Метро «Новокузнецкая»

Метро «Новокузнецкая»

«Новокузнецкая» – одна из самых красивых станций метро в столице России. Уникальное подземное пространство сооружено в военное время, и значительно отличается от других объектов Московского метрополитена. Тема оформления интерьера залов: героизм советского народа в годы Великой Отечественной войны.

В истории «Новокузнецкой» отражается непростой путь, которые прошли жители страны в военное и послевоенное время. Станция входит в состав Замоскворецкой линии метро и признана объектом культурного наследия России.

Расположение

«Новокузнецкая» находится в районе «Замоскворечье» в центре Москвы между станциями «Театральная» и «Павелецкая».

Проектирование и строительство

Проектная схема пяти радиусов метро с Замоскворецкой линией появилась в 1934 году. Участок Московского метрополитена от Театральной площади до Павелецкого вокзала планировали открыть в середине 30-х годов, но строительство началось только в 1938 году – на несколько лет позже.

Над оформлением интерьера станции работал архитектор И. Г. Тарханов в соавторстве со своей женой Н. А. Быковой. Вместе они создали проекты девяти станций Московского метрополитена. «Новокузнецкая» была введена в эксплуатацию 20 ноября 1943 году в составе третьей очереди строительства метро. Станция открылась на действующем участке линии от «Площади Свердлова» (сейчас называется «Театральной») до «Завода имени Сталина» (современной «Автозаводской»).

С начала 1943 года составы проходили мимо «Новокузнецкой» без остановок, потому что эскалаторы ещё не успели установить. В то время подобное оборудование делали на производстве в блокадном Ленинграде. В итоге эскалаторы для станции изготовили в Москве весной 1943 года.

В 1970 году удлинили центральный зал станции, а в южном торце построили переход на «Новокузнецкую» Калужско-Рижского радиуса. Сейчас там находится южный зал «Третьяковской», откуда в 1995 году появился ещё один переход на станцию Замоскворецкой линии. С 1985 года пассажиры могут перейти из центра зала в северную часть «Третьяковской».

Особенности названия

В проекте станция называлась «Климентовский переулок». Новокузнецкая получила современное название в 1922 году по одноимённой улице, расположенной поблизости. В 17 веке в этом месте находилась Новая Кузнецкая слобода. По одной из легенд, туда переселились кузнецы из Москвы, когда власти вынудили их уехать дальше от центральной части города из-за высокой пожароопасности их ремесла.

Читайте также:  Метро «Чистые пруды»

В 1992 году станцию хотели переименовать в «Замоскворечье», но в Московском метрополитене идею не одобрили.

Архитектура станции

Внутреннее убранство «Новокузнецкой» получилось особенно роскошным. Станция построена на большой глубине – более 35 метров от поверхности. В конструкции подземного пространства использованы пилоны, три свода и отделка по типовому проекту Московского метрополитена.

В интерьере центрального зала присутствует большое количество разных интересных деталей и украшений, который придают станции богатый вид. Массивные пилоны старой части «Новокузнецкой» облицованы светлым мрамором из Прохоро-Баландинского карьера. Архитекторы акцентировали внимание на проходах между пилонами. Большие облицованные порталы придают центральному залу воздушности и торжественности.

Со стороны центрального и боковых залов установлены большие скамейки из мрамора со спинками, похожими на полуразвернутые бумажные свитки и подлокотниками с резными украшениями. На полу перед скамейками выложен нарядный орнамент из мрамора. Над скамьями-диванами в неглубоких нишах есть фрагменты армянского мрамора из города Агверан, которые использовали для облицовки залов во время реконструкции станции. На полу центрального зала уложен бело-серый мрамор с тёмными фрагмента ми.

Над мраморными диванами в станционном зале закреплены небольшие щиты из металла, обрамленные знамёнами с памятными надписями в честь героев Великой Отечественной войны и борьбы советских войск в Ленинграде, Севастополе, Одессе и Сталинграде. С противоположной стороны пилонов установлены аналогичные щиты с портретами великих русских полководцев: Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьмы Минина, Дмитрия Пожарского, Александра Суворова и Михаила Кутузова.

Между пилонами и потолочным сводом проходит длинная полоса с лепными украшениями. На гипсовом фризе изображены красноармейцы во время совещаний и военных действий. Группы связистов, пехотинцев, лётчиков, танкистов и морских пехотинцев отделяют друг от друга ордена Великой Отечественной войны. На входом в эскалаторный наклон закреплён ещё один щит в память о борьбе советского народа с немецкими войсками.

На светлом потолке изображён сложный геометрический орнамент, идею для которого взяли из архитектуры Древнего Рима. По центру свода расположились мозаичные панно из смальты, выполненные мозаичистом Владимиром Фроловым. Автор эскизов – выдающийся советский художник Александр Дейнека. Мастер работал над мозаиками в Ленинграде во время блокады, и вскоре после окончания работы погиб от голода и болезни. Работы А. Дейнеки, посвящённые героическому труду советских людей в тылу, вывезли из осажденного города по реке Ладоге. Изначально мозаик было восемь. Семь из них разместили в центральном зале. На изображениях люди разных профессий и спортсмены: строители, садоводы, сталевары, машиностроители, авиаторы и лыжники на мосту Бачелиса. Последнее панно с шахтёрами пришлось убрать во время установки гермозатвора в конце 50-х годов. Одна мозаика на тему «Парад физкультурников» сохранилась на стене в вестибюлей «Новокузнецкой».

Читайте также:  Восточный вокзал

По центру зала в ряд установлены торшеры, освещающие потолок. В 2005 году тусклые лампы заменили на современные с холодным белым светом. Оригинальные светильники продумали в первоначальном проекте, а затем решили дополнить интерьер мозаичными панно на потолочном своде. Опоры для торшеров красиво отделаны тёмным алмалыкским известняком, привезенным из Узбекистана. На узорной облицовке присутствуют фрагиенты красного известянка «шроша».

27 января 2013 года в память о блокаде Ленинграда в зале «Новокузнецкой» закрепили мемориальную доску, которую посвятили автору мозаик В. А. Фролову.

На портале над проходом к эскалаторам закреплено бронзовое литое украшение – барельеф в виде гербового щита, вокруг которого изображены знамёна, оружие и лавровые венки. Автор лепнины – скульптор Н. В. Томский.

Когда станция только открылась, на торцевой стене была мозаика на тему «Фронт и тыл в борьбе против немецких захватчиков». Эскизы для панно создал художник Б. В. Покровский. На изображении проиллюстрировали советских людей в Москве, знамёна и личность И. В. Сталина. В 60-е годы после окончания культа вождя его портрет поменяли на профиль В. И. Ленина. В 1970 году станционный зал сделали длиннее, а мозаику переместили на одну из стен в новом переходе.

Вестибюли

У «Новокузнецкой» только один вестибюль на поверхности, который находится в отдельном здании на Пятницкой улице. Снаружи павильон выглядит как огромная цилиндрическая постройка, увенчанная куполом. Над оформлением вестибюля работали архитекторы Владимир Гельфрейх и Игорь Рожин. Проект здания подготовил инженер-конструктор М. Семиз, а скульптуры создал Георгий Мотовилов. Пассажиры проходят к кассам и выходят со станции через проходы, устроенные по всему периметру павильона. Затем необходимо пройти коридор, опоясывающий зал с эскалаторами.

Читайте также:  Катки в Москве

 Внутри кассового зала закреплена гранитная доска, где указана дата открытия «Новокузнецкой». На потолочном своде эскалаторного зала можно увидеть большое мозаичное панно, эскизы для которого написал художник Владимир Фролов. На мозаике изображены советские спортсмены. Над проходами закреплены медальоны с лепными украшениями на тему архитектуры, живописи, скульптуры, науки и техники в СССР.

Пересадки

Со станции «Новокузнецкая» можно перейти в оба зала станции «Третьяковская» и совершить кросс-платформенную пересадку на Калужско-Рижскую и Калининскую линии.

Интересные факты

  1. Изначально название станции метро писали через дефис: «Ново-кузнецкая».
  2. Глубина заложения станции – 37,5 метров.
  3. В 1946 году проектировщики «Новокузнецкой» получили Сталинскую премию первой степени. Первоначально мозаичные панно предназначались для «Павелецкой». Во время Великой Отечественной войны строители не смогли доделать центральный зал станции, поэтому мозаики не пригодились для этой станции.
  4. На «Новокузнецкой» впервые в Москве построили круглый павильон с куполообразной крышей и колоннами по окружности. После этого подобную конструкцию использовали на станциях «Рижская», «ВДНХ», «Алексеевская» и «Университет». Вестибюль соорудили в том месте Пятницкой улицы, где ранее располагалась церковь Параскевы Пятницы. В середине 30-х годов здание убрали власти города для осуществления Генерального плана развития Москвы.
  5. Скамьи-диваны на станции «Новокузнецкая» установили по желанию академика архитектуры Ивана Жолтовского, к которому за консультацией обратились супруги И. Г. Тарханов и Н. А. Быкова. По одной из версий, скамейки перевезли из Храма Христа Спасителя до того, как здание было уничтожено. Доказательств этому факту нет.

Сегодня «Новокузнецкая» входит в число ключевых станций Московского метрополитена с большим пассажиропотоком. Рядом со станцией часто проходят массовые мероприятия, концерты и выставки. Прогуливаясь пешком в сторону центра Москвы, возможно посетить множество современных музеев и арт-центров, Государственную Третьяковскую галерею, дом-музей А. Н. Островского и многие другое достопримечательности российской столицы.

Метро Москвы: всё самое интересное о Московском метрополитене

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *