Шедевры Третьяковской галереи

Годом основания Третьяковской галереи принято считать 1856 год, когда Павел Михайлович Третьяков приобрел для своей домашней коллекции две самые первые картины русских художников «Искушение» Николая Шильдера и «Стычка с финляндскими контрабандистами» Василия Худякова.
В 1892 году купец Павел Третьяков передал в дар Москве свою картинную галерею, которая на тот момент насчитывала 1287 живописных и 518 графических изображений русских художников. Кроме того, в ней было 75 картин и 8 рисунков европейской школы.
У каждой картины, нашедшей свое место в стенах всемирно известной Третьяковской галереи, есть своя предыстория, история создания, и история существования.
«Всадница». Художник Карл Павлович Брюллов. 1932 год
Автор картины – русский художник Карл Брюллов (1799-1852), окончивший в 1821 году Императорскую Академию художеств Санкт-Петербурга. Из-под его кисти вышло много жанровых и исторических картин.
О картине
На полотне – воспитанницы графини Ю. Самойловой: наездница Джованин и Амацилия Пачини. Графиня заказала портрет девочек К.Брюллову в 1832 году.
Изобразив старшую дочь на коне, художник проявил большую смелость. Тогда в такой позе изображали лишь полководцев и знатных титулованных особ. Младшая же девочка, по задумке, радостно встречала вернувшуюся с конной прогулки сестру. А в ее глазах отчетливо читается восторг от происходящего и желание точно также прокатиться верхом на лошади в будущем, когда она вырастет.
Критики разглядели в работе художника много недостатков: застывший безучастный взгляд наездницы, неправильное положение ее тела, лишающее картину динамичности. Даже конь застыл на миг в движении, а его всадница вопреки всему излишне спокойна и самоуверенна.
Как пополнила коллекцию
Картина была создана для личной галереи графини Самойловой, где она и пробыла до наступления тяжелых времен для графской семьи: они были разорены и картина, наряду с другим имуществом, перешла в собственность к иным лицам.
В 1896 году «Всадница» была перекуплена для Третьяковской галереи.
«Богатыри». Художник Виктор Михайлович Васнецов. 1898 год
Автор картины – русский художник–живописец, основоположник «неорусского стиля» в архитектуре Виктор Васнецов (1848-1926), обучавшийся в Императорской Академии художеств.
О картине
Эта работа – результат двадцатилетнего труда художника (с 1881 по 1898 года). На полотне – три всемирно известных героя былин: Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич.
Во второй половине XIX века, когда эта картина создавалась, идея народного фольклора и русской культуры была очень популярна. Не прошло это веяние и мимо В.Васнецова. Более того, увлечение так просто не прошло и легло в основу всего его творчества.
Все в этой картине поражает мощью: исполинские фигуры богатырей верхом на массивных скакунах, символизирующие непобедимость русского народа, да и само полотно имеет внушительные размеры.
Илья Муромец – не вымышленный персонаж, а реальное историческое лицо. Художник изобразил его могучим воином с добродушным лицом, каким он и являлся по преданиям. Все ратные подвиги были совершены им в реальности. А впоследствии, И. Муромец ушел на покой в Киево-Печорский монастырь, где был причислен к лику святых. Его конь – лютый бесстрашный зверь, с массивной цепью вместо упряжки.
Добрыня Никитич – величав, с тонкими чертами лица, подчеркивающими его благородство. На картине он решительно вынимает меч из ножен, готовясь защищать родную землю. С его личностью былины связывают много чудес: заговоренную броню, меч-кладенец.
Алеша Попович – самый молодой из троих богатырей. Он воин, предпочитающий использовать в борьбе лук и стрелы, а еще он гусляр – ни одна из мельчайших деталей, характеризующих образ героев, не прошла мимо глаз В.Васнецова и нашла свое отражение в картине.
Одежда, боевая амуниция, упряжки лошадей – для их отображения на полотне художник рассматривал предметы в музее, читал их описание в исторических очерках.
Природа нахмурилась и затаилась, в ожидании опасности. Но три богатыря – герои земли русской не дремлют и всегда на страже, готовые жизнь свою положить за спасение земли русской от врага лютого.
Как пополнила коллекцию
После появления на свет, картина практически сразу была приобретена П. Третьяковым для своей коллекции. Интересно, что автор дал своему детищу название гораздо более длинное, чем то, под которым оно получило широкую известность. Первоначальное название было следующим: «Богатыри Алеша Попович Илья Муромец и Добрыня Никитич».
«Грачи прилетели». Художник Алексей Кондратьевич Саврасов. 1871 год
Автор картины – русский художник – пейзажист Алексей Саврасов (1830-1897), окончивший Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Он увлекался живописью с ранних лет. Особенностью картин А. Саврасова стало наполнение обыденных пейзажей особенной лирикой, поэтическим духом.
О картине
Это полотно – первое в истории русского художества, так отчетливо и реалистично отражающее тоскливость и грусть природы, пробуждающейся от зимнего сна. Серые поникшие березы с оккупировавшими их только что прилетевшими грачами, весеннее половодье, затянутое облаками небо, одиноко стоящая неприметная церквушка с облупившейся штукатуркой. По мнению современников, картина отражала самую суть души русской.
Картина показывает природу с. Молвитино (ныне Сусанино) Костромской области. Церковь на полотне – Воскресенская.
Для более точной передачи цвета и настроения, художник использовал особенный прием: он не покрывал краской некоторые фрагменты холста, оставляя их чистыми.
Как пополнила коллекцию
Для пополнения своей коллекции данным произведением, П. Третьяков самолично ездил к А. Саврасову в город Ярославль. Он следил за творчеством художника, и это была уже четвертое его приобретение.
Данной покупкой была разочарована императрица Мария Александровна. Ей пришлось довольствоваться лишь копией полотна.
«Неизвестная». Художник Иван Николаевич Крамской. 1883 год
Автор картины – русский живописец Иван Крамской (1837-1887). Его работы представлены в исторической, портретной и жанровой живописи. Окончил Императорскую Академию художеств.
Интересно, что среди его работ есть и портрет Павла Михайловича Третьякова, написанный им в 1876 году.
О картине
Эту картину часто по ошибке называют «Незнакомка», такую ассоциацию у всех вызывает одноименное стихотворение поэта Александра Блока.
На полотне открытый экипаж, проезжающий по Невскому проспекту. На заднем фоне – строения Аничкого дворца и Александринского театра.
В центре картины – молодая, красивая и немного грустная девушка, одетая по последней моде 1880-х годов.
Название придало этой работе художника ореол таинственности и загадочности. Ни в одном из материалов И. Крамского не было найдено ответа, кто именно эта неизвестная особа. Сам автор своей (или чужой) тайны так и не открыл.
Существует несколько версий о прототипе героини картины. Некоторые придерживаются мнения, что это крестьянка Матрена Саввишна – будущая супруга дворянина Бестужева.
Некоторые уверены, что в экипаже последняя любовь императора Александра II – княгиня Юрьевская, с которой их трепетную любовь прекратила лишь его смерть. Трагические события пришлись на период создания картины, и заказ императора сам собой был отменен. Чтобы сохранить свои почти завершенные труды, И. Крамской в срочном порядке несколько изменил внешность девушки и представил свою картину под названием «Неизвестная».
Как пополнила коллекцию
При показе картины, П.Третьяков не собирался ее покупать по известным только ему причинам. Возможно, он знал или догадывался, кто изображен на полотне художника. В Третьяковскую галерею «Неизвестная» попала в 1925 году при национализации одной из частных художественных коллекций.
«Черный супрематический квадрат». Художник Казимир Северинович Малевич. 1915 год, 1929 год
Автор картины – Казимир Малевич (1879-1935). В своей художественной деятельности придумал новое направление живописи – супрематизм (произошло от слова Supreme, означающее «превосходный»). Самая скандальная и широко обсуждаемая картина «Черный квадрат» выполнена им в этом стиле.
О картине
На картине – черный квадрат. Так он и называется. И именно в этом остроумие автора. В истории художества мир не раз уже встречал подобные изображения, но все они назывались иначе. Здесь же, открытым текстом – что изображено, такое и название.
На самом деле черный квадрат не совсем прост, а вернее, совсем Не прост. В нем много «Не».
Стороны квадрата Не равны друг другу, а противоположные Не параллельны. Да и сам квадрат совсем Не черный. В написании картины именно черный цвет и не был использован. Здесь имеется смешение трех самодельных красок: жженой кости, черной охры и темно-зеленого природного компонента. Добавить к полученной смеси цветов мел для уничтожения глянца, который имеют все масляные краски – и получается не черный цвет черного квадрата.
Всего существует 4 непохожих друг на друга ни цветом, ни размером картины черного квадрата. Две из них находятся в Третьяковской галерее. Самый первый квадрат 1915 года – самый энергетически заряженный. Это обусловлено удачным подбором черного и белого оттенков, смешением цветов. А самый крупный – квадрат 1929 года. Он самый черный, мощный и всепоглощающий.
Как пополнила коллекцию
Полотно «Черный супрематический квадрат» пополнило знаменитую Третьяковскую коллекцию уже после смерти ее основателя. Интересно, что первоначальное название картины совсем не квадрат, а «Четырехугольник». А в настоящем полном наименовании картины слово «супрематический» часто опускают. Черный квадрат 1915 года покрылся мелкими трещинами, поэтому художник сделал еще несколько копий таких картин, одну из них специально для Третьяковской галереи.
«Тройка» («Ученики мастеровые везут воду»). Василий Григорьевич Перов. 1866 год
Автор картины – русский живописец Василий Перов (по рождению Васильев) (1834-1882), окончивший Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В своих работах В. Перов поднимал острые социальные проблемы, стараясь обратить на них внимание общественности. За это В.Перова часто называли беспокойным художником с добрым сердцем.
О картине
На полотне – три детские изможденные фигуры, запряженные, словно тройка лошадей, в повозку и везущие огромную бочку с водой. Среди детей есть и девочка. Это самое эмоциональное полотно из всех работ В. Перова.
На период написания художественной работы крепостное право уже было отменено, но тяжелый детский труд по-прежнему оставался нерешенной проблемой общества. Дети были вынуждены за гроши выполнять непосильную для их возраста и физического развития работу.
Фоном для картины послужили стены Богородице–Рождественского женского монастыря, виднеющиеся на мрачной и пустынной улице города. Особую трагичность представленной истории придают темные и серые тона, преимущественно используемые художником для написания данного полотна.
Картина была написана с натурщиков. Автор долго не мог подобрать для нее центрального мальчишку. Но встретил его случайно на улице, идущего с матерью. Мария рассказала о том, что ее муж и все дети умерли, остался только Вася. С ее разрешения, он и был изображен в «Тройке».
Спустя время, художник снова встретился с Марией, которая умоляла продать ей картину в память об уже умершем Василии. Для этого она продала все, что у нее было. Но картина уже заняла свое место в Третьяковской галерее, и это было сделать уже невозможно. Автор написал ей другую, портрет ее сына.
Как пополнила коллекцию
Представленная картина разрывала сердца. П. Третьяков приобрел ее для своей коллекции сразу, не раздумывая, как только В. Перов закончил работу над ней.
«Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года». Илья Ефимович Репин. 1885 год
Автор картины – русский живописец и педагог Илья Репин (1844-1930), обучавшийся в мастерской иконописца и окончивший Санкт-Петербургскую академию художеств. В своей художественной деятельности И. Репин особое увлечение испытывал при написании портретов.
О картине
Именно эта историческая картина столь уверенно поддерживает в умах общественности имеющуюся версию о совершенном Иваном Грозном преступлении – убийстве своего сына Ивана.
На полотне – Иван Грозный, сжимающий в своих руках обмякшее тело умирающего сына и закрывающий ладонью рану у виска, из которой хлещет кровь. В порыве сильного гнева царь не удержался и нанес своему ребенку смертельный удар жезлом в висок. Он тут же пожалел об этом: в его глазах ужас от содеянного, но ничего уже не исправить, время вспять не повернуть.
Другое, не менее известное название картины « Иван Грозный убивает своего сына».
Картина настолько проникает в человеческое сознание, что дважды была подвергнута вандализму. Последний раз это произошло в 2018 году.
Как пополнила коллекцию
Император Александр III запретил показывать на выставках данную работу И. Репина, это была самая первая цензура в Российской империи. Но, несмотря на это, П. Третьяков приобрел данную картину для своей коллекции. После совершенной покупки ему было дано твердое распоряжение не допускать картину до выставок и вообще не дозволять ее распространения среди публики никаким из возможных способов».
Спустя три месяца, императора смогли убедить снять наложенный им цензурный запрет с так подействовавшего на него полотна.
«Троица». Андрей Рублев. 1411 год или 1425 год
Автор иконы Святой Троицы – художник иконописец Андрей Рублев (1360-1428 или 1430). Он был широко известен при жизни, знаменит после смерти и особо прославляем в современности.
О картине
Это одна из самых прославленных русских икон и самое знаменитое из полотен художника, дошедшее до наших времен.
Другое название полотна «Гостеприимство Авраама».
Как пополнила коллекцию
Древнерусская икона поступила в Третьяковскую галерею в 1929 году. Она была передана из Загорского историко-художественного музея. Ранее реликвия хранилась в Троице-Сергиевой лавре.
«Девочка с персиками». Валентин Александрович Серов. 1887 год
Автор картины – русский художник, график, живописец и мастер портретной живописи Валентин Серов (1865-1911), академик Императорской Академии художеств.
О картине
Одна из самых известных работ В. Серова.
На полотне – одиннадцатилетняя дочь мецената Саввы Мамонтова – Вера. Она в столовой семьи Мамонтовых, в усадьбе Абрамцево. Картина искрится беззаботностью, радостью, лучезарным светом, что так свойственно детству и юному возрасту героини картины. За эту одухотворенность картину «Девочка с персиками» и полюбили люди.
Картина не была работой, выполненной на заказ. В. Серов сам захотел нарисовать ее, поддавшись сиюминутному порыву. Жизнерадостная Вера вбежала в комнату с улицы, схватила персик и села за стол. Эта одухотворенность впечатлила художника, и он предложил Вере, которую знал с младенческих лет (В. Серов часто проживал в усадьбе Мамонтовых), позировать ему.
Девочка, которая ни на минуту, ни под каким предлогом не могла усидеть на месте, по нескольку часов в день на протяжении долгих двух месяцев позировала Серову. Полученная картина осталась в семье Мамонтовых, как дань уважения и любви, испытываемых к ним В. Серовым.
К сожалению, героиня картины умерла в возрасте 32 лет от пневмонии, за 2 года до смерти автора ее портрета.
Как пополнила коллекцию
Портрет был приобретен Третьяковской галереей у потомков семьи Мамонтовых в 1929 году.
«Березовая роща». Архип Иванович Куинджи. 1879 год
Автор картины – русский художник, величайший мастер пейзажной живописи Архип Куинджи (1842-1910), окончивший Санкт-Петербургскую академию художеств. За свое умение изображать на холсте непревзойденную игру света и тени, А. Куинджи был награжден другими художниками прозвищем «Мастер света».
Изображенный им свет солнца был настолько реалистичен, что заставлял жмуриться окружающих. До сих пор остается тайной, каким именно образом можно так передать яркость и натуральность света.
О картине
На полотне – березовая роща, а вернее, стволы деревьев в лучах солнца. Первое, что бросается в глаза – пронизывающая зелень и яркий солнечный свет. Эта картина многими современниками автора была воспринята как «любительская», но именно она сейчас является визитной карточкой А. Куинджи. Чаща в глубине картины не отражена детально, ее задача – оттенить цветовую контрастность.
На поляне – ни дуновения ветерка, и не сразу виден ручей, бегущий по центру картины, мысленно разделяя ее на две равные части.
Как пополнила коллекцию
Готовая работа была представлена на седьмой выставке Художественного передвижного общества, где вызвала удивление со стороны публики непривычным цветовым решением полотна. Здесь же ее заметил и приобрел для своей коллекции П. Третьяков.
«Княжна Тараканова». Константин Дмитриевич Флавицкий. 1864 год
Автор картины – русский исторический живописец Константин Флавицкий (1830-1866), профессор Императорской Академии художеств. Получил звание профессора исторической живописи за написание картины «Княжна Тараканова».
О картине
Это самая известная из картин К. Флавицкого. В истории русского искусства художник для многих остался «художником одной картины» – этой картины.
В основе сюжета – трагические события, повлекшие смерть авантюристки княжны Таракановой, выдававшей себя за дочь Елизаветы Петровны от фаворита А.Г. Разумовского, и требующей российский престол.
Тараканова (именующая себя принцессой Владимирской, но прозванная народной молвой княжной Таракановой) была насильно доставлена из Италии в Петербург и заточена в Петропавловской крепости, где нашла свою смерть в возрасте 30 лет, в 1975 году. По официальной версии, причиной стала чахотка.
На картине же художника изображен последний день жизни девушки согласно другой, более трагичной смерти – в результате наводнения в 1977 году. Те события унесли жизни многих заключенных крепости.
Княжна, забравшись на самое высокое место в помещении – кровать, с отчаянием и безнадежностью смотрит вверх. Она понимает, что минуты ее сочтены, и выбраться не удастся. Кругом подступающая вода и мыши, также безрезультатно пытающиеся спастись.
Как пополнила коллекцию
Картина впервые была представлена на выставке в 1865 году. Она понравилась П. Третьякову, и он предложил купить ее, но не смог договориться с автором о стоимости. В 1866 году, после скоропостижной смерти художника, его наследники – братья пытались продать картину за баснословные деньги в Париже, представив ее с другим названием «Смерть легендарной принцессы Таракановой». Картина имела успех, но не была продана.
Возвратившись домой, братья художника все же согласились продать ее П. Третьякову. В Третьяковской коллекции эта картина стала первым художественным полотном на историческую тему.
«Радуга». Иван Константинович Айвазовский. 1873 год
Автор картины – художник–маринист и баталист Иван Айвазовский (Ованес Айвазян) (1817-1900), написавший за свою длительную и плодотворную жизнь (82 года) около 6000 картин. Все они окрашены яркими чертами романтизма. В его полотнах: бури, штормы, кораблекрушения. Излюбленными мотивами для него были радуга и вода, в которой волшебным образом преломляется свет.
О картине
На полотне – зависшая над бушующим морем радуга. Она окрашивает разноцветным светом брызги, летящие в разные стороны. Высокая волна закрывает собой горизонт, а в центре событий – люди в лодках, покинувшие тонущий корабль и в неравном бою сражающиеся с взбушевавшейся морской стихией.
Как пополнила коллекцию
Вскоре после выставки готовой работы в Академии художеств, П. Третьяков приобретает ее для своей коллекции. Это была уже не первая работа Айвазовского, нашедшая свое место среди полотен известного коллекционера.
Картины Айвазовского П. Третьяков с любовью называет «Ваша вода» и просил еще писать подобные картины. Но с покупками не спешил. Он опасался купить проходную картину, без души, учитывая скорость написания полотен художником. П. Третьяков покупал только самое-самое, заставляющее сердце биться быстрее.
В настоящее время Третьяковская галерея насчитывает 54 полотна И. Айвазовского, включая и данный шедевр.
«Неравный брак». Василий Владимирович Пукирев. 1862 год
Автор картины – русский художник Василий Пукирев (1832-1890), окончивший Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Картина «Неравный брак» была признана шедевром, после нее все работы, созданные В. Пукиревым, казались блеклыми и обыденными. Он все время возвращался к теме несчастного и неравного брака, но выходило все не то.
О картине
На полотне покрытая полумраком православная церковь. Здесь происходит обряд венчания. Свет, падающий из окна, освещает лишь лица невесты, жениха и священника. Жених уже немолод, это не первый его брак. Он морщинист, раздражителен и высокомерен. Невеста же совсем ребенок, она печальна, а из-под опущенных ресниц видны заплаканные глаза.
За ее спиной – сам автор картины Василий Пукирев, выполняющий на свадьбе роль шафера. Так гласит одна из версий о прототипах данной работы. В своей молодости художник испытал подобную трагедию, его любимая Прасковья Варенцова вышла замуж за другого. Подтверждением данной версии стал найденный карандашный этюд старухи, на обратной стороне которого сделана запись рукой художника о том, что это Прасковья Васнецова, с которой 44 года назад он писал картину «Неравный брак», а ныне она проживает в московской Мазуринской богадельне.
Вглядываясь в детали, можно увидеть двух старых женщин в свадебных венках и белых саванах, смотрящих на жениха. Одна из них у него за спиной, а другая за спиной священника. Учитывая все рассуждения, касающиеся данной картины, можно предположить, что это бывшие, умершие супруги новоявленного жениха.
Но центральное место в картине отдано не жениху и невесте, не присутствующим гостям и священнослужителю, а руке невесты – тонкой и безмолвной, протянутой к священнику, чтобы он надел на нее обручальное кольцо и обрек тем самым на несчастья и страдания.
Картина обращает внимание общественности на проблему бесправного положения девушек-бесприданниц, выдаваемых против их воли замуж.
Как пополнила коллекцию
Впервые работа была выставлена в 1863 году на академической выставке. Еще до наступления данного события, она была продана автором коллекционеру Александру Борисовскому. В 1871 году П. Третьяков выкупил картину у А. Борисовского для своей коллекции.
«Боярыня Морозова». Василий Иванович Суриков. 1887 год
Автор картины – выдающийся русский художник Василий Суриков (1848-1916), академик и бесспорный мастер масштабных исторических полотен, окончивший Петербургскую академию художеств.
О картине
На полотне – исторический эпизод, характеризующий период произошедшего в стране раскола в результате принятой реформы Православной церкви (XVII век). Верные старым обычаям люди были признаны старообрядцами и подвергались гонениям со стороны государства.
Так случилось и с боярыней Морозовой. За старообрядческие взгляды ее в цепях, на санях, по снегу отправляют в заточение в монастырь, что равнозначно нахождению в тюрьме. Там ее уморят голодом.
Морозова богатая и знатная особа, но едет на простых санях с соломой. Это говорит о перенесенных ею страданиях: она была подвергнута пыткам и приговорена к сожжению. Она же, слабая физически, но сильная духом, не сдается и поднимает вверх руку, показывая толпе старообрядческий знак двуперстия.
Как пополнила коллекцию
Работа дебютировала на 15 передвижной выставке в 1887 году, где и была приобретена П. Третьяковым за невероятно высокую по тем временам цену 25 тыс. рублей.
Коллекция самой знаменитой Третьяковской галереи, начавшейся с нескольких картин коллекционера Павла Третьякова, сегодня насчитывает в своем арсенале более 190 тысяч художественных работ. Можно бесконечно без устали ходить по выставочным залам, занимающим два здания галереи, и не досмотреть все картины до конца. Настолько их много, и каждая из них неповторима – настоящий художественный шедевр.
Государственная Третьяковская галерея располагается по адресу: г.Москва, переулок Лаврушинский, д. 10.