Белорусский вокзал

Белорусский вокзал

Свыше 150 лет старейший вокзал столицы украшает одно из особенных мест древнего города. Его фасад хорошо известен не только москвичам, но и жителям городов западного направления. Здание, построенное с элементами неоклассического стиля, сохранило первоначальный вид после неоднократных реконструкций и стало одной из визитных карточек Москвы.  

«Окно в Европу» встречает и провожает гостей особым уютом, доброжелательностью, добрым отношением к событиям военных дней, настоящего времени. Кажется, что звучащие по памятным дням, праздникам слова песни Булата Окуджавы «Нам нужна одна победа» (музыка Альфреда Шнитке), помогут победить и современные проблемы двух братских стран.  

Белорусский вокзал: расписание поездов и электричек


История вокзала 

Четыре нарядные башни с флагштоками вдоль изящного фасада стали приглашать пассажиров для входа на вокзал не сразу, а прошли долгий исторический путь в своей жизни. Архитектор Струков строил свой шедевр с элементами ложной готики и ампира поэтапно. Корпуса возводились с использованием их гармоничного соединения под тупым углом. Ансамбль как – будто окружает и защищает площадь, судьба которой предопределила появление и развитие Белорусского вокзала.  

В разные годы площадь перед вокзалом носила разные имена: Тверская застава(1742), Новых Триумфальных арок (1834), Белорусского вокзала(1932), Тверская застава (1990). На данной территории проходила основная магистраль княжества Московского – Тверская дорога. Она соединяла Москву с важнейшим торговым городом Тверью, другими странами. В середине XVI столетия здесь появилась Тверская слобода, которую заселили ямщики. До сих пор память о них выражается в названиях московских Тверских – Ямских улиц, переулков.  

Город рос и его таможенная граница Камер – Коллежский вал (1742) стал административным указателем черты города. На его пути были построены заставы для контроля грузов, документов. Одной из них стала Тверская застава, находящаяся на дороге в Тверь, Санкт-Петербург. Сейчас она размещается между улицей Тверской – Ямской, Ленинградским проспектом. К привокзальной площади примыкают улицы Лесная,1 и 2 Брестские. Вал Грузинский, Бутырский. На площади есть остановки для конечных (456, 84, 27, т20, т56 и т.д.) и, проходящих (101, 904,12, н1, н12, м1) автобусных маршрутов. Проходят трамваи с № 7.9.  

Рядом находятся станции метро «Белорусская» (Кольцевой и Замоскворецкой линий). Последняя станция открылась в 1938 году в правом крыле вокзала. «Кольцевая» приняла пассажиров в 1952 году. Архитекторы, реализовавшие интересный проект, были удостоены Сталинской премии. Станция находится на глубине около 50 м и в её оформлении использованы тематические мотивы жизни и культуры Белоруссии. Сейчас в центральном зале сохранилась скульптурная композиция «Белорусские партизаны» и 12 панно. Скульптуру, изображающую белорусскую семью убрали в 1997 году при строительстве нового выхода из метро. Пол станции метрополитена украшают узоры белорусской «вышиванки». Интерьер станции гармонично сочетается с внутренним обликом вокзальных помещений. Тех, на которых встречали и провожали бойцов во время Отечественной войны, где впервые прозвучали слова песни Лебедева-Кумача (музыка Александрова) «Священная война», ставшей известной во всей стране. Сменялись эпохи, рождались новые мелодии (от императорских творений до советских) под сводами «вечного» вокзала. 

Во время войны на станции «Белорусская» временно размещался центральный командный пункт, а на основной площади находилось бомбоубежище для простых граждан. В 1941 году бомба повредила водопровод и вода почти затопила подземную часть. К счастью, повреждения быстро устранили.  

Вокзал стал историческим местом встречи легендарных личностей. В 1928 году сюда возвращается из Европы Максим Горький, памятник которому долгое время украшал сквер рядом с привокзальной площадью. Раньше (на 15 лет) здесь был известный поэт Бальмонт, а в 1945 году на вокзал в сопровождении двух специальных работников, выделенных во время движения по этапам, приехал Александр Солженицын. Во времена расцвета путешествий на вокзале прошла встреча команды парохода «Челюскин» и его спасателей. 104 человека, застрявших в льдинах Чукотского моря были успешно спасены советскими летчиками. Чуть позже с таким же праздничным торжеством на вокзале встретят Чкалова, Байдукова, Белякова – летчиков, первыми покорившими расстояние между СССР и Америкой. В предвоенных годах на вокзале встречали участников сражений в Испании, оправляли с надеждой на мирный исход дипломатов в нацистскую Германию. 

Интересным этапом формирования окрестностей вокзала стало возведение Храма Николая Чудотворца по адресу Заставный переулок, 3/8. Несмотря на закрытие в 1940 он живет и сейчас, считаясь памятником культурного наследия России. В советский период в нём размещались художественные мастерские. Существует версия, что скульптор Орлов создавал здесь фигуру Юрия Долгорукова на коне. В храме долгое время работал производственный комбинат имени Вучетича. Современные соседи из стекла и бетона скрывают здание храма, который посещали многие гости Белорусского вокзала.  

Интересно, что одна из первых линий трамвайных путей прошла от заставы к Путевому дворцу в 1899 году. Прямо под Триумфальной аркой находились рельсы для конки, а позже для трамваев. С площади в сторону Ленинградского проспекта тянулась аллеи из лип, где появилась первая велодорожка Москвы. 

В 1742 году был создан 37-километровый Камер – Коллежский вал, ставший таможенной, а в начале XIX века и административной границей Москвы. На дорогах, пересекающих линию вала, были устроены заставы. Одной из них стала Тверская застава, расположенная на дороге, ведущей в Тверь и Санкт-Петербург.  

Здесь же появились Триумфальные ворота (1827 год), созданные архитектором Осипом Струве и давшие название площадь Новых Триумфальных ворот. В дальнейшем их демонтировали и с изменениями используемого материала перенесли в другое место рядом с Поклонной горой.  

Потребность в строительстве железной дороги возрастала ежегодно и при выборе подходящего места, было принято решение создавать её в окрестностях действующей Тверской заставы, что и определило рождение шестого вокзала города. Здесь не было значимых построек, а просьбу владельцев близлежащих ипподромов не удовлетворили.   

С 1870 года начал работать первый вокзал Смоленской дороги.  

Отвечал за строительство вокзальных построек владелец кирпичных заводов Немчинов. В его честь названа одна из станций Подмосковья рядом с дачным поселком, основанном его братьями. 

Первый рабочий поезд по однопутной дороге из Смоленска до городка Гжатск (современный Гагарин) прошел в августе 1870 года. А первое здание вокзала построили по проекту архитектора Кекушева. Это была двухэтажная постройка из красного кирпича с белой отделкой. К нему подходила одна платформа.  

Интересно, что для встречи важных особ по его проекту с правой стороны станции построили Императорский павильон в виде деревянного терема псевдорусского стиля.  

Среди его роскошного интерьера с богатыми, изысканными элементами проходила коронование на царствование Николая II. Устроен павильон был следующим образом: центральную часть занимала приёмная, а по обе стороны проходила застеклённая галерея, ведущая к платформе. Над крыльцом красовался государственный герб. Рядом стоял флагшток, на котором 6 мая 1896 года в честь прибытия царя развевался императорский флаг. Императорский павильон простоял до 1908 года, когда началось строительство нового здания по проекту Струкова. К этому времени железнодорожные пути дошли до Бреста, образовав самую длинную линию в стране на тот момент (1100 км). 

Существовало несколько названий вокзала: Смоленский (1870), Брестский (1871-1912), Александровский (до 1917 года), Снова Брестский до 1922 года. С 1936 года вокзал стал называться Белорусский (заняв шестое место по очередности в Москве). 

В биографию современного Белорусского вокзала вошел интересный факт появления в кассах (1968 год) автоматизированной системы получения билетов. Это навсегда уничтожило небольшие корешки из картона, которые выписывали вручную. 

Современное состояние, структура Белорусского вокзала 

Образ красивого ансамбля белорусского вокзала появился в 1912 году, когда выросли оба крыла здания, предложенные архитектором Иваном Струковым. Его площадь возросла в три раза по сравнению со старым вокзалом. Появились красивые шпили, башенки, нарядные фронтоны, важные арки. Комплекс стал украшением столицы. Оригинальные элементы неоклассического стиля выполнялись из новейших материалов из железа, бетона. Требования современных транспортных систем столицы не ухудшили его внешний вид. Оформление новых магистралей, проходящих рядом, перестройки на привокзальной площади, формирование автостоянок, торговых комплексов, создание линий метрополитена ещё сильнее подчеркивают красоту, необходимость старого вокзала. Тем более что они дополняются новшествами внутреннего обустройства вокзала. Закончено строительство транспортно-пересадочного узла с левой стороны исторического здания. Введены в эксплуатацию новый терминал, две платформы длиной 284 м и защитной крышей, поставлены современные вентиляционные системы, проложены новые инженерные пути. Смонтирована система видеонаблюдения. Все перроны засверкали новой брусчаткой. 

Напротив главного входа находятся 7 тупиковых путей (один из них укороченный, обозначен как девятый). Раньше к нему подходили почтовые и багажные вагоны, для чего здесь действовал специальный терминал на оборудованной технической платформе. Сейчас путь используется для проезда пригородных электропоездов «Иволга» из направления Москва – Усово. К первой высокой и второй низкой платформе приходят составы дальнего следования (1-3 путь). К третьей высокой платформе прибывают пригородные электропоезда и пассажирские составы из отдельных направлений. Шестой путь (он расположен с левой стороны четвертой платформы) принимает пригородные поезда. Подробный маршрут прохода указан на схеме вокзала. Всего вокзал имеет 6 пассажирских платформ, 11 путей (7 тупиковых и 4 проходных). На нём обслуживаются пассажиры, едущие в поездах дальнего следования в страны Европы, города Белоруссии. В северо-восточное направление по Савеловской ветке, на северо-запад по маршрутам в Псков, Вязьму, Рыбинск, Ржев. По основному типу использования он считается пассажирским и может обслужить около 25 тыс. пассажиров в сутки. Это 34 пары поездов дальнего следования, 139 пар электропоездов пригородных направлений (их использует около 20 тыс. пассажиров) и 60 пар региональных и Аэроэкспрессов. Для пассажиров, прибывающих в аэропорт Шереметьево, Белорусский вокзал является удобным пересадочным узлом. В его четвертом помещении появился новый аэровокзал площадью почти 600 м2. Здесь проходят регистрацию на авиарейсы и едут в аэропорт на новых моделях электропоездов ЭД4МКМ-Аэро всего за 50 мин.  

К сожалению, пандемия изменила количество составов, и возрождаются они постепенно. Например, в июне текущего года раздались звуки скоростного поезда «Ласточка», идущего в Минск. Ещё раньше простучали колеса скорых пассажирских поездов в направлении Минска, Бреста. С июня 2021 года началось регулярное движение составов № 39/40 в направлении Полоцка. Он проходит через Смоленск, Витебск, Рудню, Вязьму.  А поезд № 56/55 открыл маршрут в Гомель, проходя  через Оршу, Смоленск, Могилев. Власти столицы надеются на ближайшее увеличение пассажира потока с Белорусского вокзала. Стоятся новые соединительные эстакады в Смоленском направлении с другими вокзалами. Например, два новых пути с Киевского вокзала. Грамотное развитие транспортной сети города позволяет (в будущем это станет ещё интересней за счет МЦД 4) удобно связать вокзал со многими важными местами столицы. Неспешные прогулки к Красной площади по улице Тверская – Ямская будут по-прежнему популярными у гостей столицы. И, несмотря на доступность продукта в каждом городе, как и раньше, захочется привезти из путешествия знаменитые московские карамельки или чай «Бодрость». Целое поколение детей выросло на таких подарках из путешествия в Москву через Белорусский вокзал. 

Инфраструктура вокзала имеет все необходимые элементы, соответствующие требованиям современного времени. Это комфортные помещения для отдыха во время ожидания поезда, бесплатные туалеты и доступ в интернет. Для детей организованы уголки с интересными возможностями разных игр. Работает комната матери и ребенка. При необходимости предлагается воспользоваться услугами медпункта. Всегда найдется место для полноценного обеда или перекуса в многочисленных кафе. Есть возможность приобрести продукты или сувенир в местном магазине. Найти необходимое место просто, глядя на подробную схему. 

Как добраться до вокзала 

Проще всего приехать на метро к станциям «Белорусская», а дальше воспользоваться понятными указателями. Наземный транспорт в виде автобусов, троллейбусов привозит пассажиров на привокзальную площадь. 

Красивый, неповторимый вокзал, сохранивший многочисленные элементы первозданного вида, продолжает жить активной, необходимой жизнью. Немного жалко, что уже нет знаменитой царской комнаты с уникальным ковром и изображением могучего орла. Хочется надеяться, что на его перронах (как в прежние времена) будут проходить торжественные встречи настоящих героев современного времени. 

Информация о других железнодорожных вокзалах Москвы:

Восточный вокзал

Киевский вокзал

Казанский вокзал

Курский вокзал

Ленинградский вокзал

Павелецкий вокзал

Рижский вокзал

Савёловский вокзал

Ярославский вокзал

Делитесь интересной информацией с друзьями

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

English
Deutsch
Italiano
简体中文
Русский