Курский вокзал

Курский вокзал

Жизнь в мегаполисе требует решений по постоянному развитию многих проблем транспортной сети. Это создание новых маршрутов железных дорог для перевозки пассажиров, грузов, открытие дополнительных линий метро, прокладка автомобильных трасс. Важным элементом системы являются вокзалы. Их реконструкция, строительство новых транспортных узлов проходит по проектам, учитывающим гармоничное взаимодействие всех видов транспорта настоящего времени и планируемого в будущем.  

Часто реконструкция старинных вокзалов, ставших архитектурными, историческими памятниками проходит с требованиями сохранения первозданного вида зданий, стиля ушедшей эпохи. Курский вокзал не вошел в число таких счастливчиков. Он, появился на месте Нижегородского вокзала (1865 год, Покровская застава, среди соснового леса, глухой и опасной местности), и не похож на своего предшественника. Глядя на изображения первого здания Курского вокзала и современного, сложно догадаться, что это один и тот же транспортный узел.  

История Курского вокзала 

Самое первое здание вокзала, выполненное из дерева в 1865 году, не сохранилось. Значение вокзала для Москвы обострилось после поражения России в войне 1856 года. Грузы на юг страны доставлялись медленно и с 1857 года вместе со строительством железной дороги в направлении Нижнего Новгорода потребность в вокзале возросла.  

Первое здание было маленьким и не вмещало всех пассажиров «чугунки», идущей сначала до Серпухова, а позже в Тулу, Курск. В это время существовали две разные железные дороги (с двумя небольшими вокзалами из дерева): Московско-Нижегородская и Московско-Курская. Объединение в одну произошло в 1893 году и применило новую аббревиатуру на вагонах, поездах «М.К.Н. и М.», обозначающих «Московско-Курско-Нижегородская и Муромская» дорога.  

В это время появился объединённый вокзал, созданный по проекту Н.И. Орлова на Садовом кольце (1894 год). С него можно было ехать в Курск, Нижний Новгород. Это было красивое здание из белого камня с колоннами, башнями, строгими портиками, куполами. Именно, этот вокзал стали называть Курско-Нижегородским.  

В период советской власти Нижний Новгород стал называться Горьким, а вокзал Курским. Старую станцию у Покровской заставы продолжали использовать для проезда товарных и военных составов до 1950 годов. Его максимальная загрузка наблюдалась во времена 1914-1917 годов. Новый вокзал стал не просто конечным пунктом железнодорожных составов, а универсальным транзитным узлом.  

Интересно, что сюда стремились желающие добраться на южный отдых, к берегу Черного моря. Очереди в кассы за билетами были огромные. 

Удобное, просторное помещение вокзала имело необходимую инфраструктуру. Первый этаж занимали залы ожидания: в левой части размещался общий зал для I, II классов, багажный отдел и в правой части зал III класса. Их освещение происходило через специальные стеклянные фонари. На втором этаже находились служебные помещения. Вокзал был оборудован тремя платформами для пассажиров. Над ними находились защитные металлические навесы. Главный вход украшал двухколонный портик. Красивое белокаменное строение простояло в своем первозданном виде до 1938 года. С этого времени началась первая реконструкция вокзала. Проект утверждался по результатам всесоюзного конкурса.

Среди разных предложений рассматривалась интересная заявка архитектора Фомина, И.Г.Явейна.  

Он предлагал вариант вокзала, размещённого над путями. При этом максимально близко планировались остановки для разных видов транспорта. Они должны были соединиться оригинальными вокзальными помещениям с короткими переходами. Внизу должны были находиться пути для проезда электричек, поездов, а ещё ниже проходили бы линии метро. Девизом его проекта было создание «комплекса семи видов транспорта».  

Но решение приняли в пользу реставрации здания в классическом стиле. Его выполнял помощник Фомина архитектор Г.Волошинов. Так сложились обстоятельства, что именно он провел следующую (1970-ые годы) радикальную перестройку вокзала, изменившую его внешний вид до неузнаваемости. 

