«Москва слезам не верит»: история происхождения фразы

«Москва слезам не верит»: история происхождения фразы

История фразы «Москва слезам не верит» оказалась гораздо более многогранной, чем мы думали. Она восходит к временам монголо-татарского ига и отражает жестокую борьбу за выживание в раздробленной России. Режиссер Владимир Меньшов всего лишь воплотил эту легенду на экране в своем знаменитом фильме.

Середина XIII века. Опустошительное нашествие хана Батыя привело к тому, что Русь попала под власть ордынцев. На землях России установилась система ярлыков и периодической выплаты дани. Этим занимались специальные ханские чиновники – баскаки. Отказ от выплаты дани, как и любое другое неподчинение, жестоко карался.

Это были тяжелые времена для народа, когда каждый день стоило бороться за выживание и сохранение своей культуры.

В 1252 году царевич Неврюй разорил Переславль-Залесский, убил жену князя Ярослава Ярославича, взял в плен его детей и увел в Орду “бещисла” людей. Спустя 40 лет на Русь пришел полководец Тудан, который захватил и разорил 14 городов.

Перед русскими князьями стоял нелегкий выбор: воевать с ордынцами или примириться с их властью, тем самым обезопасив себя от разорительных набегов. Одним из сторонников первой линии был тверской князь Михаил Александрович. Он возглавил разгоревшееся в 1327 году восстание горожан, выступивших против жестоких притеснений со стороны баскака Чолхана (Щелкана).

Читайте также:  Введение военного положения в регионах РФ

Сторонником переговоров с Ордой был московский князь Иван Калита. Именно он по поручению хана Узбека возглавил карательную операцию, закончившуюся взятием и разорением мятежной Твери в 1327 году. В результате последней карательной операции на земле русской опять воцарили пустота и разрушения.

После чего ярлык на великое княжение был отобран у Твери и передан Москве. Под влиянием нараставшего на Руси недовольства хан доверил Калите все дела по сбору дани, что дало ему колоссальный инструмент влияния.

Иван Калита установил новую систему взаимоотношений между Русью и Ордой: московский князь собирал как можно больше дани, а ордынцы взамен избавляли русские княжества от своих набегов. Однако этот период на Руси вспоминали как время самых жестоких и тяжелых поборов. Выплаты стали огромны и непосильны для многих княжеств и городов.

Московский князь не забывал и о собственной казне: часть поборов с других земель оставались в городе, что способствовало его экономическому укреплению и росту политического влияния Москвы. Таким образом, Иван Калита стал не только князем Московского княжества, но и важным игроком на политической арене Руси.

В средневековой России существовала практика взимания поборов с княжеств и городов в пользу великого князя московского. Среди различных слоев населения постоянно вспыхивали ожесточенные споры о том, сколько нужно платить. Однако этот вопрос люди не могли разрешить самостоятельно, поэтому из княжеств и городов в Москву потянулись челобитчики.

Многие исторические источники свидетельствуют о том, что в своих слезных мольбах они просили и даже умоляли Ивана Калиту «восстановить справедливость», уменьшив размер взимаемых с них поборов. Такие споры и мольбы были неизбежны в условиях резкого экономического роста Московского княжества и увеличения его политического влияния на Руси. Кроме того, этот период характеризовался ростом социальной мобильности, и многие горожане, не желая платить высокие поборы, пытались перебраться в другие города или княжества.

В средневековой России великий князь московский Иван Калита был известен своей жестокостью и беспощадностью в отношении своих подданных. Он не только не уменьшал размеры поборов, но и жестоко пресекал любое народное недовольство. Отсюда и пошло выражение «Москва слезам не верит», потому что никакие просьбы, мольбы и слезные жалобы на него не действовали.

Часто расправы учинялись на самом людном месте в назидание другим, что только усиливало страх и ненависть к великому князю московскому. Таким образом, Иван Калита стал символом безжалостной власти, которая не признавала никаких ограничений и не считалась с народом. Тем не менее, его правление оказало огромное влияние на дальнейшую историю России и стало важным этапом в становлении московского централизованного государства.

Известный русский историк Руслан Скрынников в одном из своих трудов описал наказание для жалующихся челобитчиков во времена Ивана Грозного. Их обваривали кипящим вином, сжигали свечой волосы и бороды, раздевали и клали на промерзшую землю. Иными словами, судьба их была незавидной.

Однако эпоха Ивана Калиты в плане расправы над политическими оппонентами и другими недовольными вряд ли чем-то отличались от времени первого русского царя. Часто расправы учинялись на самом людном месте в назидание другим.

Таким образом, можно предположить, что методы наказания для жалующихся челобитчиков во времена Ивана Калиты были не менее жестокими, чем во времена Ивана Грозного. История России полна примеров жестокости и безжалостности власти в отношении своих подданных. Однако каждый исторический период имеет свои особенности, и даже при одинаковых методах наказания, эпохи могут отличаться друг от друга.

Калита, правивший до 1340 года, стал одним из самых ярких правителей Московского княжества. После того, как он постригся в монахи под именем Ананий, он скончался через несколько недель. Он известен своими методами взимания налогов и наказаниями за неуплату, что привело к тому, что его прозвали “Калита”, что означало “кошелек с деньгами”. Собранные с других княжеств средства он тратил на покупку новых земель и владений, что сделало его правление одним из самых успешных в истории Московского княжества.

Однако, многие спорят, оправданы ли были меры, к которым прибегал великий князь. С одной стороны, Москва фактически грабила другие княжества ради собственного процветания. С другой, благодаря Калите Русь не знала татарских набегов 40 лет. Это способствовало резкому укреплению Московского княжества, и уже при ближайших преемниках великого князя оно бросило вызов Золотой Орде на поле брани. Таким образом, правление Калиты остается одним из самых ярких и обсуждаемых периодов в истории Московского княжества.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *