Призрачные обитатели Девичьего поля

Призрачные обитатели Девичьего поля

Девичье поле – хорошо знакомое современным москвичам место. Мало кто знает, но оно приобрело свою известность несколько веков назад. Как повествуют легенды, в период господства татар на Руси, сюда свозили всех красавиц Москвы и отбирали из них девиц в гарем великого хана, в качестве взимаемой дани. От этого обычая, по одной из версий, поле приобрело своё современное название.

1456 год можно считать началом истории Девичьего поля, когда отсюда везли в Смоленск икону Богоматери «Одигитрия». В далеком 1398 году она была привезена в Благовещенский собор Кремля, а теперь уезжала снова в Смоленск по воле местных жителей. Чуть позже на месте пребывания иконы был основан Новодевичий монастырь.

Подробно про Благовещенский собор Кремля

Доподлинно известно, что в XVI веке на территории Смоленского собора была захоронена первая игуменья монастыря Елена Девочкина вместе со своими помощницами – Доминикией и Феофанией.

Краевед-энциклопедист И. Ф. Токмаков так описывал эту историю в XIX веке: «Схимонахиню Елену и двух ее келейниц и сейчас видят то на церковной паперти, то на монастырских стенах. Проводят время они в молитвах за любимую обитель и помогают ей в минуту бедствия. А в 1812 году, когда неприятель пересек наши границы, каждый день после захода солнца стали появляться святые женщины на ограде обители. Их плач сотрясал надгробные плиты, и такая скорбь выражалась на их благочестивых лицах, что сестры обители в ужасе глядели на них и, ожидая грядущих бед, становились на колени и молились до восхода солнца. Говорят, что видят их и сегодня, но теперь они покидают могилы лишь для того, чтобы полюбоваться на обитель. Бывает, что в светлые ночи, лишь пробьет полночь на местной колокольне, открывается тихо надгробная плита, покрывающая все три могилы. Елена с келейницами покидают свои гробы, ищут те места, где стояла их келья и маленькая деревянная церковь, в которой они молились Богу несколько веков тому назад. Поклонившись всем четырем сторонам света, восходят они на ограду. Схимницу игуменью можно распознать по золотому кресту, блестящему на ее груди, и по длинной мантии. И всю ночь, словно неподкупные часовые, ходят они вдоль монастырских стен».

Читайте также:  Перовские Бермуды в Москве

В 1927 году в ночь перед Пасхой Союз воинствующих безбожников устроил так называемый шутовской крестный ход вокруг стен святой обители. По словам очевидцев, когда перед входом в обитель развели костёр, в котором жгли деревянные иконы, приведения, напоминающие монахинь, растворились в воздухе. После этого они никому больше не являлись.

Известен рассказ бывшего ризничего монастырского храма, связанный с захоронением на территории Смоленского собора. В 1920 году советская власть собиралась полностью ликвидировать Новодевичий монастырь, но тогда настоятельница монастыря Леонида решила спасти святые реликвии и спрятать их от большевиков. Как, оказалось, вынести их за пределы монастыря не представлялось возможным – на входе стояли сотрудники ВЧК.

Подробно про Новодевичий монастырь

Игуменья не желала, чтобы реликвии попали в руки безбожников и были осквернены. Она спустилась в подземный тоннель монастыря, где замуровала себя, приняв, таким образом, смерть мученицы. Монахини воздвигли имитацию погребения на территории некрополя и сообщили всем о смерти настоятельницы. По словам ризничего, он сам присутствовал при процедуре эксгумации, но под могильной плитой оказалось пусто. По легенде замурованная игуменья периодически появляется у стен монастыря, тем самым охраняя реликвии от незваных гостей.

Анатолий Рыбаков в своей повести «Бронзовая птица» рассказал одно загадочное предание о двух князьях Хованских, приходящихся друг другу отцом и сыном, которые были обвинены в государственной измене. Сестра Петра Великого царевна Софья, будучи в тот период времени регентшей при малолетнем брате, повелела обезглавить, без права на самозащиту. Это произошло у села Воздвиженское. Их останки сброшены на берегу реки Воря в воду, недалеко от деревни Голыгино, чтобы стереть их следы с лица земли.

С той поры, люди передают из уст в уста легенду о призраках Хованских, которые появляются на дороге с наступлением осени и просят всех, кто им попадется по дороге, похоронить их тела по-христиански. Легенды гласят, что периодически привидения появляются возле стен Новодевичьего монастыря, в котором Петр I заточил Софью. Так и бродят призраки вокруг монастыря, прося случайных зевак помочь им обрести покой, и убеждают в своей невиновности. При встрече с человеком они словно шапки снимают свои головы, кланяются, и просят захоронить их тела по христианским обычаям.

Сегодня историки, изучившие дело о Хованских, выяснили, что те были невиновны, и казнили их по наговору. Так, уже будучи призраками, Хованские были полностью реабилитированы.

Ходят слухи, что под некрополем Смоленского собора есть тайный подземный ход, который разделяясь, выходит на Москва-реку и к дому купца Ганешина, стоящему на Девичьем поле. Хозяин поместья, когда узнал о наличии подземного хода под своим жильем, переоборудовал его для себя.

В 1840 году сотрудникам органов стало известно, что подобные тайные ходы используются преступниками. Во время обыска в подземных тоннелях усадьбы, полицейские обнаружили мастерскую по производству фальшивых монет, после чего все тайные проходы засыпали песком и землей. Секретный ход обнаружили также и на территории фабрики Гюбнера. Как выяснилось при осмотре, он располагался меж корней трех старых дубов, стоящих возле пересохшего пруда.

Советская власть преобразовала предприятие Гюбнера в шелкоткацкую фабрику имени Свердлова. Когда на фабрике загадочным образом стали пропадать целые рулоны готовой ткани, руководство фабрики ужесточило контроль за произведенной тканью, но это не сильно помогло. Ткань по-прежнему исчезала, и никто не мог её найти. Позже выяснилось, что похитители выносили продукцию фабрики по секретному тоннелю, ведущему к Новодевичьему монастырю.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *