Для москвичей Арбат не просто улица, это как бы особый «кусочек» столицы, самобытный, с собственной историей и традициями.

Не зря бытует выражение «История мира: Арбат». Арбат вобрал в себя всё лучшее. Его можно познавать всю жизнь, как большой мир. А то, что история мира – это Арбат, первым сформулировал писатель Андрей Белый (настоящие имя и фамилия Борис Николаевич Бугаев). В написанных уже на склоне лет воспоминаниях Андрей Белый рассказывал: «Помнится прежний Арбат: Арбат прошлого – он от Смоленской аптеки вставал полосой двухэтажных домов, то высоких, то низких; у Денежного – дом Рахманова, белый, балконный, украшенный лепкой карнизов, приподнятый круглым подобием башенки: три этажа. В нём родился; в нём двадцать шесть лет проживал».

Дом, в котором родился Андрей Белый, и сейчас стоит на Арбате, он только надстроен четвёртым этажом.

Первое документальное упоминание слова «Арбат» датируется 1493 годом. По легенде, от оставленной в церкви Николы на Песках свечи начался пожар, от которого выгорела почти вся Москва. Именно с тех пор и стали говорить: «От копеечной свечи Москва сгорела». В связи с пожаром был упомянут и Арбат.

старый Арбат

Точное происхождение слова «Арбат» неизвестно – исследователи до сих пор так и не пришли к единому мнению. Многие склоняются к версии, которая связывает его с арабским словом «арбад» (форма множественного числа от «рабад»), что означает «пригород». Ведь городом в XV веке был только Кремль, а неподалеку от его стен нередко стояли торговые караваны восточных купцов, которые и могли подарить улице экзотическое название. Но какое отношение арабы могли иметь к столице Руси?

старый Арбат

Хотя есть и другие версии. Например, от русского слова «горбат». Мол, улица имеет несколько изгибов, обусловленных скорее всего неровностями местности. Есть мнение, что название произошло от тюркского «арба», то есть телега. Такое средство передвижения до сих пор чрезвычайно популярно. Арбы не одно столетие колесят по пыльным просторам Средней Азии, но их массового приезда в Москву не зафиксировано.

Арбатом называлась не только улица, но и вся местность от стен Кремля до современного Садового кольца.

старый Арбат

С XVI века на Арбате и в его переулках жили и трудились ремесленники, о чём свидетельствуют «говорящие» названия переулков. Плотников переулок заселяли плотники, Серебряный – мастера серебряных дел, Денежный – работники Государева денежного двора.

Вообще, Арбатские переулки неотрывны от понятия «Арбат». Такие переулки, например, как Сивцев Вражек. Один из многочисленных и в то же время уникальных. Это необычное название произошло от бурной речушки под названием Сивец. Он впадал в протекавший вдоль стен Белого города ручей Черторый. Потом этот приток Москвы реки заключили в трубу, и Сивец закончил своё существование. Самый длинный переулок, Сивцев Вражек (859 метров), протянулся от Арбата до Гоголевского бульвара.

В XIII–XVI веках по Арбату проходила Смоленская дорога, сначала от Новодевичьего монастыря по Плющихе, потом из Дорогомилова. В то время на Арбате располагалось множество дворов, церквей и лавок.

Улица часто видела русские войска, отправлявшиеся на защиту западных рубежей страны. Была свидетелем нашествия на Москву восточных, южных и западных соседей. Так, в 1439 году здесь были разгромлены и обращены в бегство войска казанского хана Улу Мухаммеда, а в 1611 году – отряд польско литовских интервентов под командованием пана Бартоломея Новодворского. В августе 1612 года у Арбатских ворот на защиту Москвы встал с войском князь Дмитрий Михайлович Пожарский.

Для защиты от врагов на Арбате и к северу от него в XVI веке были поселены два стрелецких полка, а в XVII веке в конце улицы, по южной её стороне, расположился третий стрелецкий полк. Кроме стрельцов, район Арбата населял еще и ремесленный люд, живший слободами.

Кроме слободских дворов, в XVII веке здесь стояли дворы «иных чинов людей». Так, например, в Плотничьей слободе в 1638 году кроме 48 дворов плотников стояло три двора церковного причта и пять других.

Извечная беда Москвы – пожары меняли не только облик улицы, но её ширину. Если до пожара 1736 года ширина Арбата составляла около десяти метров и лишь местами достигала девятнадцати метров, то после буйства огня её всю подравняли до девятнадцати.

В XVIII веке район кардинально изменил свой облик. После упразднения стрелецкого войска в конце XVII века земля досталась дворянам. Примерно со второй половины XVIII века Арбат становится одной из самых аристократических частей города. Он превращается в так называемое дворянское гнездо. В 1793 году на Арбате три четверти домов принадлежали родовой и чиновной знати, дворянам и чиновникам, церквям и их причту, купцам и лишь несколько домов – другим лицам и учреждениям.

В пожаре 1812 года Арбат, застроенный почти исключительно деревянными домами, полностью выгорел. Новые, уже каменные, дома возводятся в популярном тогда стиле ампир.

Во второй половине XIX века на Арбате вместо послепожарных ампирных особняков строились доходные дома, появлялись модные магазины и дорогие рестораны.

Жителями Арбата теперь становились преуспевающие коммерсанты, чиновники, представители интеллигенции. Особенно многочисленным было сословие врачей. Именно тут во второй половине XIX века возникло Общество русских врачей, а в 1870 году открылась общедоступная лечебница, где днём принимали больных, а вечером делали научные доклады.

К извечному шуму, производимому тысячами прохожих, конкой, извозчичьими подводами, в 1904 году прибавился звон трамвая. Но, несмотря на колоссальную загруженность улицы, район Арбата оставался престижным районом центра, оплотом московской интеллигенции.

После революции Арбатом вплотную занялись уже архитекторы Страны Советов. Дома стали надстраиваться, подводиться под единый карниз, перекрашиваться. Превалировала тусклая серая гамма. Вскоре Арбат стал неузнаваем. Расширены границы улицы, по правой стороне появились новые здания, ничем не напоминающие старые. С Арбата был снят трамвай и заменен троллейбусом, мостовая и тротуары заасфальтированы.

Но изменился не только архитектурный ансамбль Арбата, но и атмосфера. Исчез неповторимый дух. От арбатского веселья не осталось и следа, как ничего не осталось от церквей, снесённых во времена воинствующего атеизма. Улицу москвичи стали называть «военно грузинской дорогой», так как именно по ней проносилась машина, в которой Иосиф Виссарионович Сталин (Джугашвили) ездил из Кремля на свою ближнюю дачу в Кунцево.

В середине 1970‑х годов Арбат стал пешеходной зоной. Тогда здесь, впервые в Москве, установили вдоль улицы развесистые круглые фонари, и Арбат немедленно получил прозвище – «офонаревший».

В 1990‑е годы Арбат, казалось, задохнётся от гигантского наплыва туристов и просто гуляющих москвичей, желающих отдохнуть именно здесь, на одной из старейших и красивейших улиц Москвы.

Но Арбат выдержал. И сегодня, в XXI веке, несмотря на свою нарочитую эклектичность, стремится сохранить свою идентичность, остаться Москвой в Москве.

Достопримечательности  улицы Арбат

Прогулка по Арбату воскресит многие события прошлого и нынешнего столетий. Бродя по этому предместью Москвы, которому время и люди нанесли чувствительный ущерб, еще можно увидеть деревянные портики, и мезонины уютных особняков, затейливые вензеля и гербы на фронтонах.

 ресторан Прага

Арбат дом 2 – ресторан “Прага”. Принадлежал Семёну Петровичу Тарарыкину, он переделал ресторан в популярный трактир, который существовал до революции с 1872 года. В послереволюционные годы, ресторан “Прага” перенёс многое. Здесь была и просто столовая и образцово-показательная столовая “Моссельпрома”, куда незабвенный Ипполит Матвеевич, из “Двенадцати стульев”, повёз Лизу обедать. Ресторан “Прага” много видела в своих стенах достойных людей. Здесь проводились ежегодные “рубинштейновские обеды” – в память об основателе Московской консерватории. В 1913 году, в “Праге,” был устроен банкет, по случаю того, что Илья Ефимович Репин сумел восстановить свою изрезанную старообрядцем-иконописцем Абрамом Балашовым картину “Иван Грозный и сын его Иван”.

улица Арбат 4

Арбат дом 4 – особняк одного из отпрысков известной дворянской семьи Загряжских – родственников жены А. С. Пушкина Натальи Гончаровой.

улица Арбат дом 12

После дома № 12 на Арбате, который горделиво сообщает на фронтоне дату своего рождения – 1889, должен был стоять дом, о котором примерно в те годы говорила вся Москва.

Это был знаменитый дом с приведениями. Рассказы об этом доме отличались друг от друга в мелочах: одни говорили, что в доме по ночам играет музыка, другие уверяли, что в неурочное время разносятся разудалые песни, третьи сообщали, что там “шкафы и диваны передвигают, и кровати, и кушетки, и стулья гремят”. В этом доме покончил жизнь самоубийством один из князей Оболенских и этого было вполне достаточно, чтобы дом попал в разряд “проклятых” и оброс всевозможными легендами. Тех, кто неоглядно верил в приведения в доме на Арбате, не смущало даже то обстоятельство, что по соседству с домом стояла церковь Николы Явленного. Построена была церковь еще в XVI веке. В этот храм часто ездила Императрица Елизавета Петровна.

Далее расположился популярный цветочный магазин Дмитрия Михайловича Карпова. Он так и остался цветочным до наших дней.

Театр имени Евгения Вахтангова

Затем, Театр имени Евгения Вахтангова. Он сооружен в 1947 году на месте старинного особняка, в котором театр находился до 24 июля 1941 года, когда в него попала авиабомба.

улица Арбат дом 36

Следующие три здания построены в самом начале нынешнего века. А вот дом № 36, весьма почтенного возраста, он заканчивает уже второй век своего существования. В этом доме помещалось толстовское издательство “Посредник”.

улица Арбат дом 44

Дом № 44 перестраивался неоднократно. Он появился на Арбате во второй половине XVIII столетия. Горел в 1812 году, восстановлен в 1837 году, а затем последующие владельцы вновь переделывали его всяк по своему вкусу.

И вновь несколько зданий начала прошлого века, а за ними огромный угловой дом постройки 1928 года с популярным в Москве гастрономом. В конце 20х-30х годов в этом доме располагался “Торгсин”, это слово расшифровывается так: “Торговля с иностранцами”. Только здесь, можно было приобрести такую еду, которую нельзя было получить ни по каким продуктовым карточкам, и одежду, которую тоже нельзя было сыскать ни за какие деньги в магазинах. В “Торгсине” деньги были не нужны, здесь принимали драгоценные металлы, которые обменивались на боны, с которыми покупатели спешили в торговый зал.

Теперь наше путешествие продолжится по нечетной стороне улицы. Первые по этой стороне дома были снесены в 1970 году. Среди них самая горестная, пожалуй, потеря – здание, стоявшее под № 7.

улица Арбат7

Ему было более полутора веков, и стены этого дома видели многое. В 1907 году в этом здании открылся, быстро ставший популярным, кинематограф “Паризьен”. Осенью 1909 года, в “Паризьен,” пешком из Хамовников, пришел Лев Толстой, который “был поражен нелепостью представления”. В первые послеоктябрьские годы, в бывшем кинотеатре, открылось кафе “Литературный особняк”. Здесь неоднократно бывал Сергей Есенин, здесь же в начале августа 1921 года он прочел свою поэму “Пугачев”. Потом в особняке на Арбате, обосновался театр “Мастфор” – Мастерская Форегерра. Имя Николая Фрегерра – неоднократно упоминается в театральных мемуарах 20-х годов. На сцене этого театра дебютировали сначала в качестве художников, а затем актеров Сергей Юткевич и Сергей Эйзенштейн. Театр просуществовал до 1924 года.

улица арбат 11

Дом № 11 встречает нас вычурными украшениями фасада, с модными, в первое десятилетие нынешнего века, львиными масками. Дом был построен для акционерного общества “Частный Ломбард”.

улица арбат 23

Дом № 23 не мешало бы отметить мемориальной доской: “Здесь с 1920 года до начала 30-х годов находилась мастерская Павла Корина”. Сюда, в мансарду 3 сентября 1931 года поднялся М. Горький и поглядев работы, сразу же пригласил братьев Кориных в Италию. Из этой поездки, Павел Корин привез, известный теперь портрет М. Горького, написанный на фоне пронзительного в своей голубизне Неаполитанского залива.

Дом за домом – разные эпохи, разные стили, побогаче и победнее, со вкусом и без оного.

улица арбат 31

Дом № 31, построенный в конце прошлого века, вобрал в себя стены более старинного особняка, который снимал в 1839 году Николай Платонович Огарёв.

Рыцари на доме улица арбат 35

Рыцари на доме № 35 – не из седой древности: это причуда владельцев, для которых модный в начале нынешнего века архитектор В. Е. Дубовский построил самый крупный на тогдашнем Арбате дом.

Дом № 37 – ампирный особняк, в котором под секретным надзором полиции жил отставной корнет граф Василий Алексеевич Бобринский, внук Екатерины II и графа Григория Орлова. Затем дом перешёл в ведение Провиантской комиссии, и в некогда великолепных залах, помнящих графские и княжеские балы, отныне поселилось унылое судейское племя.

В соседнем доме, в течение многих лет, находился кинотеатр. В 1923 году “Ампир”, потом “Карнавал”, а с 1936 года – незабвенный – “Юный Зритель”.

Дом № 43. И он оставил свою зарубку в летописи Арбата. Здесь жил прославленный поэт Андрей Белый. Возраст у этого дома солидный, его заложили ещё в конце XVIII столетия. А в середине 30-х годов уже нашего века, уповая на прочность старинных стен и фундамента, надстроили ещё двумя этажами. В этом доме, в квартире № 12, жил со дня своего рождения Булат Окуджава.

Дом № 51. В этом доме разворачивались события книги Анатолия Рыбакова “Кортик”.

Дом № 53. Здесь поселился накануне свадьбы А. С. Пушкин. Это была его первая, своя квартира. Дом принадлежал прапорщику Никанору Хитрово. А ещё в этом доме год с лишним прожил брат Чайковского, и у него останавливался Петр Ильич.

Мы дошли до конца улицы Арбат. Но путешествие будет не полным, если не рассказать о Арбатских переулках, на которых стоит такая непривычная для столицы тишина.

Серебряный переулок. Его имя – от мастеров серебряного дела, работавших некогда на государевом Монетном дворе.

Далее следуют три Николопесковских переулка.

1-й Малый Николопесковский переулок переименовали в 1960 году в улицу Федотовой.

2-й Малый Николопесковский переулок назвали Средним Николопесковским, а Большой в 1924 году назвали улицей Вахтангова. В этом переулке находится один из первых музеев, открытых уже при Советской власти – Музей-квартира композитора А. Н. Скрябина.

Музей-квартира композитора А. Н. Скрябина.

Музей принял первых посетителей в 1922 году – через семь лет после смерти композитора. Отпевали Скрябина в церкви Николая Угодника на Песках (от этого и название переулка – Николопесковский).

Рядом, в Чистом переулке, жил друг Скрябина – замечательный композитор С. И. Танеев. В 1960 году соседний с Чистым переулком Малый Власьевский назвали улицей Танеевых – в честь Сергея Ивановича и его брате Владимира Ивановича, общественного деятеля, демократа.

В самом конце переулка сохранился дом № 15, в котором жил Михаил Орлов – одна из самых трагических фигур движения декабристов. В первые советские годы в этом особняке находилсятеатр-студия имени Федора Ивановича Шаляпина. В предреволюционные годы здесь жила старшая дочь А. С. Пушкина Мария Александровна Гартунг.

Спасопесковский переулок. Переулок этот не обычный: он приводит нас на небольшую уютную площадку. В центре площадки – сквер. Он был устроен одним из местных домовладельцев ещё в 1871 году и назван Пушкинским.

церковь Спаса Преображения спасопесковский переулок

Посредине площадки – церковь начала XVIII века – Спаса Преображения. Эта церковь хорошо знакома каждому, она изображена на картине Василия Поленова “Московский дворик”.

резиденция посла США - знаменитый "Спасо"

Дом № 10 в переулке принадлежал когда-то Н. А. Второву, сколотившему миллионы на ситцах. Купив этот особняк в 1913 году, он в том же году его перестроил. Ныне этот особняк – резиденция посла США – знаменитый “Спасо”.

В этом же переулке находится дом начала прошлого века, который в 1820 году принадлежал поручице А. Щепочкиной. Здесь же в 1821 – 1822 годах жил Пётр Андреевич Вяземский.

Карманицкий переулок. Здесь, как и на всём Арбате и в его окрестностях, жило немало представителей московской интеллигенции: географ А. А. Крубер (пещеры Крубера в Крыму и на Кавказе, хребет на Камчатке), художник буйных красок и неуёмной фантазии Павел Кузнецов. С 1760 года переулок назывался Большим Толстовским – по дому асессора Петра Андреевича Толстого, но в 1922 году в пору массовых переименований, чтобы не путать с улицей Льва Толстого, вернули название, которое он имел в XVII веке.

Последний предреволюционный путеводитель “По Москве” писал: “В стороне от шумной жизни столицы лежат две небольших площади, сохранившие старинный облик и овеянные духом уходящей Москвы. Это Спасопесковская площадь и Собачья площадка, обе близ Арбата”.

Собачья площадка, это было одно из московских чудес. Одни краеведы говорят, что произошло это название от располагавшегося поблизости царского Псового двора, другие, что это маленький фонтан, украшенный собачьими головками, дал такое название. Была площадка удивительно уютной, какой-то домашней. Здесь жил купец Мазурин, потомственный почётный гражданин, известный в Москве благотворитель. В доме № 6, в феврале 1897 года жила Мария Александровна Ульянова и Елизаровы. В 1912 году, после свадьбы, на Собачьей площадке поселилась Марина Цветаева. Здесь бывал Пушкин. В декабре 1826 года он поселился у своего друга С. А. Соболевского. Одним из интереснейших мест Собачьей площадки, был Музей дворянского быта, открытый в 20-х годах, в доме Хомякова.

Большой Афанасьевский переулок. Название переулку дала церковь Афанасия и Кирилла, построена в 1515 году по повелению Великого князя Василия Иоановича, мастером Алевизом Фрязиным. В 1960 году переулок переименовали в улицу Мясковского – известного композитора, который жил поблизости на Сивцевом Вражке – здесь ещё в середине прошлого века по неглубокому оврагу (“вражку”) протекал ручей Сивец, впадавший в приток Москвы-реки Черторый, что и сейчас струится в подземной трубе под Гоголевским бульваром.

Нащокинский переулок, назван он был так по усадьбе XVIII века капитана Петра Федоровича Нащокина, от которой нынче не осталось и следов. Сейчас это улица Фурманова. Дом, в котором жил автор романов “Чапаев” и “Мятеж”, сохранился, на нем мемориальная доска. Безмерно жаль дом № 3 – 5, который, несмотря на все протесты общественности, был в начале 80-х годов снесен. А дом этот был первым в Москве писательским жилищным кооперативом. В этом доме поселились Константин Тренев, Виктор Шкловский, Владимир Билль-Белоцерковский, Мате Залка. Осенью 1933 года Мандельштам, наконец, получил квартиру в Нащокинском переулке. В этом же доме его и арестовали 13 мая 1934 года. Здесь же жил Булгаков. В этом доме был закончен его замечательный роман “Мастер и Маргарита”.

Улица Рылеева. Дом № 15 – прелестный особнячок в стиле ампир. Толстый слой штукатурки, покрывающий фасады, традиционный характер лепнины создают впечатление монументальной каменной постройки. Но необычный портик, который вопреки канонам классицизма прорезан арками, разрушает эту иллюзию.

Многое видели эти стены, хранившие память о деятелях культуры нескольких поколений Его построил для себя в 1815 году Владимир Иванович Штейнгель, правитель канцелярии московского главнокомандующего. В 1830 году, дом нанимает гвардии штаб – ротмистр Николай Тургенев. Вскоре к нему перебирается невестка Варвара Петровна Тургенева с детьми Николаем, Иваном и Сергеем. В 1834 году дом занимает “князь Италийский, полковник и кавалер, граф Александр Аркадьевич Суворов-Рымникский” – внук великого полководца. А с 70-х годов домом владела семья Лопатиных. В доме Лопатиных устраивались “литературные Среды”, которые пользовались в Москве большой популярностью. Здесь бывали Достоевский, Салтыков-Щедрин, Писемский, Иван Аксаков, Фет и Тургенев, которому так много напоминали эти старые стены.

Староконюшенный переулок. Здесь издавна жили царские конюхи. В конце XVII столетия на Девичьем поле образовалась Новая Конюшенная слобода. Дом № 2, густо украшенный лепниной, – это дань моде, которая охватила состоятельных жителей московского предместья. В феврале 1826 года сюда, к Дмитрию Бегичеву, брату своего ближайшего друга, нежданно приехал Грибоедов.

Дом № 18. Знаменитая в старой Москве гимназия Медведниковых. Учиться в этой гимназии считалось весьма престижно.

Дом № 33 построен в 1901 году. Здесь квартиры были дорогими, по карману успешно практикующим врачам и юристам.

В доме № 35 хранил свою коллекцию старой западной живописи Дмитрий Иванович Щукин. Удивительна и трагична судьба этой семьи. Дети известного в Москве текстильного фабриканта, бывшего крепостного Пётр, Сергей и Дмитрий были страстными собирателями. Пётр Иванович, создавший уникальную коллекцию древнерусского искусства и специально построивший для неё здание на Малой Грузинской, теперь там Биологический музей имени Тимирязьева, передал в 1905 году свои богатства в Исторический музей, одним из создателей которого являлся. Сергей Иванович собирал западноевропейских художников. После революции он уехал, коллекцию превратили в музей нового западного искусства, но позже распылили, отдав, правда большую часть собрания в музей изобразительных искусств имени Пушкина. Туда же попала в конце концов и коллекция Дмитрия Ивановича, который числился хранителем при музее своём и братьев. Умер Дмитрий Иванович, ослепший и одинокий, в комнатушке московской коммуналки в 1932 году.

Калошин переулок. Название это от фамилии местного домовладельца бригадира Алексея Ивановича Калошина, жившего здесь в конце позапрошлого века. Его же фамилия, скорее всего, произошла от малороссийского “калошек” – детских штанишек, нижней части шаровар.

Среди немногих старинных домов, доживших до нашего времени, два деревянных особняка. Дом № 8 принадлежал актрисе Малого театра Надежде Алексеевне Никулиной, которой была многолетним другом семьи А. Н. Островского. Зимой 1883 года к Никулиной несколько раз приезжал А. П. Чехов.

Дом № 12 – с барельефами в круглых медальёнах был построен для себя архитектором М. И. Лопыревским в середине XIX века.

Кривоарбатский переулок. Здесь в 1929 году был построен дом, который известен теперь во всём мире. Дом необычен. Он круглый, здесь комнаты без единого угла. В 1990 году отмечалось столетие со дня рождения архитектора Константина Степановича Мельникова. Он один из родоначальников конструктивизма, виртуозно владевший формой, он не “лепил” здания, а оперировал четкими геометрическими фигурами и объемами.

Плотников переулок. В этом переулке – один из интереснейших домов Москвы. Дом № 4. Здесь на уровне второго этажа помещён фриз с изображением Льва Толстого, Пушкина, Гоголя. Важно, что изображение Толстого – первое, прижизненное. Причём появилось оно после того, как писатель был отлучён от церкви.

Улица Веснина. Дом № 12 – один из бывших солидных “доходных домов”- памятен тем, что в нём жил выдающийся артист и режиссёр Е. Вахтангов, а верхний этаж занимала квартира и мастерская архитектора Л. Веснина, именем которого и названа улица. Дом примечателен тем, что здесь, установлено самое первое скульптурное произведение, посвящённое В. И. Ленину в Москве.

Арбат до сих пор остается любимым местом, для тех кто жил, живет и приходит сюда, что бы пройтись по старому Арбату и его переулкам, хотя и изменивший свой облик, но не изменив старинный и красивый дух Москвы. Еще не раз взоры художников, поэтов и писателей будут обращены к этой замечательной улице, еще не одно поколение москвичей будет совершать прогулки по улице с ее чарующим именем – Арбат.

КАРТА САЙТА – УЗНАЙ МОСКВУ!