Булгаковская Москва – пешеходный маршрут

15 мая 1891 года родился Михаил Афанасьевич Булгаков – один из выдающихся русских писателей 20 века. Талантливый драматург и театральный режиссёр написал такие известные произведения, как «Мастер и Маргарита», «Собачье сердце», «Белая гвардия», «Дьяволиада», «Записки юного врача» и многие другие. В отличие от большинства советских писателей, Булгаков не скрывал в своих пьесах и романах критического отношения к советской власти.
Творческий путь Михаила Булгакова начался в начале 20-х годов прошлого столетия. Персонажи его романов обеспечили мистическую славу Патриаршим прудам, Камергерскому переулку, МХАТу имени А. П. Чехова и другим значимым местам столицы.
Прогулка по Булгаковской Москве начинается с известной квартиры в доме №10 на Большой Садовой улице. Конец маршрута, связанного с жизнью и творчеством писателя – последнее пристанище М. А. Булгакова по адресу: улица Большая Пироговская, дом 35а, строение 1.
«Нехорошая квартира»
Адрес: улица Большая Садовая, дом 10.
Михаил Афанасьевич Булгаков приехал в Москву промозглой осенней ночью в 1921 году. Писатель был впечатлен столичными улицами, и сразу почувствовал этот город особенно родным. Несмотря на радостные чувства при переезде, первое московское жилье сильно разочаровало Булгакова. Тогда драматург был женат на Татьяне Лаппе. Супруги поселились в комнате в коммуналке на Большой Садовой улице, где жил муж одной из сестёр начинающего писателя. Всего в квартире №50 было десять комнат, каждую из которой занимали разные семьи. До революции 1917 года в этом здании находился доходный дом общественного деятеля и торговца табаком Ильи Давидовича Пигита. Молодожёны были недовольны постоянным шумом, а люди, проживающие в соседних комнатах коммунальной квартиры, доставляли семье много неудобств.
Михаил Булгаков описывал все свои чувства в личном дневнике, и позднее эти записи помогли писателю создать образы героев его романов. Из сохранившихся заметок известно о человеке Василии Ивановиче, который носил подштанники в летку, злоупотреблял крепкими напитками и чересчур громко пел под гармонику. Чаще других можно встретить в дневнике описание соседки Анны Горячевой. Женщина любила склоки и скандалы, била собственного сына, завела в комнате петуха и поросенка и вызывала у Булгакова сильнейшее раздражение.
В нелюбимой коммунальной квартире писатель пробыл до 1924 года. Там были написаны множество очерков и фельетонов, роман «Белая гвардия», повести «Роковые яйца» и «Дьяволиада». Атмосфера той самой комнаты в коммуналке сильно повлияла на жизнь и творчество Михаила Булгакова. Он называл квартиру «нехорошей», оставлял о ней нелестные отзывы и поселил туда некоторых героев своего романа «Мастер и Маргарита», олицетворяющих зло.
В этом произведении писатель неоднократно упоминал склочную соседку Анну. На первых страницах книги читатели видят слова Воланда о разлитом Аннушкой масле на трамвайных путях. Прототип женщины представлен как неотвратимая сила, которая привела к гибели Берлиоза и другим неприятностям. Сюжет романа развивается рядом с Патриаршими прудами, неподалёку от того места, где жила реальная Анна.
В «Собачьем сердце» в квартиры москвичей регулярно подселяют новых жильцов, как в первую квартиру Булгакова, а в «Театральном романе» герои произведения сталкиваются со всеми тяготами проживания в коммуналке, которые писатель ощутил на себе после переезда в Москву.
Когда в середине 60-х годов впервые опубликовали роман «Мастер и Маргарита», восторженные читатели начали писать на стенах подъезда дома №10 на Большой Садовой обращения и пожелания автору произведения М. А. Булгакову, которого к тому времени уже не было в живых. По сей день поклонники выражают свое отношение к писателю через граффити и послания. С 2007 года в «нехорошей квартире» работает музей, посвященный Михаилу Булгакову.
Литературный отдел Народного комиссариата просвещения
Адрес: Сретенский бульвар, дом 6/1.
Вскоре после переезда в Москву Михаил Булгаков поступил на работу в ЛИТО Наркомпроса, который располагался в доме страхового общества «Россия». В должности секретаря писатель пробыл недолго – с конца сентября по начало декабря того же года, а потом Булгакова сократили. Оказавшись в непростом финансовом положении, он долгое время не мог устроиться на постоянную работу. Изредка писателю удавалось отправить на печать свои очерки в столичные газетные издания «Правда» и «Рабочий».
Газета «Гудок»
Адрес: Вознесенский переулок, дом 7.
Благодаря знакомому с первого московского места работы у Булгакова получилось устроиться в редакцию газеты «Гудок». Коллегами писателя были Юрий Олеша, Илья Ильф, Валентин Катаев, Константин Паустовский и другие. Михаил Булгакову выделили колонку в газете, для которой он писал сатирические очерки и фельетоны. Работу автора исправно оплачивали, но это его совсем не радовало. Рутинное писательство давалось драматургу тяжело, он чувствовал себя уставшим и угнетенным. Об этом периоде своей литературной карьеры Булгаков пишет в произведении «Тайный друг».
Интересно, что главный герой «Театрального романа», работающий в газете «Вестник пароходства», как и сам Булгаков, не видит смысла в таком труде и ненавидит свои обязанности. Чтобы скрасить скучную жизнь, Максудов начинает писать роман. Позже к начинающему писателю внезапно приходит осознание, что он больше не хочет работать в газете, а должен заниматься настоящим творчеством. Увы, но увольнение не принесло Максудову счастье и удовлетворение.
Здание в Вознесенском переулке, в котором работал Булгаков, принадлежало князю В. А. Черкасскому. Сегодня дом увидеть невозможно – постройка начала 19 века не сохранилась до наших дней, потому что была снесена в 2002 году.
Дом Нирнзее
Адрес: Большой Гнездниковский переулок, дом 10.
Современники называли десятиэтажный доходный дом в центре Москвы «первым небоскрёбом» или «тучерезом». Здание построено по заказу московского архитектора и предпринимателя-домовладельца Эрнста-Рихарда Нинзее. В 20-е годы прошлого столетия в доме располагалась редакция московского бюро берлинской газеты «Накануне», в которой часто публиковали рассказы и очерки Михаила Булгакова.
По этому адресу проживали друзья литературного гения – семейная пара Моисеенко. Однажды на одном из гостевых приемов писатель повстречал свою последнюю жену Елену Сергеевну Шиловскую, которая стала прототипом Маргариты из его самого известного романа, экранизированного в разных странах.
Интересный факт: большая часть сюжета гротескной «Дьяволиады», в которой рассказывается о беззащитности и бессилии обычного человека перед могущественной государственной бюрократией, происходит в здании, удивительно похожем на Дом Нирнзее. Михаил Булгаков описал огромное пространство с большим количеством лестничных пролетов, лифтов, коридоров и дверей, за которыми постоянно происходит шум, гам и суета от пишущих машинок и снующих между комнатами сотрудников.
Театр имени Евгения Вахтангова
Адрес: улица Арбат, дом 26.
28 октября 1926 года в Театре Вахтангова впервые поставили спектакль по произведению Михаила Булгакова «Зойкина квартира». Зрители остались в восторге от сатирической пьесы. Всего в течение сезона прошло сто спектаклей, и каждый раз собирался полный зал. Известно, что «Зойкина квартира» – одно из любимых драматургических творений самого Михаила Булгакова, жанр которого он определил как трагический фарс.
Главная идея пьесы – осмеяние разных уродливых явлений, порожденных НЭПом. Автор говорил о своём произведении: «Тут целый роман! Вы будете рыдать, когда вам расскажу…». Главная героиня пьесы Зойка хочет заработать крупную сумму денег, чтобы уехать во Францию, и для этого открывает дом свиданий под видом швейной мастерской. Позже в московской квартире, где происходят действия пьесы, убивают человека, и Зойка становится главной подозреваемой в преступлении.
Первый вариант пьесы, который М. А. Булгаков читал актёрам Театра имени Вахтангова в 1926 году, не сохранился. Через два года после премьеры Главный репертуарный комитет запретил показывать спектакль «Зойкина квартира» на сцене театра. Некоторое время спустя постановку вернули в репертуар по настоянию вождя Советского Союза И. В. Сталина, но в 1929 году вновь исключили. Окружение Михаила Булгакова недоумевало, по какой причине было принято такое решение. Существует мнение, что в Главреперткоме не считали криминальным сюжет произведения, а просто поддержали возникшую в то время резкую критику и травлю писателя.
Театр рабочей молодёжи
Адрес: улица Малая Дмитровка, дом 6.
К началу 30-х годов прошлого столетия на творчество Михаила Булгакова наложили практически полный запрет: все произведения автора исчезли из печати и из репертуаров московских театров. Весной 1930 года писатель составил письменное обращение к советской власти с просьбой дать разрешение на выезд во Францию к братьям или на продолжение работы в России. Иосиф Сталин сам позвонил М. А. Булгакову и рекомендовал устроиться ассистентом режиссера в МХАТ. В Московском художественном академическом театре в 20-е годы успешно проходили показы спектаклей по пьесе Булгакова «Дни Турбиных». В то же время писателю поступило предложение составлять рецензии на пьесы в ТРАМе, который сегодня называется Московским государственным театром «Ленком» Марка Захарова.
Михаил Булгаков начал работать в обоих учреждениях культуры, но менее чем через один год покинул Театр рабочей молодежи. В начале 1931 года после увольнения из ТРАМа драматург сообщил в письме Иосифу Сталину, что больше не может работать в этом театре и считает свой вклад бесполезным.
Московский художественный академический театр
Адрес: Камергерский переулок, дом 3, строение 1.
В МХАТе М. А. Булгаков служил в течение шести лет, несмотря на то, что с Художественным театром у него сложились очень непростые отношения. Для сцены писатель создал две пьесы. Вопреки ожиданиям автора, сотрудники МХАТа требовали изменить сюжет произведений, откладывали подготовку к постановкам и любыми способами старались помешать премьере. Пьесу «Бег» строго запретили показывать на сцене, а «Кабалу святош» зрители смогли увидеть только в 1936 году. Показов спектакля было всего семь, и это сильно расстроило писателя. В тот период своей карьеры Михаил Булгаков сказал: «МХАТ – кладбище моих пьес».
После 1937 года здоровье писателя стало резко ухудшаться, Булгаков начал терять зрение и врачи обнаружили у него серьезное заболевание почек. Последнее творение драматурга, опубликованное только через 25 лет после его смерти, оказалось самым ироничным и одновременно горьким и грустным среди всех произведений писателя. «Театральный роман» или, как его еще называют, «Записки покойника» Михаил Булгаков написал о своем периоде работы в МХАТе. Произведение вызвало у москвичей неоднозначную реакцию. Актёры Художественного театра, служившие вместе с писателем в 30-е годы, смогли распознать себя в героях романа.
Большой театр
Адрес: Театральная площадь, дом 1.
После МХАТа Михаил Булгаков работал в Большом театре либреттистом и переводчиком. Писатель занимался редактурой музыкально-сценических текстов для опер других авторов, и за время службы написал несколько собственных либретто. Последняя жена Булгакова Елена вспоминала, что драматургу нравилось в Большом, он чувствовал себя комфортно в коллективе.
Михаил Булгаков любил работать с музыкой и опереттой, но своими произведениями в этом жанре был недоволен. Писатель считал, что после обнародования произведений их в любом случае запретят советские власти и расстраивался, что люди не могут по достоинству оценить его произведения. Булгаков, размышляя, говорил современникам, что ошибся, когда в конце 20-х годов не оставил писательство навсегда.
Бывший особняк купцов Решетниковых
Адрес: Большая Пироговская улица, дом 35а, строение 1.
После отъезда с «нехорошей квартиры» на Большой Садовой улице Михаил Булгаков до 1927 года переезжал с места на место, пока не поселился в доме, где счастливо прожил долгие семь лет. Писатель занял просторную квартиру вместе со второй женой Любовью Белозерской, а через пять лет после переезда, расставшись с супругой, пригласил в дом на Большой Пироговской свою последнюю жену Елену Сергеевну.
Булгаков всей душой полюбил свое новое пристанище. Входя в здание с торцевой стороны люди сразу могли пройти в прихожую, а затем в столовую, за которой располагался кабинет писателя. В интерьере преобладал глубокий синий цвет, у окна стоял массивный стол, а вдоль стен – ряды тёмно-коричневых книжных полок. В этой комнате Михаил Булгаков работал над пьесами «Бег», «Кабала святош», «Адам и Ева». Там были созданы первые две редакции романа «Мастер и Маргарита», позднее уничтоженные самим Булгаковым.
Последний дом писателя в Москве
Адрес: Нащокинский переулок, дом 3 (с 1933 года по 1993 год назывался улицей Фурманова) .
Зимой 1934 года известный драматург вместе с Еленой Сергеевной и ее сыном переехал в первый писательский корпоративный дом в Москве, где написал окончательную редакцию своего самого известного романа «Мастер и Маргарита». Трёхкомнатная квартира находилась на стадии ремонта, но была невероятно уютной и нравилась Булгакову. В этом доме среди творческих людей писатель прожил последние годы жизни. Здание не сохранилось до наших дней, потому что было снесено в середине 70-х годов.
Важнейшие события в жизни Михаила Афанасьевича Булгакова прошли в столице. Москва вдохновляла автора на создание новых романов, повестей, рассказов, пьес и фельетонов советского периода. 10 марта 1940 года писатель скончался после тяжелой болезни на 49-м году жизни, а после кремации прах Михаила Булгакова захоронили на Новодевичьем кладбищем. Современники говорили, что Булгаков обожал пешие прогулки и обошёл красивый город вдоль и поперёк. Портал “Город для жизни Москва” рекомендует следовать примеру русского писателя и чаще гулять по московским улицам, используя заботливо подготовленные для жителей и гостей города увлекательные и интересные маршруты.
Путеводитель в помощь!
Являюсь большой поклонницей творчества Булгакова и вы мне подали отличную идею, спасибо вам огромное! Вот дождусь, когда дочка в школе будет проходить его произведения, и мы с ней непременно совершим такую “прогулку” по вашему маршруту. Ставлю вашу статью в закладки.