Шапка Мономаха, или Как Узбек сделал Москву столицей

Шапка Мономаха, или Как Узбек сделал Москву столицей

Шапка Мономаха – признана одним из символов власти в царской России. По официальной исторической версии, она была подарена Владимиру Мономаху, его дедом, императором Византии, Константином Мономахом. Шапку принято считать ярким доказательством мифа о Москве как о «третьем Риме», то есть выступающей наследницей религии и цивилизации «второго Рима», Константинополя. Согласно этому мифу, Россия – единственное христианское государство, продолжающее традиций великих держав античности и Средневековья.

В современной исторической среде существуют и другие мнения на этот счет. Например, известный искусствовед И. Бобровницкая пишет, что шапку Мономаха кн. Иван Калита получил из Золотой Орды от хана Узбека.

Узбек правил Ордой в период ее наибольшего расцвета, в это время князья Московии и начали претендовать на главную роль среди других князей – вначале как союзники Орды. Ведь именно им поручили собирать дань со всех княжеств, которые подчинялись монголо-татарам.

Многие русские князья считали союзничество с ордынцами откровенно позорным, но это была финансовая заинтересованность, которая стала началом величия Москвы. Отсюда, можно сделать вывод, если бы не хан Узбек, то России в современном виде – как преемницы княжества Московии – могло и не быть. То же можно сказать и об Узбекистане, чьи правители-чингизиды когда-то взяли имя «узбек», как дань уважения своему родичу, первому хану Орды, который возвел ислам в ранг государственной религии.

Читайте также:  Москва. Испытание войной

Узбек появился на свет в 1281 г., когда власть Орды над огромными территориями Европы и Азии уже ослабевала. В это же время флот хана Хубилая, который смог завоевать Поднебесную и основать династию Юань, был затоплен страшным ураганом, когда направлялся в Японию. Ураган полностью разрушил стремления Хубилая о завоевании всех восточных земель.

На Ближнем Востоке армия ильхана буддиста Абаги потерпело сокрушительное поражение от султана Египта Калауна. Ильханы уже захватили многие регионы, но Сирия и Египет отчаянно сопротивлялись. Чуть позже и сюда пришел ислам, поскольку страны потеряли свое могущество в непрерывных сражениях с Ордой и соседними государствами.

Родившегося малыша назвали тюркским именем Узбек. В монголо-татарских отрядах уже давно служило большое количество кипчаков, а Орда раскинулась в степи, которую немного позже назовут Кипчакской, протянувшуюся от Венгрии до Иртыша и Устюрта.

Узбек свои юные годы провел в «земле черкесов», изредка его привозили в Хорезм, который располагался на границе восточных владений Орды. Хорезмский оазис в то время являлся видным центром исламских богословов и наук, который прославили аль-Хорезми и Бируни. Впоследствии Узбек превратил Хорезм в очаг ислама и сделал признанным центром мастеров-ремесленников, здесь и была создана легендарная шапка.

Будущее Узбека скрывалось в непроглядном тумане. Его отца Тогрула убили по распоряжению Тохта-хана. Мать Баялун (Мария) была незаконнорожденной дочерью императора Византии Андроника II. Сам он тоже ожидал смерти. Однако шейх Алаутдин ан-Нуман, успокоил юношу, сказав, что в будущем его ожидает большая власть. И спустя несколько дней до Узбека дошла весть, что Тохта-хан вызывает племянника в Сарай. Когда Узбек прибыл в столицу, хан назначил его главнокомандующим.

Через несколько лет Тохта-хан скончался. С его наследником расправился сам Узбек, заколов его в 1313 г. накануне выборов хана.

У военачальников Орды Узбек не заслужил уважения, к тому же они считали, что мусульманин не может быть ханом, тем более сами не желали принимать ислам. Против него созрел заговор, но интуиция не подвела нового хана и он быстро покинул место, где его хотели убить, заявив, что у него из носа пошла кровь.

Оппозицию военачальникам-нойонам составили мусульмане. Это были новообращенные монголы, хорезмские купцы, тюрки-кипчаки и булгары. (Как известно, послы булгар убеждали киевского князя Владимира принять ислам. У князя был огромный гарем и он почти дал согласие, но ислам требовал еще и отказ от алкоголя – а этого будущий святой обещать уже не мог.)

Узбек был не единственным чингизидом, принявшим мусульманство, но его вынудили дать обещание соблюдать Ясу и не насаждать ислам принудительно. Прошло 7 лет и Узбек на курултае объявил о принятии ислама Ордой. Воины подняли бунт, они не желали менять Ясу на чужую веру. Последовали жестокие репрессии, кровавые чистки. Им подвергались непокорные чингизиды, «бахши», тенгрианцы и буддисты. Репрессии затронули монголов, уйгур, тюрков и тангутов, всю управленческую верхушку.

Прошло еще пять лет и Орда вернулась к толерантности. Несколько буддистских обычаев существовали до распада Орды. Репрессии использовались, чтобы избавиться от неугодных военачальников. Но веротерпимость была неизбежна. Это было хорошо видно в новой столице Орды, недалеко от Саратова. Узбек дал ей название Сарай аль-Джадид. Здесь были целые кварталы, где проживали диаспоры разных народностей: монголы, кипчаки, ираноязычные аланы, черкесы, русские и греки… Различных этносов в Орде насчитывалось более сотни.

В состав Орды входили многие регионы Сев. Кавказа, Поволжье, земли от Урала до Сибири и Крым. Узбек мог принять христианство. Многие чингизиды исповедовали христианство несторианского толка. Оно пришло в Степь с проповедниками из Сирии. В этом случае, постепенно были бы преодолены некоторые несоответствия с православием и история Руси сложилась бы по-иному.

Узбек внес большой вклад в историю Руси оказывая значительную поддержку князьям Московии. Если посмотреть карту Киевской Руси, то Москва там медвежий угол – далекий небольшой город, среди болот, населенный племенами финно-угров, ассимиляция их заняла не один десяток лет («Москва» — слово из финно-угорского наречия). Однако, как известно, часто именно приграничные города неожиданно расцветают за счет накопленного опыта выживания поблизости с недружественными народами. Примеров этому много: небольшая Пруссия объединила все разрозненные части Германии, крошечный «островок» османов у границы с Византией, династия Цинь, «объединившая» воедино Китай.

Русь в Средние века тоже страдала от постоянного дробления уделов Рюриковичей и «лествичному» закону наследования. Все это приводило к кровавым разборкам, спорам и войнам. Трон в Киеве, почитавшийся «матерью русских городов», почти полностью утратил свое влияние, когда усилились другие княжества и начались регулярные набеги половцев.

Батый сжег Киев в 1240 г., а спустя 60 лет митрополит перебрался во Владимир, который монголы считали столицей Руси. Княжение во Владимире было очень престижным. Правитель Москвы об этом и мечтать не мог. Его удел занимал территорию намного меньше, чем сейчас Московская область, и перешел в 1263 г. Даниилу, которому только что исполнилось два года. Даниил был младшим сыном Александра Невского. Его княжение было долгим, целых 40 лет. За это время он расширил свою территорию, включив в свой удел Коломну и Переславль-Залесский. Побывал «по приглашению» князем в Новгороде, богатой торговой республике. Но Даниил ушел из жизни раньше, чем подошла его очередь на княжение во Владимире, а в результате его сыновья также были удалены из очереди на этот престол.

Невероятно, но спустя 15 лет после кончины Даниила, его сын Юрий занял престол Владимира. Хан Узбек считал, что необходимо полностью разобщить князей, посеяв между ними вражду. Поэтому он передал престол Владимира наиболее тихому и безвольному князю Юрию.

Заняв престол Узбек подтвердил ярлык на княжение во Владимире, который был выдан князю Твери Михаилу, еще Тохта-ханом, а Юрия назначил князем в Новгород. В 1315 г. Юрий был вызван в Сарай, на него поступили жалобы от Михаила. Но суд не состоялся, Юрий прожил в Орде пару лет и сумел подкупить несколько чиновников, а еще понравился Кончаке, сестре хана. Как известно, монгольские женщины тогда были самостоятельны, а ислам не успел лишить их прав. Кончака решила выйти замуж за русского князя, хотя брат и был против захудалого иноверца. В 1317 г. в Орде была проведена церемония крещения, Кончака превратилась в Агафью, а Юрий получил звание «гургана», т. е. «зятя» (таким званием очень гордился Тамерлан, когда женился на невесте из рода Чингисхана).

Легендарная впоследствии шапка была подарена Юрию к свадьбе, но главное он получил ярлык на княжение во Владимире. Князь Твери не мог оспорить решение Узбека, но когда Юрий возглавил 20-тысячное войско монголо-татар и пошел войной на Тверь, он не сдержался. Он разгромил армию ордынцев и пленил Кончаку. Прибыв в Тверь она скоропостижно скончалась. Русские летописцы утверждали, что причиной послужил сильный яд. Но такие слухи быстро распространялись и дошли до самого Узбека. Маловероятно, чтобы Михаил был к этому причастен, но хан был в ярости.

Михаил был срочно вызван в Орду. Состоялся суд, князя обвинили в смерти Кончаки, общении с Литвой и утаивание дани. Его подвергли пыткам, а затем казнили. Но Юрия сгубила жадность. Дань, собранную в Твери, он использовал в торговле с Новгородом. Хану Орды донесли и тот отдал ярлык на княжение во Владимире сыну Михаила Дмитрию, получившему впоследствии прозвище Грозные Очи. Юрий бежал в Новгород и явился в Орду в 1325 г., желая получить ярлык. Но Дмитрий заколол его прямо в присутствии хана. Его судили и казнили. Ярлык Узбек-хан отдал брату Дмитрия Александру.

В 1325 г митрополит Петр, поддерживающий Юрия, перенес кафедру из Киева в Москву и заложил первый камень в фундамент Успенского собора Кремлевского комплекса.

Ярлык был выдан Москве после бунта в Твери против ордынцев. Было заживо сожжено несколько воинов и мусульманских купцов, среди них был и родственник Узбек-хана Шевкал. Орда направила в Тверь карательный отряд, его возглавил московский князь Иван. Тверь была почти сметена с лица земли, а Иван стал великим князем. В результате было окончательно уничтожено лествичное наследование.

Иван для Орды стал покорным исполнителем любых поручений. За свою скупость Ивана в Орде прозвали «калта» («кошель»), в историю он вошел как Иван I Калита. Князь собирал дань, не останавливаясь ни перед чем. Его отряд применял пытки, убийства или просто угрожал местью Орды. Естественно, не все налоги уходили по назначению. Ведь князь постепенно приобрел ярлыки на правление пяти княжеств. Другие князья жаловались на него, но безуспешно.

По его навету был казнен князь Твери Александр и его сын. После правления Калиты ярлык на княжение во Владимире остался за Московией (лишь князь Суздали Дмитрий правил в 1360 — 63 гг., поскольку князю московскому Дмитрию, который впоследствии станет героем сражения на Куликовом поле, не исполнилось и 9 лет). Московские князья прибавили к собственному титулу «и всея Руси». Взяли титул Византии «царь» и находились на троне до Федора Иоанновича, который был последним царем из династии Рюриковичей.

Хан не только держал под контролем русские княжества, он вел войну с Литовским княжеством, которое оставалось языческой страной. При кн. Гедимине государство быстро развивалось, завоевывало русские земли. Чтобы удержать власть на Балканах, ордынцы вмешались в спор Болгарии с Византией, выступая за Болгарию. Император Византии Андроник III отдал Узбеку в жены свою дочь, которая тоже взяла имя Баялун.

Однако на Балканах сильнее всех была Сербия, и в бою ее наемники из Германии и Испании разгромили ордынцев. Чтобы пресечь сепаратизм среди родственников, хан вынужден был укрупнить части Орды и поставить их правителями «эмиров». Эмиры были начальниками чингизидов, что вызывало бунт, а он заканчивался жестокими репрессиями.

С другими родственниками установить нормальные отношения было намного сложнее. Узбек не стал затевать распри с династией Юань, считавшейся главной в роду чингизидов. Хан платил ей дань, посылая тысячи рабов, в том числе захваченных в Твери. Он получал доход с земель Монголии и Северного Китая.

Три раза Узбек совершал поход на Кавказ, но каждый раз его настигала неудача. Чтобы укрепить связь Орды с Египтом, он отдал племянницу в жены султану аль-Малику ан-Насыру, кипчаку, когда-то проданному в мамлюки. Брак продлился недолго. Султан не дал согласия отдать хану в жены свою дочь. По его словам, она была слишком мала. Египет уже не опасался ильханов. В ответ Орда перестала поставлять рабов, перекрыв пополнение мамлюков, которые все чаще становились султанами. Египет стал покупать их в землях черкесов, и в 1382 г. один из них стал новым султаном. Власть тюрков в Египте закончилась.

Узбек умер в 1341 г., а незадолго до этого выдал ярлык на княжение во Владимире сыну Ивана Калиты Симеону.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *