Ленинградский вокзал

Ленинградский вокзал

Мечта о связи Москвы и Санкт-Петербурга, открытие путей в северные районы страны и дальше за её пределы зародилась в 1840 годах. В феврале 1842 года Николай I подписал указ о создании железной дороги, связывающей Москву и современный Санкт-Петербург. Вместе с железнодорожными путями строились вокзалы. Мечту императора реализовали в виде удобного, роскошного здания, которое помнит торжественные встречи императорского семейства, сигналы первых моделей поездов России. Здание неоднократно перестраивалось, обновлялось. С каждым десятилетием значение самого старого вокзала Москвы возрастало. 

Интересно, что жители мегаполиса относятся к вокзалу не только как к объекту железнодорожной службы Москвы, но и считают его архитектурной достопримечательностью, гордостью России. 

Основным направлением для поездов разного назначения является Санкт-Петербург, но и во многие другие северные города идут поезда с платформ Ленинградского вокзала. 

История Ленинградского вокзала

Глядя на элегантное, стройное здание вокзала, сразу возникает образ многих строений Северной столицы. Тем более что такой же архитектурный вариант (брат – близнец или Московский вокзал в Санкт-Петербурге) находится в городе на Неве. Оба здания создавались по разработке одного архитектора К. А. Тона. Это его Кремлевский дворец входит в число архитектурных памятников столицы. В Санкт-Петербурге по его проекту возвели Екатерининскую церковь.  

Важно помнить, что для оформления внутреннего интерьера вокзала привлекались лучшие художники, скульпторы. Иногда казалось, что это настоящая галерея с росписями, картинами, оригинальными элементами, покоями для императора с пышным убранством, созданными для торжественной встречи великих особ.  

Название Ленинградский вокзал получил не сразу. Путевку в жизнь он получил под названием Николаевский. После революционных событий, когда повсеместно меняли названия из «наследия царского времени», он стал Октябрьским. И только в 1924 году, когда город стал называться Ленинградом, вокзал приобрел современное название Ленинградский, несмотря на имя Северной столицы – Санкт-Петербург. 

Выбор места для вокзала  

Ворота в северо-западное направление России располагаются на красивой Комсомольской площади. Как величественные стражи три вокзала окружают интересное историческое место Москвы. Если место для вокзала в Ленинграде выбрали почти сразу на Знаменской площади (недалеко от Невского проспекта), то в Москве рассматривалось несколько вариантов.  

Строительство здания, путей на Трубной площади или у Тверской заставы признали неподходящим из-за плотного места проживания москвичей и шума, издаваемого старинными паровозами. Выбор сделали в пользу пустыря рядом с Каланчевским полем. Так называлась местность в северной части Красного пруда. Здесь царь Алексей Михайлович построил путевой дворец с вышкой из дерева. «Каланча» на татарском языке означает вышка. Напротив дворца находилась ремесленная слобода Красное село. В нем в Смутные времена проходили важные события: отсюда началось восстание против династии Годуновых. В далеком 1605 году сюда примчались посланцы Лжедмитрия: Гаврила Пушкин и Плещеев Наум. В состав территории столицы место вошло при Екатерине Великой. Интересным фактом является особенность жизни в данной местности во времена Петра I. Здесь проходили фейерверки, пальба в честь славных побед, например в знак взятия Азова в 1697 году, подписания мирных соглашений с Турцией (1697 год), Швецией (1722 год). 

Существует версия, что «две каланчи» были аналогичны азовским. Их построили вместе с крепостными стенами для воспроизведения штурма. Это дало название местности Каланчевское поле.        

Читайте также:  Парящий мост в парке «Зарядье»

Спусти почти два столетия, в историческом месте появились важные постройки. Среди них первой стал Ленинградский вокзал.  

Первоначальный вид вокзала 

Интересным фактом считается, что вокзал принадлежит не Московской железной дороге, а Октябрьской (Санкт-Петербургу). Кроме того он не только старейший в Москве, но и место для отработки многих экспериментов на железной дороге. Например, первая поездка скоростного поезда «Сапсан» проходила с этого вокзала. 

Руководил строительством вокзала генерал Крафт. Все элементы предложенного проекта были выполнены для двух зданий одинаково: строгий двухэтажный фасад, в простенках разместили приставные колонны (заимствованные элементы Византийского стиля), арочные окна выполнены по типу витражей в Кремлевском дворце.  

В архитектурном предложении гармонично сплелись элементы ренессанса и древнерусский стиль. Были построены две одинаковые двухъярусные башни с часами, флагштоками. Размеры вокзала составляли 50 м в длину и 25 в ширину. Особой зоной постройки были комнаты для императора на первом этаже. Они сверкали отделкой, красивыми массивными дверями из дуба, мебелью (особенными шкафами с зеркальными стенками). Кроме императорских помещений на первом этаже находился большой вестибюль, зал для пассажиров. Второй этаж занимали служебные квартиры для проживания специалистов, руководства, обслуживающих железную дорогу. Внутренняя отделка здания поражала удобством, красотой. Пол был сделан из дубового паркета. Для отопления всех помещений использовались шведские печи, отделанные красивым мрамором. Даже ватер-клозеты обогревались небольшими каминами.  

За свою жизнь Ленинградский вокзал пережил несколько реконструкций, изменений. Самая большая из них прошла в 1974-1977 году, когда появилась гостиница и несколько дополнительных залов. Часть фасада, выходящего на Комсомольскую площадь, осталась неизменной.  

Интересным местом вокзала был перрон с дебракадером, оборудованный вантовой системой. Это был проект архитектора Желязевича и дебракадер представлял собой огромное сооружение длиной свыше 100 м, шириной около 25 м. Он простоял до 1903 года и был заменён на современный арочный вариант. 

Новое здание вокзала первым встретило поезд из Санкт-Петербурга 3 августа 1851 года. Император Николай I вместе с гостями проехал по новой дороге 19 августа. Днём начала регулярного сообщения между столицами России считается 1 ноября 1851 года. 

Первая реконструкция вокзала (около 1935 года) привела к расширению билетных касс, появлению помещений для телеграфа, почты, справочного бюро. Императорские покои сочли ненужным излишеством и переделали под помещение для матери и ребенка и комнату для транзитных путешественников. В последующий период здание реконструировалось дважды: в 1950 и 1977 годах. Во время масштабной реконструкции 1970-ых значительно выросли размеры площади, появились новые железнодорожные пути, баковые части вокзала достроили до уровня 3 этажа. Камеры хранения опустил в цокольный этаж, а в 1989 году изменили планировку вокзала. Пассажиры разных направлений больше не пересекались, а имели свои маршруты к нужным платформам, которые стали длиннее и защищались новыми навесами.  

Современное состояние Ленинградского вокзала

Сейчас на Ленинградском вокзале обеспечиваются все необходимые услуги, соответствующие требованиям большого железнодорожного узла. Пассажирам не надо долго искать требуемую информацию: во всех важных местах вокзала работают современные интерактивные стенды 

Читайте также:  Славянский бульвар

Последняя реконструкция прошла по планам работ «Наземное метро» в 2008 году. Родился современный облик вокзала по проекту реставраторов Степановой и Густовой. Вновь засверкала первоначальная цветовая гамма, возродились архитектурные элементы главного фасада здания. Восстановили императорские залы. На протяжении пяти лет шли работы по полному обновлению инфраструктуры, инженерных систем, коммуникаций вокзала. На прилегающей территории больше не стоят палатки с многочисленными торговцами и криминальной атмосферой прежних лет. Исчез бюст Ленина, вместо него перед входом построен памятник архитектору Тону. В 2011 году заработал фонтан со скульптурой Георгия Победоносца.   

Структура вокзала 

Удобная справочная служба поможет выяснить все интересующие вопросы и уточнить где находятся следующие зоны: 

Расписание движения поездов, электричек. С платформ вокзала отправляются ежедневно свыше 100 электричек и десятки поездов дальнего следования. Конкретная информация размещается на удобном табло, сведения на котором постоянно уточняются. Электрички начинают движение в 4.30 утра. Среди разных типов поездов с декабря 2009 года начал курсировать замечательный высокоскоростной поезд Сапсан» (сейчас он идет в Санкт-Петербург, Великий Новгород). Его создали специалисты корпорации Siemens и назван он в честь стремительного сокола сапсана. Если максимальная скорость движения обычных поездов составляет 140 км в час, то «Сапсан» может двигаться (как сокол) со скоростью 350 км в час. Сейчас из-за технического состояния железных дорог России поезд едет со скоростью 200 км в час. Из Москвы в Санкт-Петербург он доезжает от 3 часов 40 мин. До 4 часов 10 мин.в зависимости от числа остановок.  

Расписание движения поездов: Ленинградский вокзал – Отправление

Камера хранения. На вокзале организована круглосуточная работа ручной и автоматической камер с разными размерами ячеек. Стоимость хранения багажа в ручной камере составляет 230 руб. за час. В зависимости от выбора размера ячейки автоматической камеры  оплачивают за первый час 100-200 руб. За хранение в каждом последующем часу платят 50-100 руб. Размер оплаты за сутки составляет 220-500 руб.   

Залы ожидания. Обычные залы ожидания находятся на первом и втором этажах. Интерес представляет платный зал ожидания повышенной комфортности. Он находится с правой стороны выхода на платформы и состоит из двух частей. Разместиться можно в любой.  

Внимание. При наличии билета бизнес класса на поезда Красная стрела, Мегаполис, «Сапсан» оплачивать вход в VIP зал не нужно. Если в этих поездах пассажир имеет билет эконом класса, то за первый час пребывания придется уплатить 200 руб., а за каждый последующий 100 руб.  

Другие пассажиры оплачивают посещение зала повышенной комфортности в размере 390 руб. (первый час) и 200 руб. все последующие. Цена услуги включает в себя использование розетки для зарядки устройств, выход в интернет, просмотр телепередач, чтение свежей прессы. В зале установлен компьютер с выходом в интернет (160 руб. за час). Можно воспользоваться телефоном (звонок в город стоит 19 руб. за минуту), ксероксом (15 руб.), факсом (70 руб./страница). Распечатка страницы стоит 40 руб. В зале повышенной комфортности можно бесплатно посетить душевую кабину. 

Комната матери и ребенка. В хорошо оборудованном помещении есть все для кормления, переодевания малышей. Сделать это предлагается бесплатно. На вокзале предлагается оставить на время ребенка в игровой комнате под присмотром специалиста. 

Читайте также:  ГУМ на Красной площади

Гостиница при вокзале называется «Город Отель» и имеет статус «Три звезды». Номерной фонд содержит 55 номеров. Среди них стандартные двухместные предложения с двумя кроватями или одной двуспальной. Есть номер студия. Во всех помещениях есть душ, туалет. Стоимость составляет 5000 руб. за сутки. Их часто бронируют люди, приезжающие в Москву в командировку. В гостинице есть зал для конференций на 40 мест со всем необходимым оборудованием.  

Услуги для пассажиров с ограниченными возможностями. Обслуживание таких людей на Ленинградском вокзале считается лучшим в стране. Начинается оно с парковки, которая располагается в 10 м от здания и на ней обозначены места для пассажиров с колясками. Площадка выполнена с учетом удобного разворота на коляске. Пандус для входа размещается в западной части вокзала. Все пандусы оборудованы безопасными поручнями. В коридорах по всему маршруту созданы напольные тактильные указатели. Специальный туалет для инвалидов находится в цокольном этаже. В залах ожидания для них отведены места с удобным обозначением (индукционная петля). Работают эскалаторы, лифты, важная информация доступна по световым указателям и дублируется звуковым сообщением. Во многих заведениях питания продуманы места для клиентов с ограниченными возможностями.  

Парковка. Рядом с современным зданием вокзала выделены места для платной парковки личного транспорта. Их три на разное количество мест, по стоимости, продолжительности бесплатного пользования. 

Оплату производят местным паркоматом, через мобильное приложение «Парковки Москвы» или с мобильного телефона по номеру 7757. По телефону прямо с Ленинградского вокзала предлагается заказать такси с указанием типа автомобиля (его размер, классность). Сразу указывается место проезда и оценивается предлагаемая стоимость поездки. Бронирование машины производится онлайн. Знатокам московских дорог предлагается сервис в виде аренды автомобиля. 

Магазины, кафе

На площадях вокзала и прилегающей территории работает много кафе, ресторанов, магазинов. Здесь всегда можно перекусить или серьезно пообедать, купить сувенир, необходимую вещь. Самыми популярными местами питания считаются круглосуточные рестораны «ШД Патио»,«T.G.I. Friday’s», где не только хот-доги, но и супы, салаты, десерты, напитки. Или в ресторане «Планета суши» попробовать блюда итальянской, японской кухни. Можно посетить бургерную «Ракета», выпить кофе с вкусными сладостями в кафе «Costa Coffee», «Кофе Хауз», «Magic Coffee». «Coffeeshop Company». 

Купить сувенир, интересную игрушку на вокзале можно в магазинах «Magic Toys». «Вернисаж». Большой выбор ювелирных изделий предоставляет магазин «Сенат», а «Шоколадный рай – это настоящий клад из кондитерских изделий. Удивительный автомат «Альви» продаст любителям старины настоящую старую монету в оригинальной упаковке.  

Как добраться до Ленинградского вокзала

Ленинградский вокзал находится по адресу Комсомольская площадь, 3.  

Проще всего приехать сюда на метро до станции «Комсомольская». Наземным транспортом добираются на трамваях (13, 7, 50, 37), электробусах (41, 14). Автобусах (122, ночной 3, 40) до остановки «Комсомольская площадь». 

Узнать стены старейшего вокзала Москвы можно во многих популярных фильмах, на старых открытках. Старый или «Новый» Ленинградский вокзал стал известной достопримечательностью, украшением города. 

Информация о других железнодорожных вокзалах Москвы:

Белорусский вокзал

Восточный вокзал

Киевский вокзал

Казанский вокзал

Курский вокзал

Павелецкий вокзал

Рижский вокзал

Савёловский вокзал

Ярославский вокзал

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *