Рижский вокзал

Рижский вокзал

Даже если не возникло желание уехать в пригороды Москвы с Рижского вокзала, посмотреть на него надо обязательно. Сейчас за судьбу красивого ансамбля псевдорусского стиля не стоит волноваться: с мая 2021 года он вошел в официальные списки архитектурных памятников столицы.

Здание вокзала, созданного в 1899 году, услышало сигналы первого состава, ушедшего с его платформы 11 сентября 1901 года, и провожало последний поезд дальнего следования «Москва-Псков» в апреле 2021 года.

Но число гостей и жителей столицы, приходящих к самому уютному, тихому вокзалу даже после изменения его роли в важном транспортном узле, не уменьшится.

История

Судьба красивого ансамбля, построенного в 1889 году, сформировалась при строительстве новой дороги, предложенной указом императора Николая II. На это время приходится рост товарооборота царской России с прибалтийскими странами, откуда был выход в Балтийское море. Удобная транспортная связь была крайне необходима. Новая железная дорога была названа Московско — Виндаво — Рыбинской.  Её протяженность составила 2453 км.  В это же время одновременно с путями начали строить Виндавский вокзал, названный по имени города-порта на территории Курляндии (современная Латвия).  Его первый этаж был сдан в эксплуатацию в 1901 году, когда от перрона отправился первый состав.

Удивительно, что с самого начала стройки вокзал отличался от своих предшественников по типу расположения относительно путей. Он возводился параллельно им (а не перпендикулярно).

Вокзал имел самое лучшее техническое решение на тот период. Для освещения его помещений работала собственная электростанция, чего не было даже на «продвинутых» вокзалах Москвы. Место для прокладки путей и строительства вокзального здания выбрано не случайно. Это был большой пустырь у Крестовской заставы. Территория позволяла нарядным экипажам свободно подъезжать к парадному входу. Возникшие проблемы с городским водопроводом, приведением в порядок подхода к оставшимся частям Лазаревского кладбища общество железной дороги решила быстро, своими силами. Проект разработал архитектор С.А.Бржозовский по типу Витебского вокзала в Санкт-Петербурге. Руководил стройкой Ю.Ф.Дитрих. Предложенный комплекс объединял три двухэтажных здания, выполненные в виде древнерусских теремов. Они соединялись одноэтажной перемычкой по уровню первого этажа. Украшением внешнего облика построек стали затейливые окна, высокие кокошники с часами под ними, наличниками и другими интересными элементами. Центральную часть занимал вестибюль для багажа и залы ожидания для пассажиров первого, второго класса. Парадное помещение размещалось в правом крыле. Левую часть отвели для отдыха пассажиров третьего класса. В 1917 году с платформ вокзала уходили поезда во многие города западных районов российской империи.

Вокзал часто менял свое название: в 1930 вместо Виндавский он стал Балтийским, в 1936 его назвали Ржевским (имя первого большого города на железнодорожном маршруте к Балтийским странам). Современное название Рижский строение получило в 1946 году.

Архитектурный ансамбль вокзала включает не только основные здания, но и корпус бывшего Музея транспорта. Сейчас здесь  размещается выставочный зал центра научно-технической информации и библиотек. В нём часто проходят важные мероприятия по инновационному развитию разных направлений транспортной сети. Двухэтажное здание Музея транспорта появилось в конце 1920 года. Через некоторое время в 1990 году расширили крыльцо главного входа, восстановили лепнину, обновили декор на деревянных перекрытиях парадных залов, отреставрировали люстры. В июле 2004 года на площадях «отстойника вагонов» состоялось открытие первой выставки из 60 видов железнодорожного транспорта.

Именно на этот вокзал пришел траурный поезд с телом Ленина. Он стоит на территории музея МЖД. Здесь же находится действующий ретро-поезд с паровозной тягой. На нём предлагается совершить экскурсию в самое старое депо Москвы, функционирующее на станции Подмосковная. И каждый год 9 мая с его платформы отправляется традиционный «Поезд Победы».

Вокзал никогда не отличался большой загрузкой и часто власти Москвы ставили вопрос о его сносе, перепрофилировании. Например, в 2000 году одним из предложений мэра Москвы Лужкова была организация торговых площадей на этом месте. Может быть, эта идея вернулась из конца 70-ых, когда на вокзале работали магазины по продаже товаров из Балтии. Советские люди спешили в страны Прибалтики за многочисленными товарами: продуктами питания, пряжей, трикотажными изделиями, знаменитыми бальзамом, шпротами, кофе. Наспех оборудованные лавочки продавали требуемый товар дороже, чем в магазинах Риги, Таллина, Вильнюса, но он был востребован всегда. Но вокзал устоял и, хотя его часы не исполняют больше каждый час первые строки песни «Вернисаж», ансамбль нельзя разрушить, изменить. Даже необходимые ремонтные работы требуется проводить с полным сохранением внутреннего и внешнего убранства, отвечающего своему первозданному виду. Контроль любых работ на вокзале проводят специалисты Мосгорнаследия.

Расписание электричек Рижского вокзала

Современное состояние, структура

Строительство транспортной развязки недалеко от вокзала повлекло за собой его реконструкцию ещё в 1995 году. Часть территории ушла под новые потребности города. Это старые камеры хранения, грузовой двор. Во время реконструкции не возводили новых зданий, принадлежащих вокзалу, но его внешний и внутренний вид выполнили с особой тщательностью в соответствии с первозданным видом. Таким он выглядит и сейчас.

По состоянию 2018 года Рижский вокзал обслуживал около 4000 человек в сутки. В месяц это составляло 296103 пассажира. 266783 пользовались электропоездами пригородного сообщения, а 29320 приходилось на поездки в составах дальнего следования. Глядя на схему вокзала, легко найти маршрут прохода к перронам нужного поезда. Две низкие платформы (пути №1 и 2) рядом с пассажирским зданием обслуживали поезда «Латвийский экспресс» в направлении Псков, Великие Луки, Рига. Их отменили в середине 2021года, а по путям пустили пригородные поезда. Для этого возвели временную платформу, поставили валидаторы. Раньше они использовали пути №3,4 рядом с высокой платформой. Поезда идут в населённые пункты: Истра (станция Новоиерусалимская), Дедовск, Румянцево, Нахабино, Волоколамск. Используются электропоезда ЭД-4, ЭП2Д, «Ласточка» к станции Муравьева, проходя через Ржев, Тушино, Княжьи горы (их обслуживает пассажирская компания Москва-Тверь) и т.д. На четырёх путях между платформами разместилась экспозиция музея.

На вокзале есть вся необходимая инфраструктура для такого типа строений. Это залы ожидания (в том числе и с повышенной комфортностью), камеры хранения, туалеты, комната матери и ребенка, небольшая гостиница. Оборудованы удобные пандусы, места в залах ожидания, проход к кассам для пассажиров с инвалидностью.

В годы расцвета работоспособности Рижского вокзала с его платформ отправлялось не больше 5 составов дальнего следования. Существуют разные мнения по вопросу: стоит ли держать ради небольшого их количества целый вокзал. Система транспорта города хорошо развита и вокзалы, окружившие центр столицы удобно соединяются линиями метро. Поэтому многим жителям все равно, к какому вокзалу ехать, например, Белорусскому, куда перенесли часть направлений. Но для москвичей, гостей города важно сохранить каждую достопримечательность, каждый архитектурный шедевр. Поэтому жизнь вокзала должна продолжаться и в настоящем столетии.

При этом можно надеяться, что в новых кинофильмах он будет также красив, загадочен как в сериале «Семнадцать мгновений весны» во время изображения вокзала в городе Берн при отъезде радистки Кэт. Или в фильмах «Вокзал для двоих», «Адмирал», «Баллада о солдате».

Как доехать

Приехать на вокзал по адресу Рижская площадь,1 предлагается на метро и наземным транспортом. Остановку найти несложно. Она размещаются рядом, и называется «Рижский вокзал». Это разные маршруты автобусов № 265, 38,19,714, 84к, 903, 778, 84. Троллейбусы 18,14, 9, 42, 48, 37, маршрутные такси. Попасть в здание вокзала из метро можно по подземному переходу с Калужской линии станции «Рижская».

Знакомство с красивой достопримечательностью столицы можно начинать прямо здесь на станции, которая тоже входит в число охраняемых памятников культурного наследия.

Отличительным элементом станции является её необычная цветовая гамма, созданная по оттенкам золотистого янтаря. Первоначальной идее с богатыми украшениями с элементами прибалтийского стиля сбыться не удалось из-за большой стоимости. Декоративные приёмы отделки выполнили из желтой керамики, а не янтаря. Её изготовили на заводах Риги. Причем лимонно-желтые, бордово-коричневые сочетания цветов напоминают самое важное богатство Прибалтики – янтарь. Станцию относят к видам глубоких подземных сооружений. У нее один наземный вестибюль (его эскалаторы начали ремонтировать в прошлом году). В 1963 году перед ним установили монумент, посвященный началу космической эры страны. Он выглядит в виде скульптуры рабочего, несущего первый спутник. Весной к станции «течет» небывалый поток людей, мечтающих выбрать самый красивый букет к 8 Марта. Здесь находится «цветочный рынок» столицы, на который спешат представители цветочных салонов, оптовики. Рижский рынок в Москве известен как «центр российского рэкета». Здесь проходило много неприятных событий, в том числе и взрыв в 2004 году. Совсем скоро (2021 го) тихую станцию метрополитена планируется соединить пересадочной полосой со станцией «Ржевская» (Большой Кольцевой линии), сделав её крупным пересадочным узлом. При этом дизайн будет гармонично вписан в общее направление оформления Рижского вокзала.

При создании новых транспортных магистралей, узлов в городе, изменений функций вокзалов важно сохранить или сделать максимально удобной связь с прежними маршрутами, вокзалами.

С Рижского вокзала можно проехать:

  • к площади трех вокзалов (Казанский, Ярославский, Ленинградский) едут от станции метро «Рижская» одну остановку до «Проспект Мира». Перейти на «Кольцевую» и ехать ещё одну остановку до станции «Комсомольская»;
  • к Павелецкому вокзалу надо проехать пять остановок на метро и на станции «Третьяковская» перейти на «Новокузнецкую» (зеленая ветка). Через один пролет находится «Павелецкая»;
  • на Курский вокзал добираются с пересадкой на «Проспекте Мира» и едут по кольцевой две остановки до станция «Курская»;
  • к Белорусскому вокзалу после «Проспекта мира» надо перейти на «Кольцевую» и проехать две остановки;
  • Киевский вокзал находится на расстоянии одной остановки, если прейти на Кольцевую линию на станции «Проспект мира;
  • Самый сложный маршрут ведёт к Савеловскому вокзалу. На нём надо сделать две пересадки: на «Проспекте мира», на станции «Новослободская» (серая ветка) и проехать ещё одну остановку.

Окрестности вокзала

Изменение функций вокзала, придача ему статуса памятника архитектурного наследия, никак не уменьшит число посетителей. Тем более что стоит он рядом с важным историческим местом города. Узнать его интересную жизнь предлагается во время посещения красивого православного Храма Сошествия Святого Духа. Его полностью восстановили и в нём регулярно проходят богослужения. Это сейчас в Москве запрещено сносить старые кладбища, возводить на «упокоенных телах» здания. Но судьба знаменитого Лазаревского кладбища или места для захоронения бездомных, нищих, непокаянных людей была другой. Это первое московское кладбище или «божедомка», созданное на окраине города в знаменитом районе Марьина Роща. Эпидемия чумы резко расширила его границы, но строительство третьего транспортного кольца, продолжение улицы Сущёвский вал потребовало уничтожения кладбища. Многие могилы перенесли, но основная часть осталась глубоко в земле. Не хочется думать, но это реальный факт: на месте могил создан детский парк «Фестивальный». Хорошо, что древний Храм восстановлен он словно вечный страж по-прежнему охраняет души разных людей, нашедших здесь последнее пристанище.

Приехав в Москву, надо обязательно посмотреть на Рижский вокзал. Красочный образец псевдорусского стиля с особым оформлением украшает район и вместе с другими достопримечательностями формирует особую атмосферу древнего города.

Информация о других железнодорожных вокзалах Москвы:

Белорусский вокзал

Восточный вокзал

Киевский вокзал

Казанский вокзал

Курский вокзал

Ленинградский вокзал

Павелецкий вокзал

Савёловский вокзал

Ярославский вокзал

Делитесь интересной информацией с друзьями

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

English
Deutsch
Italiano
简体中文
Русский