Москва – порт пяти морей

У Москвы много неофициальных названий, и одно из них – город пяти морей. Почему так стали называть город, ведь около города никаких морей нет, только одна Среднерусская возвышенность. Но благодаря строительству канала соединившему Москву-реку с Волгой, столица получила беспрепятственный выход к 5 морям. Новая, рукотворная река пролегла по Московской и Тверской областями, частично протекает по территории Москвы, а длина канала достигает 128 километров.
Когда в 1937 году закончилось строительство канала, Сталин в своей торжественной речи назвал Москву городом 5 морей.
Проект Петра I
Впрочем, эта идея не принадлежала всецело Сталину. Еще задолго до него уже предпринимались попытки соединить Москву водным путем. Первым, кто решил включить Москву через реки в транспортную схему России, был первый император Петр I. После своего путешествия по странам Европы будущий реформатор обратил внимание, что у них развито речное судоходство и построено много каналов, связывающих реки между собой.
В Европе озаботились речным судоходством в 1605 году, во всяком случае так зафиксировано в документах. Началось со строительства Нивернейского канала, который соединил бассейны рек Сены и Лауры. В 1625 году началось строительства канала Рейн – Маас.
В России строительство речных каналов связывают с именем Петра I. В 1702 году начались работы на Ивановском канале, который должен был соединить верховья реки Оки с Доном.
Прокладка судоходных каналов, в первую очередь, была связана с расширением торговли. Петр Алексеевич это отлично стал понимать после своей поездки по европейским странам. Многие его реформы стали ориентироваться на развитие внешней и внутренней торговли страны. И он решил соединить реки Москва и Волга.
Императора привлекло географическое положение рек Дубна и Сестра и он дал поручение инженеру Георгу Вильгельму де Генину спроектировать канал в этом районе, «осмотреть от Москвы или от Рогачевской пристани коммуникации судовому водою хождению».
Было представлено четыре варианта, но все они требовали огромных затрат, а пропускная способность все равно бы осталось небольшой.
По проекту обе реки должны были соединить в районе Рогачевской пристани и должен был получиться сквозной водный путь из Балтийского моря, через Волку и Москву в центральные регионы России. Соединилась бы Истра, приток Москвы-реки с Сестрой и Дубной, которые впадают в Волгу. Подъем воды на пути от Москвы до Волги должен был бы осуществляться с помощью 127 шлюзов. Но технические средства в то время еще не соответствовали требованиям строителей канала, не было финансирования, не хватало людей. А через три года умер Петр I и пришлось этот амбициозный проект «водяной коммуникации» отложить до лучших времен. Вспомнили о нем спустя столетие.
Прогресс не стоял на месте, конец XVIII – начало XIX века вошел в историю как «эпоха каналов». Благодаря бурному развитию производительных сил резко возросли грузоперевозки. Старый гужевой транспорт уже не мог справиться со грузопотоком. Поэтому до появления железных дорог водяной путь оставался основным. Но не все реки были судоходными круглогодично, некоторые необходимо было соединять между собой и пришлось строить каналы.
Николай I одобрил проект, предложенный Михаилом Бугайским. В 1826 году началось строительство. Планировалось соединить реку Сестра с притоком Волги и Истрой, притоком Москвы-реки. Русла рек были спрямлены и соединялись через Сенежское водохранилище. Работы продолжались 25 лет, потратили около 2,5 миллионов рублей, но так и не смогли довести до конца этот важный проект. Хотя по каналу ходили суда, но конкурировать с появившейся железной дорогой уже было трудно. Канал забросили и забыли.
Причины строительства канала
Начиная с 20-х годов XX столетия в стране начались грандиозные коммунистические стройки, Советский Союз стремительно изменялся, переходя от аграрного хозяйства к промышленному развитию.
Москва была в эпицентре всех этих преобразований, город переживал мощный индустриальный скачок, строились новые заводы и фабрики, проводилась масштабная реконструкция города.
Нужны были строительные и другие материалы, оборудование, продукты, а главная водная артерия – Москва-река уже с трудом справлялась с резко возросшим грузопотоком. К тому же река сильно обмелела, в районе Кремлевской стены ее можно было перейти вброд. Пропускная способность Рублевского, Ходынского, Преображенского, Андреевского, Артезианского и Мытищинского водопроводов уже не удовлетворяли возросших потребностей. В совокупности они могли давать около 15 миллионов ведер воды в сутки, а в городе уже жило порядка 3 миллионов человек, активно развивалась промышленность, всем нужна была вода. В засушливое лето водоснабжение ограничилось. Историки утверждают, что в то время в сутки на одного человека приходилось 88 литров воды, тогда как в столицах других стран этот важный показатель благосостояния доходил до 500 литров.
Добавим, что население многократно возросло, а приток людей продолжался, городу требовались рабочие руки.
Все эти причины привели к тому, что на рубеже 20-30-х годов в Правительстве всерьез озаботились вопросом – как бесперебойно снабдить столицу питьевой водой, а заодно улучшить транспортную логистику. Нужен был крупный судоходный канал, который бы выполнял эти функции. И тут вспомнили о подобных проектах, которые предлагали еще в прошлые века.
15 июня 1931 года на пленуме ЦК ВКП (б) Лазарь Каганович сделал доклад о положении с водоснабжением в Москве и других городах страны. Был затронут вопрос о транспортном использовании рек. Было решено использовать водные ресурсы Волги, протекающей в 120 километрах к северу от Москвы. Строить новый канал «Москва – Волга» было поручено Народному комиссариату водного транспорта СССР (Наркомвод), который был образован 30 января 1931 года.
Совет Народных Комиссаров (СНК) 10 октября 1931 принял «Положение о государственном строительстве по сооружению канала Москва-Волка и Московского порта «Москаналстрой».
В постановлении было прописано:
«… Необходимо коренным образом разрешить задачу обводнения Москвы-реки путем соединения ее с верховьем реки Волги, Госплану и Наркомводу приступить немедленно к составлению проекта этого сооружения с тем, чтобы уже в 1932 году начать строительные работы по соединению Москвы-реки с Волгой».
Начало строительства
С началом строительства не затягивали, слишком важное значение придавалось будущему каналу в экономике страны. В феврале стройку включили в число «ударных объектов» второй пятилетки. Но сразу же начались проблемы. Как говорит народная мудрость: «Просто было на бумаге, да забыли про овраги, а по ним ходить».
В первую очередь – острая нехватка кадров, в том числе квалифицированных рабочих, инженеров, руководителей. Вольнонаемные неохотно ехали на новую стройку, здесь не хватало элементарных удобств: мест для отдыха, приема пищи, с гигиеной были большие проблемы. Кроме этого не хватало стройматериалов, а выделенные фонды постоянно урезали. Например, сначала было утверждено 53 тысячи кубических метров леса, а в итоге получили всего 10 тысяч и так по многим пунктам.
Простои в работе были нередким явлением, к примеру, почти через месяц после начала строительства не было доставлено стекло. Были и другие нарушения в снабжении необходимыми материалами, оборудованием, продуктами, одеждой и т.д., а это грозило срывом сдачи этого грандиозного объекта, а сроки правительство назначило ограниченными.
Пришлось вмешаться Моссовету, который 11 июля 1932 года принял постановление, где назначались ответственные организации. Они должны были снабжать строителей канала Москва – Волга всеми необходимыми материалами, создать им нормальные условия труда и отдыха. За месяц до этого гигантскую стройку вывели из ведения Наркомводы и передали ОГПУ.
Чтобы ликвидировать нехватку кадров в ОГПУ вышел приказ, по которому был организован Дмитровский исправительно-трудовой лагерь ОГПУ, который возглавил А.Е. Сорокин. Людей и оборудование перебросили с Беломоро-Балтийского канала и с других строек страны.
Результаты строительства
Масштаб, объемы и сложность работ впечатляли. На протяжении 128 километров было построено 11 шлюзов, а всего 240 гидротехнических сооружений, в том числе: 8 гидроэлектростанций, 5 насосных станций, несколько водохранилищ, мосты, три порта и много пристаней. Глубина канала 5,5 метров. В отличие от многих подобных сооружений новый канал был не самотечным, а действующим за счет электроэнергии, вода из Волги поднималась с помощью мощных насосов.
Кстати Сталин был на стройке канала. Произошло это 22 апреля 1937 года, в газете «Правда» была опубликована статья:
«Сегодня во второй половине дня канал Волга – Москва посетили товарищи Сталин, Молотов, Ворошилов и Ежов. Осмотр канала… начали с большой земляной плотины № 22, преградившей путь реке Икше, которая образовала здесь судоходное водохранилище».
Вообще-то это был третий визит вождя. В первый раз он со свитой приехал 4 июня 1934 года, во второй 14 июня 1936 года. Этот факт показывает, насколько вождь был заинтересован в вводе в эксплуатацию нового канала.
При строительстве большое внимание уделялось природоохранным мероприятиям. Часть рек и ручьев, которые пересекали трассу, были пропущены под каналом в дюкерах и трубах. Суда, которые должны были ходить по нему, оборудовали специальными системами для сбора технических вод. Берега были украшены деревьями и кустарниками, которые специально подбирали для этой цели. Прилегающая территория была объявлена зоной санитарной охраны.
Интересный факт, что до 1947 года канал не имел никакого официального названия, только когда отмечалось 800-летие Москвы его назвали «Каналом имени Москвы». Было предложение назвать именем Сталина, но вождь отверг эту идею и поэтому канал десять лет носил техническое название.
Открытие канала Москва – Волга
23 марта 1937 года было принято решение «остановить Волгу». Течение крупнейшей реки было остановлено на три минуты, а на плотину пришелся мощнейший гидравлический удар, но сооружение выдержало. Началось заполнение Московского моря и канала. К 17 апреля строители отрапортовали, что 128 километров канала и все водохранилища, входящие в систему, полностью заполнены водой. На все работы ушло 4 года и 8 месяцев.
2 мая 1937 года у Химкинского речного вокзала бросила якоря флотилия судов, специально построенных для плавания по каналу. Они прошли от шлюзов с Верхней Волги до самой Москвы.
15 июля 1937 года в торжественной обстановке была открытая новая рукотворная водная артерия и по ней открылось движение пассажирских и грузовых судов. Многие проблемы Москвы были разрешены и ушли в прошлое.
В своей речи, посвященной этому знаменательному событию для всего Советского Союза Иосиф Сталин впервые сказал фразу, быстро ставшую крылатой, что теперь город Москва – город пяти морей. Хотя историки отмечают, что к завершающему этапу стройки он уже охладел к этому проекту.
Канал имени Москвы соединялся с другими рукотворными реками, построенных в Советскую эпоху: Беломоро-Балтийский, Волго-Балтийский и позже построенный Волго-Донский. Теперь по этой крупной водной артерии можно было, не сходя с судна доплыть до Черного, Белого, Балтийского, Азовского и Каспийского морей.
В 1977 году «Канал имени Москвы» был награжден орденом Трудового Красного Знамени.
Сейчас через Канал имени Москвы перекачивается более 1,5 миллиарда кубических метров воды, из которых 700 миллионов кубов расходуется на водоснабжение москвичей. Около 150 миллионов кубов используется для судоходства.
Водную трассу постоянно совершенствуют. Канал стал своеобразной лабораторией, где испытываются и внедряются все новейший достижения науки и техники.
В июле 2007 года в поселке Деденево был открыт музей истории и современности «Канала имени Москвы».