Современное состояние, структура вокзала 

Модернизм в архитектуре современного времени позволяет создать фантастические постройки, поражающие удобством, оригинальностью. Не все получилось при последней реконструкции (а точнее перестройке) Курского вокзала в 1970-ые годы.  

Можно долго восхищаться его складчатой крышей с нависающим козырьком, фасадом со стеклянной витражной поверхностью. Сравнивать здание с вокзалами в других странах, но рядом с новым вокзалом полностью исчезла атмосфера романтики путешествий. Кажется, что даже шум уходящих поездов, был не просто помехой для ближайших домов, а наполнял окрестности особой, создающей настроение атмосферой. Может быть, поэтому со зданием Курского вокзала связаны многие произведения (например, Анна Каренина), кинопостановки. Даже знаменитый Земляной вал, Садовое кольцо во многом потеряли свою историческую индивидуальность рядом с таким местом. Торгово-развлекательный центр «Атриум», построенный по инициативе Лужкова в 2001 году, как большой стеклянный паук закрыл вид на Земляной вал из помещений вокзала, отвлек внимание на себя.  

Остается радоваться тому, что часть старого здания сохранилась внутри новой оболочки и можно вспомнить декор центрального помещения, увидеть часть фасада, обращённого к железнодорожному полотну.  

Но факт есть факт и вокзал даже в таком виде, когда убрали башни, колонны, надстроили дополнительные этажи, закрыли фасад, по-прежнему достойно выполняет свои обязанности. Курский вокзал считается крупнейшим в России с центральным залом длиной 200 м, комнатами ожидания на 11 тыс. мест и самыми длинными в стране платформами (№3,4), где размещается состав из 32 вагонов. Наземная часть (с залами ожидания) и подземный этаж (с камерами хранения багажа, выходом к поездам) оборудованы по принципу рационального обслуживания большого пассажирского потока. Ориентироваться на вокзале просто. Есть удобная схема расположения всех помещений. 

Вокзал считается пассажирским терминалом станции Москва-Пассажирская-Курская. Здесь начинается движение скорых, пассажирских поездов дальнего следования, пригородных электричек.  

Основными направлениями являются Горьковские и Курские маршруты. С 2019 года станция вошла в состав МЦД-2 (в будущем она станет элементом МЦД-4, для чего необходимо увеличить пропускную способность в 2 раза). Для расширения функций вокзала, организации гармоничной работы в составе новых транспортных сетей Москвы вокзал снова реставрируется. Делается это совместно с работами по изменению участка станции Каланчевская.  

На перегоне появятся два моста, новые пути для соединения линий МЦД-2 и МЦД-4. На вокзале возводятся две новые платформы (с восточной стороны вокзала), переоборудуются старые. Организуется помещение для подземного распределительного вестибюля. Он соединит имеющиеся пешеходные тоннели, новые платформы и выход в сторону бизнес-центра.  

Вместе с работами по реконструкции действующего вокзала открыт новый Восточный транзитный узел для перевода на него некоторых поездов Курского направления. В дальнейшем поезда типа «Стриж» останутся на терминале «Черкизовский» (на новом Курском будут отсутствовать низкие платформы). Вопрос о возвращении поездов «Ласточка» решится позже.  

Сейчас на вокзале функционирует 9 пассажирских платформ (10 проходных и 7.тупиковых). Поезда движутся по линии на Курск (она имеет два пути) и на Нижний Новгород (с тремя путями). Многие поезда дальнего следования приходят к основному перрону. Здесь находится 4 высокие платформы, одна низкая (для поезда на Нижний Новгород) и 9 путей. Скорый поезд «Сапсан» (Санкт-Петербург – Нижний Новгород) стал останавливаться на 15 мин с июля 2010 года на высокой платформе вокзала. Проход к платформам перрона организован через два тоннеля для пешеходов с нижнего этажа здания.  

С Курского вокзала отправляются составы в южном направлении: Керчь, Белгород, Симферополь, Кисловодск, Адлер, Мариуполь и.т.д. Летом на вокзале формируются дополнительные поезда южных маршрутов (Анапу, Бердянск, Евпаторию, Ейск, Феодосию). 

Расписание поездов Курского вокзала

В связи с ремонтными работами рекомендуется внимательно проверять наличие возможностей для проезда в нужный пункт.  

Расписание движения, направление проезда может быть изменено. Окончание работ запланировано на 2023 год и тогда будет сформировано постоянное расписание движения поездов дальнего следования через новый транзитный узел.  

Курский вокзал имеет большое число электропоездов, идущих в разных направлениях. С основного перрона можно ехать в Царицыно, Подольск, Чехов, Тулу, Серпухов. Электрички Смоленского, Рижского направления имеют две общие остановки (Ржевская, Каланчевска), а дальше попадают на разветвление железнодорожных путей. С тупиковых платформ (их 5 и они рассчитаны на длину 13 вагонов), электропоезда идут на Балашиху, Павловский Посад, Орехово-Зуево, Владимир, Электрогорск и другие населённые пункты Горьковского направления. Проход на данные электрички производится через специальные турникеты, стоящие в правом крыле первого этажа.  

Как добраться на Курский вокзал 

Ближайшими к вокзалу станциями метро являются «Чкаловская» Люблинско-Дмитровской линии и «Курская» Кольцевоу и Арбатско-Покровской линии. Важный транспортный узел имеет удобные связи с метрополитеном. Для этого на нижнем этаже построен совмещённый вестибюль, соединяющий станции метро «Курская», Кольцевую линию. С него удобно проходить к электропоездам Горьковского направления. Вход в совмещённый вестибюль располагается на расстоянии 100 м от входа в вокзал на улице Земляной Вал. В вестибюль можно пройти с платформ 1,4, 5 через пешеходный проход № 3 или с привокзальной площади через два наземных вестибюля.  

Приехав на станцию «Чкаловская» или «Курская», надо внимательно следить за указателем «Выход к Курскому вокзалу». При поездке наземным маршрутом удобнее выбрать автобус № 40, 78, трамвай №20, 24,троллейбус № БЧ, БК.  

Окрестности вокзала 

Рядом с новым зданием вокзала сохранилось кирпичное здание 1906 года. Это было вагонное депо, его функции исчезли после разборки железнодорожных путей. На их месте возникли офисы, жилые дома. Кстати, район отличается числом современных строений для офисов. Они ежегодно захватывают новые территории рядом с Курским вокзалом. С 2019 года в помещениях вагонного депо начались работы по создание ресторанов «Транспоттер».  

Гуляя по привокзальной площади, нельзя пройти мимо торгово-развлекательного комплекса «Атриум». На всей площади (она очень большая) размещаются кафе, рестораны. Нет проблем найти вкусный перекус для транзитных пассажиров с остановкой на вокзале. Пройтись по обувным магазинам, где представлены обувные бренды и даже удобные виды на высоких каблуках. Центр считается одним из красивейших в Москве. Он имеет очень удобную подземную парковку со стоимостью 100 за 1,5 часа. На верхнем этаже здания работает кинотеатр, пользующийся популярностью у жителей и гостей столицы. При наличии времени пассажиры вокзала могут сделать удачный маникюр, стрижку. 

Курский вокзал позволяет проехать во многие места России. Во время ожидания поезда можно пройти по старинному зданию, полюбоваться изображениями старой Москвы, узнать историю первых железнодорожных составов, проходящих по путям вокзала, оценить значение грандиозных проектов города, направленных на улучшение его транспортной системы. 

Информация о других железнодорожных вокзалах Москвы:

Белорусский вокзал

Восточный вокзал

Киевский вокзал

Казанский вокзал

Ленинградский вокзал

Павелецкий вокзал

Рижский вокзал

Савёловский вокзал

Ярославский вокзал

Делитесь интересной информацией с друзьями

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

English
Deutsch
Italiano
简体中文
Русский