Савёловский вокзал

Савёловский вокзал

Развитие торговли с самыми удаленными северными районами требовало создания новых путей доставки груза. Большой водный путь России по Волге кончался возле Рыбинска. Передовые умы того времени отлично понимали эту проблему и известный промышленник, меценат Савва Мамонтов предложил построить будущий Савёловский вокзал, проложить железнодорожные пути к известному торговому поселению Кимры.

Здесь в начале XX столетия полностью сформировался центр обувной промышленности, и массово производилась армейская обувь. Небольшой городок располагался на противоположном берегу от села Савёлово, где появился конечный пункт новой дороги. В последующие годы планировалось провести пути в города Колязино, Углич, Рыбинск. Под руководством А.Сумарохова в марте 1902 года небольшое, но очень красивое здание вокзала, построенное в стиле модерн, приняло первый состав. Назвали его Бутырский. «Бутырками» звали мелкие поселения, разделённые лесом, перелеском, полем.

История Савеловского вокзала

На северо – востоке Москвы находится старый Бутырский район, где в 1902 (начало строительства относится к 1989 году) появился необходимый железнодорожный вокзал. Этот район считается одним из старейших в городе и первые упоминания о нём известны с 1700 года.

Интересно, что здесь родилась не только новая железная дорога, но и древний путь в Дмитров. А местное поселение Бутыркино было отдано для солдатских казарм Бутырского полка. Рядом с началом Бутырской улицы на Камер-Коллежском валу проходила известная Бутырская застава.

Кстати, село Бутыркино принадлежало деду первого царя из рода Романовых боярину Никите Романовичу Захарьину. Площадь будущего вокзала практически полностью заняла место Бутырской слободы (название дано по имени села и заставы, действующей до 1852 года). Слобода после войны 1812 года стала местом для дач. Здесь разместились угодья учебной базы «Бутырский хутор», а после создания Петровской лесной академии (сейчас это Сельскохозяйственная академии К.А.Тимирязева) возросла потребность в создании эффективного сообщения. И в 1899 году к Бутыркам прошел первый электрический трамвай Москвы. В это же время появился Савёловский вокзал. Одноэтажное, простое и строгое здание сразу же стало популярным местом у жителей бывшей слободы. В конце одной из платформ был оборудован мало заметный буфет. Он начинал работу в 6 утра и там уже стояли любители свежего бочкового пива с ценой 22 копейки за бокал, котлеты «Полтавские», соленая килька. Необычный ритуал открытия буфета начинался с возгласа буфетчицы «Кто пробьёт бочку?». Умелец аккуратно выбивал пробку и получал за это две бесплатных кружки пива.

Интересно, что после создания вокзала в Савёлове в 1915 году организовали мастерские по ремонту железнодорожной техники. Из Барановичей перевели специальный армейский батальон и образовали 2-й Коренной железнодорожный парк. Его основной функцией стало обслуживание и контроль путей, идущих к Савёловскому вокзалу.

Благодаря этим работам появились складские помещения, цеха, жилые бараки. Известный промышленники Густав Лист построил в перспективном районе новый завод. После войны 1941 года началось строительство жилья в одном из самых старых районов Москвы.

Читайте также:  Весна в Москве: идеи для променада

Руководил стройкой (она возобновилась в 1900 году) инженер А.С.Сумароков. Существует версия, что он был автором проекта будущего вокзального здания. В нём не было ярко выраженного парадного входа, и второй этаж размещался только в его центральной части. Там были подготовлены служебные квартиры. Недалеко находились грузовой двор и казармы. Грузовой двор возводили вместе со зданием вокзала и планировали в нём временно обустроить залы ожидания для пассажиров. Открытие вокзала прошло в праздничной обстановке в марте 1902 года. Шампанское подали в зал 1 класса, а богослужение, окропление производилась в зале 3 класса. Около 11 часов утра открылось регулярное движение пассажирских поездов, а в 19 часов вечера по путям мчался почтовый поезд. С этого момента открылась дорога по красивым местам нескольких областей России: Тверской, Ярославской, Ленинградской, Нижегородской. Во время поездки можно увидеть города Мышкин, Кашин, Бежецк, Весьегонск, Белый городок. Станции Катуар, Марк, названные именами немецких землевладельцев, которые предоставили свои земли для строительства железной дороги и всячески помогали ему. Во время реконструкции 1987 года, которой руководил архитектор Я.В. Шамрай, вокзал увеличил свою площадь в 2.5 раза, и отсюда пошли поезда в Рыбинск, Углич, Санкт-Петербург через Сонково. Архитектурный вид сохранил отдельные элементы своего первоначального вида.

Единственный исторический корпус вокзала, дошедший без изменений до наших дней в первозданном виде – это водосборная башня, использовавшаяся в качестве основного элемента паровой тяги.

Расписание электричек Савеловского вокзала

Современное состояние, структура Савеловского вокзала

Транспортный узел является начальной точкой Савеловского направления железной дороги. Но он не является тупиком, так как к нему примыкает Алексеевская соединяющая линия. Сначала станция называлась Москва-Савёловская, после появления Бутырского вокзала – Москва-Бутырская. В 1936 году здесь образовались две станции: пассажирская и товарная. С 1999 года вокзал стал обслуживать только пригородные поезда и экспрессы. Отменили отправление с данного транспортного узла пассажирский поезд №198 (Санкт-Петербург), маршруты №602 (Рыбинск) и №642 (Сонкова) перенесли на Белорусский вокзал.

В 2005-2008 годах прошла очередная реконструкция вокзала. К многочисленным пригородным направлениям добавился маршрут в аэропорт Шереметьево выполняемый компанией Аэроэкспресс. Модернизация 2012 года позволила открыть новый зал ожидания, обновить комнату матери и ребенка. Ввести в строй современное оборудование кассового помещения, построить новые туалетные комнаты в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями настоящего времени. Предоставить бесплатные доступ в интернет на всей территории. Установить банкомат. Открыть ресторан быстрого питания на 50 мест. Для обслуживания инвалидов построен специальный лифт, пандус. В 2017 году в рамках программы «Московские центральные диаметры» значительно улучшилось обслуживание пассажиров скоростного электропоезда Москва-Лобня. Он отправляется с 10 пути. Всего на вокзале для пригородного сообщения задействовано 11 путей. При этом 2 и 3 путь принимает поезда, идущие с Белорусского вокзала. Это единственный вокзал столицы, где конечный пункт служит только для отправления электричек местного направления: станции Вербилки, Дмитров, Икша, Савёлово, Дубна. В ноябре 2017 года отменён маршрут к станциям Желтиково, Костино. Есть только в выходные дни по одной паре составов. Ежедневно вокзал обслуживает около 80 пар составов, свыше 50 тыс. ежедневных пассажиров. Открывается он в 4.30 и работает до 0.30. При этом кассы работают с 7 утра до 22 часов вечера.

Как добраться до Савеловского вокзала

Проще всего приехать на вокзал метрополитеном. В Бутырском районе открыто пять станций метро: Савеловская, Фонвизинская, Бутырская, Петровско-Разумовская. На его территории работает железнодорожная станция «Останкино». Можно ехать к станции Савеловская Серпуховско-Тимирязевкой линии. После выхода из неё идти по указателю «Савеловский вокзал». Ближайшие к вокзалу станции Динамо, Марьина Роща, Новослободская. Приехать на остановку «Площадь Савеловского вокзала» автобусом 87, 84, 82, 727, 72.466, 384 и др. Станция работает с декабря 1988 года. Она не имеет наземного входа в пройти на станцию можно через подземные переходы на привокзальной площади. Построена по проекту архитекторов Шурыгиной и Шумакова. Внутренняя отделка выполнена из белого мрамора, а каждую стену украшают смальтовые мозаики на тему истории железнодорожного транспорта.

В будущих проектах планируется построить переход на станцию третьего кольца «Нижняя Масловка».

Окрестности Савеловского вокзала

Место возведения вокзала тесно связано с историей города, когда его территория расширялась, исчезали таможенные заставы, присоединялись земли богатых усадеб, застраивались пустыри. Часть исторических мест исчезали, но некоторые до сих пор считаются достопримечательностями и зовут к себе для осмотра, знакомства.

Рядом с Савеловским вокзалом предлагается посмотреть на следующие места:

1. Городская усадьба Маркина. В старинной усадьбе, построенной в 1905 году по проекту архитектора П. Харко, с 2010 года находится посольство Ватикана. За красивыми стенами скрыто место, где когда-то шумели аллеи увеселительного парка «Эльдорадо». На его прудах плавали нарядные гондолы, сверкали фейерверки, струились фонтаны, звучали произведения венецианских музыкантов. А в одноименном ресторане 25 июля 1858 года был устроен грандиозный праздник в честь Дюма, называемый «Ночь графа Монте Кристо». Исторические факты подтверждают версию, что сад в Сущево создан племянницей Потемкина и назывался Сад Энгельгардт на Самотеке. Название «Эльдорадо» он получил после перехода земель к князю Голицыну.

Городская усадьба Маркина

2. Дом общества «Детский труд и отдых». Необычное здание, спроектированное талантливым зодчим эпохи стиля «модерн» А.У.Зеленко, состоит их нескольких строений интересной формы, соединённых между собой оригинальными пристройками. Здание было задумано для реализации удивительного начинания педагогического воспитания в России. За основу общества «Сеттлемент» была взята жизнь американской общины с особыми методами воспитания детей. Их увидел педагог из России С.Т. Шацкий во время кругосветного путешествия. В отдалённом районе, населенном беднотой, они построили дом (на средства промышленника Кротова), где были организованы классы, театр, обсерватория, библиотека. Отношение к дому было разное: его закрывали, открывали. Сейчас здесь размещается банк, разные офисы.

Дом общества «Детский труд и отдых»

3. Новослободский парк. На территории владений Голицына в 1891 году возвели Скорбящий женский монастырь. Он появился по просьбе княгини Александры Голицыной закрыть «Гнездо разврата» (парк) и организовать приют для монахинь. Так и появилась церковь. Рядом с ней находилось кладбище, где последнее пристанище нашли около 3 тысяч человек. Сейчас от красивого ансамбля сохранился Спасский собор и небольшая часовня. Кладбище уничтожено, а на территории разместился Новослободский парк (бывший детский парк №1). Историю парка можно узнать по интересному баннеру, расположенному на его территории. Это пример наследия советской власти с её атеистической идеологией, когда искусственным образом менялась память человечества, внедрялись утопии коммунизма.

Новослободский парк

4. Храм Святителя Митрофана Воронежского. На средства купца Грачёва при Елизаветинском приюте для сирот был в 1895 году построен храм. Его можно заметить издали. Он привлекает внимание луковичной главкой, стенами из красного кирпича с наличниками, резными элементами фасада, красивой колокольней. Несмотря на то, что на нём отсутствуют знаменитые зеркальные кресты в металлической оправе, храм пережил свои трудные времена и вновь поражает красотой внешнего и внутреннего убранства. Святынями храма считаются икона Митрофана Воронежского (конец XIX столетия) и образ княгини Елизаветы 1994 года.

Храм Святителя Митрофана Воронежского

5. Водонапорная башня. Её построили почти вместе с вокзалом в 1899 году. Желание сохранить здание в первоначальном виде потребовало перенос его на другое место. Историческая постройка находилась на территории компрессорного завода «Борец». В связи с появлением нового жилого массива башню аккуратно передвинули. Она является главной высотной доминантой района и показана в старом, немом фильме Евгения Бауэра «Немые свидетели» в 1914 году.

Савёловский вокзал до сих пор считается тихим транспортным узлом, необходимым обычным людям, пользующихся пригородным сообщением с близлежащими населёнными пунктами. Кроме этого он важный, интересный элемент памяти в истории города.

Информация о других железнодорожных вокзалах Москвы:

Белорусский вокзал

Восточный вокзал

Киевский вокзал

Казанский вокзал

Курский вокзал

Ленинградский вокзал

Павелецкий вокзал

Рижский вокзал

Ярославский вокзал

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *