Киевский вокзал

Киевский вокзал

Во многих городах мира есть памятники, здания, построенные в честь каких- то важных событий в истории страны. Например, до сих пор большое количество древних триумфальных арок украшает землю. История каждой из них изучается, бережно хранится и предается последующим поколениям. Особенным «входом» в нашу столицу стал самый красивый её вокзал Киевский. Его давно внесли в списки памятников архитектуры, инженерного искусства, охраняемого фонда. Поводом для его возведения послужило два события: 100 лет со дня Бородинского сражения и открытие новой железной дороги в направлении Брянска. Чувство благодарности при посещении вокзала, где царствует его первозданная атмосфера, созданная в 1914-1916 годах.

История вокзала

Вид первого вокзала 1899 года (Брянский)

В одном из красивейших мест Москвы, напротив Смоленского холма начиналось важное направление движения из столицы. На юго-запад в Малороссию с центром в Киеве, Это была самая красивая дорога из Москвы в Одессу, Бессарабию, Волынь. Поезда уходили с небольшого деревянного Брянского вокзала. Его построили в 1899 году и никаких интересных архитектурных элементов вокзал не имел. Постоянно возрастающий поток пассажиров потребовал возведения нового здания. Решение о его строительстве было принято в год100-летия победы над армией Наполеона в 1912 году. Одним из условий явилось предварительное создание переправы в виде Бородинского моста. Он соединял вокзал с столицы.

Интересно, что отец братьев, возводивших Киевский вокзал (Иван Федорович Рерберг) принимал участие в строительстве нового моста.

Другим требованиям к исполнителям проекта явилось требование создания архитектурный шедевр, на который были выделены огромные деньги. Руководил проект И.И.Рерберг, который мечтал построить самый красивый вокзал. До сих пор его строительство на памятной доске на вокзале. Мотив Триумфальной арки прослеживается во всех элементах здания в стиле неоклассицизма. Несмотря на то, что в этот период чаще использовался стиль модерн, архитекторам удалось гармонично дополнить его новыми мотивами текущего времени.

В состав рабочей группы вошли известные специалисты, в том числе инженер Шухов. Благодаря его идеям создан оригинальный, величественный полукруглый дебаркадер, поражающий своей красотой и сейчас. Сохранились 4 оригинальных элемента перекрытий из дерева вместе с металлом (в том числе овальный купол в часовой башне, выполненный из дерева). Их можно посмотреть и сегодня. Войдя через входную арку оказываешься в зал под куполом. Внимание привлекает роскошная люстра. Сейчас в помещении под куполом находится зал ожидания, выдержанный в красных оттенках. Следующий зал зеленый с многочисленными лавровыми венками, интересными росписями. В Советский период их несколько изменили под требования нового времени. На щите появились серп и молот, пятиконечная звезда. Предполагают, что на месте двуглавых орлов (на потолке) тоже появились новые элементы. Они выполнены в полной гармонии со старыми росписями и не портят внешний вид.

Платформа Киевского вокзала под сводом ажурного дебаркадера

Для возведения здания с фасадом в классическом стиле используются самые передовые технологии, материалы.

Даже не верится, что здесь использовалось венецианское стекло (сейчас его нет), метлахская плитка (частично украшает пол в залах).

Два парадных входа с портиками украшают гербы Москвы (правый) и Киева (левый) с Михаилом Архангелом и Георгием Победоносцем (мозаики Бориса Ланге). Рядом сохранились скульптуры (их придумал Шухов), изображающие четыре способа движения: по суше, воде, воздуху, под землёй. Под скульптурой левой арки находятся скульптуры, посвященные людям труда. На правом вводе размещаются фигуры колхозников. Предполагалось, что это вход для богатых пассажиров I, II класса, левый вход обслужал бедных людей (III, IV класс). В годы Советской власти мозаики со святыми заменяли гербами, украшали фасад к помещению (например, к Всемирному фестивалю молодежи 1957 года). Рядом с северным входом построена башня высотой 51 м с фигурами летящих орлов и механическими часами. Они идут бесперебойно с 1917 года. Попытки оснастить их современными средствами для завода оказались бесполезными. Только древние механические приспособления гарантируют точность показания часов. Их заводят через день, поднимаясь по 175 ступенькам белоснежной лестницы. Четыре трёхметровые циферблаты изготовлены из витражного стекла молочного оттенка.

В Москве сохранились три долгожителя механических часов: на Спасской башне, здание телеграфа и здесь. Интересно, что во время некоторых экскурсий можно увидеть момент, когда их заводят 300 килограммовой чугунной гирей.

Над циферблатом находится панорамный балкон, углы которого украшают чугунные орлы.

Первый поезд с нового вокзала (он по-прежнему назывался Брестским) прошел в феврале 1918 года.

Кстати, на Киевском вокзале впервые среди вокзалов Москвы были установлены (сентябрь 1999 года) турникеты на вход-выход. Они имели вид карты из картона с магнитной полосой, а не билеты с о штрихкодом.

Реконструкция города 1935 года позволила создать уникальный ансамбль, включающий вокзал, просторную площадь перед ним, новый Бородинский мост. Рядом появилась станция «Киевская» Арбатско-Покровской линии, а вокзал с 1934 года стал называться «Киевский», хотя его планировали назвать «Украинский» в честь второй по значимости республики в СССР. Архитектурный комплекс выполнен в духе, подтверждающим силу империи. Победоносная символика фасадов, внутренних интерьеров вокзала (орлы на часовой башне, цвет помещений, переход между залами в виде стилизованных триумфальных арок) выражают готовность к встрече с любым неприятелем.

Современное состояние

Сегодня площадь вокзала составляет 36 000 м2. Сложно представить, что не так давно (1990 год прошлого столетия) здесь царствовал большой стихийный рынок. На нём продавали всё: даже знаменитый «Киевский торт» здесь было купить проще всего. Жители всей Москвы приезжали сюда за покупками. Еще раньше (во времена существования Брянского вокзала) здесь были земли, отданные под огороды, проходила старинная улочка Бережки и местность села Дорогомилово не входила в число звездных звезд города. Река Москва часто выходила из своих берегов, и передвигаться по будущей площади можно было на лодке. Здесь находились разные производства: пивоваренный, мраморный, цементный, сахарный заводы, красильная фабрика. Не зря крупный транспортный узел появился в этом месте и объединил товарную станцию, пристань, пассажирские перевозки. Сейчас причал на реке рядом с Киевским вокзалом стал популярным местом прогулок на речном трамвае «Москва». Он отправляется каждый день, и средняя продолжительность прогулки составляет 2,5 часа. Вид на старинные места столицы, вкусные блюда из меню специального шеф-повара (стоимость столика для человека составляет 700 руб.). Речное путешествие заполнит свободное время до отправления нужного поезда.

Кстати от причала Киевского вокзала организовано около 50 разных экскурсионных маршрутов. Они проходят рядом с Воробьевыми горами, парком Горького, через исторический центр с Кремлем, Храмом Христа Спасителя.

Такое путешествие помогает оценить значение Киевского вокзала, красоту его построек.

К зданию примыкает арочное покрытие в форме параболы из стекла (дебаркадер) длиной 321 м и шириной 47,9 м. Его арочные фермы (высотой 28 м) из стали придают постройке неповторимую изящность. Конструкторская разработка Шухова арочного перекрытия перрона вошла в списки значимых решений в мире. К вокзалу ведут сверху 20 путей. Для них работает 11 платформ и 12 тупиков. Для прохода на вокзал оборудовано несколько вариантов. Выход есть на Большую Дорогомиловскую, Киевскую улицы, Площадь Европы, Бережковскую набережную.

Киевский вокзал: расписание поездов и электричек

Вокзал регулирует перевозки юго-западного направления по трём типам:

1.Составы дальнего следования, связывающие столицу с городами Молдовы, Украины, России. Раньше отсюда уходили поезда в Венгрию, Болгарию, Чехию, Словакию, Румынию. Постепенно проводились работы по разгрузке вокзала, расположенного в 3.5 км от исторического центра Москвы. В будущих планах пройдет возведение семи новых транспортных узлов.

2.Пригородные электрички, идущие до населенных пунктов Калужской, Московской области. Они отправляются почти круглые сутки и довезут до крупных населенных пунктов, например, Обнинск, Балабаново, Калуга. Вход в зал ожидания электричек предоставляется напротив ТРЦ «Европейский». Он появился на месте планируемого для возведения в 1970 году универмага «Киевский».

3.Специальные маршруты аэроэкспрессов для проезда в аэропорт Внуково. Кассовый зал находится в роскошном помещении бывшего ресторана вокзала. Здесь отдыхали самые богатые пассажиры. На территории обслуживающего терминала работает камера хранения, ключ от ее ячеек не выдается, а сам кассир после выдачи квитанции и чека закрывает ячейку на ключ. Получить багаж можно после предъявления паспорта, квитанции, чека. Стоимость хранения багажа в течение трёх часов составляет 400 руб. (за сутки 950 руб.)

Интересным моментов является информация о круизном поезде «Жемчужина Кавказа». Он курсирует с мая по октябрь и проезжает через 7 южных городов России.

Каждую субботу он отправляется с Павелецкого вокзала и через 7 дней возвращается в Москву на Киевский вокзал. Кроме удобных купе в поезде работают рестораны, душевые кабины, залы развлечений для интересной увлекательной экскурсии.

Инфраструктура вокзала содержит все необходимые предложения, обеспечивающие удобную, комфортную поездку. Информация о каждом элементе структуры оформлена в виде ярких, заметных стендов, табло. На вокзале хорошо видна нумерация путей, облегчающая поиск места посадки. Они располагаются не по принципу возрастания. Пригородные электрички отправляются с путей 6.7.8. С 1 пути идут пригородные поезда в Калугу. Для проезда составов дальнего следования задействованы пути 5,15,14,13,12.

Приятно отдохнуть в залах ожидания с красивым оформлением, провести гигиенические процедуры для детей, взрослых. Можно даже посетить уютную вокзальную церковь (с левой стороны от входа) иконы Божией Матери. Для хранения предоставляется несколько камер ручных, автоматических. Самые большие камеры находятся на цокольном этаже недалеко от касс для приобретения билетов на поезда дальнего следования. Особые удобные возможности для людей в инвалидных колясках.

Как добраться на вокзал

Адрес вокзала: Киевская площадь, 1.

Приехать сюда проще всего на метро до станции «Киевская». Она удобно используется на пересечении трех веток: Филёвской, Арбатско-Покровской и Кольцевой. При наличии времени предлагается проехать к вокзалу на общественном транспорте: автобусом 902 (из Ново-Переделкино), 91. 791 (из Сетуньского района), электробусом 7 (от метро Парк Победы), 34 (метро Юга-Западная). Время проезда на метро из любой точки города составит около часа. Находясь на любой линии метрополитена, самым быстрым маршрутом считается проезд по Коричневой Кольцевой линии до станции «Киевская». Синяя ветка Арбатско-Покровской линии имеет самые длинные перегоны между остановками. Стоимость одной поездки в метро составляет 57 руб. За карту «тройка» нужно уплатить 40 руб.

Во время проезда к одному из самых красивых зданий Москвы, можно ещё раз посмотреть на удивительные места столицы. Имея свободное время и воспользовавшись услугами по хранению багажа, можно быстро съездить на Красную площадь.

Информация о других железнодорожных вокзалах Москвы:

Белорусский вокзал

Восточный вокзал

Казанский вокзал

Курский вокзал

Ленинградский вокзал

Павелецкий вокзал

Рижский вокзал

Савёловский вокзал

Ярославский вокзал

Делитесь интересной информацией с друзьями

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

English
Deutsch
Italiano
简体中文
Русский