Какие народы населяли место, где построена Москва до прихода славян
Изучив гидронимику Московского региона, мы можем узнать о народах, которые здесь обитали задолго до прихода первых славянских переселенцев в VIII-IX веках. Они использовали местные массивы плодородных земель в поймах рек и охотились в богатых дичью лесах. Имя каждой реки отражает этнический состав населения, которое жило на ее берегах до прибытия славян. Названия рек к западу от Москвы, а также частично к востоку, являются в основном балтскими, в том числе: Протва, Нара, Пахра, Лама, Шоша, Дубна, Яхрома, Сестра, Истра, Руза, Яуза, Клязьма, Дрезна, Гжель, а также сама Москва. В то время как к восточной части Московского региона преобладают финские названия, включая: Воря, Поля, Вондига, Воймига, Шатура, Чащур, а также, по-видимому, Ока – от общего финского корня Йоки – «река».
В гидронимике Московского региона нет только древних балтийских и финских названий рек и водоёмов. Они также содержат славянские названия рек, которые, отражая различные волны славянской колонизации, расслаиваются на весьма древние по форме, средние и поздние. Некоторые из них, такие как Десна, Цна, Озерна, Шерна, Моча, Понорь, Остёр, являются очень старыми. Также гидронимы Mерзкая, Неглинная, Коломенка, Северка, Рожайка, Незнайка, Серая, и Нерская были установлены в более поздние исторические периоды. Более того, исследования гидронимики также указывают на наличие полиэтничности населения региона на протяжении длительного времени. Например, в верховьях Протвы и Нары ещё документами XII столетия упоминается народ голядь балтского происхождения, а также известны поселения финно-угорских народов в глухих местах Мещеры, близкородственных мордве, которые могли сохраняться до XVIII века.
Первые населения на территории Москвы были индоевропейцами, которые стали известными в истории как первооткрыватели сельского хозяйства. Фатьяновская культура, которая была распространена в Волго-Окском бассейне от Валдайской возвышенности до среднего течения Камы, является локальным вариантом культуры шнуровой керамики (или боевых топоров), существовавшей на тех же территориях примерно с середины III по середину II тысячелетий до н.э., синхронно с концом Древнего царства и эпохой Среднего царства в Древнем Египте. Это население является членом ещё нерасчлененной северной индоевропейской общности, из которой позднее выделились германцы, славяне и балты. Поселение фатьяновцев обнаружено в Царицыно.
Фатьяновская культура, обнаруженная в Царицыно на территории Московского региона, сменяется на поздняковскую культуру в регионах Центральной России. Некоторые исследователи рассматривают поздняковскую культуру как локальный вариант более распространенной срубной культурно-исторической общности, к которой относится Аркаим на Урале. Этническое происхождение поздняковской культуры, подобно Фатьяновской, относится к индоевропейской семье, несмотря на то, что некоторые элементы этой культуры могли принадлежать иранцам (скифы). На данный момент на территории Московского региона нет известных поселений поздняковской культуры.
Очередные миграции населения привели к возникновению дьяковской культуры на территории Московского региона. Большинство исследователей относит представителей этой культуры к финским племенам, которые освоили территорию и занимались земледелием и скотоводством. Название культуры происходит от поселения в селе Дьяково неподалеку от Коломенского в нынешней черте Москвы. Дьяковская культура была актуальна с VII века до н.э. по V век н.э. Тем не менее, уже в III-IV веках происходила инфильтрация балтского населения на территории Московского региона. В то время культура москворецких городищ складывалась на территории Московского Кремля и Кунцевского городища. Городище характеризуется смешанным населением. В это же время на юго-западе и Верхней Оке формировалась мощинская культура балтской этнической принадлежности, которая просуществовала до VII века.
В древности на территории Московского региона происходили волны славянской колонизации. Помимо дьяковской и мощинской культур, на территории располагалась колочинская культура, носителями которой были славяне, переселившиеся со Среднего Днепра. Культура псковских длинных курганов, представители которой пришли с берегов Балтийского моря, складывалась в V веке в современных Псковских и Новгородских землях вплоть до Валдайской возвышенности. Несмотря на отличия в историческом происхождении культур, численно преобладал поток славянской колонизации с юго-запада, каждая культура имела свой язык и свои особенности. Древние имена рек на территории Подмосковья отличались друг от друга и были названы на разных диалектах древнеславянского языка, который используется на этой территории уже несколько тысячелетий. Различия в названиях рекы объясняются тем, что люди, заселявшие данную территорию в разные периоды времени, говорили на разных диалектах, что привело к тому, что у каждого диалекта были свои особенности и уникальные названия.
В то время, когда на территории Подмосковья еще не было массового поселения славян, поздние потомки дьяковцев смогли создать мощный протогосударственный союз на северо-востоке от Москвы. Известный в древнерусских летописях IX века как цивилизация «меря», союз имел свой центр в Ростове Великом, где протогородское поселение уже существовало по меньшей мере с 700 года.
Путешествуя на север, славяне встречали начало развитой цивилизации «меря», которая также охватывала и часть территории будущего Подмосковья. Уже с VI века меря начала распространять характерные элементы славянской материальной культуры, такие как женские височные украшения (кольца). Однако продвижение этих предметов в основном связано с тогдашней модой.
По-видимому, до массового прихода славян в VIII-IX вв. этническим элементом на территории Подмосковья оставались балты.
В заселенном славянами Московском регионе проживали различные племена, главными из которых были вятичи, пришедшие из юго-западного направления. Кроме того, на часть территории приходили кривичи с северо-запада.
Первые славянские колонисты не основывали свои города с нуля, а занимали поселения, созданные старожилами. Это доказывает отсутствие славянских названий городов – так, Руза, Истра, Москва названы по именам балтийских рек, а имя Коломны заимствовано у финских жителей края.
Киевские князья начали организованный подход к колонизации края только спустя некоторое время. Частным случаем является название Звенигорода, которое было перенесено из Галицкой Руси. Однако, такие названия как Волоколамск и Дмитров сложились уже на месте, и их этимология прозрачна.