Согласно статистическим данным, в 1945 году в столице жило три миллиона 361 тысяча человек, а к началу 1956-го число москвичей выросло до четырех миллионов 839 тысяч человек. Власти озаботились тем, чтобы обеспечить людей жильем: были развернуты масштабные стройки, на городских окраинах появились новые кварталы. К концу 1960 года московский жилой фонд составлял 75,8 миллиона квадратных метров. Теперь необходимо было обеспечить жителей доступным общественным транспортом.

Читайте также:  Начальная история Москвы

Станция метро Фили 1960г

В Главархиве Москвы сохранилось несколько решений о строительстве новых линий метро, в частности решение Моссовета от 22 февраля 1957 года «О перспективной схеме развития метрополитена и строительстве линий метрополитена на 1957–1960 годы».

В документе рассматривается вопрос о продлении существующих линий (радиусов), сооружении новых станций и строительстве новых переходов, что в совокупности дало бы возможность увеличить поток пассажиров.

План перспективного развития, который разработал и представил в Моссовет Институт генплана Москвы совместно с Метрогипротрансом, предусматривал продление Замоскворецкой линии на юг — от «Автозаводской» до поселка Коломенское, поскольку несколько подмосковных сел — Коломенское, Нагатино, Новинки — вошли в черту города в 1960 году в ходе масштабного расширения границ Москвы и реконструкции Нагатинской поймы. «Коломенскую» ввели в эксплуатацию в 1969-м, но уже в составе участка «Автозаводская» — «Каховская». От «Сокола» (до 1964 года это была конечная станция зеленой ветки) предполагалось проложить метро до Химкинского (сейчас — Северный) речного вокзала. Станции «Речной вокзал», «Войковская» и «Водный стадион» открылись в 1964 году.

Читайте также:  Стрелецкий бунт

Фрунзенский радиус (современная Сокольническая линия) хотели продлить от метро «Университет» на юго-запад. На тот момент станция находилась в процессе строительства. В эксплуатацию ее ввели 12 января 1959 года. В 1963-м Сокольническую линию продлили до станции «Юго-Западная». В 2014–2018 годах на ней появилось еще семь станций: «Тропарево», «Румянцево», «Саларьево», «Филатов Луг», «Прокшино», «Ольховая» и «Коммунарка». Упомянутая в документе историческая местность Воронцово, которая с 1960 года была юго-западной окраиной столицы, получила станцию метро только в декабре 2021-го — «Воронцовскую» Большой кольцевой линии.

От «Киевской» по направлению к району Фили метро продлили до «Кунцевской». К северу от конечной на тот момент станции «Сокольники» метро планировали проложить до стадиона в Измайлове. Но в итоге этот план не осуществился и следующей после «Сокольников» стала станция «Преображенская площадь» (1965 год).

В числе запроектированных станций значилась «Пушкинская» Горьковского радиуса, которая должна была стать частью Замоскворецкой линии. Интересно, что еще в 1930-е годы станция упоминается в планах как «Страстная площадь», но тогда для нее был сделан лишь подземный задел. «Пушкинскую» ввели в эксплуатацию в 1975 году, но уже в составе Таганско-Краснопресненской линии.

Осталась и нереализованная часть проекта. Например, станцию «Хмельницкая» Покровского радиуса, которая должна была располагаться под Маросейкой, не построили. Отказались и от идеи запустить новый радиус  — от «Библиотеки имени Ленина» до поселка Текстильщики.

В долгосрочной перспективе планировалось создание трех новых радиусов: Тимирязевско-Калужского, Щербаковско-Серпуховского, Краснопресненско-Калининского. Однако эти линии метро так и не появились.

Пробный поезд на станции метро «Ленинские горы», сооруженной на двухъярусном мосту через Москву-реку.

На протяжении 1960-1980-х годов Московский метрополитен расширился: появились Калужско-Рижская, Таганско-Краснопресненская и Калининская линии. Они лишь отчасти соответствуют заявленным в документе направлениям, но намеченные в 1957 году цели по обеспечению новых жилых массивов самым быстрым и удобным городским транспортом были достигнуты.

Благодаря сохранившемуся в Главархиве документу можно проследить изменения, которые происходили в Москве в конце 1950-х. Центральная часть города стала более доступной для жителей и гостей столицы. Благодаря работе метрополитена можно было легко и быстро добраться до важных достопримечательностей, посетить музеи, парки, стадионы и магазины.

Появление в перспективном плане метро новых радиусов и продление существующих позволяло соединить отдаленные районы города. Жители получили возможность быстро добираться на работу и учебу, что было особенно актуально для людей, живших на «Юго-Западной», поскольку там бурно развивался район Черемушки.

Упомянутый документ горожане могут увидеть в читальном зале Главархива Москвы по адресу: Профсоюзная улица, дом 80. Читальный зал открыт для посетителей по понедельникам с 09:30 до 16:30, по вторникам и четвергам с 12:00 до 20:00, по пятницам с 09:30 до 15:00.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *