Сретенский бульвар

Сретенский бульвар

В красивой цепочке московского Бульварного кольца Сретенский бульвар самый короткий, всего 214 метров. Начинается от площади Сретенские ворота и пролегает до Тургеневской площади. Расположение между Рождественским бульваром и Чистопрудным. Но у него тоже есть свои интересные истории.

История Сретенского бульвара

Сейчас трудно себе представить, что несколько веков назад здесь начинался весьма важный тракт, соединяющий Москву с Ростовом и Ярославлем, а еще по этой дороге шли богомольцы в Троице-Сергиеву лавру. Сейчас эта улица состоит из двух частей Большой Лубянкой

Изначально она называлась Устретенской, позже – Стретенской, а уже на картах XIX века окончательно стала Сретенской. Отметим, что улицу разделили на Большую Лубянскую и Сретенку давно, точно известно, что на картах 1840-х годов Большая Лубянка уже показана как отдельная улица.

Происхождение названия бульвара имеет интересную историю. Те, кто знает православные традиции, уверенно скажут, что улица была названа в честь праздника Сретение Господня. Он связан с тем, как младенца Христа принесли в Иерусалимский храм. Под его сводами произошла знаменательная встреча Спасителя со старцем Симеоном. Само же слово «сретение» славянского происхождения и означает «встречу». Так вот, это не совсем верно.

Отметим, что эта версия, лежащая на поверхности, к реальным событиям никакого отношения не имеет. Сретенский монастырь, сейчас находящийся на Большой Лубянке и дал название всей улице. А история началась в самом конце XIV столетия. Уже после победы на Куликовском поле, войска великого азиатского полководца Тамерлана снова пришли на Русь и дошли, приблизительно, до современной Рязанской области. Древняя столица русичей оказалась под реальной угрозой штурма. Но, почему-то Тамерлан неожиданно для всех повернул назад. Это событие произошло 26 августа 1395 года, именно в это время москвичи встречали Владимирскую икону из Владимира, она должна была защитить город от татаро-монгольского набега. С тех пор этот образ стал покровителем Москвы. А в 1397 году князь Василий I основал на месте встречи чудотворной иконы монастырь, который стоит до сих пор и слава о нем известна далеко за пределами города.

Долгое время Сретенский монастырь был рядовой московской православной обителью. Иногда здесь происходили царские богомолья. После революции Сретенское подворье захватили обновленцы, но благодаря неимоверным усилиям настоятеля, архиепископа Илариона (Троицкого) они быстро возвратились в каноническую Православную Церковь.

Сретенский бульвар. Истории из жизни

Бульвар обязан своим появлением императрице Екатерине II, когда она приказала вместо старой, обветшавшей Белой стены, окружавшей центр Москвы, проложить бульвары. Произошло это в 30-х годах XIX века.

Надо отметить, что этот район изначальное не претендовал на элитный статус, потому что здесь обосновались купцы и ремесленники, поэтому дворяне смотрели на эти земли презрительно, строиться они предпочитали в других местах. Поэтому здесь не было богатых магазинов, зато вели оживленный торг мелкие лавчонки, которых здесь было очень много. Здесь можно было купить все необходимое для повседневной жизни простых москвичей.

Купцы старались использовать каждый метр на так называемой «красной линии», когда начинали строить торговые помещения с витринами, чтобы потенциальные покупатели видели товар лицом. Поэтому так исторически сложилось, что на Сретенке нет ворот, а въезды во дворы были сделаны в примыкающих переулках. Это, в свою очередь привело к тому, что здесь так много переулков: 9 по правой стороне по ходу движения к Садовому кольцу, и 7 с левой стороны бульвара.

Адресов тогда не было, поэтому переулки называли по фамилиям владельцев-ремесленников: Печатников, Колокольников, Пушкарев, Мясной, Просвирин переулки. А вот Панкратьевский переулок получил название из-за находившейся здесь Панкратьевской (Новой Сретенской) торговой слободе. На месте Костянского переулка, там, где он выходит на Сретенский бульвар, была свалка костей, которые вывозили с мясных боен Мясницкой слободы. Позже, в XVII – XVIII столетии сретенские переулки назывались уже не только от фамилий ремесленников, но и домовладельцев: Уланский, Луков, Рыбников, Селиверстов, Большой и Малый Головины переулки. Иногда смена домовладельца приводила к смене названия переулка. Например, жил домовладелец Даев, а раньше это был Булгаковский переулок, потому что здесь жил бригадир Булгаков, а еще раньше – Сомароцкий.

Есть еще один нюанс. Никаких Сретенских ворот, в обычном понимании этого слова, здесь нет. В действительности, это лишь небольшое расширение на стыке Рождественского и Сретенского бульваров.

В начале XX столетия Сретенский бульвар был излюбленным местом для прогулок студентов и преподавателей. Рядом располагалось Училище живописи, ваяния и зодчества, откуда вышли многие именитые художники, скульпторы и архитекторы России. На самом же Сретенском бульваре было построено общежитие, сейчас это дом № 7.

И не только будущие художники здесь постигали азы творчества. Например, в 1911 году сюда поступил Маяковский, а позже даже преподавал. Именно на Сретенском бульваре он «родился» как поэт. Рассказывают весьма занимательную историю, что в 1912 году, осенней ночью Владимир Владимирович прогуливался со своим знакомым по этому бульвару. Они о чем-то спорили. Остановились. Молодой человек, стараясь скрыть свое волнение, и поэтому не совсем уверенно владеющим своим великолепным рокочущим басом, прочитал стихи. Но сказал своему визави, что это стихи одного его знакомого. На ночном бульваре разыгралась целая сцена:

«Да это же вы сами написали! – воскликнул коренастый мужчина. – Да вы же гениальный поэт».

Уже утром Владимир Маяковский был публично объявлен гениальным, и тогда появилось «первое профессиональное» стихотворение «Ночь», а позже «Утро». Кстати, спутником начинающего пиита был Давид Давидович Бурлюк, русский и американский поэт и художник.

Читайте также:  Интересные места в Москве

Достопримечательности Сретенского бульвара

Несмотря на то, что этот бульвар можно пройти шагов за триста, напомним, он всего 214 метров, здесь поставлено два памятника.

Памятник Надежде Крупской

Памятник Надежде Крупской

Памятник Надежде Константиновне Крупской стоит в самом начале бульвара. До революции здесь был популярный трактир «Саратов», о котором упомянул драматург и издатель Петр Дмитриевич Боборыкин в книге «Китай-город» (1883 год).

Надежда Крупская, жена и верная соратница Владимира Ленина.

Памятник сделан в виде стоящей женской фигуры, на гранитном основании. Фигуру скульпторы задрапировали тканью. Сзади установлено два 10-метровых бронзовых пилона, на которых нанесены даты жизни Надежды Константиновны и знаменитые цитаты из ее выступлений.

«1869 26 февраля

Марксизм — дал мне величайшее счастье, какого только может желать человек: знание, куда надо идти, спокойную уверенность в конечном исходе дела, с которым связала свою жизнь.

Мне выпало на долю большое счастье видеть, как росла сила и мощь рабочего класса, как росла его партия, пришлось быть свидетельницей величайшей в мире революции, видеть уже ростки нового, социалистического строя, видеть, как жизнь начинает перестраиваться в своих основах».

На другом пилоне написано:

«1939 27 февраля

Держите крепче связь с массами, проводите в жизнь заветы Ленина.

Цель нашей школы — воспитывать полезного члена общества, жизнерадостного, здорового, работоспособного, проникнутого общественными инстинктами, обладающего организационными навыками, сознающего своё место в природе и обществе, умеющего разбираться в текущих событиях — стойкого борца за идеалы рабочего класса, умелого строителя коммунистического общества».

Над памятником Крупской работали скульпторы Екатерина Федоровна Белашова, и ее сын Александр Михайлович Белашов, архитектор – Всеволод Леонидович Воскресенский.

В Международный день защиты детей, 1 июня 1976 года, памятник Крупской был открыт в торжественной обстановке. Место было выбрано не случайно. Дело в том, что Надежда Константиновна с 1921 по 1925 годы работала недалеко от этого места, в бывшем доме страхового общества Россия, после революции там уже размещался Народный комиссариат просвещения, где она занимала пост заместителя наркома, занимаясь созданием советской системы народного образования. Впрочем, планировалось тут поставить памятник Щербакову, даже камень заложили с надписью, что здесь будет увенчан Александр Сергеевич Щербаков, первый секретарь Московского обкома с 1941 по 1945 годы.

Эта Надежда Крупская не похожа на привычный нам образ пожилой женщины, который иногда мелькает в кинохронике или на редких фотографиях. Скульпторы решили сделать ее молодой, как ее душа, над которой было неподвластно время и тяжелые жизненные обстоятельства, когда она еще болезнь не обезобразила ее. Она посвятила свою жизнь воспитанию детей, хотя своих у нее не было, но она жила по принципу, что чужих детей не бывает. Местные жители говорят, что памятник Крупской вернее было бы назвать памятником юности, так как лицо и фигура ничего общего с прототипом не имеет.

На Сретенском бульваре Надежда Константиновна и Анатолий Васильевич Луначарский, нарком просвещения, часто гуляли. И многие знали, что если необходимо решить какой-то вопрос, то можно запросто подойти к ним и заговорить, обсудить проблему. И можно было быть уверенным, что эти люди помогут, сделают все, что в их силах. Отдадим им должное, они делали все возможное и даже невозможное, несмотря на все проблемы в стране.

Памятник Владимиру Шухову

Памятник Владимиру Шухову

Владимир Григорьевич Шухов, выдающий русский и советский инженер и архитектор, оставил большой след в градостроительном облике Москвы. Именно он впервые применил для строительства высоких сооружений сетчатые стальные оболочки и создал на их основе первые в мире гиберболоидные конструкции. Он построил более 400 мостов, спроектировал перекрытия ГУМа, Киевского вокзала, Главпочтамта и Музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Но более всего он знаменит радиовышкой на Шаболовке, которая так и вошла в историю как Шуховская башня.

Отметим интересный факт, что для фигуры инженера позировал его правнук Владимир Федорович Шухов, президент фонда «Шуховская башня». Так что неудивительно, что портретное сходство присутствует.

Владимир Шухов изображен в костюме, поверх которого накинуто пальто. С кипой свернутых в рулоны чертежей и линейкой в руке.

Постамент, который также отлит из бронзы удивляет количеством мелких деталей, это несвойственно памятникам. Постамент был сделан в виде усеченной гиперболоидной конструкции, которая напоминает Шуховскую радиобашню. С трех сторон памятник украшен вертикальным фризом с рельефным изображением различных сооружений и конструкций, которые создавали при непосредственном участии Владимира Григорьевича. Для фона использовались стилизованные чертежи, чертежные и рабочие инструменты, книги, разнообразные машинные узлы. Если внимательно присмотреться, то можно увидеть изображения Шуховской башни, Киевского вокзала, ГУМа, крекинговую установку, нефтепровод и нефтяные вышки, а также мосты. Дело в том, что свой путь Шухов начинал как один из проектировщиков первого в Российской империи нефтепровода между Балаханы и Черным городом (район Баку). Сбоку даже чайку видно, дело-то было у Каспия.

Вокруг монумента установлены 4 стилизованные бронзовые скамейки. Две из них в виде расколотых бревен, на которых лежат различные инструменты (наковальня, тиски и молоток). Одна скамья сделана в виде стилизованного античного акведука. А четвертая выполнена в виде конструкции из перевернутой арки моста, колес и шестеренок.

Над проектом работала коллектив, которым руководил скульптор Салават Александрович Щербаков.

Памятник был открыт 2 декабря 2008 года. Расположен напротив здания «Лукойл» (Сретенский бульвар, дом 11). Выбор места был неслучаен, инженер Владимир Шухов долгое время жил и работал в этом районе.

Жилой дом Наркомата связи. Дом 5

Жилой дом Наркомата связи

В 1937 году для работников Народного комиссариата связи Советского Союза было построено здание. До этого, в XIX веке, здесь были построены доходные дома, но после революции их снесли. Было решено построить одно большое здание. Авторами проекта были архитектор Юлий Езекиелевич Шасси Евгений Генрихович Вейс.

Читайте также:  Павелецкий вокзал

Здание построено в характерной для своего времени стилистике – ассиметричный корпус, глубокие лоджии на фасаде и угловая башнеобразная часть. Здесь были квартиры и работала гостиница. В цокольном этаже работало почтовое отделение.

Здание страхового общества «Россiя». Сретенский бульвар, 6

Здание страхового общества «Россiя»

Отметим, что это скорее не одно здание, а целый комплекс, состоящий из двух доходных домов, которые построили в конце XIX начале XX веков. Проект составлял архитектор Николай Михайлович Проскурнин. Заказчиков было страховое общество «Россия». Фасады зданий были выполнены в стилистике позднего итальянского ренессанса. Визуально здания соединены кованой оградой, выполненной по рисунку еще одного русского архитектора Отто Вильгельмовича фон Дессина.

Сначала предполагалось, что это будет одно большой здание с длинным фасадом вдоль всего Сретенского бульвара. Но из-за пожарной безопасности проект был отклонен. Дело в том, что при пожаре во внутренней части плотно застроенного квартала пожарным пришлось бы слишком долго здание объезжать. Было решено найти компромисс и в итоге возвели два здания, но они были единым целым. Между ними был сделан пожарный проезд.

Впрочем, сам дом знаменит своей уникальностью. Это было грандиозное сооружение. Его великолепие оценил французский архитектор Ле Корбюзье, назвав самым красивым зданием в Москве. Кстати, этот французский архитектор носился с идеей об идеальном городе. Он грезил снести исторический центр древней столицы России и построить город заново, к счастью, его мечты так и остались мечтами.

Основная доминанта здания обращена на Тургеневскую площадь. Была сделана стилизованная готическая башня с часами, по форме очень напоминающая Спасскую башню Кремля. На знаменитом колокольно-литейном заводе Павла Николаевича Финляндского специального для этого дома был отлит часовой колокол. Утверждают, что колокол звонил лишь один раз, когда отмечался юбилей дома, в 2011 году. Дело в том, что у колокола не было ни языка, ни механизма боя. В общем, декоративная деталь на здании.

Декор фасадов весьма разнообразен. Множество эркеров, аллегорические скульптуры и фризы со сложным орнаментом. Есть балконы и балкончики, вокруг которых можно увидеть химер. Кстати, вензеля страхового дома «Россия» можно увидеть до сих пор, на решетках, на воротах во дворы и на стенах. Рустованный нижний этаж придает легкость скульптурным композициям, рисункам на наличниках, стрельчатым аркам и башенкам.

Квартиры в этом доме были до неприличия дорогими, поэтому здесь селилась исключительно богатая публика. Площадь квартир была от 200 до 400 квадратных метров. Всего же было 148 квартир. Здесь были применены все технические новинки того времени – обогревали здания свои котельные, освещение от своей электростанции, работала прачечная, вода шла из артезианской скважины. В каждой квартире были кухни с печами и мойками, отдельные ванные комнаты и ватерклозет.

Для удобства жителей были смонтированы электрические лифты. И даже работала система кондиционирования воздуха, его подогревали, увлажняли, то есть современная сплит-система.

Эти технические новинки произвели фурор среди состоятельных господ. Дело в том, что роскошным жильем до этого считался собственный особняк. И даже самые шикарные апартаменты котировались среди этой публики рангом ниже.

Отметим, что до этого здесь не было жилой застройки. Когда-то располагались палаты архиепископа Феофана Прокоповича. Потом обосновался московский почтамт, впоследствии переехавший на Мясницкую улицу. А после победы в русско-турецкой войне 1977-1878 годов построили круглое здание для панорамы «Взятие Плевны», но вскоре его переделали под народный театр «Скоморох».

В 1898 году участок выкупило страховое общество под строительство доходного дома. Жильцы заехали в новые апартаменты в 1902 году.

Здесь поселилась элита московского общества: профессора университета и ученые, члены Государственной думы. После 1917 года сюда въехали видные деятели уже новой, советской интеллигенции.

Потом работал Наркомат просвещения, которым руководил Луначарский, а его заместителем была Надежда Крупская, а еще здесь было Главное артиллерийское управление РККА.

Кстати, в повести «Записки на манжетах» Михаил Булгаков ярко описал этот дом, ведь некоторое время он работал в ЛиТо Главполитпросвета. Именно здесь он и прописался в знаменитой «нехорошей квартире»:

«В сущности говоря, я не знаю, почему я пересек всю Москву и направился именно в это колоссальное здание. Та бумажка, которую я бережно вывез из горного царства (Булгаков приехал в Москву из Владикавказа, — прим. редакции), могла иметь касательство ко всем шестиэтажным зданиям, а вернее, не имела никакого касательства ни к одному из них».

Кстати, одно время в первом этаже размещалась мастерская художника Михаила Михайловича Черемных, где делались популярные в то время «Окна РОСТА». Туда часто захаживал Владимир Маяковский, так как сотрудничал с этой организацией.

Впоследствии бывший доходный дом снова стал жилым. Несмотря на то, что здесь жила интеллигенция, особо значимых фамилий не было. Есть только одна мемориальная доска, что к артиллеристам, для осмотра новых видов вооружения, приезжали Ленин и Максим Горький.

Сейчас Дом-дворец занимает целый квартал и поэтому у него несколько адресов: Сретенский бульвар дом 6/1, Милютинский переулок д.22, Бобров переулок д.1 и Фролов переулок 6/1С2.

Дом Лорис-Меликова. Дом 19/4, строение 1

Дом Лорис-Меликова

История этой усадьбы начиналась заурядно, с двух обыкновенных дворов. В конце XVIII века деревянные постройки были переделаны в один большой каменный дом. В середине XIX столетия особняк купил коллежский секретарь знаменитый Лорис-Меликов. Про Михаила Тариэловича говорили, что он один из немногих талантливых администраторов Российской империи. Всегда решал поставленные задачи быстро и эффективно.

Читайте также:  Метро «Кропоткинская»

Когда Лорис-Меликов купил этот дом, то решил видоизменить интерьер. Причем каждое помещение стало представлять отдельное направление в декоративном искусстве. Например, парадный зал был выполнен в стиле романтизма, а рабочий кабинет был готическим. Так что интерьер получился изящным и даже роскошным, как настоящий дворец. Потолки лепные, в росписи. Резные двери, мраморные колонны и полы, а еще рельефные фризы и скульптуры дополняли убранство усадьбы. На второй этаж ведет лестница из каслинского литья.

Архитектором был Михаил Доримедонтович Быковский, учившийся в семье знаменитых итальянских архитекторов Жилярди.

Отметим, главный фасад построен по моде того времени, нейтральная центральная часть, но сделаны акценты по бокам. Здесь, это увенчанные аттиками ризалиты.

Дом был построен в стиле русского классицизма. Снаружи был декорирован рустом, который с почти квадратными окнами только подчеркнул монументальность здания. Второй, парадный, этаж, был украшен высокими полуциркульными окнами. Так что иерархия этажей была соблюдена, на первом были жилые и подсобные помещения, поэтому освещались они сравнительно небольшими, почти квадратными окнами. Зато второй этаж был с высокими окнами, каждый из наличников украшен лепным фризом и полочкой.

Кстати, резные деревянные рамы окон, почти единственные такого рода, которые чудом сохранились в Москве. Их хорошо видно со стороны Сретенского бульвара.

За хозяйским домом стоит полукруглое здание, где была конюшня, причем своей формой определяющее камерный, уютный двор всей усадьбы.

В 1872 году усадьбу купил советник Ивану Степановичу Ананову. Он оформил вестибюль под свой вкус. Встроил новую парадную лестницу, тоже из каслинского литья. В 1891 году его дочь Софья Ивановна, вышедшая замуж за подданного Великобритании Я.Д. Экизлера, выкупила у своих сестер доли наследства и стала полновластной хозяйкой. Впрочем, она там не жила, предпочитая жить за границей, а две просторные квартиры сдавать.

При Советской власти усадьбу национализировали, внутри все перепланировали и сделали коммунальные квартиры. Еще здесь располагалось Учетное общество взаимного кредита. Позже вместо жильцов сюда въехали различные конторы. Потом было общежитие института. А дом тем временем потихоньку разрушался, почти весь интерьер был уничтожен. Пока в 1988 году не был передан Всероссийскому фонду культуры, после чего начались кропотливые реставрационные работы. В 1990-х годах в здании работал ресторан, а потом его выкупил Модный дом Натальи Нафталиевой. Потом была творческая усадьба FreeLabs.

Сейчас усадьба Лорис-Меликова занесена в Красную книгу Архнадзора Москвы, как находящееся под угрозой.

Штаб-квартира «Лукойла»

Штаб-квартира «Лукойла»

Заканчивается Сретенский бульвар по нечетной стороне высоткой, где располагается генеральный офис нефтяной компании «Лукойл». Оно уже тоже обросло своей историей, в которой отразилась непростая жизнь Москвы на рубеже эпох. Оно слишком выбивается из всего ряда исторической застройки, и до сих пор вызывает споры. Но все течет, все изменяется, и штаб-квартира постепенно тоже становится историей Сретенского бульвара.

Здание начали строить еще в 1970 году. Впрочем, приступили к разработке проекта в 1966 году, когда Министерство электронной промышленности решило построить себе новый корпус. Дело в том, что новое здание должно было стать частью застройки Новокировского проспекта, который был предусмотрен еще генеральным планом реконструкции столицы в 1935 году. Ради этого, даже снесли часть исторической застройки Сретенского бульвара. Но, по разным причинам, этот проект так и не смогли воплотить в жизнь.

Строительство поручили архитектору Феликсу Ароновичу Новикову. Пока проектировали, обсуждали, и строили, Советский Союз неожиданно для всех распался. За это время сменился архитектор, в середине 1990-х работой уже руководил Дмитрий Сергеевич Солопов.

Сначала Новиков предложил построить две башни (20 и 24 этажа), которые напоминали радиолампы. Но идею отклонили.

Сейчас здание привлекает необычной геометрией, как будто уложенная на бок лестница. Главный фасад обращен в сторону Тургеневской площади и представляет удивительный комплекс разноуровневых параллелепипедов со сплошным остеклением. Но в то же время все это смотрится единым целым. Центральная ось этого здания акцентирована башней, у которой остеклен консольный вынос. Внутри остекления установили арт-объект Light Cube. Инсталляция состоит из светодиодных модулей, благодаря чему в темной время суток воспроизводятся различные сюжеты, и башня выглядит как маяк, который поставили посреди площади.

Сейчас мало кто знает, что Новиков хотел покрасить стены яркой гранитной крошкой, но градоначальник Москвы Юрий Лужков потребовал его осветлить. Пришлось практически готовые фасады штукатурить. Было внесено еще много изменений, и Феликс Новиков вообще отказался от своего авторства.

В 2015-2016 годах здание штаб-квартиры реконструировали еще раз. Фасады стали серого цвета, изменилось остекление, именно тогда вместо логотипа «Лукойла» был установлен Light Cube. После этих нововведений здание стало более сдержанным и нейтральным на вид. Но недовольные до сих пор находятся, хотя люди уже привыкли к нему.

Мы рекомендуем выбрать время и прогуляться по Сретенскому бульвару, сравнить архитектуру прошлого и нынешнего. Вспомнить историю этого замечательного места и просто хорошо отдохнуть.

Чтобы посмотреть в Москве как можно больше, с пользой и интересно провести время, необходимо тщательно спланировать променад и определиться с приоритетами. Представляем Вам возможные заслуживающие внимания варианты:

Куда сходить в Москве

Красивые места в Москве

Где отметить день рождения

Смотровые площадки Москвы

Куда сходить с детьми в Москве

Где в Москве можно побывать бесплатно

Ночная Москва: 35 идей куда сходить поздним вечером

Куда сходить с девушкой: варианты идеальных свиданий

Делитесь интересной информацией с друзьями

Читайте также

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

English
Deutsch
Italiano
简体中文
Русский